Семёнов Александр Фёдорович - военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Семёнов Александр Фёдорович

А.Ф.Семёнов

Родился 7 Апреля 1912 года в деревне Заболотье Тверской области, в семье крестьянина. Закончил неполную среднюю школу, затем ( в 1927 году ), по специальности слесаря, школу ФЗУ при Калининской фабрике имени Вагжанова ( ныне СПТУ № 15 Тверского областного управления профтехобразования ). С 1932 года жил в Москве, работал на фабрике "Пролетарская мануфактура". Был ремонтировщиком, затем сменным мастером. В 1932 году поступил в Московский институт физкультуры. С 1933 года в Красной Армии. Окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. С 1936 года служил младшим лётчиком в 107-й истребительной авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

С 14 Декабря 1937 года по 15 Августа 1938 года добровольцем участвовал в национольной войне испанского народа. В 15 боевых вылетах на И-16 сбил 1 самолёт лично и 3 - в группе. Награждён орденом Красного Знамени ( 14.11.1938 г. ).

Участник Советско - Финляндской войны. К Марту 1940 года помощник командира эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка   ( 59-я истребительная авиационная бригада, 7-я Армия, Северо - Западный фронт )  Капитан А. Ф. Семёнов совершил 75 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку войск противника, нанеся ему значительный урон. В 5 воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта. Награждён вторым орденом Красного Знамени  ( 15.01.1940 г. ).

21 Марта 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1940 - 1941 годах учился в Военно - Воздушной академии им. Жуковского.

С Июня 1941 года Капитан А. Ф. Семёнов в действующей армии. По Август 1941 года служил в составе Отдельной ИАЭ; по Декабрь 1941 года - в 180-м ИАП; с Января по Июль 1942 года - в Инспекции ВВС КА; по Апрель 1944 года -в 32-м ГвИАП; по Ноябрь 1944 года - в Управлении 3-й ГвИАД; по Май 1945 года - в Управлении 322-й ИАД. Сражался на Западном, Сталинградском, 1-м Прибалтийском, 1-м Украинском фронтах. Был командиром эскадрильи, полка, а затем и дивизии. Совершил 240 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 12 самолётов противника.

После войны окончил Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Семёнов - в запасе. Умер 13 Февраля 1979 года. Похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Автор книг: "На взлёте" и "Эскадрилья Монгольский Арат"  ( вместе с Б. Дашцэрэн ).

*     *     *

Боевое крещение Лейтенант А. Ф. Семёнов получил в 1937 году, в небе республиканской Испании, на Теруэльском фронте. Там он, как и другие советские лётчики - добровольцы, свято выполнял свой интернациональный долг. Однако уже второй боевой вылет едва не закончился для Лейтенанта трагически. Он так увлёкся преследованием вражеского бомбардировщика, что при выходе из атаки потерял не только своего ведущего, но и всю группу. Выручили боевые друзья - нашли потерявшего ориентировку новичка и привели его на свой аэродром.

Командир эскадрильи А. И. Гусев  ( впоследствии Генерал - майор авиации, Герой Советского Союза ), к удивлению лётчика, выговаривать ему не стал. Он спокойно и деловито проанализировал итоги вылета и, обращаясь к тем, кто недавно прибыл в Испанию, сказал:

- Для начала запомните четыре "нельзя". Нельзя отрываться в бою от группы. Нельзя стрелять с большой дистанции. Нельзя быть слепым. Нельзя действовать поспешно. Остальное подскажет опыт...

И-16 Республиканских ВВС, 1937 г.
И-16 Республиканских ВВС, 1937 год.

"На всю жизнь осталось в моей памяти это наставление командира эскадрильи, - напишет много лет спустя А. Ф. Семёнов, ставший Генерал - лейтенантом авиации. - Очень уж выразительно сформулировал он непременные условия победы в воздушном бою. Вылетая на любое задание, я всегда старался строго соблюдать четыре "нельзя", и со временем это дало мне возможность приобрести многие другие качества, необходимые лётчику - истребителю в фронтовой обстановке".

Он воевал в районах Валенсии и Теруэля. 11 Января 1938 года Лейтенант А. Ф. Семёнов потерпел аварию на взлёте. При разбеге разрушилось одно из колёс шасси, и самолёт врезался в деревья. С тяжёлыми травмами он попал в госпиталь, в котором находился 2 месяца. После излечения вернулся в свою эскадрилью и вновь участвовал в воздушных боях.

За 7 месяцев "командировки" Александр Семёнов, летая на истребителе И-16, совершил 15 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 1 личную и 3 групповые победы.  ( С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 20 часов боевого налёта. О победах - ни слова. )

Из Испании А. Семёнов вернулся опытным воздушным бойцом. На голубых петлицах пламенели Капитанские шпалы, на парадном мундире - орден Красного Знамени. Ему сразу предложили принять эскадрилью. Но он категорически отказался: "Нет у меня ещё навыков организатора боевой и политической подготовки". Просьбу его удовлетворили. Александр получил назначение на должность замкомэска.

Войну с белофиннами Капитан А. Ф. Семёнов начал во главе 3-й эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка. Воевал на "Чайках". Летать приходилось в открытой кабине, а морозы стояли трескучие - порой доходило до 40 - 50° ниже нуля. Первое же боевое задание стало для лётчиков эскадрильи суровым испытанием. Пришлось в жесточайший холод сопровождать скоростные бомбардировщики на высоте 7000 метров без кислородных приборов. Но никто не дрогнул. Полёт был завершён успешно.

Последующие вылеты носили разнообразный характер, но чаще всего приходилось штурмовать наземные войска и аэродромы противника. В одном из таких вылетов Семёнов и одержал первую победу в небе Карельского перешейка.

- Всё произошло удивительно просто, - рассказывал позже Александр Фёдорович. - Вёл эскадрилью. На малой высоте выскочили на аэродром, а они, голубчики, взлетают. Подошёл к одному вплотную и ударил всеми огневыми средствами... Отличились в том вылете и другие лётчики эскадрильи. А тут ещё вступили в бой истребители прикрытия, ведомые Фёдором Шинкаренко  ( позже Генерал - полковник авиации, Герой Советского Союза ). Одним словом, - закончил ветеран, - успех был полным.

Истребитель И-153.

Истребитель И-153.  На такой машине сражался А. Ф. Семёнов зимой 1939 - 1940 годов.

А вскоре была одержана и вторая победа. "Чайки" то большими кругами, то змейками ходили над линией фронта. Семёнов построил боевой порядок эскадрильи так, что всё воздушное пространство над полем боя постоянно находилось под контролем советских лётчиков.

Вражеских самолётов в западном секторе небосклона пока не было видно. Но с юго - востока, из нашего тыла, низко, прижимаясь к верхушкам деревьев, появился летящий самолёт. Вражеский воздушный разведчик !   Немедленно атаковать. Семёнов перевернул "Чайку" через крыло и устремился вниз. Когда расстояние между самолётами сократилось до десятков метров, он открыл огонь. Разведчик, вспыхнув, стал падать. После боя командир авиационной дивизии лично поздравил мужественного комэска и сказал, что от наземных войск поступило подтверждение о сбитом самолёте.

Победную точку Капитан А. Ф. Семёнов поставилв небе Карелии с помощью военной хитрости. Дело в том, что на участке фронта, где действовали лётчики 7-го истребительного авиаполка, появились новые боевые машины противника. Их горизонтальная скорость несколько превышала скорость "Чаек". Как быть ?

- В самом начале виража, - посоветовал лётчикам командир эскадрильи, - надо подрезать круг и бить с короткой дистанции. Наверняка получится.

В очередном вылете Семёнов блестяще осуществил свой замысел. Самолёт противника был сбит настолько молниеносно, что остальные вражеские лётчики не успели принять защитных мер.

75 успешных боевых вылетов совершил Семёнов в сложных условиях суровой зимы. И почти все - во главе эскадрильи. Сбил 4 вражеских самолёта.  ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные победы. )

Мужество и мастерство отважного лётчика было по достоинству оценено Родиной. Весной 1940 года М. И. Калинин вручил Капитану А. Ф. Семёнову орден Ленина и "Золотую Звезду" Героя.

Наступили мирные дни. С Ноября 1940 года Семёнов учился в Военно - Воздушной академии им. Жуковского. Боевой лётчик сел за учебники. Хотелось систематизировать знания, обобщить накопленный опыт, повысить уровень специальной командирской подготовки. Но завершить удалось только один курс академии. Началась Великая Отечественная война.

Цена опыта, накопленного Майором Семёновым в 2-х войнах, была исключительно велика и сказалась в первых же воздушных боях. В начале Июля 1941 года, во главе Отдельной истребительной эскадрильи МиГ-3, он вылетел на Западный фронт. Нагрузка легла на плечи авиаторов предельная. Нередко вылетали по 5 - 6 раз в день. Прикрывали наземные войска, сопровождали бомбардировщиков, вели воздушную разведку, штурмовали противника. И почти каждый вылет заканчивался напряжённым воздушным боем с превосходящими силами врага. Уже в конце Июля, он уничтожил бомбардировщик He-111, в Августе - 2 истребителя Ме-109.

В один из Августовских дней Семёнов получил приказ: пятёркой МиГ-3 прикрыть наземные войска в районе Ельни. В группу вошли опытные воздушные бойцы, и среди них два Сергея - Долгушин и Макаров. Дежурство поначалу было спокойным. Но когда оно подошло к концу, пятёрку зажали в клещи "Мессеры". Пятеро против тринадцати !   Горючее было на исходе. Что делать ?   Решение пришло мгновенно: атаковать всей группой правую четвёрку с выходом вверх, а затем обрушиться на ту, что слева.

Резкий маневр вправо. Лётчики понимают ведущего без слов. Первая пара врагов шарахается в сторону. Семёнов бьёт по ведущему в упор. Ведомого уничтожает Долгушин. Пятёрка МиГ-3 с набором высоты выходит из атаки и устремляется к левой четвёрке "Мессеров". Те поспешно ретируются. Кольцо окружения прорвано.

- В том бою, - вспоминает Александр Фёдорович, - мы, пожалуй, впервые по - настоящему оценили мощь наших истребителей, почувствовали уверенность в том, что можем с успехом бить врага. Кто пережил 1941 год, знает, как много значила эта уверенность.

За участие в Июльских - Августовских боях многие лётчики эскадрильи, которой командовал Семёнов, были награждены боевыми орденами. Александр получил тогда 3-й орден Красного Знамени.

В одном из Сентябрьских боёв он одержал победу над 2-мя "Ягуарами" - многоцелевыми двухмоторными самолётами Ме-110.

Самолёт Ме-110.

Немецкий двухмоторный многоцелевой самолёт Messershmitt Me-110D-3.

К тому времени эскадрилья, после пополнения людьми и техникой, влилась в 180-й истребительный авиационный полк. Здесь Семёнов встретился со своим бывшим командиром звена Капитаном И. М. Хлусовичем, который тоже воевал в Испании и вернулся оттуда с орденами Ленина и Красного Знамени. С этим полком Семёнов вёл бои за Ржев, штурмовал вражеские войска. Мастерство лётчиков эскадрильи росло от боя к бою. Их отличали хорошая слётанность, меткий огонь, взаимная выручка.

...Встреча шестёрки Капитана Семёнова с 30 "Мессерами" произошла в районе аэродрома. Меткий удар - и 2 Ме-109 рухнули на землю. Но это не нарушило планов противника. Они разделились на группы. Одни бросились на смельчаков, другие изготовились к штурмовке аэродрома. Этого допустить было нельзя: на аэродроме шла дозаправка самолётов. Завязался тяжёлый воздушный бой.

Семёнов первым заметил, как 2-м "Мессерам" удалось подбить самолёт Ю. А. Антипова. Лётчик стал выходить из боя. Немцы набросились на него. На выручку раненому товарищу поспешил Семёнов. Он с короткой дистанции расстрелял одного из преследователей и тут же сам попал под удар. Антипов был спасён. Но во что превратилась машина комэска !   После посадки механики и мотористы разобрали её на запасные части. К счастью, лётчик не пострадал.

Тот бой вошёл в историю полка. Шестёрка Капитана Семёнова сбила 6 "Мессеров": по одному - Сергей Долгушин и Никита Боровой, по 2 - Александр Семёнов и Юрий Антипов.

В середине Октября 1941 года Семёнов стал заместителем командира полка. Он одним из первых освоил истребитель, вооружённый реактивными снарядами. Его примеру следовали другие лётчики.

МиГ-3 из состава 180-го ИАП.

Истребитель МиГ-3 из состава 180-го ИАП.  Западный фронт, лето - осень 1941 года.

В Декабре 1941 года Александр Семёнов был награждён орденом Ленина и в звании Майора направлен на курсы командиров авиационных полков. Однако снова на фронт он прибыл в Мае 1942 года уже в другой должности - инспектора ВВС, с мандатом, где значилось: "Командирам частей, соединений и начальникам служб выполнять все требования и указания Майора А. Ф. Семёнова".

Инспектор Семёнов, как и все лётчики, освоил новый самолёт Як-7. Он помогал Майору И. И. Клещёву готовить 434-й истребительный полк к боям, в частности много внимания уделял организации учебных схваток Як-7 с трофейным Ме-109, выделенным полку накануне вылета на Сталинградский фронт.

К середине Июня 1942 года подготовка 434-го полка к боевым действиям была закончена. Он состоял из двух эскадрилий и имел на вооружении 20 истребителей Як-1. Положение советских войск в излучине Дона к тому времени ухудшилось. Лётчики полка поклялись с честью выполнить приказ Родины - защищать каждую пядь советской земли до последней капли крови. Полк был направлен на Юго - Западный фронт, в 8-ю Воздушную армию, которой командовал Генерал - лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин. Вместе с полком отправился туда и Майор А. Ф. Семёнов, как представитель инспекции ВВС.

Битва на Волге продолжалась. Лётчики 434-го полка одерживали одну победу за другой. Лишь с 16 по 28 Сентября 1942 года они сбили 74 вражеских самолёта. Но и сами несли потери. Не вернулся с боевого задания 18-летний Володя Микоян. Спасая командира эскадрильи, погибла Клавдия Нечаева, командир звена девушек. 19 Сентября был сбит и Майор И. И. Клещёв. Сильно обгоревший он выбросился с парашютом и был отправлен в госпиталь.

Командование полком принял Майор А. Ф. Семёнов. Он хорошо усвоил неписаное правило поведения своего предшественника: "Пока ты сам летаешь, ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях - сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром". Семёнов много летал сам, руководил вылетами подчинённых. Итоги боевой деятельности полка с 15 Июля по 3 Октября 1942 года оказались внушительными, боевых вылетов - 2060, сбитых самолётов врага - 173. При этом, за время Сталинградской битвы сам 434-й ИАП трижды выводился на переформирование...

22 Ноября 1942 года 434-й истребительный авиационный полк был преобразован в 32-й Гвардейский ИАП. Такой же чести удостоился и 180-й авиаполк, в котором Семёнов воевал в 1941 году. Оттуда ему тоже переслали Гвардейский знак. Так он в один день стал "дважды Гвардейцем". Но недолго пришлось командовать ему прославленным коллективом.

Як-1Б из состава 32-го ГвИАП.

Истребитель Як-1Б из состава 32-го Гвардейского ИАП.  1942 - 1943 годы.

В Январе 1943 года Майор А. Ф. Семёнов получил назначение старшим инспектором - лётчиком в Главное Управление Боевой Подготовки фронтовой авиации, где первое задание получил вместе с Н. Храмовым. Вопрос был поставлен конкретно: "Почему Ла-5 "недодаёт" скорости ?". В кратчайшие сроки они установили наиболее распространённые случаи нарушения правил эксплуатации и технического обслуживания истребителей: незакрываемые в полёте фонари, погнутые щитки и посадочные костыли, царапины на фюзеляже и крыльях... Рекомендации асов нашли отражение в приказах по Воздушным армиям и спасли не одну жизнь.

Офицеры управления ежемесячно находились в войсках более 3-х недель. Они проводили там показательные занятия, организовывали полёты, учения, осуществляли разборы боевых вылетов. На них же возлагались участие в испытаниях новых образцов самолётов и вооружения ВВС, разработка инструкций и руководств по боевому применению бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков. В Москву они возвращались лишь для того, чтобы подготовить отчёт о проделанном, поставить или решить какой - то вопрос либо получить новое задание. Сколько пришлось решать этих вопросов за год работы в управлении !   Одни были связаны с выяснением реальных боевых возможностей техники, другие - с большими потерями лётного состава, третьи - с вводом молодёжи в боевой строй. И как правило, они решались во фронтовой обстановке, в боевых вылетах с участием лётчиков - инспекторов управления. В частности, инспекторы много сделали при внедрении радиосвязи в управление группами самолётов в воздухе, при организации взаимодействия между различными видами авиации и авиационных подразделений с наземными войсками.

Работая в Главном Управлении Боевой Подготовки, Майор А. Ф. Семёнов не терял надежды вернуться непосредственно на фронт. В Феврале 1943 года его просьба была удовлетворена: он принял командование 286-й истребительной авиационной дивизией.

А.Ф.Семёнов

В Феврале 1944 года Александр Фёдорович вернулся в свой 32-й Гвардейский ИАП, который теперь входил в состав 3-й истребительной дивизии 1-го Гвардейского истребительного корпуса Резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Полк был вооружён истребителями Ла-5. Его костяк составляли многие участники Сталинградской битвы...

Новому командиру полка вместе с офицерами штаба очень скоро удалось разгадать одну из тактических новинок врага. Немцы довольно точно определяли время барражирования наших истребителей и, когда они уходили на посадку, наносили удар по нашим наземным войскам.

- Около линии фронта "Юнкерсы" выжидают смены наших истребителей, - предположил штурман полка Майор В. Гаранин.

Семёнов решил проверить это предположение лично.

Во главе четвёрки наиболее опытных лётчиков он вылетел за линию фронта. Поиск длился 20 минут. Первым "Юнкерсов" увидел Майор В. Луцкий. Семёнов повел группу на высоту в западном направлении: пусть экипажи "Юнкерсов" при сближении думают, что подходят их истребители прикрытия.

Хитрость удалась. После первой же атаки 2 "Юнкерса", объятые пламенем, вывалились из круга. В стане врага паника. Новый заход. Четвёрка Семёнова сбила ещё 2 самолёта и своевременно вышла из боя, так как с запада подходила большая группа "Фоккеров".

Всего за Март 1944 года лётчики полка сбили в воздушных боях 20 вражеских самолётов, в том числе 14 "Юнкерсов". Наши потери составил 1 самолёт.

В начале Мая 1944 года Подполковник А. Ф. Семёнов получил назначение на должность заместителя командира 3-й Гвардейской истребительной авиационной Брянской дивизии, Краснознамённой ордена Суворова дивизии  ( 32-й ГвИАП, 63-й ИАП, 137-й ИАП ), действующей в Восточной Пруссии. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии  ( Июнь 1944 года ), а затем - в Kурляндии. Круг его забот расширился. Пришлось заниматься перебазированием полков, организовывать взаимодействие с наземными войсками, торпедоносной авиацией Краснознамённого Балтийского Флота, принимать энергичные меры для своевременного поступления боеприпасов, горючего, продовольствия. Много пришлось Семёнову занижаться вопросами тактики, уточнением порядка прикрытия штурмовиков, организацией воздушной разведки.

Так прошло лето 1944 года. В Октябре войска 1-го Прибалтийского фронта, надёжно прикрытые авиацией, вышли на побережье Балтийского моря и отрезали от Восточной Пруссии основные силы немецкой группы "Север". Начались новые бои. Но в них Семёнову участвовать не пришлось. Он был назначен командиром 322-й истребительной авиационной Минской дивизии  ( 2-й ГвИАП, 482-й и 937-й ИАП ), действовавшей в составе 2-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта на Берлинском направлении.

На новом месте Семёнов начал с проверки техники пилотирования руководящего состава дивизии и полков. Впереди предстояли ожесточённые воздушные бои. Каждый из командиров был потенциальным ведущим группы, а они только начали летать на новых типах самолётов. Одновременно шло и совершенствование системы управления группами истребителей в воздухе. Одним словом, к началу наступления в Январе 1945 года дивизия была подготовлена к боевым действиям в полном объёме.

Перед наступлением полки перебазировались на аэродромы Сандомирского плацдарма, до которых долетали снаряды врага. Самолёты были своевременно рассредоточены и тщательно замаскированы. Командир дивизии с офицерами штаба проанализировали противостоящие воздушные силы противника. По имевшимся данным, возникла вероятность массированных ударов по нашим наземным войскам, а также серьёзного противодействия нашей бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.

Исходя из сложившейся обстановки, комдив Семёнов 2 полка выделил на штурмовку вражеской авиации на аэродромах, а один - для действий по вызовам с КП корпуса. Почти все офицеры управления дивизии были направлены в части. Семёнов на По-2 вылетал в полки, где складывалась наиболее сложная обстановка. И всё шло по плану.

Взаимодействие с танкистами в дивизии было продумано до мелочей, но оно - то как раз чаще всего оказывалось под угрозой. А виной тому было... быстрое наступление танкистов. Инженерно - строительные батальоны не успевали готовить истребителям аэродромы. Выручили те же танкисты. Они стали выделять в распоряжение передовых комендатур дивизии тракторы и даже боевые танки для уплотнения грунта взлётно - посадочных полос. Оказывало помощь в строительстве аэродромов и освобождённое от врагов население Польши.

Лётчики дивизии успешно решали возложенные на них задачи. Подвеска на Ла-5 и Ла-7 бомб весом 25, 50 и 100 килограммов значительно повышала боевые возможности этих самолётов, имевших к тому же мощное пушечное вооружение. Бомбометание и стрельба выполнялись с пикирования и малых дистанций, а потому эффективность их была очень высокой.

Но однажды стремительность наступления чуть было не обернулась большой бедой. Штаб дивизии и 2 полка перебазировались на аэродром, только что захваченный нашими танкистами. Те ушли вперед, стрелковые части ещё не подошли, а к вечеру к аэродрому приблизилась многочисленная колонна противника. Как быть ?   Организовали круговую оборону. Комдив запросил помощи у танкистов. И сопротивление деморализованного врага было сломлено. Немецкие солдаты начали сдаваться в плен.

Наступление продолжалось. Только с 12 Января по 31 Марта 1945 года лётчики дивизии, которой командовал Семёнов, совершили 2290 боевых вылетов, провели 180 воздушных боёв и сбили 98 вражеских самолётов. Кроме того, по самым скромным подсчётам, при штурмовых ударах они уничтожили на земле 24 самолёта, 90 автомашин, 12 паровозов и 63 вагона. Дивизия была награждена орденами Красного Знамени. Грудь комдива А. Ф. Семёнова украсил орден Богдана Хмельницкого.

Накануне Берлинской операции дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени. Украсили ордена и боевые знамена полков, которым предстояло действовать на направлении главного удара 1-го Украинского фронта в интересах 3-й Гвардейской общевойсковой, 3-й и 4-й Гвардейских танковых армий. 2-й ГвИАП был награждён орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени, 937-й ИАП - орденом Красного Знамени, 482-й ИАП - орденами Кутузова 3-й степени и Александра Невского.

Всё было подчинено главному лозунгу тех дней: "Завершим разгром немецкого фашизма в его логове !"   И он был воплощён в жизнь. В приказе Верховного Главнокомандующего в числе соединений, отличившихся при взятии Берлина, была названа и 322-я истребительная авиационная дивизия, которой командовал Гвардии Полковник А. Ф. Семёнов. Свой последний, 240-й боевой вылет, он совершил 2 Мая 1945 года, в небе Берлина.

Но это не было окончанием боевых действий лётчиков дивизии. Победные вылеты они произвели в небе восставшей Праги. Под руководством Семёнова лётчики 322-й Минской Краснознамённой ордена Суворова истребительной дивизии только за 1945 год совершили 4369 боевых вылетов. В боях над Силезией, Берлином и Прагой уничтожили 152 самолёта, много живой силы и техники наземных войск противника. За успешное выполнение боевых заданий личному составу дивизии 7 раз объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандования. Александр Фёдорович Семёнов был награждён полководческим орденом - Кутузова 2-й степени. К тому времени, участвуя в 65 воздушных боях, он сбил 15 самолётов противника лично и 12 - в группе с товарищами.

А. Ф. Семёнов родился 4 Апреля 1912 года в деревне Заболотье Тверской губернии. После окончания средней школы и ФЗУ работал на Калининской текстильной фабрике, был рабочим, потом старшим мастером. В 1932 году поступил в Московский институт физкультуры, затем добился направления в лётную школу и в 1936 году окончил 9-ю  ( Харьковскую )  военную школу лётчиков и летнабов. Он участвовал в 3-х войнах, воевал и сбивал самолёты противника на всех типах современных ему отечественных истребителей - от И-15 до Ла-7. Как инспектор ВВС облетал все типы импортных и трофейных машин. Интересно, что лётчик скептически оценивал "Аэрокобру", называя её "заокеанской капризницей". В своей ратной жизни он сбил 20 самолётов противника лично и 15 - в группе, среди них машины 14 типов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 1 + 3 победы в Испании; 2 + 0 в Финскую; 7 + 12 в Отечественную. ]

За участие в Великой Отечественной войне награждён орденами: Ленина  ( ??.09.1941 ), Красного Знамени  ( ??.8.1941 ), Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени; 8 медалями, в том числе: "За оборону Сталинграда"  ( 22.12.1942 ), "За оборону Москвы"  ( 1.05.1944 ), "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ).

После войны Александр Фёдорович продолжал служить в ВВС на командных должностях. Окончил Военную академию Генерального штаба. За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

С 1970 года Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Семёнов в отставке. О своём боевом опыте написал 2 книги  ( одну в соавторстве ). Проживал в Москве. Умер 13 Февраля 1979 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника А. Ф. Семёнова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.08.1941 г.1  Ме-109ДуховщинаМиГ-3, Як-1, Як-7,

Ла-5, Ла-7, другие типы.

221.08.1941 г.1  Ме-109Духовщина
323.09.1941 г.1  Ме-110сев - зап. Дулово
41  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )сев - зап. Дулово
502.10.1941 г.1  Ме-109Щелкино
606.10.1941 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 6 )Тупишино - Андреевское
712.10.1941 г.1  Do-17  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. Ржев
81  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )Холмецы
913.10.1941 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 5 )Старица
101  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )Калинин
1118.09.1942 г.1  FW-189юго - зап. ст. Котлубань
1203.03.1944 г.1  Ju-87Черепово

      Всего сбитых самолётов - 7 + 12  [ 6 + 6 ];  боевых вылетов - 240;  воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz