КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
"Аэрокобры" в 255-м ИАП Северного Флота |
255-й ИАП был сформирован в мае 1941 года, как обычный армейский полк ВВС РККА. Воевал на самолётах И-16 на Юго - Западном фронте, затем на ЛаГГ-3 под Ленинградом. Там вошёл в Особую морскую авиагруппу, вместе с которой в июле 1942 года и был передан в морскую авиацию и перебазирован на Северный Флот. В октябре 1942 года начал освоение Як-1, и с ноября до апреля 1943 года вёл боевую работу на обоих типах одновременно. В январе 1943 года вошёл в состав 5-й МТАБ ( с июля - 5-я МТАД ) ВВС СФ. Основной задачей полка стало прикрытие торпедоносцев 24-го МТАП и "Пешек" 29-го БАП, действовавших на морских коммуникациях немцев. В феврале полк начал перевооружение на "Аэрокобры", продолжая выполнять боевые вылеты на "Яках" и "ЛаГГах". На 1 февраля 1943 года в его составе было 7 Як-1, 4 ЛаГГ-3, 8 "Аэрокобр" ( 1 Mk.I, 1 P-39D-1, 6 P-39D-2 ) и 1 У-2. К апрелю новый истребитель хорошо освоили, и 4 апреля 1943 года совершили на нём первый боевой вылет ( на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 ). А 29 апреля состоялось "боевое крещение": 6 "Аэрокобр" ( ведущий - командир полка майор П. А. Панин ) вылетели на сопровождение торпедоносцев. При атаке конвоя "Аэрокобры" связали боем 6 Ме-110 прикрытия, и сбили 2 из них. Других побед в апреле не было, свои потери составили 1 Як-1 ( в аварии ). Поставки "Аэрокобр" через северные порты после февраля прекратились, и пришлось повременить со списанием "Яков" и "ЛаГГов". Тем более, что в мае боевые действия особой интенсивностью не отличались: было сбито 2 Ме-110 и первая "Аэрокобра" стала жертвой "Мессеров" ( P-39D-2, её пилот младший лейтенант В. К. Беренда погиб ). С 1 июня в 255-м ИАП началась передача "Аэрокобр" из 2-го ГвИАП, и, как отмечено в "Материалах по обобщению боевого опыта 255-го ИАП", к июлю полк полностью перешёл на материальную часть самолёта Р-39 "Аэрокобра" с радиостанцией SCR-274, которая по стабильности, мощности, дальности значительно лучше, чем РСИ-4 ( такие станции были на ЛаГГ-3 и Як-1 ), и нет шумов. Боевые вылеты на "Яках" и "ЛаГГах" прекратили, хотя они оставались в полку до осени. Боевой состав на 1 июля 1943 года включал уже 20 "Аэрокобр" ( 5 Mk.I, 1 P-39D-1, 5 P-39D-2, 4 Р-39М, 5 P-39N ), 4 ЛаГГ-3, 3 Як-1 и 1 У-2. Три Р-39М были получены из 2-го ГвИАП и ещё один Р-39М - из ремонта. Последний, впрочем, требовался большинству воевавших во 2-м ГвИАП машин... Разнообразие моделей "Аэрокобр", нежелательное в иных случаях, для "конвойного" полка обернулось благом. При сопровождении бомбардировщиков, высотных и "низких" торпедоносцев наряд истребителей разделялся на 2 - 3 равных части с эшелонированием по высоте. Группа непосредственного прикрытия шла рядом с "подопечными", отсекая прорвавшихся к ним "Мессеров". Группа боя следовала с превышением, и должна была связать боем основную часть вражеских истребителей. При подходе к цели группа боя выходила вперёд, расчищая ударным самолётам дорогу к конвою. При сопровождении "низких" торпедоносцев выделялась и вторая группа боя, ходившая ещё на 200 - 300 метров выше свободными галсами на повышенной скорости, просматривая круговую сферу, чтобы первой обнаружить самолёты противника, и первой вступить с ними в бой. "Высотные" Р-39М и N были отобраны лучшими лётчиками, и их, как правило, включали в группы боя. А "Аэрокобры" Mk.I и P-39D-2, доставшиеся менее опытным пилотам, но имевшие лучшие лётно - тактические характеристики на малых высотах, вполне успешно справлялись с непосредственным прикрытием. По инициативе майора Панина вместо "фирменных" баков на 75 галлонов ( 284 литров ) на подфюзеляжное крепление стали подвешивать отечественные ПЛГБ-350, вмещавшие до 330 литров бензина. Вес такой подвески превышал стандартную на 38 кг, но испытания показали её безопасность и надёжность. Длительность полёта при этом возрастала вдвое, до 2,5 часов, а тактический радиус до 350 км. В вышеупомянутом вылете 29 апреля 1943 года появление "Аэрокобр" вне зоны их действия было неожиданным для Ме-110, и позволило легко связать их боем. Торпедоносцы без потерь атаковали конвой и вернулись на базу. Вскоре ПЛГБ-350 стали применять и лётчики 2-го ГвИАП. За июнь было потеряно 2 "Аэрокобры" и 1 Як-1. По документам полка, в 4 воздушных боях ( 3, 8, 19 и 23 июня ) пилотами "Аэрокобр" было сбито 10 Ме-109, 3 Ме-110, 4 FW-190 и 1 FW-189. В июле наиболее успешным был бой 22 июля 1943 года 9 "Аэрокобр" под командованием майора П. А. Панина сопровождали 5 "Бостонов". До цели шли в 50 км от берега на бреющем, в режиме радиомолчания. Радары их не засекли, и над немецким конвоем не оказалось самолётов прикрытия. Торпедоносцы неожиданным ударом потопили 2 корабля. На обратном пути их перехватили 6 Ме-109, но группа боя отразила атаку, при этом её ведущий старший лейтенант П. А. Рассадкин ( на Р-39М ) сбил "Мессера". При повторной атаке группа непосредственного прикрытия сбила ещё 2 Ме-109. А следующий день принёс большие потери: в одном вылете огнём зенитной артиллерии были сражены сразу 3 "Аэрокобры", погибло 2 лётчика... Ещё одна Р-39 была сбита ранее, 17 июля. На 1 августа 1943 года в боевом составе числились 16 "Аэрокобр", 4 Як-1, 1 учебный "Киттихаук" и 1 У-2. Потери опять составили 4 "Аэрокобры": одну 23-го, и сразу 3 - в ожесточённой групповой схватке над конвоем 26 августа. В этом бою погиб и командир 255-го ИАП майор П. А. Панин - прикрыл от "Мессершмитта" атакующий торпедоносец, и был сбит вместо него... С сентября командиром полка стал капитан В. С. Адонкин. На 1 сентября 1943 года в 255-м ИАП осталось 12 "Аэрокобр", 6 "Киттихауков" 1 УТИ-4 и 1 У-2. Новые Р-39 не поступали, но в полку появились оригинальные "гибриды": на 4 оставшиеся "Аэрокобры" Mk.I вместо отработавших ресурс двигателей Е-4 установили... высотные моторы Е-18 от Р·39М ! Такие же двигатели получили и 2 P-39D. А на прибывшей из ремонта четвёртой Р-39М оказался... мотор Е-19 от P-39N ! На пилотажные свойства "эмки" новый "движок", почти аналогичный "родному", особого влияния наверняка не оказал. А вот как повели себя в воздухе Mk.I и P-39D-2 с высотными двигателями, весьма интересно. Но история ( в виде архивных документов и мемуаров ) об этом, к сожению, умалчивает... В конце сентября прибыло пополнение - 8 новеньких P-39N, а на 2 оставшихся Р-39М установили новые моторы Е-19. На 1 октября 1943 года боевой состав включал уже 18 "Аэрокобр", 11 от ремонтированных "Киттихауков" ( бывшие машины 2-го ГвИАП ), 1 И-16, 1 УТИ-4 и 1 У-2. Р-39М ( NQ 239 ) была одной из двух "Аэрокобр", потерянных в сентябрьских боях. А последняя Р-39М ( бортовой "14" ) успешно воевала до лета 1944 года. На ней несколько месяцев летал командир звена старший лейтенант П. А. Рассадкин. 12 июня 1944 года она была разбита в аварии молодым пилотом. За 1943-й, первый год боёв на "Аэрокобрах", лётчики 255-го ИАП СФ сбили 97 самолётов противника ( 45 Ме-109, 19 Ме-110, 27 FW-190, 3 Не-115, 2 Ju-88 и 1 FW-189 ). Боевые потери составили 16 "Аэрокобр" и 12 пилотов, и 6 самолётов других типов ( 2 пилота ), небоевые - 2 ЛаГГ-3, 1 Як-1 и 1 И-15бис. За успехи в боях 1943 года трём лётчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза: 22 января 1944 года командирам полка майору П. А. Панину ( посмертно, за 12 сбитых лично ) и капитану В. С. Адонкину ( за 13 сбитых к июлю 1943 года ), и 31 мая 1944 года замкомэска майору П. А. Рассадкину ( за 12 сбитых лично к 1 января 1944 года ). |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |