КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
В Декабре на Карельском перешейке дни совсем короткие: рассвет наступает около 10 часов, а в 15 часов 30 минут уже сумерки. Все же мы успевали производить по 3 - 4 вылета в день. Летали в любую погоду. Летали, не считаясь ни с чем. И добивались успеха. Взаимопомощь, взаимная выручка в бою - главное. В таком духе воспитывались все наши лётчики. Однажды наши истребители сопровождали бомбардировщиков. В этом полёте два наших "чижика" ( истребителя ) отстали от своих товарищей, и на них накинулось 12 белофинских истребителей. Старшие лейтенанты Казаченко и Соколов ( будущие Герои Советского Союза ), пилотировавшие самолёты, вступили в неравный воздушный бой. Отражая атаки противника, отважные лётчики внимательно следили друг за другом. Все попытки белофиннов зайти в хвост какому - либо из наших самолетов окончились неудачей. Измотав врагов, друзья стали наносить им удар за ударом. Они сбили 4 "Фоккера" и невредимыми вернулись на свой аэродром. Ни на секунду не терять из виду товарища и никогда не оставлять его в беде - это было нашей заповедью во всех полётах и боях. Чуть ли не каждый раз мы возвращались на аэродром с победой. 19 Декабря звено Капитана Костенко сбило в воздухе звено финских истребителей [ По финским данным 19.12.1940 г. в бою с И-16 из 25-го ИАП был сбит только один "Fokker" C.X. Оба члена экипажа погибли ]. 23 Декабря звено Капитана Журавлёва уничтожило 3 финских истребителя и 2 разведчика [ По финским данным 23.12.1940 г. в бою с И-16 из 25-го ИАП был подбит только один "Fokker" D.XXI. Пилот был ранен, но смог посадить самолёт ]. Звено Капитана Суворова однажды заметило двух финских истребителей, сопровождавших "Дуглас". Атаковав их, наши лётчики сбили все 3 самолёта [ По финским данным за период 1.12.1939 - 13.03.1940 гг. ВВС Финляндии не потеряли ни одного самолёта Douglas DC-2 ]. В Феврале, во время прорыва укреплённого района, наш полк нередко заставлял артиллерию противника прекращать огонь. Мы обстреливали белофинские батареи и пикировали, сбрасывая бомбы. Так летали с рассвета до наступления темноты. Не помню точно, 18 или 19 Февраля наши танки не могли пройти по дороге к селению Лейпясуо, так как с опушки леса вели огонь противотанковые орудия противника. Мы вылетели в составе девятки и обстреляли лес. Потом повторили атаку. После второго налёта стрелковые части, следуя за танками, заняли селение Лейпясуо. В другой раз наша наступающая пехота была сильно обстреляна из финских окопов. Увидев, что наши стрелки залегли, мы атаковали позиции белофиннов и заставили их прекратить огонь. Воспользовавшись замешательством противника, пехотинцы сразу же бросились на него в атаку. Мы радовались, когда удавалось чем - либо помочь наземным войскам. Видели в этом проявление нерушимой боевой дружбы между различными родами войск, являющейся залогом успеха в бою. В то время как наши войска готовились к прорыву линии Маннергейма, мы поддали белофиннам жару. Налеты советской авиации заставили противника совершенно прекратить дневное движение в радиусе 100 километров от фронта. Летаешь над территорией Финляндии, кругом мертво, пустынно. Но когда наши части, прорвав укрепленные районы, стали подходить к станции Кямяря, финны начали лихорадочно подбрасывать войска на Карельский перешеек. Теперь уже они везли солдат и днем и ночью - время не терпит. От пленных нам удалось узнать, что в вагонах воинских поездов полы покрыты слоем песка в 0,5 - 0,75 метра. В случае появления нашей истребительной авиации поезда останавливались, и солдаты прятались под вагоны: песок предохранял их от пуль. Но эта хитрость не помогла им. Мы стали заходить сбоку эшелонов и стрелять под вагоны. Солдаты выскакивали из - под них, как суслики из норы, когда туда нальешь воды. Так уничтожали мы белофинские воинские эшелоны. Летать было нелегко, в особенности над крупными населёнными пунктами. Летишь, а вокруг тебя зелёные и красные ленты трассирующих и зажигательных пуль, рвутся снаряды малокалиберных зениток. Ощущение не из приятных. Помню, 27 Февраля погода стояла плохая. Шёл снег. Прилетели на станцию Тали. Произвели две атаки. При выходе, после второй атаки я заметил колонну пехоты противника. Собрал звенья и хотел зайти для атаки в хвост колонны. Тут - то нас и заметили вражеские зенитчики. Чувствую взрыв. Оглушило меня. Потряс головой, открыл глаза. Нюхаю, не пахнет ли бензином. Нет. Значит, ещё ничего. Но догадываюсь, что пробит масляный бак. Посмотрел на манометры - не работают... В таких случаях единственное желание - поскорее добраться до линии своих войск. Садиться на территории противника никому не охота. Долетели домой. Подсчитали - 32 пробоины... Всякое бывало. Прилетит лётчик с задания, самолёта, не узнать - весь изрешечён. Спрашиваешь: - На чём прилетели ? - На нашем, советском воздухе, товарищ командир. Хороший, надо сказать, воздух. Легко на нём летать. Истребители много раз специально направлялись в тыл противника, искали врага, навязывали ему бой. Бомбили аэродромы, бомбили мосты и другие военные объекты. 2 Февраля был бой над станцией Иматра. Наших - 12 самолётов, а финских - 18. Бой продолжался 15 - 20 минут. Мы не потеряли ни одного лётчика. Только после боя требовался ремонт для пяти машин. У одной даже шасси пробило, пришлось лётчику садиться на "пузо". В этом бою мы сбили 12 финских самолётов [ По финским данным 2.02.1940 г. в бою с И-16 из 25-го ИАП был сбит только один "Fokker" D.XXI. Пилот погиб ]. На Карельском перешейке разведку большей частью вели истребители. Лётчики у меня были молодые, не опытные ещё в разведке. Ночью, после полётов, я обучал их, как определять вражеские подразделения и части по длине колонн, как ориентироваться по карте крупного масштаба и так далее. Так мы отдыхали после дневной боевой работы. Любовь к Родине давала нам, лётчикам, силы для борьбы, вдохнула в нас смелость и мужество, необходимые для победы. Было и ещё одно замечательное обстоятельство: вера лётчиков в свою материальную часть. Верили. Любили её. Твёрдо знали, что она не откажет. И не было у нас случая, чтобы материальная часть подвела. Ходили на полный радиус - и ничего, возвращались в полном порядке. На Карельском перешейке мы сбили 52 самолёта противника [ По финским данным за период 1.12.1939 - 13.03.1940 гг. ВВС Финляндии потеряли всего 71 самолёт, в том числе боевые потери - 42 самолёта, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 - зенитным огнём. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков - всего 1559 истребителей ], а сами в воздушных боях не потеряли ни одного [ В соответствии с журналом боевых действий 25-й ИАП за время боевых действия потерял 1 самолёт в боях, 2 - пропавшими без вести, а 3 - в авариях и катастрофах ]. Советское правительство наградило наш 25-й истребительный авиационный полк орденом Красного Знамени. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |