Григорий Бахчиванджи родился 7 Февраля 1908 года в станице
Бриньковская ныне Приморско - Ахтарского района Краснодарского края. Трудовую
жизнь начал с 1925 года, работая в литейной мастерской. Затем был помошником
машиниста на паровозе в Приморско - Ахтарском депо Краснодарского края. Потом
строил завод в Мариуполе, там же слесарничал. В 1931 году был призван в ряды Красной
Армии, а затем увлёкся авиацией. В 1933 году получил специальность авиационного
техника по вооружению, но у Григория была другая цель - стать лётчиком. И он им
стал - в числе лучших курсантов, он окончил Оренбургскую военную авиационную
школу летчиков.
С 1935 года Григорий Яковлевич работал в НИИ ВВС, куда пришёл
сразу же после окончания лётной школы, а через 5 лет он стал одним из известнейших
и опытнейших лётчиков страны. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных
самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение
испытаний новых авиамоторов в полёте, дело тонкое и далеко не безопасное.
С началом Великой Отечественной войны на фронте, участник обороны
Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения,
где во всём блеске проявил свой лётный талант.
4 Июля одержал первые воздушные победы - лично уничтожил 2 разведчика
Do-215. Произошло это так.
Получив приказ на вылет всем полком, командир 402-го ИАП ОН
П. М. Стефановский оставил Бахчиванджи на аэродроме - для прикрытия наших
истребителей при возвращении с боевого задания. Не прошло и 10 минут после взлёта
наших самолётов, как над аэродромом появился Do-215. "МиГ" Бахчиванджи прямо со
стоянки устремился в воздух. Он зашёл противнику в хвост и метров с 50 открыл
огонь. Вражеский самолёт, объятый пламенем, упал на окраине аэродрома.
В это время из облаков вывалился ещё один "Дорнье". Заметив рухнувшего
собрата, он бросился прочь. Бахчиванжди, сделав боевой разворот и форсировав режим
мотора, быстро настиг противника и открыл огонь. Из правого мотора Do-215 вырвался
густой чёрный дым, затем вспыхнуло пламя. Перевернувшись через крыло вражеский
самолёт устремился к земле... Дальнейшие события подробно описаны Стефановским:
"...Нашу радость как рукой сняло. Даже с
земли было видно, что винт "МиГа" остановился. Сейчас последует штопор и... Но
этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолёт с неработающим мотором
стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это "МиГ-3"
- то планирует ? Да, планирует и классически садится. Все, кто находились
на аэродроме, бегут к самолёту.
Ещё издали вижу разгорячённое лицо лётчика, его белое шёлковое
кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях -
не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать 2 блестящие победы. Затем
осматриваем его самолёт. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика
колёс изрешечены пулями. Действительно, посадить такую "мёртвую" машину был способен
только испытатель..."
Истребитель МиГ-3 из состава 402-го истребительного авиаполка. Июль 1941 года.
В последующие дни Бахчиванджи одержал ещё несколько воздушных побед:
так, 6 Июля в районе города Невель, в паре с Капитаном А. Г. Прошаковым, он уничтожил
бомбардировщик Ju-88. 10 Июля, в том же районе, в паре с Лейтенантом К. Ф. Кожевниковым,
сбил корректировщик Hs-126. На его счету числятся так же победы над истребителями
Ме-110 и Ме-109. Всего же, за период с 1 Июля по 10 Августа 1941 года, старший лётчик
402-го истребительного авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия,
6-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт) Капитан Г. Я. Бахчиванджи
совершил около 70 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 вражеских самолётов
[ в некоторых источниках приводятся и другие цифры:
5 + 5 и 5 + 10; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и
3 групповые победы. ]
В середине Августа Григорий Яковлевич был отозван с фронта для
проведения испытаний опытного ракетного самолёта БИ-1. Вот с какой характеристикой
отправлено в Свердловск личное дело Капитана Г. Я. Бахчиванджи:
"Показал себя на фронте борьбы с германским
фашизмом как мужественный, бесстрашный лётчик - истребитель. При выполнении боевых
заданий проявил исключительную инициативу и доблесть... Во время пребывания на
фронте, к Августу 1941 года, произвёл 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05
минут. Провёл 26 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе 5 вражеских самолётов.
Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолёты в облаках и сложных
метеорологических условиях. Как лётчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает
дисциплину полёта, летает охотно".
Право на первые испытательные полёты было предоставлено Бахчиванджи.
(Позже к этой работе присоединился и командир 402-го ИАП ОН К. А. Груздев.)
Назначение оказалось исключительно удачным. В этом человеке счастливо сочетались
такие черты характера, как мужество и застенчевость, простота и обаяние, жизнелюбие
и бесстрашие, и главное - активная жизненная позиция. Она проявилась у него ещё
в Гражданскую войну, когда, будучи 9-летним мальчиком, он в течение нескольких
дней прятал от белогвардейцев отца и 5-х матросов Севастопольской флотилии под
террасой своего дома. Он приносил им еду, рассказывал об обстановке в городе,
выполнял поручения отца по связи с товарищами.
Когда в городе начались расстрелы, он нашёл нужного рыбака, и
тот ночью переправил матросов и Якова Ивановича в Мариуполь. Но там они попали
в руки белых. Тогда Бахчиванджи тоже переправляется в Мариуполь и в одной из
передач сумел передать отцу 2 ножовки. Выждав время, когда начальник охраны
уехал на соседнюю станцию, отец Гриши с товарищами перепилили тюремную решетку.
Побег удался. Таким образом 9-летний мальчик спас отца и матросов от неминуемой
гибели...
Работа над новой машиной была трудной и довольно опасной, поскольку
и лётчику, и инженерам приходилось постоянно открывать что - то новое, ещё неизведанное.
Случалось всякое. Так, 20 Февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном
стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошёл... взрыв. Струя
азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду инженера Арвида Палло. При
взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной
кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи
ударился головой о доску приборов и рассёк лоб. Но он не отказался от продолжения
испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с ещё большей настойчивостью включился в
работу.
15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полёт на
БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации (подробный рассказ
об этом полете читайте в статье "Рывок в неведомое..."). Полёты на этом самолёте
были сопряжены с трудностями особого порядка. Они состояли не только в необычности
двигателя и аэродинамики машины, но и в большом несовершенстве конструктивных
решений. Садиться на БИ-1, как правило, приходилось после полной выработки
горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой, которая находилась под
большим давлением и иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Эти
повреждения постоянно приходилось устранять. Но основная сложность состояла в
том, что тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой
самолёта. И потому опытный БИ-1 взлетал "со многими неизвестными".
Григорий Яковлевич отлично понимал, какие трудности предстоит
ему преодолеть. Так, на одной из вечеринок, в ответ на поздравления друзей с
успешным полётом, он произнёс слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех
присутствующих: "Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья.
Но я знаю - я разобьюсь на этом самолёте ! Я нахожусь в трезвом уме и
отдаю отчёт своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и
без жертв всё равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга". К
сожалению, он оказался прав в своих предчуствиях...
Бахчиванджи поднимал самолёт в благополучные полёты ещё 4 раза.
Это были 2-й и 3-й экземпляры машины, оборудованные лыжами (первый "БИ",
повреждённый при посадке ещё в первом полёте, был уже списан). Второй полёт был
совершён только 10 Января 1943 года, то есть с перерывом почти в 8 месяцев,
вызванным трудностями постройки второго экземпляра самолёта и двигателя, а так
же, необходимости установки на машину лыжного шасси.
Третий полёт, 12 Января 1943 года, выполнил Подполковник К. А.
Груздев. В этом полёте была достигнута скорость 630 км/час, но при выпуске шасси
перед посадкой оторвалась одна лыжа. Груздев, проявив выдержку, сумел благополучно
посадить самолёт на одну правую лыжу, при этом даже не повредив опытную машину.
Отвечая на вопрос товарищей, какие чувства он испытал в полёте,
Константин Афанасьевич ответил так: "...И быстро, и страшно, и огонь позади...
Словом, летишь, как чёрт на метле !.."
Последующие 3 полёта были выполнены Григорием Яковлевичем 11, 14 и
21 Марта 1943 года. Полет 27 Марта стал для Бахчиванджи последним. При выполнении
задания на достижение максимальной скорости полета в 800 км/час, на высоте около
2000 метров самолёт неожиданно перешёл в пикирование под углом около 50 градусов.
Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома.
Поначалу решили, что при остановке двигателя на режиме полной
тяги под действием возникшей перегрузки, направленной вперед, Бахчиванджи ударился
головой об оптический прицел и потерял сознание...
Другой причиной называлась возможность самопроизвольного выпуска
в полёте одной из лыж, нарушевшей управляемость машины. Истинная же причина катастрофы
стала известна лишь после постройки в ЦАГИ новой аэродинамической трубы, позволявшей
проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Было выяснено, что на
самолёте с прямым крылом, каким был БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает
огромный пикирующий момент, с которым лётчику справиться практически невозможно...
Уже после трагической гибели Г. Я. Бахчиванджи, на самолёте БИ-6
улучшенной конструкции, в Январе - Мае 1945 года летали старейший лётчик -
испытатель страны Борис Николаевич Кудрин, а чуть позднее - довольно известный
пилот Матвей Карпович Байкалов.
В 1946 году к испытаниям модифицированного БИ-1бис подключился
лётчик - испытатель Алексей Константинович Пахомов.
Однако, вскоре стало ясно, что, несмотря на преимущество в
скорости, самолёт "БИ" как истребитель - перехватчик не может быть принят на
вооружение из - за малой продолжительности полёта (время работы двигателя
не превышало нескольких минут) и сложностей в эксплуатации.
Григорий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток,
расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник
по испытаниям БИ-1 Константин Груздев, погибший в Феврале 1943 года на "Аэрокобре",
и Трофим Чигарев, погибший в Октябре 1941 года. Лишь в Феврале 1963 года представителями
ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.
В станице Брыньковской Краснодарского края, на родине Григория
Бахчиванджи, открыт величественный мемориал их земляку - Герою; на свердловском
аэродроме Кольцово, на месте катастрофы БИ-1, заложили памятный камень; один
из кратеров вулкана на Луне, одна из железнодорожных станций Ярославской дороги
и одна из улиц посёлка, в котором последние годы своей жизни провёл испытатель,
названы его именем; на доме, в котором жил Григорий Бахчиванджи, сейчас открыта
мемориальная доска.
Через много лет после гибели Бахчиванджи, в 1962 году, когда
были более подробно изучены его полёты, встал вопрос о достойном увековечивании
памяти лётчика, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но решения этого
пришлось ждать долгие годы. Преградой этому служило то, что 17 Октября 1942 года,
за испытания первого в мире боевого истребителя с ЖРД, Г. Я. Бахчиванджи уже был
награждён орденом Ленина...
Однако, многие видные государственные деятели и военачальники
продолжали настаивать на своём. Наконец, 28 Апреля 1973 года Григорию Яковлевичу
Бахчиванджи за мужество и героизм, проявленные при освоении новой реактивной
техники и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, было присвоено
высокое звание Героя Советского Союза, посмертно. Он награждён орденами Ленина
(дважды) и медалями.
* * *
|