КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Рыкачев Юрий Борисович |
Родился 16 Декабря 1909 года в городе Тифлис (ныне Грузия) в семье рабочего. Окончил кооперативный техникум. С 1928 года Юрий Рыкачев в Красной Армии. В 1930 году окончил Вольскую объединённую военную авиационную школу лётчиков и техников, в 1933 году - курсы младших инженеров, в 1936 году военную авиационную школу командиров звеньев, в 1941 году окончил Военно - Воздушную академию. С Июня 1941 года Капитан Ю. Б. Рыкачев в действующей армии. По Октябрь 1941 года сражался в составе 69-го ИАП (9-го Гвардейского ИАП); по Январь 1943 года - в 790-м ИАП; по Апрель 1943 года - в Управлении 219-й БАД; по Февраль 1944 года - в Управлении 219-й БАД / 9-й Гвардейской ИАД; по Май 1945 года - в Управлении 5-й Гвардейской ИАД. К концу Сентября 1941 года помощник командира 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия) Капитан Ю. Б. Рыкачев совершил 104 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и 11 - в группе с товарищами. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Командовал различными авиационными частями и соединениями. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. Служил на ответственных должностях. С 1969 года Генерал - лейтенант авиации Ю. Б. Рыкачев - в запасе. Жил в Москве. Умер в 1991 году. Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Родился 16 Декабря 1909 года в городе Тифлис (ныне Тбилиси). В 1923 году окончил школу 1-й ступени в городе Баку, там же учился в кооперативном техникуме, одновременно работая чернорабочим, а затем механиком на механическом заводе Бакинского порта. По комсомольской путёвке был направлен в авиашколу и зачислен на отделение авиатехников. Чем больше Рыкачев овладевал авиационной техникой, тем с большей силой его тянуло в небо. Его желание было одобрено начальством, и в Декабре 1934 года Рыкачев был зачислен на курсы командиров звеньев в городе Борисоглебске, окончив которые в Декабре 1936 года, он стал одним из наиболее квалифицированных лётчиков с инженерно - технической подготовкой. Лётную службу начал в Декабре 1936 года в легкобомбардировочной авиации в должности командира звена. Затем, как один из наиболее подготовленных лётчиков, был выдвинут на должность комиссара 6-й истребительной эскадрильи 3-й авиационной армии особого назначения, базировавшейся в Ростове-на-Дону. Эскадрильей в то время командовал Капитан Л. Л. Шестаков. С Ноября 1938 года началась их совместная работа по сколачиванию подразделения. И в том, что эскадрилья стала одной из лучших в армии, немалая заслуга принадлежала Рыкачеву. С Сентября следующего года началась его служба во вновь сформированном 69-м истребительном авиационном полку, в составе которого Ю. Б. Рыкачев служил комиссаром, затем заместителем и командиром эскадрильи, а позднее заместителем командира полка, участвовал в героической обороне Одессы. Перед самым началом войны Рыкачев успел ещё окончить 6-месячные сборы заочников Военно - Воздушной академии и вернулся в полк с дипломом об окончании этого учебного заведения, чтобы принять под свою команду 2-ю эскадрилью. Под его командованием начали службу будущие Герои - Алексей Алелюхин, Михаил Твеленев, Иван Королёв. Великую Отечественную войну встретил в составе своего полка под Одессой. Вылетал на боевые задания по сопровождению штурмовиков, летающих лодок, на штурмовку вражеских колонн. 16 Августа был назначен заместителем командира полка. К Октябрю 1941 года совершил 104 боевых вылета, в том числе 59 на штурмовку. В 16 воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и 11 (по другим источникам - 5) в группе. З0 Сентября был представлен к званию Героя Советского Союза. Постановлением военного совета Южного фронта от 5 Ноября 1941 года награждён орденом Ленина. После эвакуации из Одессы на переформирование на базе 69-го истребительного авиаполка был сформирован ещё один полк, который и возглавил Рыкачёв. Формирование полка началось 20 Октября 1941 года в Кировабаде, и поначалу номер полка не поменялся, добавилась только буква - "69А". Личный состав проходил переучивание с истребителей И-16 на истребители ЛаГГ-3 в составе 11-го запасного авиаполка. В Марте 1942 года часть стала именоваться "790-й истребительный авиационный полк". В полк вошли 2 эскадрильи. 19 Апреля 1942 года комиссия запасного авиаполка составила акт о готовности полка к боевой работе и записала: "Начало формирования 790 ИАП - 20 Октября 1941 года, окончание формирования - 13 Февраля 1942 года. Готовность к убытию на фронт - 15 Апреля 1942 года." Матчасть - 20 новеньких истребителей ЛаГГ-3 с завода № 31 - полк получил 2 Мая, а уже 15 Мая - перебазировался в район города Поти (станция Мерия), где вошёл в состав ВВС 46-й общевойсковой армии с подчинением в оперативном отношении базовому району ПВО по охране военно - морских баз Поти и Батуми. 15 Мая 1942 года с аэродрома Мерия 790-й ИАП приступил к боевой работе. Первые боевые вылеты выполнили пилоты 2-й эскадрильи на истребителях ЛаГГ-3. В этот день был открыт боевой счёт полка: командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант Калугин сбил самолёт противника. Летом 1942 года в 790-й полк вместе с молодым пополнением прибыл старший сержант Павел Константинович Бабайлов, ставший самым результативным лётчиком полка. До 18 Августа 1942 года полк выполнял боевые задачи по прикрытию с воздуха военно - морских баз Поти и Батуми. К этой дате лётчики полка произвели 360 боевых вылетов, провели 11 воздушных боёв, в которых было сбито 5 самолётов противника, собственные потери составили 2 самолёта и 2 лётчика. С 23 Августа по 6 Сентября 1942 года полк находился в подчинении командования 44-й общевойсковой армии и базировался на аэродроме Кизляр. В Сентябре в полку имелся 21 истребитель ЛаГГ-3, переданных из других полков, и 5 новых ЛаГГ-3 постройки завода № 31. Полк 18 экипажами прикрывал от налётов немецкой авиации линию железной дороги Кизляр - Астрахань и вёл разведку войск противника в районе Моздока. За этот период выполнено 174 боевых вылета, проведено 4 воздушных боя, сбито 2 истребителя Ме-109 и повреждён один бомбардировщик Ju-88. Потери полка составили 3 самолёта и 1 лётчик. 6 Сентября 1942 года полк передали в состав 219-й бомбардировочной авиационной дивизии. Полк базировался на аэродроме Гайты (Грозный) с 7 Сентября по 29 Октября 1942 года лётчики, в основном, прикрывали бомбардировщики "Бостон-3" из 219-й БАД, действовавшие по целям, расположенным в окрестностях Моздока. В конце Октября полк временно был разделён. Одна эскадрилья осталась в Гайтах и продолжала летать вместе с "Бостонами", вторая - перебазировалась на аэродром возле станицы Нестеровская, откуда сопровождала штурмовики и прикрывала с воздуха передний край обороны наших войск. В период наступательной операции Красной Армии с 9 Декабря 1942 года по 1 Января 1943 года полк сопровождал штурмовики, прикрывал с воздуха гвардейский конный корпус генерала Кириченко, а также вёл разведку. Всего за период действий на Северном Кавказе до 1 Января 1943 года (в период командования Ю. Б. Рыкачевым) лётчики полка выполнили 927 боевых вылетов, провели 72 воздушных боя, сбили 57 и повредили 13 самолётов противника; собственные потери - 12 лётчиков, 21 самолёт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Капитану Рыкачёву Юрию Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 982). До конца 1942 года Подполковник Ю. Б. Рыкачев командовал 790-м истребительным авиационным полком. Затем был заместителем командира авиационной дивизии. С Февраля 1944 года и до конца войны, уже в звании Полковника, командовал 5-й Гвардейской Краснознамённой истребительной Валдайской авиационной дивизией. Участвовал в освобождение Крыма, Прибалтики. К Маю 1945 года выполнил более 600 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 19 самолётов [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 12 групповых побед лётчика ] и 14 уничтожил на земле. После войны остался на службе в авиации. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал 83-м смешанным авиационным корпусом, базировавшимся в Китае. Служил на других ответственных должностях. Был преподавателем в Военно - Воздушной академии. В 1968 году защитил диссертацию, кандидат военных наук. С 1969 года Генерал - лейтенант авиации Ю. Б. Рыкачёв - в запасе. Последние годы жил в Москве. Скончался в 1991 году. Похоронен на Троекуровском кладбище. Список всех известных побед Гвардии
полковника Ю. Б. Рыкачева:
|
Дополнительная информация о Ю. Б. Рыкачеве.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |