КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Левитан Владимир Самойлович |
Родился 1 Мая 1918 года в селе Жеребец, ныне Токмакского района Запорожской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем, учился в аэроклубе. С 1937 года Владимир Левитан в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С Августа 1941 года Лейтенант В. С. Левитан на фронтах Великой Отечественной войны. По Декабрь 1941 года сражался в составе 264-го ИАП; по Декабрь 1942 года - в 170-м ИАП; по Апрель 1945 года - в 166-м ИАП (позднее - в 88-м Гвардейском ИАП). С Сентября до Декабря 1941 года служил в истребительной авиации войск ПВО, летал на ЛаГГ-3. Совершил 120 боевых вылетов на прикрытие охраняемых объектов. С Марта 1942 года - на Закавказском фронте. До Июня 1942 года совершил 32 боевых вылета. Провёл 5 воздушных боёв. Лично сбил 1 и в группе - 1 истребитель противника. В 1941 - 1942 годах сам был трижды сбит: первый раз приземлил подбитый самолёт на залив Азовского моря и был спасён рыбаками, второй раз выбросился с парашютом, когда под Ростовом его самолёт загорелся от попадания зенитного снаряда, и в третий раз сумел после тяжёлого боя приземлить повреждённую машину на фюзеляж на своей территории. В конце Мая в составе 6 истребителей полка встретили 15 вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых 16 истребителями. Наши лётчики, в том числе Левитин, смело бросились на бомбардировщики, сбили 2 из них, остальных рассеяли. В воздушном бою с истребителями Левитин был ранен в ногу, но посадил самолёт на аэродром. Приказом по войскам Закавказского фронта № 05/Н от 9 Сентября 1942 года награждён орденом Красного Знамени.
После двухмесячных боёв на Кубани в лётной книжке Левитана появилась запись, гласящая, что он лично "...рассеял и уничтожил до 250 солдат и офицеров противника, 25 автомашин с грузами, 20 повозок с грузами, один паровоз в эшелоне, зенитную батарею, бензоцистерну и мост через реку". ...В Июне 1943 года, в канун Курской битвы линию фронта пересекли 18 вражеских бомбардировщиков под прикрытием девяти Ме-109. В это время в воздухе была лишь шестёрка наших истребителей ЛаГГ-3, один из которых пилотировал Владимир Левитан. Он смело бросился в строй бомбардировщиков, атаковал один, повредил его, затем развернувшись, поджёг. Левитан с ведомым продолжали атаковать бомбардировщики, сбили ещё один бомбардировщик и один повредили. Строй вражеских самолётов рассыпался. Они беспорядочно сбросили бомбы и повернули назад. Так закончился лишь один из многих десятков воздушных боёв, проведенных лётчиком за время войны. На таком самолёте Владимир Левитан летал до лета 1943 года. 11 Августа 1943 года стал самым знаменательным днём в боевой биографии Левитана. Возглавляемая им шестёрка Ла-5 встретила 30 бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 истребителей. Летящий впереди группы Левитан с ходу ворвался в строй вражеских самолётов и в первой же атаке сбил два Ju-87. Его товарищи разогнали остальных. А через два часа - опять тревога. На сей раз, эскадрилья атаковала группу из 15 пикировщиков Ju-87, которую прикрывали 15 Ме-109. И снова Левитану удалось уничтожить два бомбардировщика. Этот успех лётчика - 4 сбитых в один день вражеских самолёта, был отмечен командованием, портрет Левитана появился на обложке журнала "Огонёк".
К Июню 1944 года командир эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка (8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан В. С. Левитан совершил 291 боевой вылет, провёл 64 воздушных боя, в которых лично сбил 19 и в составе группы 4 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 19 Января 1945 года при сопровождении группы Пе-2 юго - западнее Кракова В. Левитан сбил FW-190. Это был последний самолёт, уничтоженный им за годы войны. В Марте 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия убыла в Горький за новыми истребителями Ла-7. Эскадрилья Левитана всё это время оставалась на фронте. 26 Марта комэск совершил свой последний боевой вылет. А в начале Апреля был направлен на Высшие курсы воздушно - стрелковой подготовки в город Липецк. День Победы застал Левитана дежурным по гарнизону, и он имел большое счастье оповестить весь городок об окончании войны. За время пребывания на фронтах Великой Отечественной войны Владимир Левитан совершил 352 успешных боевых вылета (по другим источникам - 326, в том числе: 178 - на ЛаГГ-3, 144 - на Ла-5, 4 - на Ла-7), участвовал более чем в 100 воздушных боях, сбил лично 20 самолётов противника [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед. ] и 6 - в группе с товарищами. После окончания войны, до 1959 года, Гвардии полковник В. С. Левитан служил в ВВС. Летал до 1951 года, последний освоенный им тип самолёта - Як-17. Был командиром 979-го истребительного авиационного полка, начальником КП штаба Воздушной армии, заместителем начальника штаба Воздушной армии. Затем работал на заводе "Коммунар" в Запорожье, один из создателей городской сети станций техобслуживания легковых автомашин марки "Жигули". Умер в Сентябре 2000 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Список известных побед Гвардии
майора В. С. Левитана:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |