Шварев Александр Ефимович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя России

Шварёв Александр Ефимович

Шварёв Александр Ефимович

Родился 26 декабря 1914 года в городе Кувандык Оренбургской области  (Казахстан). Окончил 7 классов средней школы, 1-й курс физико - математического факультета Днепропетровского государственного университа. В 1939 году Александр Шварев окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. По август 1941 года служил в 31-м ИАП; с сентября 1941 года по май 1943 года - в 236-м ИАП; по март 1944 года - в 111-м Гвардейском ИАП; затем - в 40-м Гвардейском ИАП.

Всего выполнил более 450 боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 14 самолётов противника.

После войны окончил Военно - Воздушной академии, зетем продолжал службу в строевых частях.

С 1958 года работал в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР. С 1970 года - заместитель начальника управления кадров ВВС. В 1976 году вышел в отставку. Жил в Москве. Работал заместителем начальника Центрального Дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.

11 октября 1995 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, генерал - майору авиации А. Е. Шварёву присвоено звание Героя Российской Федерации. Умер 3 мая 2006 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  (четырежды), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды   (трижды); медалями. Имеет награды ПНР.

*     *     *

Александр Шварёв родился 26 декабря 1914 года в городе Кувандык Оренбургской области. Родители его переехали из Пензенской губернии в Оренбуржье в начале XX века для постоянного поселения и освоения земель. В Кувандыке А. Е. Шварёв окончил 7 классов и вступил в комсомол.

Трудовую деятельность начал лаборантом на шамотно - динасовом заводе в 1932 году в Магнитогорске, где предварительно окончил 6-месячные курсы обучения. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе. В 1934 году переехал в Днепропетровск и стал работать лаборантом на металлургическом заводе имени Петровского. Одновременно учился на вечерних подготовительных курсах для поступления в институт. В 1935 году поступил в Днепропетровский государственный университет, где окончил 1-й курс физико - математического факультета.

В 1936 году по призыву ЦК ВЛКСМ был направлен в Ворошиловградскую   (Луганскую)  школу лётчиков. В 1939 году по окончании школы стал лётчиком 31-го истребительного авиационного полка, который дислоцировался на аэродроме Балбасово  (город Орша)  Западного особого военного округа. Затем полк перебазировался в Западную Белоруссию - город Лида, в Литву - город Каунас. В предвоенные годы на аэродроме в Каунасе А. Е. Шварёв освоил грозный для того времени истребитель МиГ-3.

Великую Отечественную войну он встретил уже зрелым пилотом, командиром звена. Воевать начал буквально с первых минут после нападения фашистской Германии. В раннее утро 22 июня 1941 года одним из первых вылетел на самолёте МиГ-3 с аэродрома в Каунасе на отражение налёта авиации противника.

Затем принимал участие в разгроме немецких войск под Москвой. После Московской битвы 236-й авиационный полк, в котором А. Е. Шварёв теперь служил командиром эскадрильи, перебазировался на Сталинградский фронт, где лётчики с ходу включились в ожесточённые бои.

За время войны во многих важных боевых вылетах Шварёв возглавлял группы самолётов. Вот наиболее характерные эпизоды таких боевых вылетов.

14 июня 1942 года четвёрка Як-1, ведомая капитаном А. Е. Шварёвым, поднялась с аэродрома Васильковское для прикрытия кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова, который вёл упорные бои далеко за линией Брянского фронта. При подходе к району прикрытия был замечен разведчик Hs-126, которого сбил Шварёв. Через некоторое время появились 9 бомбардировщиков Ju-88, собиравшихся нанести бомбовый удар по конному корпусу. Капитан А. Шварёв врезался в строй противника и сбил ведущего, второй самолёт сбил лейтенант Бугарчев. Не выдержав такого напора, бомбардировщики бесприцельно сбросили бомбы и скрылись из глаз.

Продолжая патрулирование, группа Шварёва в этом же боевом вылете вступила в бой с 8 Ме-109 и, сбив в жестокой воздушной схватке 2 самолёта противника, не допустила штурмовых действий врага по коннице Белова.

И ещё много раз Шварёв вылетал на прикрытие выхода из окружения наших конников, ведя при этом воздушные бои, как правило, с превосходящими силами противника. Генерал Белов высоко оценил действия нашей авиации и объявил благодарность лётчикам, прикрывавшим его корпус.

О напряжённости обстановки в воздухе 8 июля 1942 года можно составить представление на примере одного из многих боевых вылетов с участием Шварёва.

Утро предсказывало хороший полётный день. На аэродромах дивизии с рассвета шла напряжённая работа. Истребители группами уходили на очередное задание. В 7:30 на прикрытие войск в район прифронтового города Белев вылетело 8 Як-1 под командованием капитана А. Г. Запорожца. На подлёте к цели командир эскадрильи оглянулся: справа от него и чуть выше шёл сержант А. А. Неброев, ещё выше держались капитан А. Е. Шварёв с лейтенантом К. И. Кондиным. В стороне, на некотором удалении и с превышением над ними, шло звено прикрытия, возглавляемое капитаном А. Л. Тарасовым.

Но вот на фоне облаков появились 27 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 12 истребителей, через мгновение начнётся бой...

Капитан А. Г. Запорожец решительно повёл свою группу на первую девятку бомбардировщиков. И тут 2 пары Ме-109 бросились нашим лётчикам наперерез. Однако четвёрка Тарасова упредила их атаку и сбила ведущего группы. Запорожец тем временем прорвался к бомбардировщикам и поразил головной "Юнкерс", а затем и ведомого. Немецкие самолёты, оставляя за собой хвосты чёрного дыма, с резким снижением пошли к земле. Строй врага нарушился, и он обратился в бегство. Бомбардировщики остальных групп, увидев паническое бегство первой, поступили так же.

Через некоторое время показался 2-й эшелон вражеских самолётов в составе 18 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". С крутого пикирования капитан А. Шварёв сбил левого ведомого в головном звене, а Запорожец - машину командира эшелона. Одновременно с падающим бомбардировщиком пошёл к земле и третий, подожжённый меткой очередью сержанта Молчанова. Остальные самолёты противника поспешили развернуться и лечь на обратный курс, Оставшиеся 3 пары "Мессеров" прикрытия одновременно с разных сторон атаковали ударное звено "Яков". Но фашисты не успели опомниться, как сами попали под огонь верхней четвёрки советских истребителей. Тарасов сбил ведущего. И это сломило волю остальных врагов, которые, пикируя веером, вышли из боя. Казалось, бой закончен, но на горизонте появилась 3-я группа вражеских бомбардировщиков. Капитан А. Запорожец, передав сообщение, о помощи, снова повёл в атаку боевых товарищей.

Командир дивизии вызвал дежурные подразделения, возглавляемые капитаном И. П. Немятым и старшим лейтенантом В. М. Винокуровым. Подкрепление подоспело вовремя...

На Сталинградском фронте в 1943 году капитану А. Шварёву была поставлена задача произвести разведку аэродрома Сальск, с которого противник летал в окружённую под Сталинградом группировку. На рассвете 9 января Шварёв в паре с Давыдовым вылетели с полевого аэродрома на разведку. На аэродроме было обнаружено более 100 самолётов различных типов, в основном транспортные Ju-52 и бомбардировщики. По результатам разведки командиром авиакорпуса было принято решение немедленно нанести удары по аэродрому Сальск двумя штурмовыми полками. Дивизии, в которой служил А. Е. Шварёв, была поставлена задача прикрывать действия штурмовиков.

В целях обеспечения внезапности, полёт к аэродрому решили произвести на малой высоте. Капитану Шварёву было приказано вывести штурмовики на аэродром для нанесения бомбового удара с запада. Задача была выполнена. Штурмовики, ведомые Шварёвым, вышли точно в заданном направлении и двумя заходами в условиях сильного зенитного огня отбомбили аэродром. В результате на земле было уничтожено 30 самолётов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов, более 100 человек лётно - технического состава. И только при отходе от аэродрома наши самолёты оказались атакованы двумя группами Ме-109 по 8 самолётов в каждой. В ходе тяжёлого воздушного боя было сбито 7 самолётов Ме-109, 2 из которых на счету капитана А. Е. Шварёва. Штурмовики потерь не имели.

После возвращения с боевого задания Шварёву была поставлена задача на 3-й боевой вылет в этот день: срочно по тревоге вылететь на сопровождение штурмовиков для нанесения удара по эшелону с горючим на станции Котельниково. При подходе к цели наши самолёты атаковала большая группа немецких истребителей. Завязался ожесточённый воздушный бой с превосходящими силами противника. В этом бою Шварёв сбил немецкий самолёт и при преследовании второго самолёта оказался один в окружении 6 Ме-109. Вдруг на высоте 2000 метров остановился мотор - кончилось горючее...

На планировании, с остановившимся двигателем, Шварёву удалось уйти от прицельного огня атакующего сзади истребителя и посадить самолёт на фюзеляж в заснеженной степи. Пара Ме-109 продолжала атаковать совершивший аварийную посадку самолёт Шварёва. Но он, используя опыт предыдущих боёв, укрывался от огня за мотором своего самолёта. Было сделано 2 захода с прицельной стрельбой из 20-мм пушки "Эрликон". В последнем заходе мотор самолёта был пробит. Шварёва ранило осколком.

За период войны А. Е. Шварёв был ранен дважды. После лечения в госпиталях возвращался в свой полк.

В процессе ведения боевых действий шло активное становление лётного мастерства. Полученные знания и опыт Шварёв передавал молодому поколению. И как результат хорошей выучки и боевого сплочения звено, а затем эскадрилья А. Е. Шварёва успешно выполняла сложнейшие боевые задания с наименьшими потерями.

Так, под его командованием лётчики эскадрильи с 22 июня 1941 года по 10 февраля 1943 года провели 97 воздушных боёв, в которых сбили 87 самолётов противника, из них 62 бомбардировщика и 25 истребителей. Свои потери в этих боях составили 13 самолётов и 9 лётчиков.

201-я истребительная авиационная дивизия, в которой служил А. Е. Шварёв, была в Резерве Верховного Главнокомандования. Ее перебрасывали на главное направление фронтов, где развертывались решающие сражения. После битв под Москвой и Сталинградом дивизию перебазировали на Северный Кавказ, где лётчики участвовали в воздушных боях над Кубанью.

Шварёва назначили старшим штурманом дивизии. Летом 1943 года дивизию перебазировали на Курскую дугу, где всё лето шли небывалые по ожесточённости бои. За успешное выполнение задач и проявленные личным составом мужество и отвагу 201-ю истребительную дивизию преобразовали в 10-ю Гвардейскую Сталинградскую авиационную истребительную дивизию, а входящие в её состав полки стали 111-м, 112-м, 113-м Гвардейскими. Капитану А. Е. Шварёву было присвоено звание майора, он был назначен командиром 111-го Гвардейского Сталинградского авиационного полка.

Далее начались крупные сражения: Корсунь - Шевченковская, Проскуровско - Черновицкая операции, освобождение Киева, Львовско - Сандомирская, Висло - Одерская операции и дальнейшее освобождение Польши. В Январе 1945 года был освобождён Краков, и далее бои перешли в Германию.

С марта 1944 года служил уже в составе 40-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Войну Гвардии майор А. Е. Шварёв закончил имея на официальном счету 12 личных и 2 групповые победы.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 1 групповую победы лётчика ]  Всего выполнил около 450 успешных боевых вылетов, провёл более 70 воздушных боёв.

За боевые отличия во время Великой Отечественной войны и заслуги в повышении боеготовности ВВС в мирное время награждён: орденами Красного Знамени   (четырежды), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени   (дважды), Красной Звезды  (трижды), медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и другими. Имеет награды Польской Народной Республики "Крест Храбрых", золотой "Крест Заслуги".

А.Е.Шварёв с допризывниками.

Беседа ветерана войны А. Е. Шварёва с допризывниками.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, 11 октября 1995 года А. Е. Шварёву присвоено звание Героя Российской Федерации.

После войны он учился в Краснознамённой Военно - Воздушной академии. За время учёбы освоил реактивный самолёт Як-17. После окончания академии был направлен на службу в Группу советских войск в Германии, где первым в своей части осваивал реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.

В конце октября 1952 года дивизия в полном составе перебазировалась в Одесский военный округ. В январе 1954 года А. Е. Шварёв был переведён в Центральный аппарат ВВС, где занимался организацией обучения лётного состава частей и соединений ВВС на новых реактивных самолётах.

А.Е.Шварёв

В 1958 списан с лётной работы по состоянию здоровья и 12 лет работал в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР на должности заместителя начальника управления, а затем - начальника отдела ВВС и ПВО страны. В 1970 году назначен заместителем начальника управления кадров ВВС. В 1976 году вышел в отставку. Потом 2 года работал заместителем начальника Центрального Дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.

Ветераны 10-й Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова 1-й степени Сталинградской истребительной авиационной дивизии избрали генерала А. Е. Шварёва председателем Совета ветеранов дивизии. Он вёл организационную работу в Московском комитете ветеранов Великой Отечественной войны по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. Часто выступал с воспоминаниями о войне в школах и воинских частях, оказывал помощь авторам, пишущим книги и материалы о военных лётчиках, воевавших в Великой Отечественной войне.

Генерал - майор авиации А. Е. Шварёв - участник 3-х парадов Победы на Красной площади в Москве - в 1945, 1995 и 2000 годах.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. Е. Шварёва:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
109.07.1941 г.1  Ме-110  (в группе)ИдрицаМиГ-3  (31-й ИАП)
207.08.1941 г.1  Ju-88Идрица
302.10.1941 г.1  Ме-109ЯрцевоЯк-1  (236-й ИАП)
417.01.1942 г.1  Ju-88северо - западне Шаховская
519.02.1942 г.1  Ju-88Некрасово
614.06.1942 г.1  Hs-126Киров
709.07.1942 г.2  Ju-87Зайцево
807.08.1942 г.1  Ju-87севернее Воробино
904.10.1942 г.1  Ju-88район Сталинграда
1012.12.1942 г.1  Ме-109Попово
1103.02.1943 г.1  Ju-52Деренково
1201.02.1944 г.1  Ju-52ЕкатеринопольеЛа-5ФН  (111-й ГвИАП)
1315.07.1944 г.1  FW-190МшанаЛа-5ФН  (40-й ГвИАП)
1409.02.1945 г.1  Ме-109аэродром Ламсдорф

      Всего сбитых самолётов - 13 + 1;  боевых вылетов - около 400;   воздушных боёв - более 60.




Дополнительная информация о А. Е. Шварёве.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz