Kисляков Анатолий Васильевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Kисляков Анатолий Васильевич

Kисляков Анатолий Васильевич

Родился 20 февраля 1918 года в деревне Утенино, ныне Талдамского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал наборщиком в типографии. С 1937 года учился в Московском полиграфическом техникуме  (окончил 1 курс)  и одновременно в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант А. В. Кисляков на фронтах Великой Отечественной войны. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи, заместителем командира 153-го ИАП  (28-го Гвардейского ИАП). В 1942 году ранен.

К маю 1945 года помощник командира 28-го Гвардейского Ленинградского ордена Кутузова 3-й степени истребительного авиационного полка  (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт)  Гвардии капитан А. В. Кисляков выполнил 539 боевых вылетов. В 63 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника и 1 аэростат - корректировщик, а 4 - в группе с товарищами. Штурмовыми действиями на земле уничтожил 15 самолётов, более 50 автомашин, 6 автоцистерн с горючим, много другой боевой техники противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1968 года Гвардии полковник А. В. Кисляков - в запасе. Жил в Москве. Работал ведущим конструктором завода.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями. Его имя присвоено самолёту МиГ-23П из состава 28-го Гвардейского ИАП.

*     *     *

- Везло мне на командиров, - вспоминает Гвардии полковник в отставке Анатолий Васильевич Кисляков. - Начать хотя бы с того, что училище лётчиков, которое я окончил в марте 1940 года, носило имя Валерия Чкалова. Мы, курсанты, бредили тогда этим именем и летать старались только по-чкаловски. Ведь мы называли себя чкаловцами !

После училища была служба в Забайкалье, в полку, которым командовал Герой Советского Союза В. Скобарихин. Это он в боях над Халхин - Голом таранил японский истребитель и сумел благополучно приземлиться на своём аэродроме, доставив застрявшее в плоскости И-16 колесо от шасси вражеского самолёта. Многому научились молодые лётчики у этого крещённого огнём воздушного воина. А за месяц до начала войны эскадрилью, в которой служил Кисляков, из Забайкалья перебросили в полк, которым командовал тоже Герой Советского Союза - С. Миронов, отличный лётчик, умный командир - воспитатель, требовательный и в то же время уважительный к подчинённым. Похожим на Миронова был и командир эскадрильи П. Кирсанов. В 1942 году Кислякову посчастливилось стать его заместителем. Хотя Кирсанов и был молод, но выделялся среди лётчиков начитанностью, общей культурой.

- Ну разве не везло мне на командиров ! - с гордостью говорит Кисляков. - И разве мог я не равняться на них, не стараться владеть самолётом так, как они, в совершенстве !..

Боевая страда лётчика - истребителя Анатолия Кислякова началась на 2-й день Великой Отечественной войны. Полку пришлось прикрывать небо Ленинграда. Враг бросил в бой десятки бомбардировщиков, истребителей, рассчитывая с ходу сокрушить нашу оборону на земле и в воздухе, уничтожить город, истребить её защитников.

Очень тяжёлую задачу пришлось решать в те дни и месяцы защитникам Ленинграда, воинам наземных частей и тем, кто охранял морские и воздушные рубежи. В летние и особенно осенние месяцы, когда вражеские полчища подошли к стенам Ленинграда, наши лётчики ежедневно совершали по 6 - 8 боевых вылетов. Именно такое напряжение пришлось выдержать Анатолию Кислякову и многим его однополчанам. Вражеские Ме-109 обладали определёнными преимуществами перед нашим самолётом И-153 "Чайка", на котором летал в ту пору Анатолий Кисляков. Но уступать "поле боя" врагу по этой причине наши лётчики не собирались. А наиболее опытные из них не жалели времени на то, чтобы рассказать молодым авиаторам, как лучше ловить "Мессеров", на чём выигрывать в воздушных схватках. Особое внимание обращали на то, что при бое в горизонтальной плоскости необходимо закладывать более крутые виражи, навязывать лобовые атаки, которых немецкие лётчики, как правило, боялись.

Группа лётчиков 153-го ИАП. 1941 г.

Лётный состав 2-й АЭ 153-го ИАП.  Сидят  (слева направо): ст. л-т В. К. Безродный,
ст. л-т А. В. Кисляков, зам. командира АЭ ст. л-т В. К. Дурицкий, командир АЭ ст. л-т
О. М. Родионов, зам. командира АЭ по политчасти ст. политрук Г. О. Петров, командир
звена Н. Х. Ржавский.  Стоят  (слева направо): л-т П. А. Мухин, мл. л-т Скрынник,
командир звена л-т Н. Ф. Макаренко, Самойлюк, л-т Р. Г. Байцаев.  Осень 1941 года.

Всё это брали на вооружение наши пилоты. Уже на 4-й день войны командир полка поставил перед Кисляковым и Фадеевым задачу разведать район Сортавалы. Вскоре пара И-153 поднялась с аэродрома. Июньское небо было безоблачным, и видимость, как любят говорить лётчики, составляла "миллион на миллион". Но разведчиков это обстоятельство совсем не радовало. Им сподручнее было бы лететь, маскируясь облаками, а над целью неожиданно для зенитчиков врага пройти на малой высоте. Но приказ есть приказ, и пара шла заданным курсом в ясной голубизне неба.

Это был трудный разведывательный полёт. В районе цели они подверглись сильному обстрелу зенитных орудий. Казалось, плотный огонь образовал непреодолимую стену. Но мужественные воины не свернули с боевого курса. Они прошли над вражескими позициями, засекли расположение огневых точек, затем пролетели над аэродромом противника и развернулись на обратный курс. Задание было выполнено. Нб в это время в небе появилась пара финских "Фоккеров D-XXI". Эти самолёты не имели преимущества перед "Чайками", и Кисляков, качнув крыльями, дал знать напарнику Александру Фадееву: "Атакуй. Прикрою".

Fokker D-XXI.

И вот уже в небе завертелась карусель: "Чайка" против "Фоккера". Враг оказался опытный. Он уходил от ударов и в то же время сам намеревался разделаться с И-153. И всё же Кисляков, улучив момент, когда в перекрестие прицела вписался вражеский самолёт, ударил по нему. "Фоккер", задымив, понёсся к земле.

Сам Анатолий Васильевич вспоминает о тех событиях так:

"Это было 4 августа 1941 года. В составе звена я шёл на разведку войск противника севернее Ленинграда. При подходе к линии фронта наше звено столкнулось с двумя финскими самолётами, летевшими на нашу территорию. Я стремительно развернулся и зашёл в хвост одному из них. В перекрестии прицела замелькал "Фоккер". Даю очередь, и объятый пламенем самолёт врезался в землю. Эта победа вселила в меня уверенность, что врага можно бить при любых обстоятельствах".

Вскоре после этого Кисляков на своей "Чайке" вылетел на бомбёжку вражеской переправы через реку Вуокси. Почти в отвесном пикировании он сбросил бомбы на причал с ювелирной точностью. Более 10 машин с грузом пошли на дно.

Уже в этот период было немало дней, когда боевые вылеты следовали один за другим. Едва "Чайка" приземлялась на своём аэродроме, как механики торопливо снаряжали её в новый рейс: заправляли бензином, заряжали пулемёты, подвешивали реактивные снаряды, латали пробоины в крыльях.

Вместе с однополчанами Анатолий Кисляков штурмовал скопления вражеских войск в районах Тосно, Пушкина, Красного Села, а также на Карельском перешейке. Лётчики не раз предпринимали дерзкие налёты на аэродромы врага в Сиверской, Волосове, Мансниеми, в других районах, бомбили стоянки самолётов, обстреливали их из пушек, пулемётов. И хотя "Чайка" не являлась в тот период первоклассной боевой машиной, на ней летали отважные и умелые лётчики, не жалевшие себя ради выполнения заданий командования. На счету Кислякова уже было несколько сбитых фашистских самолётов.

Надо сказать, победы давались нелегко. "Чайку" Кислякова 4 раза подбивали вражеские зенитки, дважды попадал он под ураганный огонь "Мессера". Однако Анатолий мастерски выходил из трудных положений. Иногда на одном крыле тянул машину к своему аэродрому и удачно садился. Везенье ?   Нет, вера в свои силы, в своё мастерство.

Из - под Ленинграда Анатолий писал отцу: "Я буду громить немецко - фашистскую нечисть, не жалея ни сил, ни своей жизни. Мы не допустим врага к городу Ленина". И он был верен своему слову. На Ленинградском фронте лишь в 1941 году Анатолий совершил 270 боевых вылетов. То были очень тяжёлые месяцы: немцы рвались к городу на Неве, в воздухе происходили неравные бои.

В декабре 1941 года защитники Ленинграда с гордостью узнали о провале немецкого наступления на Москву, о контрударах наших войск на ряде других участков советско - германского фронта. И это ещё больше воодушевило ленинградцев. Воины верили, что победа в конечном счете будет за ними.

Этими мыслями жили в те трудные месяцы войны Анатолий Кисляков и его однополчане. Из своих "Чаек" они выжимали всё, что можно было. И это приносило свои плоды.

Кисляков показал себя отличным бойцом, вынес все испытания. За свои блестящие полёты он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени, а в декабре коммунисты полка приняли его в свои ряды.

В марте 1942 года лётчиков направили в тыл. Им дали новые, более совершенные самолёты. Быстро минули дни и недели переучивания. И уже в конце июня эскадрильи прилетели на один из аэродромов под Воронежем.

Летом 1942 года этот район стал местом жарких боёв. Он часто упоминался в сводках Совинформбюро. Немецкие войска после поражения под Москвой решили взять реванш. Острие своих танковых клиньев они направили на Дон, в район Воронежа, а затем на Сталинград и Северный Кавказ.

Авиационный полк, в котором служил Кисляков, 4 месяца сражался в небе над Доном. Им было уничтожено за это время 87 вражеских самолётов. Весомый вклад в эту победу внёс и Анатолий. Он лично сбил 6 самолётов. Там же, на придонской земле, лётчики полка получили Гвардейское знамя. И тогда же они поклялись ещё крепче бить врага, бить так, как это делает советская Гвардия.

Именно в это время завязалась у него дружба с однополчанином земляком Алексеем Смирновым, настоящим истребителем - асом, ставшим позже дважды Героем Советского Союза. Так же, как и Алексей Смирнов, Анатолий Кисляков стал в полку лётчиком, на которого равнялись, которого ставили в пример всему личному составу. Случалось, они и летали вместе на боевые задания. Один их совместный бой Анатолию особенно запомнился.

В августе 1942 года на Воронежском фронте они поднялись в группе из 9 истребителей на прикрытие наших войск. У линии фронта увидели 9 "Юнкерсов" в сопровождении "Мессеров", которые шли несколько в стороне от ударной группы. Использовав это, Смирнов и Кисляков атаковали бомбардировщиков и сразу же сбили по одному "Юнкерсу". Остальные же, в панике побросав бомбы на свои войска, снизились и ушли восвояси. Вслед за тем завязался бой с "Мессерами". Одного сбил Смирнов, второго - один из девятки истребителей. Атака немецких самолётов на наши позиции так и не состоялась.

Кисляков участвовал во многих налётах на вражеские аэродромы под Toсно, Пушкино и Красное Село, где в групе с товарищами уничтожил на земле 15 самолётов. При этом его истребитель 4 раза был повреждён огнём зениток и дважды отказывал мотор вконец изношенной машины.

Гвардии капитан А. В. Кисляков, 1942 год.
Гвардии капитан А. В. Кисляков, награждённый орденами
Ленина и Красного Знамени, имеющий 365 боевых вылетов,
у самолёта. Yоябрь 1942 года, Северо - Западный фронт.

Осенью 1942 года, когда Сталинградская битва достигла апогея, Анатолий Кисляков со своими однополчанами вновь отправился в тыл на переучивание и доукомплектование. Рассчитывали после этого опять вернуться в район волжской твердыни, чтобы громить там врага. Однако приказ поступил иной: отправить полк на Северо - Западный фронт, под Валдай.

И снова бои. Их пришлось вести Гвардейцам с не меньшим напряжением, чем воинам - сталинградцам. Враг имел здесь, в районе Демянского плацдарма, большую группировку. Ликвидация этого плацдарма являлась важнейшей задачей для наших войск.

За несколько дней до начала операции командование решило произвести тщательную разведку вражеских позиций с воздуха.

30 декабря 1942 года капитану А. В. Кислякову командование 6-й Воздушной армии приказало сопровождать совершенно новый самолёт - Ту-2, посланного для фотографирования обороны немцев на Демянском плацдарме. Было известно, что на этом участке фронта враг держал своих лучших авиаторов. Воздушные полки имели задачу обеспечить за собой господство в воздухе.

Заместитель командующего 6-й Воздушной армией Герой Советского Союза генерал Ф. П. Полынин сказал Кислякову:

- С разведчика глаз не спускать. Он выполняет особое задание фронта. Собьют его - отвечаете головой.

Пятёрка Кислякова поднялась в воздух. На большой высоте капитан заметил 8 Ме-109. Он не хотел упускать такого благоприятного случая и скомандовал ведомым: "В атаку !". Сам Анатолий сверху бросился на ведущую пару вражеских самолётов. Вписав в прицел машину с крестами, он нажал гашетку и короткой очередью свалил на землю. На огромной скорости выполнив "горку", ведущий группы оказался в хвосте другого "Мессера" и меткими выстрелами подбил его. Тем временем не зевали и ведомые Кислякова. Лётчики Пасько и Лоренц сбили ещё по одному самолету.

А.В.Кисляков

Статистика потерь и побед в воздушных боях - штука лукавая, однако в данном случае результат подтверждён абсолютно: трое выпрыгнувших с парашютом немецких пилотов  (Пауль Гротхофф, Генрих Браун и Эмиль Коппельберг)  попали в плен. Потом их привезли в расположение 28-го Гвардейского ИАП для наглядной, так сказать, демонстрации и агитации. Правда "агитационный материал", судя по фотографиям, успели перед встречей с Гвардейцами немного подрихтовать.

О пленных была напечатана заметка в газете "Сокол Родины", заметка называлась - "Мессеры" на допросе":

"Переводчик вызывает их по очереди: Гротхофф Пауль, Коппельберг Эмиль, Браун Генрих. И по очереди каждому задает вопрос: "Как вас сбили ?"

Унтер - офицер Пауль Гротхофф отвечает: "Советского истребителя я не видел. Очевидно, он так быстро зашёл мне в хвост, что моей опытности в данном случае оказалось недостаточно. Это был, по видимому, хороший стрелок - он сбил меня первой очередью. Впрочем, многого я сказать не могу, ибо очнулся только на пересыльном пункте для пленных".

Фельдфебель Эмиль Коппельберг отвечает: "Советского истребителя я не видел. Он атаковал меня, когда я уходил от зенитного огня, а когда заметил, было поздно - разбитый, я падал. Если вспомнить, что в воздухе я провёл более 5000 часов, то можно сказать, что сбил меня большой советский ас".

Лишь унтер - офицер Генрих Браун успел заметить как его сбил капитан А. В. Кисляков: "Мне попался противник, с которым я ничего не мог сделать, хотя и атаковал его 2 раза. Если меня сбили, значит советский лётчик переиграл своим умением драться и превосходством своей техники пилотирования. До этого я провёл более 70 воздушных боёв".

Пленные немецкие лётчики.
Пленные пилоты Ме-109F, сбитые в воздушном бою
30.12.1942 года.  Слева направо: Эмиль Коппельберг,
Генрих Браун, Пауль Гротхофф.  Аэродром Выползово.

Это не новички, а поседевшие шакалы !   У самого молодого из них - Гротхоффа - 800 часов налёта. Признаваться в превосходстве советских лётчиков им приходится скрипя зубами: их сбили молодые лётчики.

У фельдфебеля Коппельберга переводчик спросил: "Вы давно прибыли на Восточный фронт ?"   "29 декабря явился на аэродром, 30 декабря был сбит". Коппельберг летает с 1935 года, воюет с сентября 1939 года. Английские лётчики в Голландии проломили ему череп. У него повреждены пальцы. Он долго валялся по госпиталям, был в долгосрочном отпуску. Он - лётный полуинвалид, а после ранения летал на транспортных самолётах. Потом его сделали инструктором лётной школы, а сейчас снова направили в действующую часть. Это типичный лётный поскребыш, каких Геринг вынужден сейчас посылать в бой...

Было время, когда "Мессера" на допросе дерзили и отвечали с вызывающим нахальством. Сегодня они сидят, похожими на мокрых куриц. Вся их наглость пропала без следа".

В данной заметке отчётливо проступают следы агитпропа, что не удивительно и вполне понятно.

На обороте фотографии, сделанной 31 декабря 1942 года С. Немцовом, есть любопытная приписка: "Во время беседы с ними 31/XII 1942 г. лейтенант Г. Браун кричал на сержантов и запретил им отвечать на наши вопросы". Кстати, Браун в заметке назван унтер - офицером. На фотографии звания указаны следующие: Браун - лейтенант, Гротхоф и Коппельсберг - сержанты.

Группа лётчиков 28-го Гвардейского ИАП.

Лётчики 2-й АЭ 28-го ГвИАП, слева направо: ст. л-т В. Безродный, старшина Р. Лоренц,
л-т В. Поддубный, м-р Н. Кирсанов, к-н А. Кисляков, мл. л-т Н. Пасько, мл. л-т Ф. Мазурин.
Северо - Pападный фронт, аэродром Выползово. Предположительно снимок сделан
31 Декабря, на следующий день после вылета на сопровождение разведчика Ту-2.

За устроенный разгром "Мессеров" все пилоты "Аэрокобр" получили показательную выволочку от командующего Воздушной армией генерал - майора Кондратюка. В горячке боя истребители забыли про разведчика, который выполнял задание Ставки ВГК. К счастью, всё обошлось: Ту-2 благополучно сел на аэродроме Выползово. Данный случай показателен в том отношении, что далеко не всегда успешность боевой работы лётчиков - истребителей оценивается по количеству сбитых ими самолётов противника. Речь зашла о дисциплинарном взыскании "отличившихся", но потом в виде наказания лётчиков заставили расписать подробности боя в газете "Сокол Родины", ну а закончилось всё как положено - орденами. Победителей не судят !   Анатолий Кисляков получил орден Отечественной войны 1-й степени.

А.В.Кисляков

Так же отважно сражался комэск и в последующих боях. В январские холода 1943 года при густой облачности он сбил "Фоккера" под Осташковом. Самолёт упал возле командного пункта наземных войск.

23 февраля 1943 года эскадрилья Кислякова в воздушных боях уничтожила ещё 7 вражеских самолётов, по Гвардейски отметив 25-ю годовщину Советской Армии.

В мае - июне 1943 года "Аэрокобры" часто летали на сопровождение штурмовиков в район озера Ильмень. В хронике боевых действий 28-го Гвардейского ИАП записано:

"24.06.1943 года в период 19:50 - 21:10 4 самолёта "Аэрокобра" под командованием Гвардии капитана Кислякова совместно с 2 самолётами "Киттихаук" вылетели для сопровождения группы из 8 штурмовиков Ил-2 с задачей обеспечения бомбово - штурмового удара по скоплению войск противника в районе посёлка Песочки. Группу штурмовиков встретили над аэродромом Жерновка. Боевой порядок был построен следующим образом: 8 Ил-2 двумя четвёрками в правом пеленге; группа непосредственного прикрытия - 2 "Киттихаук" шли с превышением над штурмовиками на 50 - 100 метров и 2 "Аэрокобры" с превышением в 100 - 200 метров; ударная группа - 4 "Аэрокобры" - шли с превышением над Ил-2 на 400 - 500 метров. Вся группа самолётов через аэродром Вины и северную часть озера Ильмень вышла на населённый пункт Медведь, откуда прошли до железнодорожного разъезда Низы  (10 км севернее Сольцы).

В это время с ведущего самолёта Ил-2 было дано 2 красных ракеты, что означало приближение самолётов противника. В это время, 20:20, на высоте 1500 метров сзади снизу к самолётам Ил-2 стали подходить 4 FW-190. Кроме того, к ударной группе подошло сначала 2, а затем ещё 4 FW-190. Таким образом, наши самолёты подверглись атаке 10 FW-190.

В 20:25 с высоты 1500 метров группа самолётов Ил-2, сбросив бомбовый груз в 15 - 20 км северо - восточнее посёлка Сольцы, развернулась и пошла прежним строем курсом на юго - восток. Группа непосредственного прикрытия несколько раз отсекала самолёты противника FW-190, не давая им возможности атаковать Ил-2. Ударная группа - 4 "Аэрокобры" - вели воздушный бой с 6 FW-190. Северо - восточнее аэродрома Сольцы группа самолётов Ил-2 подверглась атаке ещё 6 FW-190, с которыми 2 "Аэрокобры" и 2 "Киттихаука" вступили в воздушный бой. В районе Большое Данилово, лётчики потеряли из виду уходящие "змейкой" 8 Ил-2, которых больше не видели.

Ожесточённый воздушный бой продолжался до северного берега озера Ильмень, при этом наши самолёты вели бой с оттягиванием на восток; атаки производились со всех сторон. В ходе боя Гвардии капитан Кисляков сбил 1 FW-190, который загорелся в воздухе и упал в 10 - 12 км западнее Сольцы. Гвардии младший лейтенант Пасько сбил 1 FW-190, который упал в 8 - 10 км западнее Сольцы. Наши лётчики наблюдали, как один из самолётов Ил-2 поочерёдно сбил 2 FW-190. Истребители потеряли 1 самолёт типа "Киттихаук".

При освобождении Невеля, входившего тогда в состав Калининской области, Анатолий Васильевич уничтожил ещё 3 вражеских самолёта. Потом были столь же напряжённые бои в Латвии и Литве. Свой боевой путь он окончил над Восточной Пруссией в 1945 году, в боях за Кёнигсберг.

Славный лётчик - истребитель может гордиться своим боевым итогом. Совершено 539 боевых вылетов, проведено более 60 воздушных боёв, в которых сбито 15 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. Вылетал он на разведку и участвовал в штурмовых действиях полка, уничтожив много техники и живой силы врага на земле. За отвагу и мастерство в боях Кисляков был награждён многими орденами и медалями. А в первый послевоенный праздник Военно - Воздушного Флота ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенные годы за успешное освоение новой техники и воспитание лётного состава прославленный фронтовик был награждён ещё двумя орденами Красной Звезды. Выйдя в отставку полковник А. В. Кисляков продолжал передавать опыт молодым. С ветеранами бывшей 5-й Гвардейской истребительной авиационной Валдайской дивизии он активно участвовал в создании музея боевой и трудовой славы в московском ГПТУ № 126.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. В. Кислякова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
104.08.1941 г.1  "Фоккер"  (в паре - 1 / 2)сев. - зап. ст. РеускюлаИ-153, "Аэрокобра".
230.06.1942 г.1  Ju-88Матвеевка
310.07.1942 г.1  Ме-109сев. окр. Воронеж
423.07.1942 г.1  Ju-88юж. Большая Верейка
506.08.1942 г.1  "Макки-200"  (в группе - 1 / 4)Подчётное
611.11.1942 г.1  FW-190зап. Векшино
730.12.1942 г.2  Ме-109юго - зап. Валдай
805.05.1943 г.1  FW-190зап. Взвод
908.05.1943 г.1  Hs-126  (в паре - 1 / 2)Ногаткино
1024.05.1943 г.1  FW-190зап. Сольцы
1130.07.1943 г.1  аэростатСонаковщина
1212.09.1943 г.1  FW-190Большой Ужин
1307.10.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 4)Журавы
1410.10.1943 г.1  FW-190Дёгтево
1511.10.1943 г.1  Ju-87сев. - зап. Невель
161  FW-190вост. Городок
1711.11.1943 г.1  FW-189Сужохи
1817.09.1944 г.1  FW-190ст. Адеулце
1917.10.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Вилкавишкис

      Всего сбитых самолётов - 15 + 4  (+ 1 аэростат);   боевых вылетов - 539;  воздушных боёв - 63.




Эпизоды из боевой деятельности

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz