КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Чувелёв Павел Максимович |
Родился 26 ноября 1917 года в селе Солёное-Займище (Черноярский район Астраханской области). С 26 июня 1935 года в рядах Красной Армии, призван Черноярским РВК. В ноябре 1938 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. По ноябрь 1939 года служил рядовым лётчиком. С 22 июня 1941 года командир звена 20-го ИАП лейтенант П. М. Чувелёв в действующей армии. С октября по декабрь 1941 года был заместителем командира эскадрильи. С 1942 года по август 1943 года - командир эскадрильи 427-го ИАП. По февраль 1944 года - штурман 177-го Гвардейского ИАП. С марта по октябрь 1944 года учился в Высшей офицерской школе штурманов. По май 1945 года - в Управлении 193-й ИАД (был старшим штурманом дивизии). С 22 июня по октябрь 1941 года сражался на Юго-Западном фронте. Затем, по март 1942 года - на Волховском фронте. С июня по июль 1942 года - уже на Юго-Западном фронте, где 15 июля был ранен. С октября 1942 года по март 1943 года - на Калининском фронте, с мая по август 1943 года - на Воронежском фронте. С августа 1943 года по апрель 1944 года - на Степном фронте. С декабря 1944 года по май 1945 года - на 1-м Белорусском фронте. К концу войны Гвардии майор П. М. Чувелёв выполнил около 300 успешных боевых вылетов. Проведя более 60 воздушных боёв, сбил не менее 10 самолётов противника лично и 5 в группе с товарищами. [По данным последнего наградного листа, от 5 мая 1945 года, имел 9 личных и 4 групповые победы.] После войны продолжал служить в ВВС. С марта 1947 года по октябрь 1950 года был заместителем командира полка. 18 февраля 1950 года ему присвоено воинское звание "Подполковник". По апрель 1952 года командовал полком. По август 1952 года был заместителем командира 878-го ИАП по лётной подготовке и инспектором-лётчиком по технике пилотирования. С августа 1952 года по май 1953 года в составе 878-го ИАП принимал участие в вооружённом конфликте на территории Кореи, в воздушных боях подбил 1 самолёт противника. С мая 1953 года по январь 1954 года находился в госпитале и очередном отпуске, затем - в распоряжении Управления Кадров ВВС. С 7 января 1954 года Гвардии подполковник П. М. Чувелёв - в запасе. В 1962 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности - "эксплуатация автомобильного транспорта". Умер 26 июля 1993 года, похоронен на станции Луговая (по Савёловской дороге) Московской области. Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Свою боевую деятельность Павел Чувелёв начал в первый день войны - 22 июня 1941 года, а закончил в мае 1945 года. Приказом по войскам Волховского фронта № 02-Н от 3 февраля 1942 года заместитель командира эскадрильи 427-го ИАП капитан П. М. Чувелёв, за боевые заслуги при ликвидации Тихвинской группировки противника в 1941 году, награждён первым орденом Красного Знамени. 19 января 1943 года командир эскадрильи 427-го ИАП капитан Чувелёв был представлен ко второму ордену Красного Знамени. В наградном документе указывалось: "Как командир эскадрильи - умелый руководитель боевой работы. После первой награды - ордена "Красное Знамя" - под его руководством эскадрилья за период пребывания в ВВС 7-й отдельной армии сделала 304 боевых вылета, из них на сопровождение и прикрытие самолётов Пе-2 - 30 вылетов, на штурмовые действия по войскам противника - 102 вылета. Штурмовыми действиями уничтожено: 127 автомашин с войсками и грузами, 22 повозки с боеприпасами, 9 зенитно - пулемётных точек, 5 батарей МЗА, 2 зенитные батареи среднего калибра, 1 батарея полевой артиллерии, до 2000 солдат и офицеров противника. Сбит 1 самолёт противника типа "Фоккер Д-21". На Юго-Западном фронте эскадрилья произвела 110 боевых вылетов, из них на сопровождение самолётов Ил-2, Пе-2 и Су-2 - 70 вылетов, на очистку воздуха от самолётов противника - 40 вылетов. В воздушных боях лётчики эскадрильи сбили 6 самолётов противника, чем обеспечили успешные действия самолётов Пе-2 и "Бостон" по наземным войскам противника. Находясь в составе 292-й ШАД на Калининском фронте эскадрилья сделала 132 успешных вылета на сопровождение и прикрытие действий самолётов Ил-2, при этом штурмовики от атак противника потерь не имели. Лётчики его эскадрильи сбили в воздушных боях, попутно с выполнением основной задачи по сопровождению Ил-2, 8 самолётов противника. Лично тов. Чувелёв совершил после первой Правительственной награды 116 боевых вылетов, из них только на штурмовые действия - 37 вылетов, на сопровожение и прикрытие самолётов Ил-2, Пе-2 и Су-2 - 59 вылетов. Во время штурмовок уничтожил 23 автомашины с войсками грузами, 9 повозок с боеприпасами, 4 зенитно - пулемётные точки, рассеял и уничтожил до 400 солдат и офицеров. В одном из боёв был тяжело ранен и лежал в госпитале. На Калининском фронте в составе 292-й ШАД сделал 29 боевых вылетов на сопровождение и прикрытие штурмовиков Ил-2. Лично сбил 1 самолёт и в составе группы ещё 1 самолёт противника. За свою боевую работу вполне достоин награждения вторым орденом "Красного Знамени". Приказом по личному составу 3-й Воздушной армии № 020 от 9 февраля 1943 года капитан П. М. Чувелёв награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. 19 января 1943 года командир эскадрильи 427-го ИАП капитан Чувелёв был представлен к ордену Ленина. В наградном документе указывалось: "Участвует на фронтах Отечественной войны с самого её начала, за это время имеет 224 боевых вылета. Провёл 36 воздушных боёв в которых лично сбил 6 самолётов противника и 4 в групповых боях. Как командир эскадрильи - отличный организатор и руководитель боевой работы. Эскадрилья возглавляемая Чувелёвым по боевой работе всегда занимает первое место в полку. На Калининском фронте эскадрилья произвела 251 боевой вылет с отличным выполнением заданий, в воздушных боях лётчики сбили 9 самолётов противника. Свои потери за это время: 4 самолёта и 3 лётчика. Будучи в составе 294-й ИАД при массированном налёте противника на аэродром Волоконовка лётчики воспитанные капитаном Чувелёвым в воэдушном бою, действуя 9 против 53 самолётов противника, сбили 3 самолёта и 4 подбили, не имея ниодной потери со своей стороны. 6 июля 1943 года, вылетев на выполнение боевого задания по прикрытию своих войск, встретил большую группу бомбардировщиков противника - до 30 самолётов под прикрытием 34 истребителей - и вступил с ними в бой. Заметив, как группа самолётов Ю-88 готовится бомбить передний край нашей обороны, Чувелёв повёл свою тройку в атаку. Зажав в клещи одного Ю-88, наши лётчики обрушили на него всю мощь огня, Ю-88 задымил и упал на землю в районе Раково. В этот же день, вылетев ведущим группы из 14 Як-1 на прикрытие своих войск в районе Покровка, встретили 18 Ме-109 с которыми вступили в бой. В ходе воздушного боя Чувелёв заметил как пара Ме-109 намеревается произвести атаку по младшему лейтенанту Иванову, увлекшемуся боем. Капитан Чувелёв рискуя жизнью пошёл на перерез противнику и под углом 25 - 30° спереди сверху атаковал одного Ме-109 и зажёг его, последний упал в лес северо - восточнее 10 км от Драгунское. Всего за 6 июля 1943 года лётчиками эскадрильи капитана Чувелёва сбито 12 самолётов противника, из них: 2 Ю-88, 1 Ю-87, 7 Ме-109 и 2 ФВ-190. За лично проявленное мужество и отвагу в воздушных боях, за отличное руководство эскадрильей, которая наносит сокрушительные удары по врагу, достоин награждения Правительственной награды - орденом Ленина". Приказом по личному составу 2-й Воздушной армии № 053-Н от 22 июля 1943 года командир эскадрильи 427-го ИАП капитан П. М. Чувелёв награждён вторым орденом Красного Знамени. 25 августа 1943 года командир эскадрильи 427-го ИАП капитан Чувелёв был представлен к очередному ордену Красного Знамени. В наградном документе указывалось: "В операции на Белгородском направлении с 8 по 18 июля 1943 года эскадрилья произвела 202 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск - 135 вылетов, на прикрытие и сопровождение штурмовиков - 62 вылета. Проведено 14 групповых воздушных боёв, в которых сбито 18 самолётов противника. В наступательной операции по освобождению городов Белгород и на Харьковском направлении с 3 по 20 августа 1943 года эскадрильей произведено 122 боевых вылета на прикрытие наземных войск. Проведено 22 воздушных боя, в которых сбито 17 самолётов противника. Всего с 8 июля по 20 августа 1943 года эскадрилья произвела 324 боевых вылета, провела 36 воздушных боёв, сбила 35 самолётов противника, из них: 3 ФВ-190, 21 Ме-109, 1 До-215, 9 Ю-88 и 1 Ю-87. Потери эскадрильи: 3 самолёта, 1 лётчик. Как лучший командир эскадрильи, отличный организатор и руководитель боевой работы, командиром корпуса его эскадрилья выделена в группу "МЕЧ". Всё время, ведя воздушные бои с численно превосходящими силами противника, группа "МЕЧ" под командованием капитана Чувелёва всегда выходит победителем, не имея своих потерь. 11 июля 1943 года группа самолётов под командованием капитана Чувелёва вела бой с двумя эшелонами бомбардировщиков в количестве 60 самолётов Ю-88 и Хе-111, 30 самолётов Ме-109 и ФВ-190. В результате решительных атак наших лётчиков, противник сбросил бомбы вне цели. Наши лётчики уничтожили 11 самолётов противника, из них лично капитан Чувелёв сбил 2 Ю-88. Наши потери: 1 самолёт (лётчик выбросился на парашюте). 5 августа 1943 года группа из 6 Як-1 капитана Чувелёва вела бой с 14 Ю-87, шедших под прикрытием истребителей и сбила 2 самолёта противника. Капитан Чувелёв в этом бою сбил 1 самолёт. 11 августа 1943 года капитан Чувелёв дважды водил группу из 6 Як-1 и в 2-х боях лётчики сбили 5 Ме-109, из них капитан Чувелёв - 1 самолёт. За период с 9 июля по 20 августа 1943 года капитан Чувелёв лично выполнил 35 боевых вылетов, провёл 14 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника лично (1 Ю-87 и 3 Ме-109) и 1 самолёт в групповом бою. Всего за время Отечественной войны имеет 257 боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, сбил 10 самолётов противника лично и 5 в груповых боях. [Стоит отметить, что в наградных документах за 1945 год указывается уже на 9 личных и 4 групповые победы лётчика.] За лично проявленное мужество в воздушных боях, за отличное руководство эскадрильей и группой "МЕЧ", за минимальные свои потери и 5 сбитых самолётов противника, достоин Правительственной награды третьим орденом "Красное Знамя". Приказом по войскам 5-й Воздушной армии № 040-н от 30 сентября 1943 года командир эскадрильи 427-го ИАП (294-я ИАД, 4-й ИАК) капитан П. М. Чувелёв награждён третьим орденом Красного Знамени. Як-1Б командира 1-й эскадрильи группы "Меч" 427-го ИАП капитана П. М. Чувелёва был из партии, предназначенной для 9-го Гвардейского ИАП. Каким образом он попал к Чувелёву, трудно уточнить. Скорее всего, машина отстала от общей партии из-за неисправности и досталась лётчику, который первым прибыл для перегонки. До сих пор не установлено точно, сколько самолётов сбил Чувилёв, однако каждый в полку в недоумении: почему этот сильный и опытный лётчик не получил звания Героя Советского Союза. За Великую Отечественную войну у него вполне достаточно было сбитых, а ведь он ещё и участник войны в Корее. Красноносые "Яки" группы "Меч" немцы знали хорошо. Удивительно, но информация о смелости, бесстрашии и результативности группы разнеслась у немцев по всем фронтам. Было очень много случаев, когда "Яков" других полков с такими же красными "носами" немцы принимали за группу "Меч" и убирались восвояси, без боя. Некоторые наши разведчики, летающие на "Яках", хитрили: окрашивали капоты в красный цвет. Немцы, увидев пару с вызывающе красными носами, шарахались, как от чумных... Видимо, слухи о бесстрашной группе "Меч" у немцев развились до предела смертников. На Як-1Б Чувелёва я проставил 12 звёздочек - по числу сбитых самолётов на момент съёмки этого кадра в августе 1943 года на аэродроме Сокольники. Конечно, летая ведущим, он, может быть, даже в этот день увеличил счёт, а позднее: вдвое, трое... Полосы на фюзеляже, на плоскостях, на киле - как указано на схеме - появились в августе, когда на фронте появился "фриц", летавший на трофейном "Яке". Кто его сбил будет выяснить не просто: если не было свидетелей боя - лётчик не доложит, что сбил "Як". Попробуй докажи, что сбил не своего ! А свастики на "Яке" могут и не стоять. Такие полосы - коды стояли на всех самолётах этой дивизии. Каждый полк это делал по-своему, поэтому боевые раскраски этого периода представляют большой интерес для моделистов и историков. Некоторую информацию удалось найти и в книге воспоминаний бывшего командира 427-го ИАП Герой Советского Союза Антона Дмитриевича Якименко: "...Павел Чувелёв прибыл в полк осенью 1941 года под Тихвин. Младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи. Но комэск вскоре погиб, и Чувелёв его заменил. Исключительно сильный ведущий. Хорошо подготовлен тактически. В бою хладнокровен, видит своих и чужих, ошибки противника и ошибки ведомых. Умеет спросить. Однажды, разбирая воздушный бой, жестко сказал одному пилоту: "Будешь всё время рядом со мной. Понятно ? Ещё раз оторвёшься, расстреляю как труса. Там, в воздухе. Сам !" Сказал не вызывающим сомнения тоном. Прекрасно владея оружием, Чувелёв в короткое время уничтожил немало фашистов, и командование полка по достоинству оценило военную доблесть пилота: минуя сразу 2 воинских звания, представило его к "Капитану" и к ордену Красного Знамени. ...Восьмёрка Чувелёва рулит на старт. Не пара за парой, а сразу все вместе. Никак решили взлетать группой ? Точно, решили. Время сокращается, но где они разместятся ? Полоса-то на аэродроме - ленточка. Ну, Чувелёв ! Держись, если кто-нибудь подломает машину. Мало тебе не будет ! Остановились. Взвихрили пыль. Понеслись по взлётно - посадочной. Пошли в набор высоты. Будто невидимой нитью связал Чувелёв свою восьмёрку. Отлично идут, как на картинке. Силён Чувелёв ! Лётчик хороший, коллектив умеет спаять, а с дисциплиной не ладит. Учудил недавно такое, что уши вянут. Возвратясь с боевого задания, рулил мимо штаба. Видит: окно раскрыто, у окна Борис Иванович Рубцов. Притормозил самолёт, развернулся хвостом к штабу и пустил такое облако пыли, хоть святых выноси. Лётчики 427-го ИАП на фоне Як-1Б капитана П. М. Чувелёва. Август 1943 года. Был разговор. Клялся Чувелёв, божился, что ямку обруливал, что, дескать, нечаянно всё получилось, но я-то знаю его. Пришлось наказать - записать ему выговор. Обиделся за то, что строго с ним поступил, за то, что не поверил ему. Смотрел на меня такими глазами, что я невольно подумал: может, зря поругал, незаслуженно ? Более часа совестью мучился, и вдруг мысль: "Схожу и гляну на ямку". А ямки-то и не нашёл... Эх Пашка, Пашка ! Взять бы палку потолще да выбить из тебя пыль и мусор ненужный. И тогда бы, как говорил писатель Куприн, осталось чистое золото. Павел немного тщеславен. Он любит быть среди подчинённых эдаким "батей", "главой семьи", я бы даже сказал, "атаманом". Боевой, энергичный, смелый, он, мне кажется, находит возможность даже во время атаки как бы глянуть на себя со стороны, на свои действия, оценить их. Ему нравится быть всегда в окружении лётчиков, как на земле, так и в воздухе, нравится, когда они восторгаются его мастерством, отвагой. Я бы даже сказал, что он привык к этому, что лётчики ходят заним по пятам, лётчики не чают души в своём командире. Чувелёв глядит на меня. Упорно глядит, требовательно. Я понимаю его: хочет, чтобы я особо похвалил чувилевцев. Ну что ж, похвалю. Не характеры, в конечном-то счёте, определяют воздушных бойцов, а их боевые дела. А они, прямо скажу, блестящи. - Дорогие друзья, - говорю я собравшимся, - слава о подвигах эскадрильи Чувелёва Павла Максимовича давно шагнула за пределы нашего корпуса. Только в боях за Харьков и Белгород - по сути дела за 2 месяца - эскадрилья сбила 60 самолётов противника. Что же обеспечило эти успехи ? Хорошая взаимная выручка в бою, слётанность пар, неустанная осмотрительность, активный маневр, противоположный тому, который предпринимает противник. И ещё: творчество командира, его постоянные поиски нового в тактике, отвага и мужество лётчиков - Василевского, Кальченко, Иванова, Хвостова, Чирьева... На седьмом небе Павел Максимович. Ему аплодируют лётчики, техники, механики, наши гости - представители авиационно - технического батальона, приглашённые на торжественный ужин. Кто-то его обнимает, кто-то жмёт ему руку. Представляю, как хорошо сейчас Чувелёву и всем находящимся в этом зале. И мне хорошо и спокойно, тепло и уютно в этом кругу друзей. Так бы всегда !.. У нас в группе "Меч" не было карьеристов, не было болезненного отношения к "ущемлению" командирских прав. Командиры звеньев, пришедшие в нашу группу из других эскадрилий, полков, нередко летали как рядовые, не стеснялись ходить за крылом старшего лётчика, а то и просто лётчика и выслушивать его замечания после полёта. Каждый из них понимал, что отношения в полёте строятся не по должностным категориям, а по опыту, зрелости, умению бить врага. У нас не было "рвущихся в начальство". Главным считалось восхождение не по служебной лестнице, а по ступеням лётного мастерства, ибо это и только это определяло успех в бою. Я говорю не красивые слова, а дело. Чувелёв, например, став командиром эскадрильи чуть ли не в самом начале войны, только в 1944 году согласился уйти с повышением - заместителем командира полка в другую дивизию..."
Як-1Б капитана Павла Максимовича Чувелёва, командира 1-й эскадрильи 427-го ИАП, Калининский фронт, август 1943 года. На порту надпись - "От трудящихся Пугачёвского р-н". Верхние поверхности машины окрашены в зелёный и чёрный цвета, нижние - в серо - голубой. Носовая часть фюзеляжа и надпись на борту - красные. Красная окраска носовой части указывает, что этот Як-1Б входил в группу "охотников". Тактический номер, обозначения побед и полосы на фюзеляже - белые. Полосы вокруг фюзеляжа отличали самолёты полка от захваченного противником истребителя, использовавшегося Люфтваффе в том же районе, и их расположение менялось почти ежедневно. Список всех известных побед Гвардии
майора П. М. Чувелёва:
Боевая деятельность П. М. Чувелёва на этом не закончилась. В начале 1950-х годов ему довелось участвовать в вооружённом конфликте на территории Кореи и вести воздушные бои уже с самолётами ВВС США в составе 878-го истребительного авиационного полка (216-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 64-й истребительный авиационный корпуса). Летом 1952 года произошла очередная полная замена авиачастей 64-го ИАК, в лице двух дивизий авиации ПВО страны - 133-я и 216-я ИАД. Первой в Китай прибыла из-под Валдая 133-я ИАД ПВО под командованием полковника А. Р. Комарова. Эта дивизия (трёхполкового состава, полностью укомплектованная лётным составом и техникой) прибыла в Китай в конце марта 1952 года и обосновалась на тыловых аэродромах Северо-Восточного Китая - в Мукдене и Дунфыне. Дивизию не стали сразу бросать в бой, а дали время на подготовку. Второй дивизией ПВО, которая прибыла вслед за первой, была 216-я ИАД. Она прибыла в Китай из Бакинской армии ПВО в конце июля 1952 года (также имея в своём составе 3 авиаполка). Командовал дивизией Герой Советского Союза полковник А. У. Ерёмин. Два полка дивизии обосновались на аэродроме Мяогоу, а третий - на аэродроме Дапу. Боевые действия 216-я ИАД ПВО начала с 5 августа 1952 года и участвовала в боевых действиях вплоть до их окончания - 27 июля 1953 года. Самым результативным полком дивизии был 518-й Берлинский ордена Суворова 3-й степени ИАП. Лётчики этого полка уничтожили в небе Кореи 38 самолётов противника и ещё 26 повредили. Командовал полком в начале командировки подполковник Литвиненко, но вскоре он заболел и убыл в Союз. На его место прибыл подполковник Поганышев Владимир Иванович. До этого он был помощником командира 216-й ИАД по тактике воздушного боя и воздушной стрельбы. Вторым по результативности в составе 216-й ИАД был 878-й Калинковичский ордена Суворова 3-й степени ИАП. В составе этого полка было больше всего Героев Советского Союза, прибывших на эту войну. Так, 2-й эскадрильей командовал майор Георгий Степанович Холодный, и в 3-й АЭ командиром полка также был Герой Советского Союза Василий Васильевич Егоров. Оба Героя довольно успешно сражались в небе Кореи и увеличили свои боевые счета соответственно на 2 и 3 лично сбитых самолёта противника. Третий командир АЭ, майор И. В. Латунов, также был участником Великой Отечественной войны и имел солидный боевой опыт. В составе полка половина лётного состава имела боевой опыт прошедшей войны, и по лётному составу данный авиаполк был самым опытным в дивизии. Под стать лётному составу 878-го ИАП было и его руководство. Полком командовал опытный боевой командир подполковник Сергей Дмитриевич Дронов, заместителем по лётной подготовке у него был Гвардии подполковник Павел Максимович Чувилёв, также опытный лётчик и командир с боевым опытом. Оба часто летали на боевые задания и участвовали неоднократно в воздушных боях. Особо отличился командир полка Дронов, которому удалось до конца командировки увеличить свой боевой счёт на 3 сбитых самолёта противника. Тем самым он получил статус аса по итогам двух войн (6 + 1 победы). Чувилёву повезло в этих боях меньше - ему удалось только однажды отличиться и повредить один F-86. Таким образом, общим итогом боевой деятельности Гвардии подполковника Чувелёва Павла Максимовича (включая Великую Отечественную войну и Корею) стали 350 боевых вылетов, 70 воздушных боёв, около 15 сбитых и повреждённых самолётов противника... |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |