Карасев Александр Никитович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
HSU

Карасёв Александр Никитович

А.Н.Карасев

Родился 30 Августа 1916 года в городе Орджоникидзе Североосетинской АССР, в семье каменщика. Окончил 7 классов местной школы ФЗУ по профессии токаря по металлу. В Декабре 1940 года окончил Нахичеванскую, а затем и Батайскую военную школу лётчиков.

На 5-й день Великой Отечественной войны А. Н. Карасёв вступил в борьбу с фашистскими захватчиками в качестве пилота 282-го ИАП Южного фронта. Затем был командиром звена 5-й отдельной авиационной эскадрильи ПВО Южного фронта.

В Июле 1942 года А. Н. Карасёв был назначен в 6-й ИАП 8-й Воздушной армии, где отличался в боях по защите Сталинграда, сбив 6 Августа 2 самолёта противника.

В числе лучших истребителей 8-й Воздушной армии, в Сентябре 1942 года прибыл на пополнение 9-го Гвардейского ИАП советских асов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года командир звена, Гвардии старший лейтенант А. Н. Карасёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

На боевом счету А. Н. Карасёва более 380 боевых вылетов и 112 воздушных боёв, в которых он сбил свыше 30 самолётов врага лично и 11 - в группе с товарищами.

Генерал - майор авиации в отставке А. Н. Карасёв награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

*     *     *

Прибывшему в 9-й Гвардейский авиаполк Лейтенанту А. Н. Карасёву было у кого учиться, с кого брать пример. Имя командира полка Л. Л. Шестакова - героя боев в Испании, прославленного командира Гвардейского истребительного полка, защищавшего Одессу и ставшего здесь, в Сталинградском небе, командиром полка советских асов, - гремело по всему фронту. В блеске боевой славы был и командир эскадрильи Алексей Алелюхин.

В боях за Сталинград Карасёв произвёл 120 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв, в которых лично сбил 6 самолётов противника. И в каждом из тех боёв проявил себя мастером дерзких атак.

17 Декабря 1942 года он вылетел в составе группы истребителей на перехват самолётов противника в районе Зеты, где полк выполнял специальную задачу по перехвату немецких самолётов, пытавшихся доставлять грузы осаждённой в Сталинграде группе армий Паулюса. Находясь в прикрывающей группе, Карасёв вступил в бой с Ме-109, чтобы дать возможность своим товарищам атаковать немецких бомбардировщиков. Использовав высоту и солнце, Карасёв стремительной атакой зажёг один Me-109, который горящим факелом врезался в землю. Ударная группа наших истребителей без помех атаковала бомбардировщики противника и 3 из них сбила, заставив остальных повернуть обратно, не дойдя до цели.

Ещё одной победой был отмечен бой с группой бомбардировщиков 30 Января 1943 года. Прикрывая наземные поиска а районе Политотдольской, Карасёв встретил группу бомбардировщиков противника из 8 Ju-88 под прикрытием 6 Ме-109. Находясь выше бомбардировщиков противника, Карасёв дерзким пикированием обрушился на один "Юнкерс". Прошитый меткой пулемётной очередью, Ju-88 рухнул на землю. Строй бомбардировщиков был нарушен, и Карасёв, вступив в бой с истребителями, помешал им выполнить свою задачу. Наши истребители, воспользовавшись этим, сбили ещё 2 бомбардировщика врага.

*     *     *

В боях за Ростов Александр Карасёв уже водил в бой группы из 6 - 8 самолётов.

Уже 2 ордена Красного Знамени украшали его грудь, и каждый новый бой придавал ему ещё большую уверенность и волю к победе. С особым подъёмом Карасёв вёл бои на подступах к Ростову, там осталась его любимая. Ростов освободили, и он считал часы и минуты, когда можно будет попасть в город. Едва полк произвёл посадку на аэродроме имени Фрунзе, он помчался по улицам освобождённого города и встретился со своей невестой Надей.

...Это была одна из первых свадеб в освобождённом Ростове и первая свадьба в полку, вселившая в однополчан веру и близкое счастье.

С новыми силами вступил он в бои с фашистской авиацией, пытавшейся наносить массированные удары по Ростову. Блестящую победу одержал в бою с двумя Me-109.

"В том бою товарищ Карасёв, - указывалось в наградном листе, - сбив 2 самолёта противника, показал мастерство ведения воздушного боя, бесстрашие и храбpocть советского аса".

А 1 Апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старший лейтенант Карасёв был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина.

Ещё в канун 25-й годовщины Советской Армии и Военно - Морского Флота командование полка направило поздравительные письма семьям однополчан. И вот спустя 2 месяца в адрес командования пришло ответное письмо из Орджоникидзе от матери и сестры Карасёва.

"Нет слов, чтобы выразить всю полноту нашего счастья, когда мы узнали о победах доблестной Советской Армии, о ваших победах, дорогие Гвардейцы !   Мы гордимся, что в ваших рядах служит и Александр, наш сын и брат... Сейчас, когда мы пишем это письмо, в доме нет отца и Николая - младшего брата Александра. Они тоже на фронте, сражаются за честь и независимость Родины... По мере сил и мы, женщины, стараемся внести свою лепту в общее дело победы над врагом. Как и все люди Советской Осетии, мы участвуем в сборе средств на постройку авиазвена "Защитник Владикавказа" и на танковую колонну "Колхозник Северной Осетии".

Это письмо было зачитано в эскадрилье Алелюхина и сыграло свою роль в подъёме боевого настроя личного состава. Что же касается самого Карасёва, то он почувствовал ещё большую ответственность перед советским народом, родными и близкими за каждый свой вылет, за каждый удар по врагу.

Завоевав славу отличного ведущего своих истребителей, он утверждал свой авторитет и как надёжный прикрывающий бомбардировщиков и штурмовиков.

Однажды, во время сопровождения пикировщиков Пе-2 Карасёв, шедший на высоте 2500 метров, в районе Мариновки заметил самолёт противника Ме-109F, который был ниже его метров на 200 - 300. Александр, не мешкая, стал разворачиваться для атаки. "Мессер", заметив сзади себя Як-1, ушёл на правый боевой разворот и в свою очередь попытался зайти в хвост Карасёву. Тот ответил левым разворотом, и Ме-109F проскочил, не успев открыть огонь. Карасёв всё же уловил подходящий момент и, оказавшись сзади и сверху "Мессера", с короткой дистанции ударил по нему. Вражеский истребитель загорелся, вошёл в отвесное пикирование и упал в районе Мариновки. Карасёв же благополучно сел на свой аэродром.

10 Мая 1943 года он был представлен к званию Героя Советского Союза. "За время боевых действий с немецкими захватчиками, - указывалось в представлении командования, - Карасёв показал себя бесстрашным и волевым лётчиком - истребителем, отлично знающим свой самолёт и вооружение... Имеет на своём счету 301 боевой вылет, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил 23 самолёта противника, из них лично - 14".

*     *     *

В Июльском наступлении войск Южного фронта у лётчиков было много работы. Ежедневные вылеты на перехват, на сопровождение, на разведку, свободную охоту...

В первый же день наступления, 17 Июля, в районе хутора Ясиновский Ростовской области Карасёв сбил бомбардировщие Ju-88.

Участвуя в новых воздушных схватках, Карасёв совершенствовал своё боевое мастерство. В Июле он сбил 4 самолёта противника и вошёл в число самых результативных асов полка.

Вскоре однополчане поздравили Карасёва с награждением 2-м орденом Красного Знамени, а 1 Августа он был удостоен этой награды в 3-й раз.

Успешно закончив переучивание на новом самолёте "Аэрокобра" и став заместителем командира эскадрильи, Старший лейтенант Карасёв свой богатый опыт передавал молодым лётчикам.

Александра ставили в полку в пример за отличные знания не только самолётов, на которых он летал, но и тех, с которыми ему приходилось вступать в бои. В умении разумно и полностью использовать тактико - технические возможности машины, правильно расставить и руководить в бою своими ведомыми и всеми лётчиками звена, в знании слабых мест самолётов врага. В использовании этих знаний он и видел залог победы в боях с противником.

Перед каждым вылетом, вспоминают лётчики, которых он водил в бой, Карасёв "проигрывал" возможные варианты боя, используя внезапность, превосходство в высоте, разнообразности маневра и дерзость в атаках, непревзойдённым мастером которых он был.

Его любили в полку, и поэтому весть о присвоении ему 24 Августа звания Героя Советского Союза была встречена с большой радостью. Как об одном из отважных лётчиков в боях за освобождение Донбасса о Карасёве писали в те дни армейская и фронтовая газеты.

"Карасёв - инициативный и бесстрашный командир, - писал заместитель командира полка по политчасти Подполковник Н. А. Верховец, - опытный воздушный боец, мастер эффектных атак. Много раз он участвовал в воздушных схватках с превосходящими силами противника, но ни разу не терпел поражения".

В боевых документах отмечен вылет 1 Октября 1943 года, когда четвёрка, ведомая Карасёвым  ( Твеленёв, Чиликин, Масленников ), сбила 2 "Хейнкеля". А в другом бою, вылетев во главе 6 "Аэрокобр" для прикрытия своих войск, Карасёв в заданном районе на высоте 3000 метров встретил 12 "Юнкерсов", 3 "Хейнкеля" и 12 "Мессеров". В завязавшемся неравном бою он меткой очередью сбил Ju-87. Ещё 2 ",нкерса" были уничтожены ведомыми, которые следовали за командиром. "Аэрокобры" без потерь возвратились на свой аэродром.

5 Ноября Карасёву было присвоено звание Капитана, а 1 Февраля 1944 года его назначили помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, и уже 25 Февраля он стал Майором.

Авиаторы полка, вылетая на свободную воздушную охоту по тылам и коммуникациям противника, активно участвовали в подготовительных операциях к наступлению наших войск в Крыму. Карасёв ещё больше сблизился и сдружился с теми, кто защищал Одессу. Возвращение в небо Одессы было завоевано в долгой и многотрудной борьбе с врагом. Хотя полку не пришлось непосредственно участвовать в освобождении этого города, полёты лётчиков части в небо Одессы накануне её освобождения давали им право с гордостью говорить о том, что их мечта вернуться в Одессу сбылась. И так же, как в Октябре 1941 года из сражающейся Одессы лётчики были призваны на защиту Крыма, так и сейчас, в Апреле 1944-го, они поднимались в крымское небо, чтобы очистить его от вражеских самолётов.

7 Апреля 1944 года, накануне наступления наших войск с целью прорыва вражеской обороны, 25 боевых экипажей 9-го Гвардейского ИАП способом свободной охоты прикрывали действия 3-х групп Ил-2, штурмовавших аэродромы противника: Джанкой, Весёлое, Курман - Кумельчи. В тот день Майор А. Н. Карасёв участвовал в воздушных схватках и с боевого задания не вернулся...

Однополчане рассказывают, что, когда Карасёв рассеял группу самолётов противника, наши лётчики стали уничтожать их по одиночке. Самому Александру пришлось вступить в бой против 5 Ме-109. Искусно маневрируя, он один самолёт уничтожил, а другой подбил. Почувствовав, что осколки вражеских снарядов пронзили его самолёт, Карасёв, как потом стало известно, решил выйти из боя и на большой скорости уйти, дотянуть и сесть на свой аэродром. Но дотянуть не удалось. Объятый пламенем, самолёт упал на землю, и Карасёв в бессознательном состоянии оказался в плену у врага.

Когда советские войска освободили Севастополь, стали известны обстоятельства дальнейшей судьбы Карасева.

"12 Мая этого года, - докладывал начальник политотдела 8-й Воздушной армии Полковник Дороненко, - мы с Подполковником Верховцом выехали к Генералу Савицкому, где взяли его лётчика Лейтенанта Демехина, который находился вместе с Карасёвым в севастопольской тюрьме, и с ним произвели розыск Карасева.

Выяснилось следующее: Демехин действительно находился в севастопольской тюрьме, где лично виделся с Карасёвым. Всего там было 8 лётчиков. 17 Апреля при отправке на работу Демехин сбежал из - под охраны, после чего 9 Мая возвратился в свою часть.

Установлено, что Гвардии майор А. Н. Карасёв находился в тюрьме до 9 Мая. Был одет в гражданское платье, скрывал от немцев и от полицейских, что он лётчик, Герой Советского Союза. Всё это подтверждает Капитан медицинской службы Павлов, который также находился в этой тюрьме в качестве врача...

8 Мая Карасёв спрятался на чердаке тюрьмы, откуда пытался совершить побег. Однако был обнаружен полицейскими и снова возвращен в камеру.

9 Мая, когда наши войска подошли к Севастополю, немцы всех заключённых, кроме полицейских и обслуживающего персонала, эвакуировали с целью отправки водным транспортом. Был ли среди данных эвакуированных Карасёв, установить не удалось...

На допросе один из полицейских, но прозвищу Саша, сообщил, что когда большую часть заключённых погрузили на баржу для отправки, на ней по неизвестным причинам произошёл взрыв и все заключенные погибли..."

Но и после этого в полку не хотели верить, что Карасёв погиб, а извещение райвоенкомату в город Орджоникидзе было послано о Карасёве как о пропавшем без вести.

Тяжело переживали дома у Карасёва эту весть. Но все надеялись, что он остался жив и даст о себе знать, Так оно и случилось. В Мае 1945 года его родные получили телеграмму: "Я жив, здоров, подробности сообщу потом. Саша". А вскоре в родной дом вернулся и сам Карасёв и рассказав все, что с ним произошло.

При погрузке в Графской бухте на баржи он воспользовался переполохом при налёте наших штурмовиков, бежал, но был схвачен охраной. Карасёва перевезли в Румынию, в город Констанцу, там он пробыл несколько дней в лагере военнопленных под открытым небом. А затем его вместе с другими заключёнными, тоже лётчиками, отправили эшелоном в Германию. В пути, ночью, они перерезали проволоку в окне, и Карасёв, выбравшись наружу, сумел отодвинуть щеколду на двери и открыть её.

Всю ночь их группа из 4-х человек шла на север. Днём старались обходить населённые пункты, вообще держались подальше от людей. И всё же напоролись на фашистов. Их передали в комендатуру, а оттуда отправили в лагерь для военнопленных в Австрии, что недалеко от Маутхаузена.

8 Мая 1945 года лагерь освободили советские войска. Тогда же Карасёв узнал, что его 6-я Гвардейская авиадивизия находится поблизости, в Чехословакии. Он написал туда письмо. Через некоторое время в лагерь за ним прилетел самолёт По-2 и перебросил в дивизию, где Карасёв после долгой разлуки встретился с однополчанами по соединению, 9-й же Гвардейский полк был в то время под Берлином, в составе другой, 303-й дивизии.

18 Февраля 1958 года ему было присвоено звание Генерал - майора авиации. После того, как он закончил Высшие академические курсы, его зачислили слушателем 2-го курса Военной Академии Генерального штаба ВВС СССР. Закончил её Карасёв в Сентябре 1959 года.

Почти 10 лет отдавал свой опыт и знания Гвардии генерал - майор авиации А. П. Карасёв делу подготовки лётных кадров, возглавлял авиационное училище. Затем вышел в запас, жил с семьёй в Чернигове и не терял связи с бывшими однополчанами. Он вёл большую военно - патриотическую работу, мечтал написать книгу о своём боевом пути. Ему было о чём рассказать...

( Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год. )
 

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz