Конец немецкого аса Червонного Туза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
<

Конец "Червонного туза"

Это произошло летом 1943 года, незадолго до начала битвы на Курской дуге. Немецкое командование, готовя наступление, сосредоточило здесь крупные наземные силы, подбросило несколько авиационных соединений. Вот тогда - то нам, лётчикам, и пришлось встретиться с фашистскими асами из групп "Удет", "Белая роза" и "Рихтгофен".

На бортах вражеских самолётов были нарисованы различные эмблемы - драконы, чёрные кошки, змеи, удавы. Немцы били на внешний эффект, хотели нас запугать. Но советские лётчики не из пугливых. Об этом лучше всего свидетельствовал растущий боевой счёт хотя бы нашего 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

В те дни наше внимание привлёк "Фокке-Вульф-190" с изображением червонного туза на борту. Этот самолёт входил в восьмёрку, которая дралась лишь с меньшим и редко с равным количеством наших истребителей. Немцы не принимали открытого боя, нападали исподтишка, подкарауливая бомбардировщиков и штурмовиков на разворотах при заходе на цель или при выходе из атаки.

Почему немецкий лётчик избрал своей эмблемой червонный туз ?   Может, к этому его вынудил азарт заядлого игрока ?   Если так, его карта будет бита !   Мы решили подкараулить наглого врага.

Первый раз я близко увидел его в районе Белгород - Яковлевка - Томаровка. Мы прикрывали тогда ведущие бой наземные войска. Патрулировали четвёркой. И вдруг заметили восьмёрку вражеских самолётов, нацелившихся на наших возвращавшихся с задания бомбардировщиков. Нельзя было допустить атаки, и я дал команду атаковать врагов. Те не приняли боя, стали маневрировать. Начинаем преследование. Но я вижу, немцы пытаются заманить нас поближе к своей территории, где могут встретиться и другие их истребители. Увеличиваю скорость, ведомым говорю: "Смотрите в оба".

Всё же противник удрал, так и уклонившись от боя. На развороте я заметил на борту одного из вражеских самолётов того самого червонного туза, а на хвосте цифру "100".

Было досадно, что немецкому асу удалось уйти. Но мы не теряли надежды встретить его вновь.

После этого некоторое время "туз" не появлялся. Мы уже опасались, не сбил ли его кто - нибудь из лётчиков других частей. Наши сомнения развеял прилетевший к нам Полковник, офицер штаба Воздушной армии. Как - то во время беседы с ним мы поинтересовались, не слышал ли он чего об интересующем нас самолёте.

- Как же, слышал, - ответил он.

Полковник рассказал, что как раз накануне его приезда в наш полк взяли в плен сбитого лётчика из той, известной нам восьмёрки. Пленный сообщил, что истребитель с червонным тузом и возглавляет восьмёрку. Раньше он командовал подразделением, входившим в состав противовоздушной обороны Берлина, затем группой "Африканская роза". К началу Курской операции прибыл на Восточный фронт в составе "Рихтгофена". На его счету много сбитых французских, английских и американских самолётов.

Восьмёрка, в которой собраны опытные лётчики, имеет назначение противодействовать советским бомбардировщикам и штурмовикам, а в воздушные бои не вступать. Патрулирует она с восходом солнца двумя группами по 4 самолёта в определённой зоне.

На другой день, с утра пораньше, мы вылетели в указанную зону. Идем двумя эшелонами: моя группа на высоте 4500 метров, вторая - моего заместителя - на 1000 метров ниже.

На небе - ни облачка. Внимательно оглядываюсь. Иногда вдали появляются одиночные самолёты. Вижу, как прошли на цель наши бомбардировщики, правее их - штурмовики. И вдруг в наушники врывается возбуждённый голос заместителя:

- "Сокол" !   Прямо по крусу, со стороны солнца, выше вас 4 "Мессера".

- Понял, вижу, - отвечаю ему, а сам думаю: "Приманка или отвлекающая уловка врага ?"   Ведомым передаю:

- В бой вступать по команде. Противника из виду не упускать. Это отвлекающая группа. Ищите вторую...

Меня прерывает голос с наземной станции наведения, расположенной в боевых порядках наших войск.

- "Сокол-1" !   Впереди вас, слева по курсу, на высоте 4000 метров восьмёрка "Мессеров", и "Фоккеров". Пытается атаковать наши бомбардировщики.

- Вас понял. Иду на помощь !

А четвёрка истребителей противника, та, что шла со стороны солнца навстречу нашей группе, и не пытается вступать с нами в бой. Так и есть - это отвлекающая группа. Хорошо, что не попался на уловку врага.

Между тем события слева от нас развиваются полным ходом. Часть вражеской восьмёрки связала четвёрку истребителей прикрытия, другая намеревается атаковать бомбардировщиков, которые только что отбомбились и не построились ещё в боевой порядок после пикирования.

Спешим на помощь товарищам, ведущим неравный воздушный бой. Выбрав удачный момент, я со стороны солнца пошёл в атаку. Пара офицера Майорова прикрывает меня. С первой же очереди сбил Ме-109F с чёрным драконом на борту. Вскоре и второй "Мессер" разделил участь первого.

Среди врагов произошло замешательство. Немецкие лётчики поспешно выходили из боя. И тут в образовавшейся "карусели" я увидел "червонного туза". Он производил неожиданные маневры, то уклоняясь от ударов, то вдруг бросаясь на наши самолёты.

Я устремился к нему. По радио передаю Майорову:

- Следи за мной и "тузом". Атакую его в лоб.

И вот мы встретились лицом к лицу. Враг несётся мне навстречу, я - ему. Посмотрим, у кого крепче нервы !   Немец думает, что я не выдержу лобовой атаки, отверну в сторону или уйду вверх. Секунды огромного напряжения !   Не выдерживает враг. Немецкий самолёт взмывает вверх, пытается уйти переворотом через крыло. Но при этом он подставляет своё "брюхо" под прицел лётчика Майорова. Пулемётная очередь прошивает вражескую машину. Объятая пламенем, она неуклюже переворачивается и факелом несётся к земле.

Таким был конец "червонного туза". Сбил его советский лётчик коммунист Майоров, впоследствии Герой Советского Союза.

А на помощь своим уже спешила та отвлекающая четвёрка "Мессеров", но было уже поздно. Мой заместитель зашёл сзади снизу и поразил из пулемёта ещё одного "Фокке - Вульфа". Через мгновение загорелся пятый.

Воспользовавшись преимуществом в высоте, я со своим ведомым успел догнать покидающего поле боя противника и сбить ещё одного немецкого аса. Всего же, в этом бою мы уничтожили 6 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего. Восьмёрка "червонного туза" перестала существовать...

( Из сборника - "Крылатое племя".  Москва. Воениздат, 1962 год. )

 

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz