Лавриненков Владимир Дмитриевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского СоюзаЗолотая звезда Героя Советского Союза

Лавриненков Владимир Дмитриевич

Лавриненков Владимир Дмитриевич

Родился 15 мая 1919 года в деревне Птахино, ныне Починковского района Смоленской области, в семье крестьянина. В 1934 году окончил 7 классов неполной средней школы и поступил в фабрично - заводское училище. Работал столяром и одновременно занимался в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил Чугуевскую военную школу лётчиков и с Января 1941 года работал лётчиком - инструктором в Черниговской авиационной школе.

С июля 1941 года сержант В. Д. Лавриненков в действующей армии. До июня 1942 года воевал в составе 630-го ИАП, летал на И-15бис. По июль 1942 года - в составе 753-го ИАП, где летал уже на Як-1. С августа по октябрь 1942 года - в составе 4-го ИАП, где летал на Як-7. Затем, до конца войны, - в 9-м Гвардейском ИАП, где летал на Як-1, "Аэрокобре" и Ла-7.

Сражался на Западном, Воронежском, Сталинградском, Южном, 3-м и 1-м Белорусском фронтах. Был командиром звена, эскадрильи, полка. Участник боёв под Сталинградом, в Крыму, под Кёнигсбергом и Берлином.

К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт )  Гвардии младший лейтенант В. Д. Лавриненков совершил 322 боевых вылета, участвовал в 78 воздушных боях, сбил лично 16 и в группе 11 самолётов противника.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

24 августа 1943 года после случайного столкновения с самолётом противника в воздушном бою попал в плен, бежал, воевал в партизанском отряде, вернулся в полк в октябре 1943 года.

1 июля 1944 года за отвагу и мужество проявленные в боях, успешное командование эскадрильей, Гвардии майор В. Д. Лавриненков был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны служил в войсках ПВО. В 1948 году окончил Военную академию им. Фрунзе. В 1949 - 1951 годах командовал авиационной дивизией. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Генерал - полковник авиации  ( 1971 год ). С 1977 года был начальником штаба и заместителем начальника Гражданской обороны Украинской ССР, с 1984 года - работал военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Был Депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 7-го созыва. Автор книг "Возвращение в небо", "Сокол - 1"   ( посвящена Л. Л. Шестакову ), "Шпага чести" и других. Умер 14 января 1988 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( шесть ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в городе Починок Смоленской области.

*     *     *

Вероятно, мало у какого лётчика, участника Великой Отечественной войны, военная биография сложилась так необыкновенно, как у Владимира Лавриненкова. Он побывал в плену, воевал в партизанском отряде и вместе с тем совершил 448 успешных боевых вылетов, уничтожив около 50 вражеских самолётов лично и в группе. Благодаря прессе Геббельса, имя его обросло легендами и небылицами - в глазах врага он был коварным и кровожадным асом.

Уроженец Починковского района Смоленской области, Владимир Лавриненков начинал свой жизненный путь, как большинство молодёжи страны. Окончил школу, ФЗУ, работал в Смоленске столяром. Поступил в аэроклуб, а затем в Черниговскую лётную школу, где некоторое время работал инструктором.

Первые боевые вылеты совершил на устаревшем истребителе И-15бис, который не мог догнать в воздухе даже бомбардировщики противника. В составе спешно формировавшегося полка, имевшего в наличии всего одну эскадрилью, Лавриненков вылетел на штурмовку танковой колонны врага западнее Ростова. Там он впервые встретился в небе с немецкими истребителями - этот бой едва не стоил ему жизни. Сам пилот вспоминал о нем так:

"В ту же секунду увидел, как промчавшийся мимо "Мессер" короткой очередью поджёг наш И-15бис. Потом чуть в стороне стал падать ещё один самолёт. Кто кого бьёт, я понял не сразу. Всё перемешалось, слилось в сплошную огненную карусель. В следующий миг 2 "Мессера" начали брать в клещи меня самого. Когда самолёт, шедший справа, чуть обошёл мою машину, я довернул на него и дал длинную очередь. Такую длинную, что опомнился, лишь когда умолк пулемёт.

Истребитель И-15бис

Патроны кончились, а "Мессеры" наседали. Вот - вот скрестят на мне пушечные трассы. И тогда я резко бросил "ястребок" вниз и понёсся к плавням, чтобы на их фоне слиться с землёй. "Мессеры" ринулись следом. Я прошёл прямо над верхушками деревьев, виляя из стороны в сторону. Фашисты открыли огонь, но их снаряды вонзались в болотистую почву, поднимая в воздух султанчики грязных брызг..."

Неожиданно пилоты Люфтваффе оставили Лавриненкова в покое, и он взял курс на свой аэродром. Лёгкий биплан, обшитый перкалью, свалился при посадке на крыло и встал на нос. Как оказалось, не выдержало крепление правого колеса, разрушенное вражеским снарядом. Вечером в эскадрилью вернулись ещё трое пилотов, выпрыгнувших с парашютами.

Защищая небо Ростова, Владимир Лавриненков выполнил ещё несколько безуспешных боевых вылетов на перехват скоростных разведчиков Ju-88. Скорость "Юнкерса" была значительно выше, чем у И-15бис.

Часть, потерявшую боеготовность, пополнять уже не стали и перебросили под Сталинград, где она базировалась до весны 1942 года. Затем лётчиков переучили на истребители Як-1 и включили в состав 763-го истребительного авиаполка, отправленного на Брянский фронт. 5 августа 1942 года летая на Як-1 с номером "17", Лавриненков добился первой победы - сбил истребитель Ме-109.

А через несколько дней, вылетев на "свободную охоту" в паре с Н. Тильченко, завязал тяжелейший бой на виражах с 6 Ме-110. Одиночный "Як" не мог состязаться на горизонтали с целой сворой "Стодесятых". "Сотни снарядов пересекали возможные пути выхода из боя, - вспоминал Лавриненков, - я видел огненные трассы впереди мотора, над головой, за хвостом, в глазах начинало рябить". Положение спас Н. Тильченко, своевременно набравший высоту. Атаковав "Стодесятые" сверху, он подбил 2 машины.

Немецкий самлёт Ме-110Е-1.

В конце августа В. Д. Лавриненков был переведён в состав 4-го истребительного авиационного полка  ( 102-я истребительная авиационная дивизия, Сталинградский корпусной район ПВО ), незадолго до этого перевооружённый на самолёты Як-7. К тому времени на его счету числилось уже 5 воздушных побед.

Впереди снова был Сталинград. Летом 1942 года над донскими степями господствовали "Мессершмитты". Действуя парами на большой высоте, они внезапно набрасывались на советские истребители вблизи аэродромов. Таким образом был обстрелян сразу после перелёта "Як" Лавриненкова - вновь пилоту пришлось садиться на одно колесо. А через некоторое время погиб Тильченко, атакованный "Мессерами" на взлёте. Обстановка в воздухе накалялась, и бои не обещали быть лёгкими.

"Крупный, физически рослый, всегда добродушный и жизнерадостный Владимир, с первых же минут привлекал к себе своей открытостью, настоящей мужской дружбой, истинным умением и кусок хлеба, и щепотку соли, и радость с печалью делить по - братски пополам. Когда я вылетал на задания с Лавриненковым, знал, что нам никакой враг не страшен..." - так вспоминал о своём друге прославленный Советский ас, дважды Герой Советского Союза Амет - Хан Султан.

В одной из схваток Амет - Хан сбил 2 "Мессера", но и сам был подбит. Ему пришлось воспользоваться парашютом, а Владимир прикрывал его приземление, не давая противнику возможности расстрелять в воздухе беззащитного парашютиста. В этом бою он был ранен в руку. За месяц боёв сержант Лавриненков провёл 40 воздушных схваток, лично сбил 9 и в группе 7 вражеских самолётов. Об одной из воздушных схваток он вспоминает так:

"Однажды мы с Борисовым вылетели на сопровождение штурмовиков и встретили 4 истребителя противника. Они быстро разделились на 2 пары, одна атаковала нас, а вторая устремилась к "Ильюшинам". Оставив Борисова против ведущей пары, я бросился спасать штурмовики. За это время немцы сумели зажечь самолёт Борисова, и он выбросился с парашютом. "Мессы" бросились к нему.

Сбросив бомбы, "Илы", прижавшись к земле, пошли домой. Я же, отбивал атаки 4-х истребителей, прикрывая Борисова. Память зафиксировала место, где опустился белый купол. Противник, обозлённый неудачей, навалился на меня с новой силой. Поравда, трое из них вскоре повернули на запад. Видимо у них кончалось горючее. А четвёртый - у него был облезлый фюзеляж и какой - то разноцветный герб под кабиной, видимо решил доказать свое. Он упорно наскакивал на меня, но я каждый раз уходил из под удара.

Обороняясь, я внимательно следил за противником и ждал когда он ошибётся. Перевёл машину в набор высоты. "Мессер" за мной. Вот гитлеровец положил свою машину на спину. С такой позиции, очевидно, считал он, меня расстрелять будет удобнее. Но я не пошёл на разворот, а просто притормозил машину, убрав газ. Противник проскочил мимо и потерял меня из виду. Я чуть развернул истребитель и дал очередь. "Мессер", разматывая чёрный шлейф дыма, пошёл к земле..."

В начале октября от полка осталось одно название - его силы быстро таяли, пополнения техникой не было, летали только на уцелевших и отремонтированных истребителях. Усталые и измотанные, лётчики выполняли по нескольку вылетов в день.

В конце октября 1942 года Владимир Лавриненков, в числе 4-х лучших лётчиков полка, был переведён в прославленный 9-й Гвардейский Одесский авиационный полк  ( 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ), которым командовал Лев Шестаков. В этом полку и прошла вся дальнейшая боевая деятельность лётчика. Впереди были бои под Батайском и Ростовом - на - Дону.

Ю-52 сбитый Лавриненковым

С 10 по 31 декабря 1942 года старшина Лавриненков произвёл 21 боевой вылет, в 9 воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. В одном из Декабрьских вылетов в паре с Екатериной Будановой он подбил Не-111, но стрелок вражеского бомбардировщика "стеганул" очередью по правому крылу его "Яка", сорвав часть обшивки. С большим риском Лавриненкову удалось приземлиться. Это был последний вылет, из которого он привез серьёзные боевые повреждения.

Отважный воздушный боец, он показал себя настоящим мастером и в небе Украины. В январе 1943 года, неподалеку от аэродрома Зеты, Владимир перехватил транспортный самолёт Ju-52 и атаковал его. Подбитый "Юнкерс" рухнул прямо на взлётную полосу аэродрома...

Зимой 1943 года полк получил новые самолёты Як-1Б и перебазировался под Ростов. К этому времени Лавриненкова представили к званию Героя Советского Союза, и он добавил к своему списку ещё 7 побед.

...На прикрытие своих войск, зажатых в районе Севастополя, фашистское командование бросило большое количество авиации. Эскадрилья истребителей под командованием В. Д. Лавриненкова барражировала в указанном ей районе. Командир разделил самолёты эскадрильи по различным высотам, сам занял место в верхнем эшелоне. Он учитывал, откуда светило солнце, с какого направления можно ждать появление противника. Минут через 20 на западе появились "Юнкерсы". Капитан нацелил удар группы истребителей на них, а сам стал искать "Мессершмитты". Где-то они должны быть !

Лавриненков со своим ведомым набрал ещё большую высоту. Наконец, он заметил 3 пары Ме-109, шедших на добрую 1000 метров ниже, и нацелил на них наши истребители.

В.Д.Лавриненков

- Атакую, прикрой ! - скомандовал Лавриненков ведомому и свалил самолёт в крутое пике.

Свой истребитель он нацелил на ведущего первой пары "Мессеров", рассчитывая первым ударом внести растерянность в ряды врага. Он начал выводить машину из пике, и когда Ме-109 оказался в перекрестии прицела, дал точную пушечную очередь по врагу. Тот рухнул на землю.

Оглянувшись, Лавриненков увидел приближающиеся к нему 2 фашистских самолёта. Он мгновенно изменил направление полёта своего "ястребка" и трассирующая очередь из вражеского пулемёта прошла стороной.

Выйдя из-под удара, Лавриненков вступил в ожесточённый бой с "Мессерами". Вместе с ведомым он связал всю группу фашистских истребителей и тем самым отвлёк их от нашей ударной группировки, расправлявшейся с "Юнкерсами". Нелегко было противостоять численно превосходящему противнику. Но уверенность в своих силах, смелость и расчётливость помогли Лавриненкову сбить ещё один Ме-109. Фашистские бомбардировщики, понеся большие потери, поспешили уйти. За ними последовали и уцелевшие "Мессеры".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Лавриненков Владимир Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В конце июня над Доном, в районе станции Великокрепинской, во главе четвёрки "Яков", он стремительно атаковал, сверху - в лоб, и сбил подряд 2 бомбардировщика Ju-88. Его ведомый Н. Остапченко сбил один из истребителей прикрытия - Ме-109. Неприятельские самолёты были рассеяны, бомбометание сорвано. Эта эффектная и красивая схватка происходила в ясную, солнечную погоду, над передним краем, и за ней наблюдали сотни воинов и командующий фронтом Ф. Толбухин. Восхищённый генерал - полковник вызвал к себе лётчика, поздравил с "великолепным воздушным боем над нашими войсками" и наградил золотыми часами.

Вручение партбилета В. Лавриненкову.
Вручение партбилета В. Д. Лавриненкову.

Тот бой стал для лётчика судьбоносным: через несколько дней лейтенанта Лавриненкова вызвал маршал авиации А. Новиков, расспросил о себе, о товарищах, попросил написать статью о своих воздушных боях. Лавриненков с его 23 личными победами на "Яках" был в то время в числе лучших советских истребителей и одним из самых результативных лётчиков на самолётах этого типа.

Обобщая свой боевой опыт, он писал в газете "Красная Звезда":

"Летая над вражеской территорией, лётчики - истребители должны действовать весьма осторожно и в отдельных случаях проявлять максимум терпения. Горячность и опрометчивость могут только принести вред. В принципе, мы придерживаемся правила: "Атакуй внезапно". Первая атака должна быть решающей".

В июле 1943 года 9-й Гвардейский авиаполк сдал свои оставшиеся "Яки" и получил новую матчасть - американские самолёты Р-39 "Аэрокобра". Непривычно мощное вооружение истребителей из 6 пулемётов и 20-мм пушки представило советским лётчикам новые возможности. Уже в следующем месяце Лавриненков сбил с дистанции 150 метров 2 бомбардировщика Не-111, а на следующий день отправил к земле Ме-109.

Истребитель 'Аэрокобра'

Истребитель Р-39 "Аэрокобра".  На такой машине сражался В. Д. Лавриненков.

24 августа 1943 года, по приказу командующего 8-й Воздушной армии генерал - майора Т. Т. Хрюкина, во главе 4 истребителей Лавриненков вылетел на перехват разведчика FW-189. Владимир обнаружил "раму" в районе села Александровка Матвеево - Курганского района Ростовской области и атаковал её. Немец стал уходить, снижаясь по спирали. Затем в атаку пошёл А. Плотников, но промахнулся. После этого "раму" атаковала вторая пара, но противник, круто поворачивая под атакующих, выходил из зоны обстрела. Тогда Лавриненков стал на предельной скорости преследовать корректировщик, повторяя его траекторию. Он подавил огневую точку "Фокке - Вульфа", но сбить самолёт всё не удавалось. Тогда Владимир пошёл на сближение. Набрав на пикировании слишком большую скорость, он не успел отвернуть в сторону и крылом своей "Аэрокобры" ударил по хвостовому оперению "рамы". Оба самолёта понеслись к земле...

Немецкий самолёт FW-189.

В.Д.Лавриненков

Выбросившись с парашютом, Владимир опустился на оккупированной территорию и в бессознательном состоянии был взят в плен. При нём не было ни орденов, ни документов - только последнее письмо из дому.

- Лавриненков ?   Эта фамилия нам известна, - обрадовался производивший допрос немецкий офицер. Владимир, конечно отрицал, что это его фамилия. Но у немецких разведчиков нашёлся альбом с фотографиями советских лётчиков, среди которых легко можно было узнать и характерное, бровастое лицо Лавриненкова. Отпираться было бесполезно, поэтому он удостоился даже некоторого уважения со стороны врага - ему устроили экскурсию на аэродром и хвастливо позволили осмотреть немецкие самолёты.

Как знаменитого лётчика, Владимира не допрашивали с пристрастием. Его решили отправить в Берлин, надеясь расположить к себе своим хорошим обхождением. Вскоре, с ещё одним лётчиком - штурмовиком  ( капитаном В. Карюкиным ), в отдельном купе пассажирского поезда, вместе с немецкими офицерами, они поехали в глубокий тыл противника. Не доезжая Одессы, Владимиру и его спутнику удалось бежать, выпрыгнув на ходу из поезда. Через несколько суток пробирающихся к линии фронта беглецов подобрали в районе Канева партизаны из отряда имени В. И. Чапаева.

В. Лавриненков у сбитого им самолёта
В. Д. Лавриненков у
сбитого им самолёта.

В последующем Лавриненков участвовал в одной из партизанских операциях  ( был награждён медалью "Партизану Отечественной войны" ), пока наступающие советские войска не освободили область от врага. Вскоре Владимир вернулся в свой полк.

Испытав невзгоды немецкого плена он, после кратковременного отпуска, продолжал отважно сражаться в небе Отчизны. В первом же вылете, в начале ноября 1943 года, сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87.

С октября 1943 по май 1944 года лётчики полка вели напряжённые бои в небе Крыма. Осенью 1943 года 9-й ГвИАП перебазировался на аэродром Аскания - Нова. Эскадрилья Лавриненкова была отправлена на аэродром подскока у Скадовска и занималась "свободной охотой" за транспортными самолётами, летающими над Чёрным морем. За короткое время лётчики его эскадрильи сбили более 30 машин. В апрельских боях 1944 года в Крыму его счёт пополнили ещё 4 истребителя.

За отвагу и мужество проявленные в боях, успешное командование эскадрильей, 1 июля 1944 года Гвардии майор В. Д. Лавриненков был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Ла-7 В.Д.Лавриненкова

В.Д.Лавриненков

Летом 1944 года 9-й ГвИАП был перевооружён на новые самолёты Ла-7. В октябре 1944 года Владимир Лавриненков, приняв командование прославленным 9-м Гвардейским авиационным полком  ( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ), продолжил свою боевую деятельность. Он сражался в Прибалтике и под Кёнигсбергом, а последние боевые вылеты совершил в небе Берлина. К концу войны совершил 448 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника. Это по официальным данным, приведённым практически во всех открытых источниках. Однако, М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 38 личных и 6 групповых побед лётчика.

За годы войны через его руки прошли истребители многих типов - сначала И-15бис, затем Як-1, Як-7, американский Р-39 "Аэрокобра" и наконец Ла-7. При этом, начиная с Як-1, все машины Лавриненкова носили бортовой номер "17", а его позывной "Сокол - 17" хорошо знали по обе стороны фронта.

После окончания войны Гвардии полковник В. Д. Лавриненков командовал авиационной дивизией, летал на реактивных боевых машинах. В 1948 году окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1954 году - Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО. В 1971 году ему было присвоено звание "Генерал - полковник авиации". В 1977 году он был назначен заместителем начальника Гражданской обороны Украинской ССР, а в 1984 году - военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Написал несколько книг воспоминаний о войне.

Прославленный советский ас скончался 14 января 1988 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора В. Д. Лавриненкова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )



п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.07.1942 г.1  Ме-109КаверяИ-15бис, Як-1, Як-7,

Р-39 "Аэрокобра", Ла-7.
209.07.1942 г.1  Ме-109Хухлово
312.07.1942 г.1  Ме-109Колыбелька
424.07.1942 г.1  Ме-109Большая Верейка - Каменка
526.08.1942 г.1  Ме-109Орловка
627.08.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )оз. Верхне - Погромное
731.08.1942 г.1  Ме-109Красноармейск
802.09.1942 г.1  Ме-109сев. Красноармейск
905.09.1942 г.1  Ju-88Сталинград
1007.09.1942 г.1  Ме-109Акатовка
1109.09.1942 г.1  Ме-109Воропоново
121  Ju-88Воропоново
1311.09.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )р-н Сталинграда
1414.09.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 9 )сев. окр. Сталинград
151  Ме-109  ( в группе - 1 / 9 )юж. окр. Сталинград
161  Ме-109сев. зап. окр. Сталинград
1715.09.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Рыбзавод
1821.09.1942 г.1  Ме-109Средняя Ахтуба
1926.09.1942 г.1  Ме-109Ерзовка
2027.09.1942 г.1  Ме-109зап. окр. Сталинград
2110.12.1942 г.1  Не-111Питомник
2217.12.1942 г.1  Ме-110Зеты
2326.12.1942 г.1  Не-111Зеты
2403.02.1943 г.1  Me-109юго - зап. Калинин
2526.06.1943 г.1  Me-109  ( в группе - 1 / 2 )вост. Покровское
2629.06.1943 г.1  Ju-88Матвеев Курган
271  Ju-88Матвеев Курган
2817.07.1943 г.1  Me-109сев. - зап. Матвеев Курган
2919.07.1943 г.1  Me-109Ольховатый
3021.07.1943 г.1  Ju-88сев. Дмитриевка
3122.07.1943 г.1  Me-109колх. "Красный Луч"
3224.07.1943 г.1  Ju-88колх. "Красный Луч"
3318.08.1943 г.1  Не-111Калиновка
341  Не-111Елизаветинский
3519.08.1943 г.1  Me-109зап. Новая Надежда
3624.08.1943 г.1  FW-189юго - зап. Матвеев Курган
3701.11.1943 г.1  Не-111Чаплинка
3829.11.1943 г.1  Ju-88юж. Кашенка
3901.02.1944 г.1  Ju-52зап. Болгарка
4025.02.1944 г.1  Me-109оз. Голая Пристань
4110.04.1944 г.1  FW-190сев. Богемка
421  FW-190зап. Мясниково
4323.04.1944 г.1  FW-190юго - зап. Севастополь
4405.05.1944 г.1  FW-190зап. Севастополь

       Всего сбитых самолётов - 38 + 6;  боевых вылетов - 448;   воздушных боёв - 134.




Дополнительная информация о В. Д. Лавриненкове.

Его позывной - "Сокол-17".

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz