Сокол Константин Порфирьевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Сокол Константин Порфирьевич

10 декабря 1939 года командир 38-го истребительного авиполка 59-й авиабригады майор Н. Т. Сюсюкалов получил приказ подготовить к отправке на север в состав только что созданных ВВС 14-й армии 3 из 4-х имевшихся в его распоряжении эскадрилий. Для отправки предназначались подразделения, укомплектованные истребителями И-15бис. 12 декабря эшелоны с личным составом и истребителями ушли к месту назначения.

Две из трёх убывших эскадрилий, 1-я под командованием капитана Константина Порфирьевича Сокола и 3-я капитана Владимира Александровича Веклича, предназначались для поддержки 122-й стрелковой дивизии Особого стрелкового корпуса. Помимо двух эскадрилий 38-го иап, для поддержки действий дивизии предполагалось задействовать также одну из двух эскадрилий ДБ-3 ВВС 14-й армии под командованием капитана Тихонова.

Первые истребители 38-го иап прибыли на станцию Африканда 15 декабря. К 20 декабря туда доставили в общей сложности 30 И-15бис, которые собирались и облётывались на близлежащем аэродроме до 26 декабря. Одновременно в конце второй декады декабря в состав ВВС 9-й армии прибыл штаб 9-го лёгкого штурмового авиполка во главе с командиром полка полковником Василием Михайловичем Филиным. Именно ему вместе со своим штабом было поручено стать во главе Авиагруппы северного направления, в которую были включены 2 эскадрильи 38-го ИАП и эскадрилья ДБ-3 Тихонова. По фамилии командира эта группа в большинстве документов фигурирует как "Авиагруппа Филина".

Появление советских истребителей в этом районе стало для финских пилотов настоящим сюрпризом. 24 декабря один из "Юнкерсов" К.43  ( из состава 3/LLv16 ), пилотируемый фельдфебелем К. Хюютияненом, вылетел для разведки с попутным бомбометанием и разбрасыванием листовок в направлении Салла. Проходя в районе Мяркяярви, примерно в 13:30 самолёт внезапно подвергся атаке советского истребителя. Пули поразили топливный бак и кабину пилота. Самолёт загорелся, бортмеханик М. Маюри, сидевший рядом с пилотом, был убит сразу же, лётчик выбросился с парашютом, когда огонь уже начал проникать в кабину, штурман лейтенант Э. Аланен и стрелок младший сержант П. Каурто из самолёта так и не выпрыгнули. Хюютиянен приземлился в глухом лесу без еды и спичек и до вечера следующего дня пробирался на запад по глубокому снегу, пока не наткнулся на финский лыжный патруль, который и доставил отморозившего ногу лётчика в лазарет. Обломки самолёта и тела экипажа финны нашли только летом 1940-го в болоте.

Автором результативной атаки оказался командир 1-й эскадрильи капитан К. П. Сокол. Причём встреча эта вполне могла и не состояться. Дело в том, что из-за отсутствия в Мяркяярви печей подогрева и довольно сильного мороза, истребители авиагруппы Филина в течение всего дня оставались на земле. Лишь когда в районе аэродрома был замечен самолёт противника, совместными усилиями удалось запустить мотор одного И-15бис, на котором и вылетел на перехват капитан Сокол. Старания наземного персонала оказались не напрасными и были вознаграждены первой воздушной победой ВВС 9-й армии.

( Информация из статьи - "Авиагруппа Филина в декабре 1939 - январе 1940 гг." )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz