КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Советский ас глазами его техника |
Войну Степан Петрович Ивлев встретил в 129-м истребительном авиационном полку. В трудные Июньские дни 1941 года техник самолёта с боями выходил из окружения. Затем в составе 263, 521 и 2-го ( 85-го Гвардейского ) истребительных авиаполков С. П. Ивлев прошёл всю войну. Он сражался на Западном, Калининском, Сталинградском, 4-м и 2-м Украинских фронтах. Более 3 000 боевых самолёто - вылетов обслужил он вместе со своими товарищами. 120 самолётов, повреждённых в боях, вернул к жизни. За боевые заслуги отмечен тремя орденами, многими медалями. Рассматривая фотографии военной поры с ветераном 521-го истребительного авиаполка Подполковником запаса Степаном Петровичем Ивлевым, бывшем техником звена, я обратил внимание на портрет его однополчанина Ивана Клещёва и попросил рассказать о славном лётчике. Ивлев при этом даже встрепенулся, засветился молодящей его улыбкой. - О, Иван Иванович Клещёв ! Мы все в полку его обожали, гордились им. Клещёв одерживал одну за другой яркие победы в самых жарких воздушных схватках, используя при этом многообразие виртуозных приёмов боя и редкостное мастерство. Отличался он и весёлым, общительным характером. Однажды он получил приказ немедленно провести разведку войск противника в районе Ржева. Капитан Клещёв в паре со своим ведомым Карначёнком вылетел на задание, благополучно произвёл фотосъёмку продвижения вражеских войск и сделав нужные пометки на карте взял курс на свой аэродром. Вскоре они увидели группу пикировщиков Ju-87 бомбивших наши войска. И хотя лётчикам - разведчикам не разрешалось вступать в воздушные бои, Клещёв не смог удержаться. Облака помогли ему выполнить молниеносную атаку и короткой очередью сбить один "Юнкерс". В это время его ведомый открыл огонь по второму. Но сержант Карначёнок ещё не обладал боевым опытом. Его длинные пушечно - пулемётные очереди не достигали цели. Клещёв внимательно наблюдал за действиями напарника, а затем, чуть подвернув свой самолёт, расстрелял и этот "Юнкерс". Огонь наших истребителей вызвал смятение в строю противника. Атака бомбардировщиков была сорвана. Сочтя благорозумным в повторные атаки не ввязываться, Клещёв и его ведомый благополучно вернулись на свой аэродром. Второй сбитый "Юнкерс" Клещёв записал на счёт своего ведомого, объяснив ему - "Ты ведь стрелял по нему, значит, так или иначе повредил, а мне осталось лишь поставить точку !..." В полку все знали эту "слабость" Клещёва помогать молодым лётчикам, что, как он считал, пробуждало в них стремление к победам. При этом он обычно говорил - "А, пустяки !... Какая разница, на кого записать ?... Важно, что ещё одним стервятником стало меньше !" Мастерством и героизмом Клещёв удивлял даже опытных лётчиков полка. Его боевое мастерство неуклонно росло, увеличивался и счёт побед. Весной 1942 года, в конце Марта, в одном из боёв от дерзких атак Клещёва рухнули на землю сразу 5 вражеских бомбардировщиков. Было это так. Летая над линией фронта среди облаков, он заметил группу "Юнкерсов", направлявшихся бомбить наши войска. Он устремился им наперерез, хитро прячась в протяжной пелене облаков, а затем ястребом ринулся на них со стороны солнца. Двумя меткими залпами реактивных снарядов Клещёв буквально разметал одного за другим двух пикировщиков. Взрывы их произвели панический эффект - ещё два "Юнкерса", шарахнувшись из строя, столкнулись крыльями и, обломав их концы, стали падать. Клещёв, не дав врагу опомниться, короткой очередью с переворота через крыло успел зажечь и пятый самолёт. Это опустошение в группе врага потребовало от Клещёва не более 30 секунд ! В первых числах Апреля 1942 года в полк пришло известие о присвоении Ивану Клещёву звания Майор, а вскоре он стал Героем Советского Союза. Через 3 дня его вызвали в Москву для вручения наград. В чудесный Майский день весь полк ожидал его прилёта из столицы. Как только "Дуглас" зарулил на стоянку, лётчики бросились к нему, чтобы принять на руки появившегося в дверях своего любимца и стали качать его. Затем, опустив на землю, попросили рассказать, как дела в Москве. Но только Клещёв приготовился вымолвить слово, как тонкий слух собравшихся авиаторов уловил отдалённый и ненавистный всем гул вражеских моторов. - "Мессеры", братва !... Все по самолётам ! - крикнул Клещёв и как был, в пилотке, без шлемофона и парашюта, бросился к ближайшему "Яку", и прямо со стоянки пошёл на взлёт. Но тут возникла непредвиденная ситуация - две пары Ме-109 ринулись вниз, чтобы атаковать взлетевшие истребители дежурного звена. Третья же пара "Мессеров", как будто ждала Клещёва, и лишь только он начал разбег, повалилась через крыло в пикирование, чтобы сразить его на отрыве, пока он ещё не набрал скорости и был беззащитен. У всех, кто видел это защемило сердце... В этой, казалось бы, безвыходной обстановке, уже видя перед собой смертоносные трассы, Клещёв сумел вильнуть влево - вправо, чуть успев оторваться, а далее, когда оба "Месса", промазав, вышли из пике, он успел набрать скорость и устремился им вдогонку на подъёме. Это был действительно, Ас из Асов, необыкновенного мастерства лётчик - истребитель !... Як-9 И. И. Клещёва в музее ОКБ им. А. С. Яковлева. - И мы, - с волнением рассказывал Ивлев, - теперь уже ждали от своего кумира чуда. И самое потрясающее в этой истории то, что именно чудо и произошло. Несколько минут спустя Клещёв зашёл в хвост одному из "Мессеров", тот вспыхнул и закувыркался вниз. Другой, видимо поняв с кем имеет дело, решил уйти из боя, но не успел. Его самолёт вспыхнул и пилот выбросился с парашютом. А Герой наш поспешил на помощь истребителям дежурного звена. Подмога пришла вовремя и после того, как кто - то из ребят сбил 3-ю машину, противник пустился наутёк. Помню, мы - техники, наблюдавшие за этим потрясающим боем, взглянули друг на друга и увидели непередаваемую радость на лицах, а один механик, будто подхваченный тальянкой, швырнул пилотку под ноги и пошёл в пляс. Стало так весело, что мы принялись колотить друг друга по плечам и взволнованно кричать: "Вот это Герой !... Вот это Герой !..." В самом деле, ну как не восторгаться поистине неслыханным триумфом Ивана Клещёва, одержанным в такой неравной схватке с двумя истребителями врага, когда ему пришлось спешно взлетать навстречу им, уже с пикирования стреляющим в него, не имея на себе ни шлемофона с рацией, ни парашюта. И не только при этом не оказаться сбитым, а в несколько минут сокрушить обоих !... Ну кто скажет, что человек этот не из легенды ! Летом 1942 года Героя Советского Союза Майора Клещёва назначили командиром 434-го истребительного авиаполка, вскоре преобразованного в Гвардейский. Его лётчики в тот год особо отличились в воздушных боях летом и осенью. Сражались они самоотверженно уже под Сталинградом. По 5 - 6 вылетов в день совершали и многие из боёв завершались победно. Только в Сентябре истребители Клещёва уничтожили 53 вражеских самолёта. В последующие месяцы Гвардейцы сбили ещё много гитлеровцев. Но бесконечные воздушные схватки не обходились и без потерь с нашей стороны. Однажды после напряжённого воздушного боя не вернулся с боевого задания и Майор Клещёв. В неравном бою Иван Иванович сбил 2 самолёта, но и сам был подбит. Раненый, он всё же сумел выброситься с парашютом и приземлился у позиций наших войск. После непродолжительного лечения он вернулся в строй. Сколько радости испытали мы при его возвращении в полк ! Лётчики воевали с утроенной энергией, дня не проходило чтобы кто - то из них не возвращался с победой. За полтора года войны Иван Клещёв в воздушных боях сбил лично и в группе с товарищами 54 самолёта противника. А сколько вражеской техники и живой силы уничтожено им при штурмовках !... Но каково произнести мне горестные слова !... Вылетев 31 Декабря 1942 года пассажиром на транспортном Ли-2 из - под Сталинграда по вызову в Москву, Иван Иванович Клещёв трагически погиб в авиационной катастрофе - самолёт на котором он летел, в условиях плохой видимости, врезался в землю... Тяжко подумать - провести более 100 воздушных боёв, одержать столько поистине блестящих побед - и погибнуть, летя пассажиром !... Вот 40 с лишним лет прошло, а чуть вспомню... Так закончил рассказ о легендарном своём командире Степан Петрович Ивлев. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |