Книги Михаила БЫКОВА - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Предисловие к книгам М. Ю. Быкова

Обложка первой книги.

В июне 2007 года вышла в свет очередная книга серии "Сталинские соколы" издательства "ЯУЗА" - "ЭКСМО" под названием "Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941 - 1945 годов". Автор этого издания - Михаил Юрьевич Быков, один из соавторов известного в недавнем прошлом сайта "Авиа - Хобби". Он проделал огромную работу, нашёл массу новых данных, уточнил многие другие. Все любители авиации, и я в том числе, искренне благодарны ему за этот труд. Большую помощь в сборе архивной информации и её обработке для издания оказали исследователи - энтузиасты истории авиации Никита Егоров и Алексей Пекарш  ( автор вступительной статьи к данному сборнику ).

В 2008 году вышла в свет 2-я книга М. Ю. Быкова - "Советские асы. 1941 - 1945 гг. Победы сталинских соколов". В ней нашли отражение исправления данных по предыдущей книге, новые данные по асам армейской авиации и частей ПВО, имеющих от 5 до 9 личных побед, а также по асам морской авиации.

За последние 10 - 15 лет большое количество публикаций немецких "экспертов" о достижениях  ( истинных и мнимых )  асов Люфтваффе с "астрономическими" боевыми счетами сформировали общественное мнение об их подавляющем превосходстве над "сталинскими соколами". В этом потоке совершенно затерялись книги и статьи о тех, кто сумел в жестоких боях одержать верх над хорошо обученным и жестоким противником, действующим на превосходной современной технике.

Разумеется, в своей дальнейшей работе над проектом "Красные соколы" я буду пользоваться данными, опубликованными в книгах М. Ю. Быкова. Однако, исправление статей сайта общим объёмом более 200 МБ займёт достаточно много времени. И это следует учитывать...

*     *     *

Фрагмент обложки второй книги М.Ю.Быкова.

Если попросить современного жителя России назвать наших лётчиков - истребителей, отличившихся в Великой Отечественной войне, в большинстве случаев будут произнесены две самые известные фамилии - Кожедуб и Покрышкин. Люди, увлекающиеся военной историей, назовут несколько десятков имен, специалист по истории авиации периода 1941 - 1945 годов расширит этот список до нескольких сотен.

Исправить эту ситуацию и было целью исследования, в результате которого в данное издание вошли сведения о почти 3200 лётчиках - истребителях, сбивших лично 5 и более самолётов противника, большинство из которых на данный момент не известно широкому кругу интересующихся историей авиации.

Автор провёл около 5 лет в ЦАМО РФ, собирая и систематизируя документальные сведения о боевой деятельности советской истребительной авиации и её пилотов. Данная работа уникальна в отечественной авиационной литературе. Все более ранние документальные исследования по данной тематике носили узконаправленный характер, а попытки получить полную картину  ( Н. Бодрихин "Советские асы", Т. Полак - К. Шоурз "Асы Сталина" и другие )  авторами делались на основе мемуарных источников и журнальных публикаций. Это стало причиной значительной неполноты данных, более того - на страницы книг неизбежно попало множество неточностей и преувеличений, а также намеренных подтасовок фактов, обусловленных системой политической пропаганды советского периода.

Настоящее издание лишено указанных недостатков, поскольку целиком и полностью основано на материалах архивных документов, и должно представлять несомненный интерес для любителей авиации периода Великой Отечественной войны.

*     *     *

17 декабря 1903 года американцы братья Райт впервые поднялись в воздух на аэроплане собственной конструкции. Никто не мог предположить тогда, что воплощение прекрасной мечты человечества о полёте принесет ему столько бед. Менее чем через 10 лет, во время Итало - Турецкой  ( 1911 г. )  и Балканских  ( 1912 - 1913 гг. )  войн самолёт впервые был "поставлен под ружьё". Оказалось, что новомодное изобретение можно эффективно использовать не только для развлечения праздной публики, но и для связи, разведки, корректировки артиллерийского огня. Дальше - больше, аэроплан примерил на себя роль бомбардировщика - и на головы обескураженного противника посыпался дождь стальных стрел, ручных гранат и первых примитивных авиабомб.

Когда летом 1914 года вспыхнула Первая Мировая война, все её участники уже имели на вооружении то или иное количество военных аэропланов, выполнявших те же боевые задачи. В силу своей малочисленности в воздухе они встречались крайне редко, и первое время главным противником военных лётчиков было лишь техническое несовершенство их аппаратов, приводившее к многочисленным авариям и катастрофам. Однако время шло, количество самолётов росло одновременно с их совершенствованием. Бомбовая нагрузка уже исчислялась десятками и сотнями килограммов, а увеличение дальности и скорости полёта позволяло не только неожиданно доставлять эти килограммы к самым важным и уязвимым объектам - штабам, мостам, железнодорожным станциям, местам сосредоточения войск, - но и привозить из полётов важные разведывательные данные, путая все карты противника. В поисках эффективного средства борьбы с вражескими аэропланами победил старый принцип "клин клином вышибают", и на сцену вышел совершенно новый тип самолёта - истребитель.

По сути, первыми истребителями стали самые лёгкие и быстроходные представители семейства разведчиков и бомбардировщиков, способные догнать своих более медлительных собратьев. Позднее они стали вытесняться специально спроектированными истребителями. Всё более частые встречи противников в воздухе теперь не заканчивались, в зависимости от настроя их пилотов, почти дружескими приветствиями или стрельбой из револьверов. С появлением пулемётов в качестве бортового оружия уничтожение воздушного противника стало профессией, а есть профессия - есть, как говорилось в советское время, и "лучшие по профессии".

Очень быстро появился и специальный термин "ас"  ( "as" по-французски - карточный туз ), которым стали обозначать лучших лётчиков. Сначала, весной 1916 года, это произошло во Франции, но очень быстро ёмкое словечко подхватили союзники - Англия, Италия, США, а после окончания войны термин стал общепринятым.

В царской России, а затем и во вновь созданных ВВС Рабоче - Крестьянской Красной Армии понятие "ас" употреблялось достаточно редко, да и подразумевалось под ним нечто иное, чем в остальном мире. Если за рубежом асами называли пилотов, имевших прежде всего несомый личный счёт сбитых вражеских самолётов, то в отечественной литературе и прессе термин "асс"  ( первое время писали именно так, с двумя "с" )  обозначал, как правило, отчаянного храбреца, сорвиголову. Возможно, не в последнюю очередь это было связано с малой интенсивностью воздушных боёв  ( а следовательно - и с небольшим количеством сбитых самолётов )  как на Восточном фронте Первой Мировой войны, так и на фронтах войны Гражданской. Однако, к сожалению, через 20 лет после окончания Первой Мировой недостатка в воздушных боях у советских лётчиков уже не ощущалось...

Начиная с осени 1936 года, когда на помощь республиканскому правительству Испании в начавшейся Гражданской войне было решено отправить советских добровольцев, последовала целая череда больших и малых войн и конфликтов - Китай, Халхин - Гол, Польша, Финляндия, - в которых пилоты ВВС РККА оттачивали своё мастерство. Уже по результатам этих боёв появились первые советские асы в привычном для нас понимании этого слова, с несколькими сбитыми самолётами противника на счету. Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, количество результативных лётчиков - истребителей стало измеряться сотнями и тысячами - такой масштабной воздушной войны с огромным количеством участвовавших в ней авиационных частей и соединений история не знала до нынешних времен. Именно советским лётчикам - асам, одержавшим 10 и более личных побед в 1941 -1945 годах, и посвящено настоящее справочное издание.

Для того чтобы понять, по каким критериям отбирались лётчики для книги, необходимо рассмотреть, по какой системе на счёт лётчика - истребителя заносились воздушные победы и что вообще понимается под этим термином. Победой, или, если быть точнее, "засчитанной" или "подтверждённой победой", является самолёт противника, сбитый согласно докладу пилота - истребителя  ( то есть "заявленный" ), подтверждённый свидетелями и утверждённый вышестоящими инстанциями - штабом авиационного полка, дивизии и так далее. Для подтверждения воздушной победы требовалось предъявить свидетельства других лётчиков - участников боя, наземных очевидцев, "вещественные доказательства" в виде обломков сбитого самолёта, фотографии с места его падения или снимков фотопулемёта. Видоизменяясь в течение войны на бумаге, эти требования в целом кочевали из приказа в приказ. Для примера можно привести вьщержку из "Положения о наградах и премиях для личного состава Военно - Воздушных Сил Красной Армии, Авиации Дальнего Действия, истребительной авиации ПВО, ВВС Военно - Морского Флота за боевую деятельность и сохранение материальной части", подписанного командующим ВВС КА маршалом авиации А. А. Новиковым 30 Сентября 1943 года:

"...Сбитие в воздушном бою или уничтожение на земле самолётов, а также нанесенный ущерб противнику засчитывать при одном из следующих показателей:
а) при наличии письменного подтверждения от наземных войск, кораблей, партизанских отрядов или донесений агентуры;
б) при наличии письменного подтверждения от местного населения, заверенного местными органами власти;
в) при наличии фотоснимков, подтверждающих сбитие самолёта или нанесённый другой ущерб противнику;
г) при наличии подтверждения от постов ВНОС и других систем наведения и оповещения;
д) при наличии письменного подтверждения 2-х и более экипажей самолётов, действовавших в данной группе, или экипажа, высылаемого с целью контролирования успешного бомбометания при условии невозможности получить другого вида подтверждения;
е) личный рапорт одиночного охотника - истребителя или штурмовика - торпедоносца по утверждении его командиром авиаполка..."

Следует обратить внимание на слова "при ОДНОМ из следующих показателей". Реальность воздушной войны оказалась такова, что необходимым и достаточным условием для занесения на счёт истребителя победы было свидетельство других лётчиков - именно по этому критерию официально подтверждено подавляющее большинство воздушных побед не только советских истребителей, но и лётчиков других стран - участников войны. Все другие виды доказательств играли роль в различного рода спорных ситуациях, когда, допустим, лётчик вёл бой в одиночку. Кроме того, достоверность всех остальных свидетельств чаще всего была невысокой, а иногда они были просто технически невозможны. Доклады наземных наблюдателей зачастую были лишены практической ценности, так как, даже если бой и происходил непосредственно над наблюдателем, определить, кем конкретно сбит самолёт, какого типа, и даже установить его принадлежность было достаточно проблематично. Кроме того, значительная часть воздушных схваток происходила за линией фронта либо над морем, где свидетелей попросту не было.

По тем же причинам очень часто невозможно было предъявить и обломки поверженного противника - сбитые самолёты падали в реки и болота, в лесные массивы, за линию фронта. Найденные же нередко разрушались при падении до такой степени, что их идентификация была невозможна. Фотопулемёты на советских истребителях практически до самого конца войны устанавливались в крайне малых количествах, а при наличии таковых очень часто к ним не было расходных материалов - плёнки, реактивов для проявления и так далее. Да и проявленные кадры в большинстве случаев не позволяли однозначно подтвердить факт уничтожения, фиксируя лишь нахождение противника в прицеле или попадания по нему.

Естественно, "подтверждённая победа" по множеству разных причин в ряде случаев, если не в большинстве - это совершенно не одно и то же, что реально сбитый самолёт противника. На объективность донесений лётчиков, как авторов победы, так и её свидетелей, не в лучшую сторону влияли сами условия динамичного группового воздушного боя, проходившего с резкими изменениями скоростей и высот - в такой обстановке следить за судьбой поверженного врага было практически невозможно, а зачастую и небезопасно, так как шансы самому тут же превратиться из победителя в побеждённого были очень высоки. Кроме того, нельзя не принимать во внимание пресловутый "человеческий фактор" - достаточно распространены были подтасовки результатов боёв по различным причинам   ( попытки "пустить пыль в глаза" командованию, скрыть собственные неудачные действия и высокие потери, желание получить награду и т. д. ). В качестве иллюстрации можно привести характерную цитату из телеграммы командующего 16-й Воздушной армией С. И. Руденко, направленной им командирам 1-й Гвардейской, 234, 273 и 279-й ИАД после первых дней Курской битвы:

"За все дни сбито мизерное количество бомбардировщиков, а истребителей "набили" столько, сколько их и не было у противника... Пора, товарищи лётчики, прекратить позорить советских истребителей..."

Вполне понятно, что множество засчитанных по всем правилам на счета лётчиков "сбитых" вражеских самолётов, зачастую абсолютно невредимые, благополучно возвращались на свои аэродромы. В свою очередь, в некоторых случаях картина могла быть обратной: атакованный самолёт, падение которого не наблюдалось, не заносился на боевой счёт истребителей как сбитый, тогда как на самом деле он из - за полученных в бою повреждений где - то падал или совершал вынужденную посадку на нашей территории. Однако подобных эпизодов было неизмеримо меньше, чем описанных выше. В среднем соотношение записанных на счета лётчиков и реально уничтоженных самолётов для всех ВВС воюющих сторон колебалось в пределах 1:3 - 1:5, доходя в периоды грандиозных воздушных сражений до 1:10 и более !

В данном издании для каждого лётчика приведены списки именно ПОДТВЕРЖДЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ ПОБЕД, зафиксированных в официальных документах, так как установление количества реально уничтоженных вражеских самолётов даже для отдельно взятого пилота является очень сложной задачей, а составление глобальной картины в целом по советским ВВС для небольшого коллектива исследователей становится практически нереальным.

Необходимо также остановиться на классификации воздушных побед, принятой в ВВС Красной Армии. В советской истребительной авиации, в отличие от союзников СССР по антигитлеровской коалиции  ( Великобритании и США ), не было принято считать воздушные победы, одержанные в групповых боях, в дробных числах. Существовало только две категории сбитых самолётов противника - "лично" и "в группе"  ( правда, иногда в последнем случае, но далеко не всегда, присутствовало уточнение - "в паре", "звеном" ). Однако предпочтения, к какой категории отнести заявку на сбитый самолёт, с ходом войны существенно менялись.

В начальный период боевых действий, когда удачно проведённых воздушных схваток было гораздо меньше, чем поражений, а неумение наших лётчиков взаимодействовать в бою стало одной из главных проблем, всячески поощрялся коллективизм. Вследствие этого, а также для поднятия боевого духа пилотов, все  ( или почти все ) заявленные сбитыми в воздушном бою самолёты противника нередко заносились как групповые победы на счёт всех участников боя, вне зависимости от их количества. Кроме того, такая традиция действовала в ВВС РККА со времён боёв в Испании, на Халхин - Голе и в Финляндии. Позже, с накоплением боевого опыта и с появлением чётко привязанной к количеству сбитых самолётов на счету лётчика - истребителя системы награждений и денежных поощрений, предпочтение стало отдаваться личным победам. На данный момент авторам не известны какие - либо официальные документы, регламентирующие такую практику, но можно с уверенностью сказать, что такой "пересмотр предпочтений" произошёл практически повсеместно в одно и то же время, к лету 1943 года.

Следует заострить внимание читателя на одном интересном моменте - к тому времени в советских ВВС было уже достаточно большое количество лётчиков - истребителей, имевших на счету по 10 и более групповых побед при 2 - 3 лично сбитых самолётах противника. Решение было простым и парадоксальным одновременно: в некоторых полках был произведён пересчёт части групповых побед в личные. Примером может служить фрагмент "Справки о боевой работе" командира 515-го ИАП Гвардии майора Г. Н. Громова:

"На основании приказания командующего 7-й Воздушной армии Генерал - майора авиации СОКОЛОВА самолёты, сбитые Гвардии майором ГРОМОВЫМ Г. Н. в группе, пересчитаны в долях на личные. За период Отечественной войны с 22.06.1941 по 19.02.1944 всего лично сбито Гвардии майором ГРОМОВЫМ Г. Н.:
а) бомбардировщиков противника - 3,5  ( три с половиной),
б) истребителей противника - 8,5  ( восемь с половиной ).
Итого - 12  ( двенадцать ) лично сбитых самолётов противника".

Реально же, по документам 20-го ГвИАП боевой счёт Г. Н. Громова на указанное время составлял 5 личных и 19 групповых побед.

В ряде случаев в штабах частей и соединений, не утруждая себя пересчётами, поступали ещё проще: победы, необходимые лётчику для получения той или иной награды, "добирались" из числа групповых, одержанных в предыдущие периоды боевой работы, при этом разделение сбитых на "лично" и "в группе" в наградных документах попросту опускалось.

На системе поощрений успешных действий авиации ВВС КА, включавшей в себя наградную систему и систему денежных выплат, стоит остановиться подробнее.

Если в начальный период войны системы поощрений как таковой попросту не существовало, то уже к середине 1942 года она была достаточно чётко выработана. Для лётчиков - истребителей эта система была ориентирована, прежде всего, на уничтожение ударной авиации противника - так, в приказе Народного комиссара обороны И. В. Сталина от 17 июня 1942 года размеры денежных выплат разграничивались в зависимости от типа уничтоженного вражеского самолёта - если за сбитый истребитель автор победы получал 1000 рублей, то за бомбардировщик платили вдвое больше  ( ранее размер выплат был единым ). Также в приказе оговаривалось, что лётчик, сбивший 5 бомбардировщиков противника, представлялся к присвоению звания Герой Советского Союза - истребителей для получения "Золотой Звезды" надо было "настрелять" в 2 раза больше.

По мере того как советские лётчики чувствовали себя в небе всё увереннее, "нормативы" сбитых самолётов на представление к наградам росли и окончательно были закреплены в сентябре 1943 года в процитированном выше "Положении...", действовавшем до конца войны:

"...Лётчики истребительной авиации представляются к правительственным наградам:
а) За лично уничтоженные самолёты противника в воздушных боях или на аэродромах:
- к первой награде - за 3 лично сбитых бомбардировщика  ( разведчика ), или за 4 лично сбитых самолёта других типов, или за 6 самолётов, уничтоженных на земле;
- к последующим наградам - за каждые следующие 4 лично сбитых самолёта - бомбардировщика  ( разведчика ), или 5 лично сбитых самолётов других типов, или 6 самолётов, уничтоженных на земле;
- к высшей награде - званию Героя Советского Союза - за 10 лично сбитых самолётов - бомбардировщиков  ( разведчиков ) или за 15 лично сбитых самолётов других типов;
- к высшей награде - званию дважды Героя Советского Союза - за 30 лично сбитых самолётов всех типов;
- к высшей награде - званию трижды Героя Советского Союза - за 50 лично сбитых самолётов всех типов".

Также было регламентировано представление к наградам и денежным выплатам за успешные боевые вылеты на сопровождение ударной авиации и прикрытие объектов:

"...3а боевые вылеты на сопровождение штурмовиков, бомбардировщиков, минно - торпедной авиации, разведчиков и корректировщиков, а также за боевые вылеты на прикрытие боевых порядков наземных войск на поле боя, морских баз, коммуникаций и других объектов:
- к первой награде - за 30 успешных боевых вылетов;
- к последующим наградам - за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов.

За боевые вылеты на штурмовые действия и разведку войск противника:
- к первой награде - за 20 успешных боевых вылетов;
- к последующим наградам - за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов.

...Лётному составу экипажей всех видов авиации... за успешные боевые действия вне зависимости от представления к правительственным наградам выплачиваются денежные премии:
- за 30 успешных боевых вылетов -2000 руб.
- за 50 успешных боевых вылетов - 3000 руб.
- за 80 успешных боевых вылетов - 4000 руб.
- за 120 успешных боевых вылетов - 5000 руб."

Отдельные выплаты и награды полагались за уничтожение наземных целей, а также ведомым результативных лётчиков и командирам всех уровней за успешные действия вверенных им подразделений. Оговаривалось, что в случае групповой победы премиальные деньги должны быть равномерно разделены между участниками боя.

Несмотря на чётко оговорённые условия представления к наградам, бывали исключения, и достаточно часто. Иногда на первое место выходил фактор личных отношений между лётчиком и командованием, и тогда представление к награждению "строптивого" аса могли "придерживать" достаточно долго, а то и вовсе "забыть" про него. Ещё более частыми были случаи, когда лётчики не награждались по причине того, что в чём - то "проштрафились", и сбитые ими самолёты шли как бы в счёт "погашения" судимостей и наложенных взысканий. Нередкими были и обратные ситуации, когда самую высокую награду пилот мог получить за какое - то значительное разовое достижение, ничём не проявив себя ни до него, ни после, и тогда появлялись "Герои одного подвига". Кроме того, согласно воспоминаниям ветеранов, бывало и так, что командование, преследуя цели престижа части или соединения, искусственно "делало" Героя, намеренно записывая кому - то одному лично победы, одержанные в группе  ( или даже самолёты, сбитые индивидуально другими лётчиками ).

При сопоставлении наград каждого пилота с количеством засчитанных ему побед необходимо учитывать, что специфика применения истребительной авиации предоставляет воздушным бойцам неравные условия для самореализации. Не все лётчики - истребители имели возможность отличиться - гораздо меньше шансов для наращивания боевого счёта имели истребители ПВО и лётчики, занимавшиеся в основном сопровождением ударных самолётов, а также специалисты по воздушной разведке  ( в ВВС КА во время войны существовал ряд авиационных полков, номинально остававшихся истребительными, но на деле выполнявших в основном разведывательные функции - 31-й ГвИАП, 50-й ИАП и другие ). Для первых относительно редкими были сами встречи с воздушным противником, особенно во второй половине войны, для вторых первостепенной задачей были не сбитые вражеские самолёты, а сохранность "подопечных", когда достаточным условием выполнения задачи считался срыв атаки перехватчиков противника, а ввязываться в бой было нежелательно. То же можно отнести и к воздушным разведчикам - только берегли они не штурмовиков или бомбардировщиков, а добытые разведданные. Это учитывалось при представлении к наградам, и, как правило, для получения аналогичных наград лётчикам полков, выполнявших подобные задачи, требовалось одержать для награждения в 1,5 - 2 раза меньше побед, чем их остальным коллегам.

Основными источниками сведений при составлении справочника являлись документы полков и соединений  ( в основном - авиадивизий и различных авиационных групп )  истребительной авиации ВВС и ПВО, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ в городе Подольске, и истребительной авиации ВВС ВМФ в Центральном Военно - Морском архиве МО РФ в городе Гатчина - оперативные сводки и боевые донесения, журналы боевых действий и учёта сбитых самолётов противника, а также другие боевые документы штабов. Отчётные документы соединений и объединений более высокого уровня, как правило, не содержат в себе данных по отдельным персоналиям. Послевоенная мемуарная литература и военно - патриотическая публицистика, а также материалы пропагандистского характера времён войны  ( газетные статьи, сводки Совинформбюро и так далее )  в качестве заслуживающих доверия источников информации о боевой работе лётного состава, за редким исключением, не рассматривались. Для выяснения подробностей биографий лётчиков использовались документы по учёту личного состава: штатно - должностные и алфавитные книги, книги учёта боевых потерь, учётно - послужные карты, наградные документы. В ряде случаев архивные данные дополнены сведениями из лётных книжек лётчиков, предоставленных родственниками либо коллекционерами. Фотографии пилотов собирались из самых различных источников - в основном из ранее изданной литературы и частных коллекций.

Необходимо отметить, что данное издание не может претендовать на абсолютную полноту. Не все архивные фонды авиационных частей и соединений содержат нужные документы - многие материалы утрачены безвозвратно. Особенно много пропусков в данных за 1941 - 1942 годы, хотя "белые пятна" в документации встречаются и в более поздние периоды. Именно поэтому списки побед многих лётчиков неполные, и суммарное количество сбитых самолётов противника в них не совпадает с цифрами боевых счётов, значащимися в лётных книжках, наградных листах и других итоговых документах. По тем же причинам в справочник могли не попасть некоторые лётчики, лично сбившие 5 и более самолётов, архивные данные по которым не сохранились или не полны.

Сведения по каждому лётчику - истребителю представлены в настоящем справочнике следующим образом:

- год рождения;
- воинские звания  ( на начало и конец боевой деятельности );
- авиачасти, в составе которых воевал лётчик  ( указываются сроки участия лётчика в боевых действиях в составе авиационной части или соединения, объединения и другие, либо месяц прибытия в полк );
- список документально подтверждённых воздушных побед;
- итоги боевой работы  ( общее количество сбитых самолётов, выполненных боевых вылетов и проведённых воздушных боёв );
- информация об участии в других войнах и конфликтах;
- список боевых наград пилота;
- дата гибели или смерти;
- по возможности, фотография лётчика.

ВНИМАНИЕ !   Информация об иностранных лётчиках - истребителях, воевавших в составе ВВС и ПВО СССР, в издание не включена.

Далее необходимо подробно остановиться на структуре и особенностях информации, отражённой в списках воздушных побед лётчиков.

Несмотря на то что в советской истребительной авиации не было "дробной" системы учёта воздушных побед, авторы посчитали возможным условно показывать  ( в том случае, когда по документам известен количественный состав группы ) в списках побед лётчиков самолёты, сбитые в группе, дробями - в этом случае становится ясным, на скольких лётчиков в итоге была поделена данная групповая победа. К примеру, запись "1 / 6 Хе-111" означает, что сбитый бомбардировщик вошёл в боевой счёт 6-х пилотов, участвовавших в воздушном бою, как групповая победа.

Типы и названия самолётов противника даются в написании, как они присутствуют в боевых документах частей и соединений того времени, за небольшими исключениями; к примеру, в начале войны ближний разведчик Люфтваффе Henschel Hs.126 обычно обозначался в документах как "Хе-126", впоследствии общепринятым стало название "Хш-126". В справочнике всё приведено к последнему варианту.

Нужно также отметить, что в боевых донесениях пилотов и других документах военного времени часто присутствуют названия самолётов противника, на самом деле на данном участке фронта не встречавшиеся ( "Хе-112", "ФВ-57", "ФВ-187" и другие ), и даже вообще реально не существовавшие типы вражеских машин ( "Хе-113", "Me-115", "ФВ-198" и так далее ). Происходило это по причине плохого знания лётчиками материальной части врага, недостаточно чёткой работы разведотделов различных структур и дезинформации, проводимой противником. К примеру, не сразу появившийся на некоторых участках фронта немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109 модификации F, существенно внешне отличавшийся от своего предшественника Bf.109Е, поначалу в наших документах практически повсеместно назывался "Me-115"  ( а также "Хе-113" ). Спустя некоторое время эта ошибка была исправлена. Подобные названия самолётов противника в справочнике даны без изменений, но заключены в кавычки для отличия от реальных типов.

В ряде случаев в документах дается только название фирмы - производителя самолёта, часто сокращенно  ( "Ф. - Вульф" ). Практически повсеместно это было принято на тех участках фронта  ( северо - западное направление ), где советским лётчикам противостояли финские ВВС. Типы истребителей, состоявшие на вооружении у финнов, обозначались как "Брюстер"  ( Brewster В.229 ), "Моран"  ( Morane - Saulnier MS.406 ), "Кертисс"  ( Curtis H.75 ) и так далее. Такие обозначения в издании также сохранены без изменений.

В случае если количество сбитых самолётов у лётчика, обозначенное в итоговых боевых документах ( "Отчёты о боевой работе", "Сведения о боевой деятельности лётного состава", наградные листы и другие ) не совпадает с количеством побед, найденных в оперативных боевых документах  ( "Журналы учёта сбитых самолётов", "Журналы боевых действий", "Оперативные сводки" и другие ), в итогах боевой работы пилота представлены оба результата, второй - в скобках после первого.

Географические названия - места воздушных боёв и падения сбитых самолётов противника - даются в том написании, в каком они отражены в документах, кроме случаев явных опечаток и описок. В случае, когда место падения сбитого самолёта или проведения воздушного боя в документах не указано, но известно, в каком районе вёл боевые действия полк, в котором служил лётчик, это название дается курсивным шрифтом.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех, кто помогал составителям данного справочника, предоставив для публикации фотографии и другие материалы из личных коллекций и библиотек: Сергея Абросова, Сергея Алексеева, Петра Андриянова, Владислава Антипова, Евгения Арсеньева, Геннадия Барановского, Алексея Валяева - Зайцева, Илью Гринберга, Андрея Дикова, Артёма Драбкина, Игоря Жидова, Михаила Жирохова, Игоря Злобина, Сергея Исаева, Леонарда Качана, Олега Корытова, Евгения Ляховича, Дмитрия Карленко, Андрея Кузнецова, Андрея Михайлова, Андрея Мятишкина, Аудрюса Найранаускаса, Андрея Наумова, Николая Резника, Александра Ручковского, Игоря Сейдова, Алексея Сергеева, Андрея Симонова, Игоря Уткина, Василия Харина, Константина Чиркина, а также других энтузиастов истории авиации - участников Авиационно - исторического форума сайта "ВВС России"  ( WWW.AIRFORCE.RU ).

Авторы признательны многим родственникам и членам семей лётчиков - истребителей, героев данной книги, приславшим фотографии и выдержки из документов, хранящихся в семейных архивах.

Особая благодарность выражается работникам архивохранилищ и читального зала ЦАМО РФ и лично заведующей читальным залом архива старшему научному сотруднику Валентине Оттовне Поповой за квалифицированную помощь в подборе и обработке материалов для данного издания.




О воздушных победах и их подсчёте...

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz