Мозговой центр аэропорта - Красные соколы: Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

"Мозговой центр" казанского аэропорта

24 мая 2023 г.

Современный диспетчерский пункт — сложное хозяйство, оснащенное дорогостоящей аппаратурой и средствами связи.

В обеспечении регулярности полетов большую роль играет центральная диспетчерская аэропорта, образованная на авиаиредприятии в 1967 году. Среди первых диспетчеров ЦДА (Центральная диспетческая служба аэропорта) были Ф. Т. Морозов, Г. Е. Шинко, В. И. Абудеев, Б. В. Кульчитский, Г. А. Ермилов.

Дальнейшее совершенствование управления привело к ее реорганизации в производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП).

В штат этой оперативной службы входят группа планирования, которая, получив от летных подразделений планы полетов, составляет сводный график работы на предстоящий день, группа контроля, которая следит за готовностью авиапредприятия к обеспепечению суточного плана полетов. Она не только контролирует, но и координирует работу всех других служб — службы перевозок, АТБ, автотранспорта и т. д. В ее задачу входит определение коммерческой целесообразности базовых и внерейсовых полетов, принятие мер по ликвидации скопления пассажиров, грузов и почты в аэропорту, выявление причин задержки рейсов. Группа контролеров ПДСП ведет также учет регулярности полетов по центральному расписанию. Служба информации следит за движением воздушных судов своей базы на всю глубину их маршрутов, ведет расчет времени их полетов и возврата для того, чтобы планировать их под следующий рейс.

Одним словом, ПДСП координирует деятельность всех подведомственных служб аэропорта. В то же время служба следит не только за своими рейсами, но и за транзитными. В кругу ее забот заправка самолетов, их загрузка, отдых и питание экипажей. Что касается транзитных самолетов, а их за сутки через Казань проходит множество, то наших диспетчеров прежде всего интересует, откуда и куда они следуют, сколько пассажиров везут, какую коммерческую загрузку им подготовить.

Когда стоит летная погода, работа идет по расписанному плану. Но стоит только ухудшиться погоде, у диспетчеров начинаются часы пик. Сколько выдержки, трезвого расчета надо иметь, чтобы видеть перспективу, удержать позиции и при первой возможности снова войти в запрограммированный ритм работы.

А какая неимоверно сложная ситуация создается, когда по метеоусловиям закрываются соседние аэропорты и на запасной, скажем, в Казань, одновременно направляются десятки транзитных самолетов! Бывает, что занимаются все стоянки не только на бетоне, но и на грунте. Аэровокзал переполняется пассажирами, негде размещать экипажи, тесно в буфетах и ресторанах... Но вот, к счастью, синоптики дают летную погоду. Открываются воздушные ворота для приема и выпуска самолетов. А это значит, что для диспетчеров работы прибавилось вдойне-втройне.

Авиационный заправщик на ВПП аэродрома

— Жарко! — не то жалуется, не то по привычке говорит диспетчер Аида Николаевна Барышева, ибо ее рабочее место — самая горячая точка.

Начальник отдела перевозок В. М. Числов дает распоряжение: в первую очередь выпускать многоместные транзитные самолеты. Он нажимает на тумблеры, что на пульте переговорного устройства: первый — Ил-18 — на Москву, вылет в 15-00, затем — Ту-24 — на Ленинград, вылет в 15-20... Через несколько минут около названных самолетов появляются топливозаправочные и загрузочные машины. Воздушным кораблям требуется авиационный керосин... И вот уже объявляется посадка. Члены экипажа заняли в кабине самолета свои места. Но тут от службы движения поступает тревожное сообщение: «Москва снова закрывается, туман...»

И начинается новая волна атаки пассажиров на справочное бюро. Девушка за окошком в растерянности. Такое в аэропортах бывает...

Особенно было трудно, когда вся нагрузка падала на один Казанский аэропорт, обслуживающий разнотипные самолеты на всех союзных и местных воздушных линиях.

Начиная с осени 1979 года, когда открылся новый аэропорт «Казань-2», ситуация несколько изменилась. Реже стали взлетать и садиться самолеты в старом порту. Большие воздушные лайнеры принимаются сейчас новой авиагаванью.

Но диспетчерам там и тут скучать не приходится.

Вот техслужба аэропорта «Казань-2» одновременно готовит по центральному расписанию сразу три самолета Ту-134. Несмотря на ранний час, произвел посадку транзитный самолет Ту-154, следующий из Куйбышева в Ленинград, его надо заправить горючим — только в одно его крыло вмещается десятки тонн керосина. Вокруг этого же самолета уже копошатся работники других служб. Отдел перевозок снимает багаж, почтовики — почту, цех питания подвозит напитки, бытовая служба наводит чистоту и порядок в салоне. За время короткой стоянки транзитного самолета шесть служб должны успеть выполнить около тридцати операций. И так при обслуживании каждого самолета, а диспетчеры должны за всем проследить, оперативно вмешаться в случае каких-либо неувязок.

Только в ПДСП двух казанских аэропортов объединенного авиапредприятия трудятся десятки замечательных людей. Среди них немало бывших летчиков, таких как М. С. Вотчиц, Н. И. Григорьев, В. А. Шачнев, С. А. Павлов. Большой опыт диспетчерской службы имеют начальники смен ПДСП Н. А. Салахутдинов, И. М. Фахрутдинов, Н. П. Хазиев, В. Ким. В честь 60-летия Аэрофлота в числе лучших авиаработников предприятия были названы имена старши? диспетчеров Н. Г. Железнова, В. А. Блохина, Л. М. Сабировой, диспетчеров Г. А. Нироненко, А. И. Молчановой, Ф. А. Валеевой, Э. Б. Сабировой, Н. И. Лисина, Г. В. Салагиной, Л. В. Осиповой, работниц группы информации Л. А. Брындиной, А. Н. Маляровой, Г. Н. Коптеловой, Е. Н. Семеновой и других.

Диспетчеры всегда в гуще событий, всегда на посту.

(Ибрагимов Р. А. Крылья Татарстана: страницы истории Казанского объединенного предприятия гражданской авиации. — Казань, 1984)
 

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2023 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz