Глинка Дмитрий Борисович - советский летчик дважды Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Богатырские крылья Дмитрия Борисовича Глинки

Глинка Дмитрий Борисович

Родился в 1917 году в селе Александров Дар, ныне Криворожского района Днепропетровской области  ( Украина ), в семье шахтёра. В рядах Советской Армии с 1937 года. В 1939 году окончил военную авиационную школу лётчиков.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях против немецко - фашистских оккупантов на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, 3-м и 1-м Украинских фронтах. Сражался в составе 45-го  ( 100-го Гвардейского )  истребительного авиационного полка. Летал на Як-1 и "Аэрокобре".

Всего за годы войны совершил около 300 боевых вылетов. В 100 воздушных боях лично сбил 50 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года Дмитрию Борисовичу Глинке присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за новые подвиги он удостоен второй медали "Золотая Звезда". Награждён также многими орденами и медалями.

После войны окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. До 1960 года служил в рядах Советской Армии. В отставку вышел в звании Гвардии полковника, Жил в Москве, работал в Гражданской Авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. Умер 1 марта 1979 года.

*     *     *

Бои гремели на Кубани - на земле, изодранной в клочья разрывами мин и снарядов, и в заоблачных высотах, где, казалось, сам воздух сжался под непрерывным жестоким огнём и тесными стали голубые просторы...

С той военной весны 1943 года в личном деле Гвардии подполковника Дмитрия Борисовича Глинки сохранился документ, в котором говорится: "Преданность партии и социалистической Родине доказал в воздушных боях с фашистскими захватчиками. В данный момент находится в строю".

Да, с первых дней Великой Отечественной войны до победоносного её завершения находился в строю Дмитрий Глинка. В самом облике широкоплечего лётчика, в красивом, волевом лице его что-то орлиное, а в характере бесценным сплавом сочетались замечательные качества воздушного бойца: дерзость риска и точный расчёт, стремительная ярость удара и железное самообладание. Чем труднее складывалась ситуация в бою, тем полнее проявлялось изумительное ратное искусство Дмитрия Глинки, его безукоризненное владение самолётом, который, точно живое существо, послушно повиновался малейшему движению сильных, умелых рук лётчика.

А бои были крайне напряжёнными. Фашистское командование, стремясь во что бы то ни стало удержать Кубань, сосредоточило на этом участке фронта крупные авиационные силы. Но героизм советских лётчиков, таких, как Дмитрий Глинка и его боевые друзья, обеспечивал наше превосходство в воздухе.

Боевые вылеты следовали один за другим. С рассвета и дотемна. Только вернутся истребители на аэродром, пройдёт каких - нибудь полчаса, пока техники и механики заправят машины горючим, пополнят боекомплект, и снова в воздух. Снова в бой.

В один из таких дней, когда солнце уже скрылось за горизонтом, Дмитрий Глинка, вернувшись с задания, едва добрёл до землянки. Лёг на нары и сразу же забылся тревожным сном. Даже во сне чудилось ему дымное небо войны, простреленное зенитными снарядами, исполосованное пулемётными трассами. А с запада, ревя моторами и закрывая собой солнце, как тучи саранчи, наседали машины с паучьей свастикой. Преграждая им путь, Дмитрий и его боевые товарищи яростно бросались в атаку. Вокруг скрещивались зловещие трассы, и казалось, нечем уже дышать в полыхающем небе...

И тут откуда-то издалека раздался знакомый голос: "Водички, командир ?"   Это обращался к своему лётчику техник самолёта. Дмитрий не узнал его. Не открывая глаз, взял кружку, отпил глоток. И снова уснул. Не слышал он, и когда в землянку заходил командир полка Ибрагим Дзусов.

- Спит ? - негромко спросил командир техника.

- Да, уже 18 часов подряд.

- Не будить ! - коротко распорядился Дзусов и заспешил на самолётную стоянку.

Лётчик спал ещё 10 часов !   Накануне он совершил 9 боевых вылетов, и в каждом - воздушный бой.

Предельного напряжения сил требовала боевая работа. Нередко к концу дня усталость валила людей с ног. Но ничто не могло сломить их боевого духа. Что же касается труда, то цену ему братья Глинки познали ещё сызмальства. Родились и выросли они в шахтёрском крае, в горняцкой семье. В 13 лет вслед за старшим братом, Борисом, пошёл на шахту и Дмитрий. Работали и учились. Борис окончил Криворожский городской техникум. Дмитрий стал электромонтёром. Потом поступили в аэроклуб. Вместе осваивали лётное дело. Первым ушёл в Одесскую авиашколу пилотов Борис. В 19 лет стал курсантом знаменитой "Качи" - училища военных лётчиков - Дмитрий. Война застала его в боевом авиаполку. Уже с фронта он с группой лётчиков - однополчан приехал в тыловой город получать новые самолёты.

Там произошла неожиданная встреча со старшим братом, который работал инструктором в авиаучилище. 80 лётчиков подготовил для фронта Борис Глинка. И сам рвался в действующую армию. Сколько рапортов подавал, но всякий раз просьбу отклоняли. И наверное, так и не разрешили бы, если бы не Ибрагим Дзусов. Он тоже прибыл с лётчиками за новыми самолётами. Ходатайствуя за Бориса, не раз побывал у начальника школы. И уговорил...

Здесь, на Кубани, Дмитрий и Борис служили в одном авиационном полку. Часто крыло к крылу поднимались братья на своих истребителях в небо навстречу врагу. В короткие часы передышки Дмитрий и Борис вспоминали шахту, где начиналась их трудовая жизнь, мать, не знавшую устали в хлопотах и заботах о своих соколиках, отца, который напутствовал их, когда они кончали Криворожский аэроклуб:

- А вы, сынки, уважайте землю, почитайте труд: это он поднял вас в небо !

Братья помнили отцовский завет. Грудью своей, могучими крыльями, которые дал им народ, прикрывали они родную советскую землю.

На счету Дмитрия к апрелю 1943 года числилось 146 боевых вылетов и 15 сбитых самолётов противника. Его подвиги были отмечены двумя орденами Красного Знамени. Он самоотверженно выполнял любое задание командования: летал в разведку, бесстрашно проникая в глубокий вражеский тыл, громил неприятельские аэродромы, штурмовал скопления войск и техники противника, прикрывал от фашистских бомбардировщиков наши наземные части, вёл и группой и в одиночку воздушные бои с врагом.

Особенно по душе ему был свободный полёт "охотника", тактику которого Дмитрий Глинка довёл до виртуозности. Успешно решал он и задачи группового боя. Враг шаблона, Глинка изучал приёмы фашистов, чтобы противопоставить им своё, ошеломляющее новизной решение, более выгодный боевой порядок, новый воздушный маневр, обеспечивающий победу. Опыт Дмитрия Глинки становился общим достоянием, обогащал тактику нашей боевой авиации.

Да, наука побеждать врага давалась не просто. Вспоминалась ненастная осень 1942 года, дни обороны Терека. Тяжкие шли бои. Возвращаясь с задания, лётчики горячо спорили: "Почему воздушный противник всегда находится выше нас ?   Почему не мы бьём его сверху ?"   На счету Дмитрия Глинки к тому моменту уже было 7 бомбардировщиков и 2 истребителя врага, уничтоженных в воздушных схватках. Но теперь, слушая своих товарищей, он тоже старался найти ответ на волновавший всех вопрос. Высказал своё мнение. Лётчиков заинтересовал новый тактический приём. Хорошо бы испробовать его на практике.

Командир полка, выслушав Дмитрия Глинку, одобрил его предложение. А вскоре боевой приказ: выделить группу истребителей для сопровождения бомбардировщиков, которым предстояло нанести удар по танковой колонне, прорвавшейся к Моздоку. В полёте пара Дмитрия Глинки шла намного выше боевого порядка. В районе цели на бомбардировщиков устремились 6 Ме-109. Они обрушились сверху, намереваясь, как прежде, атаковать внезапно. Но на сей раз гитлеровцы просчитались. Воспользовавшись преимуществом в высоте, пара Глинки свалилась на врага как снег на голову. С первой атаки Дмитрий сбил одного фашиста. Остальные шарахнулись вверх. Но пара Глинки, используя запас скорости, вновь оказалась выше. Тут же от меткой пулемётной очереди ведомого рухнул вниз ещё один вражеский самолёт. Так новый тактический приём, предложенный Дмитрием Глинкой, выдержал проверку боем.

Враг нёс потери. И гитлеровцы применили новый маневр. Они начали выделять большие группы истребителей, чтобы очистить небо перед приходом своих бомбардировщиков. Дмитрий Глинка отвечает на это эшелонированным по высоте патрулированием. А когда требовала обстановка, вызывали но радио истребителей, находившихся на аэродроме в готовности к вылету. Наращивание сил в бою позволяло с большей результативностью громить ненавистного врага.

Однажды, это было на "Миус - фронте", Дмитрий Глинка во главе 8 истребителей прикрывал свои войска над полем боя. Пару самолётов ведущий направил за линию фронта для разведки и оповещения в случае появления противника. Предусмотрительность оказалась не лишней. О том, как развивались дальнейшие события, Дмитрий рассказывал так:

- Патрулируем. С нашей радиостанции наведения, величая меня инициалами имени и отчества, сообщают: "ДБ", ни черта не видно - пыль и дым. Смотри сам". Но я не беспокоился. Ведь за линией фронта пара наших истребителей. Свою задачу ребята знают, предупредят, если что. Буквально через минуту последовал доклад ведущего пары: "ДБ", идёт большая группа бомбардировщиков". Я повёл свою группу на сближение с противником. Бомбардировщиков мы атаковали задолго до подхода их к цели, километрах в 20 от линии фронта. Сбили 5 вражеских машин. У нас потерь не было.

Неутомимый в поисках, Дмитрий Глинка из практики кубанских боёв сделал вывод: патруль, преграждающий путь гитлеровским бомбардировщикам, должен состоять из двух групп: одна - для борьбы с истребителями, другая - для борьбы с бомбардировщиками. Эта идея тут же была проверена.

К линии фронта приближаются вражеские самолёты. Наши истребители поднимаются в воздух. Дмитрий Глинка - в составе второй, нижней группы. Он рассказывал потом:

- Слышу наземную радиостанцию: "Истребители противника на высоте 3000 метров". В другое время я пошёл бы вверх. Но сейчас этого делать не нужно. Я только передал верхней группе полученное сообщение. И вот она уже ведёт бой с вражескими истребителями. Через 2 минуты появились бомбардировщики, которых я ждал. Мы тоже вступаем в бой. Один за другим самолёты противника, окутанные дымом, падают на землю. Строй вражеских машин нарушен, ни один бомбардировщик не достиг цели.

В другой раз Глинка ведёт 3 пары истребителей, чтобы прикрыть наш передний край в районе станции Крымская. Сам он летит в среднем ярусе. Вдруг под ним появились 2 Ме-109. Их атаковала группа первого яруса и сразу же сбила один самолёт. Второй полёз вверх и угодил в прицел Глинки. Фашист камнем свалился на землю. Самая верхняя пара передает по радио, что ведет бой с четвёркой "Мессеров". Глинка мгновенно набирает высоту, и ещё один самолёт противника, оставляя дымный шлейф, рухнул вниз. Два вражеских истребителя пикируют на самолёт Дмитрия. Одного сбивает ведомый, другого перехватывает в пике пара нижнего яруса. Бой выигран.

"Чем больше врага, тем легче бить его" - эта фраза в устах замечательного лётчика не была пустой бравадой. В летопись кубанских боев вошёл такой эпизод. Одна из наших наступавших частей ещё находилась в движении, когда над ней появилась туча вражеских бомбардировщиков. Сколько их ?   Наблюдатели насчитали 60 самолётов и сбились: в небе вдруг бешено закрутилась гигантская карусель. Её затеял Дмитрий Глинка. Шестёрка истребителей под его командованием бесстрашно ринулась на врага. Одни завязали схватку с "Мессерами", а командир врезался в строй "Юнкерсов". Экономя боеприпасы, он бьёт на выбор - по ведущим первого, второго, третьего звеньев. Все трое сбиты. Не долетев до цели, бомбардировщики сбрасывают свой груз куда попало. Разъярённые от неудачи, фашистские лётчики группами атакуют самолёт командира. На базу он тогда не вернулся.

Печальная весть взбудоражила весь полк. С утроенной силой, стремясь отомстить за боевого товарища, сражались лётчики в этот день и сбили 20 вражеских самолётов. Но Дмитрий Глинка вскоре вернулся.

А было так. Когда врагам удалось поджечь его машину, раненый лётчик выбросился с парашютом. Опустившись возле горного селения, он, обессиленный от потери крови, лишился сознания. Местные жители бережно уложили его на белый шёлк парашюта и понесли на руках через горы в расположение наших войск. Не пробыв в госпитале положенного срока, вопреки настояниям врачей Дмитрий Глинка возвратился в родной полк.

Глинка Дмитрий Борисович

Весной 1943 года Родина увенчала отважного воина высоким званием Героя Советского Союза.

Продолжалась война, продолжалась и боевая биография лётчика, чьё имя стало известно всей стране. В жесточайших схватках с врагом Дмитрий Борисович Глинка совершенствовал своё воинское мастерство, он неустанно учился сам и личным примером воспитывал молодых воздушных бойцов. День ото дня рос счёт сбитым неприятельским самолётам, уничтоженным фашистским танкам, автомашинам, батареям. Теперь наземные радиостанции противника с тревогой оповещали свои самолёты: "В воздухе Дмитрий Глинка !"

Ещё несколько месяцев - и Дмитрий Борисович Глинка награждается второй "Золотой Звездой". Звание Героя Советского Союза присвоено и Борису Борисовичу. Народ славит пламенных патриотов, торжественно звучат стихотворные строки:

Из шахты родимой на поле войны,
На грозные мчатся высоты,
Крылатые Глинки Бориса сыны,
Отважные   наши   пилоты.

После Крыма, Кубани, Миуса - Харьков, Сандомирский плацдарм, Яссы... Растёт число сбитых Дмитрием Глинкой "Юнкерсов" и "Мессершмиттов", "Хейнкелей" и "Фокке - Вульфов". Воздушный патруль в небе... Скоростные машины то стрелой вонзаются в облака, то выходят из них, серебрясь в солнечных лучах, то падают в головокружительном пике, то круто, свечой взмывают вверх. Может быть, это лётчики затеяли весёлый спор, соревнуясь в искусстве полёта ?   Нет. Группу ведёт Дмитрий Глинка. Маневр выполняется так, чтобы ни один уголок неба не остался без надзора.

Чёрной стаей летят фашистские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями с крестом на фюзеляже. У противника четырёхкратное превосходство. Но Глинка бросает свою группу в атаку !   Вот падают вниз 2 фашистские машины. Колонна врата расстроена, бомбардировщики уходят восвояси. Группа наших истребителей продолжает полёт. Дмитрий Глинка надёжно охраняет небо. Он чувствовал себя полновластным хозяином воздушной стихии, и это ощущение испытывали все сражавшиеся рядом с ним.

"Чувству неба" учил Дмитрий Борисович и своих менее опытных товарищей.

- Слабый лётчик, - говорил он, - вертится в машине, как флюгер, напряжённо следит за приборами, за горизонтом. Нет у него лёгкости в полёте, нет той слитности, когда ты и машина - одно целое. А этого нужно добиваться.

Сколько лётчиков мечтало летать так, как Дмитрий Глинка !   А он неутомимо искал новую методику боя, чтобы превзойти хитрого, самоуверенного врага, привыкшего к лёгким победам в небе над Европой. Искусный маневр, разработанный Героем, был применён нашими "охотниками" в воздушных боях, сопутствовавших Ясской операции. Часть, в которой служил Дмитрий Борисович, сбила тогда 50 самолётов противника, наши же потери были сведены на нет.

Советские войска в своём победоносном наступлении продвигались на запад. Уже 46 самолётов сбил Дмитрий Глинка. Вот он сражается уже в небе над фашистской Германией. Не знает усталости этот человек. Наши войска прорывают гитлеровскую оборону по реке Шпрее, и в этот день Дмитрий Глинка сбивает ещё 3 вражеских самолёта. А вскоре в районе Дрездена на землю рухнул 50-й сбитый Героем самолёт фашистского аса.

В послевоенную пору Дмитрий Борисович Глинка ведёт большую общественную работу, выступает в печати, рассказывая об опыте нашей авиации, накопленном в боях за Родину, воспитывает молодых лётчиков.

Время легким инеем посеребрило голову, наложило едва приметные морщинки на высокий лоб командира, но по-прежнему зорки его орлиные глаза. Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, как всегда, в строю !

К. Тараданкин, С. Ковалёв.

( Из материалов сборника - "Люди бессмертного подвига, том 2".  Москва, 1975 год. )

Возврат

Н а з а д

Поделиться с друзьями:



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz