В Июле 2003 года совместными усилиями поисковиков Ленинградской
области и города Иркутска были завершены работы по подъёму обломков английского
истребителя "Харрикейн", на котором не вернулся с боевого задания 11 Сентября
1942 года, заместитель командира 3-го Гвардейского истребительного авиаполка
ВВС Краснознамённого Балтийского Флота (КБФ), Гвардии майор Александр Фёдорович
Мясников.
Он родился в 1909 году в семье крестьян из деревни Овинец Мошенского
района Ленинградской (а ныне Новгородской) области. В 1930 году
поступил в Ленинградскую пехотную Краснознамённую школу им. Склянского, а в
1933 году он уже слушатель 2-й Военной Краснознамённой школы лётчиков им.
"Осоавиахима". В 1935 году, он командир звена в 3-й авиационной истребительной
эскадрилье ВВС КБФ. Первый боевой опыт пришёл к Александру Мясникову холодной
зимой 1939 - 1940 годов в войне с Финляндией. 7 Февраля 1940 года командира
эскадрильи Мясникова награждают орденом Красного Знамени за участие: "в разгроме
финской белогвардейщины".
Затем, Великая Отечественная. Жестокие бои в воздухе над Эстонией,
Балтийским морем, с каждым месяцем всё ближе к Ленинграду. В Октябре 1941 года -
второй орден Красного Знамени, в Июне 1942-го: "За доблесть, мужество и отвагу,
проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками достоин высшей правительственной
награды ордена Ленина", - так записано в наградном листе Мясникова.
На момент награждения орденом Ленина, за 9 месяцев войны эскадрилья
Александра Мясникова в проведённых 127 воздушных боях сбила 64 самолёта противника.
Все сбитые самолёты подтверждены штабами армий и постами ВНОС. В это период
эскадрилья произвела 2675 успешных боевых вылетов с боевым налетом в 2353 часа.
Лично Мясников совершил 220 боевых вылетов, в проведённых 62 воздушных боях
уничтожил лично и в составе группы 11 самолётов противника.
К Сентябрю 1942 года (на момент гибели) у
Александра Мясникова было совершено 314 боевых вылетов: 11 Сентября 1942 года
Гвардии майор А. Ф. Мясников повёл группу в составе 3 "Харрикейнов" на сопровождение
бомбардировщиков Пе-2 в район Мустолово. Это был его последний боевой вылет, 315-й !..
В годы Великой Отечественной войны в СССР по поставкам Ленд -
лиза было поставлено более 2952-х экземпляров самолётов "Харрикейн". У нас под
Ленинградом на таких самолётах летали всего 3 авиационные части: 26-й Гвардейский
истребительный полк ПВО, 12-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья и 3-й
Гвардейский истребительный полк ВВС КБФ. Работая с документами военных архивов,
удалось проследить судьбы всех этих самолётов. Как бы восторженно не писали
западные источники об этом истребителе, наши лётчики о боевых качествах "Харрикейнов"
отзывались не очень лестно. Но мы будем конкретны. Проследив судьбу самолётов
данного наименования, поступивших в 3-й Гвардейский авиаполк ВВС КБФ, можно
сделать только один вывод. За период боевого применения самолётов "Харрикейн"
в этом полку, погиб почти весь цвет полка. Так с 14 Августа по 9 Ноября 1942
года в полку потеряли 18 из 22 прибывших в полк самолётов, в результате чего
погибло 15 лётчиков. Из них: 1 - заместитель командира полка, 1 - командир авиационной
эскадрильи, 3 - военных комиссара авиационной эскадрильи, 3 - заместителя
командира авиационной эскадрильи, 4 - командира звена, и только 3 простых
лётчика.
Уже слышу голоса авиационных критиков - наши пилоты были плохо
обучены и гибли почти в первых - же боях, у них не хватало боевого опыта. Давайте
посмотрим, кто же погиб на этих английский самолётах, или же, как их называли
наши лётчики "деревянных гробах". Из всех 15, самый маленький налёт был только
у Гвардии младшего лейтенанта Д. М. Киреева - 48 боевых вылетов, у остальных
количество боевых вылетов было за 200 (у Гвардии капитана С. И. Сухова и
Гвардии старшего лейтенанта В. Ф. Неделина было соответственно по 289 и 294
боевых вылета, а у Гвардии майора А. Ф. Мясникова число вылетов достигало - 314).
У 11 из 15 был опыт воздушных боёв в Финской Кампании, а Гвардии капитан Б. В.
Романов, кроме Финской, также участвовал и в боях у реки Халхин - Гол.
Мне могут возразить: значит, плохо освоили материальную часть,
да и тактика боя у советских лётчиков "хромала". Но извините, ведь смогли же
эти же люди провоевать до конца 1942 года. А ведь войну они встретили на
устаревших машинах И-16 и И-153. И не просто выжили, а воевали. Выходили живыми
из таких переделок, делая по несколько боевых вылетов в день. И когда ? В
1941 году, страшном для нашей авиации году. У каждого на счету были сбитые немецкие
самолёты. Но давайте вернёмся в район посёлка Невская Дубровка, что во Всеволожском
районе Ленинградской области.
Место падения самолёта нашёл руководитель Дубровского поискового
отряда "Невский Пятачок" Сергей Мельниченко. Самолёт был полностью разграблен на
предмет металлолома, весь цветной металл был собран и сдан в утиль, останки пилота
были разбросаны по брустверам воронки. Весь 2001 год ушёл у поисковиков на то,
что пришлось руками перебирать весь отвал, оставленный после себя металлоломщиками,
для того чтобы найти и собрать останки лётчика. Так же в течение года, специалист
по архивной работе Фонда поисковых отрядов Ленинградской области Константин Тарасов
ездил в Центральный Военно - Морской Архив города Гатчины, чтобы разыскать сведения
о погибшем неизвестном лётчике.
Почему в Военно - Морской Архив ? Ведь, в небе
Ленинграда сражались не только морские лётчики ? Дело в том, что под
Ленинградом на самолётах "Харрикейн", как говорилось выше, воевали лётчики
только 2-х истребительных полков и одной корректировочной авиаэскадрильи. Отработав
материалы по 26-му Гвардейскому авиаполку ПВО и 12-й отдельной корректировочной
эскадрилье, мы установили, что эти подразделения потерь в этом районе не имели,
и поэтому пришли к выводу, что самолёт, найденный у посёлка Невская Дубровка
Всеволожского района Ленинградской области, относился к морской авиации.
Перелопатив тонны архивных документов, проследили судьбы всех 15 лётчиков 3-го
Гвардейского полка КБФ погибших на самолётах "Харрикейн".
В районе Невской Дубровки погибли 4 лётчика:
- 26 Сентября 1942 года Гвардии капитан Дмитрий Буряк - (захоронен наземными
войсками в деревне Манушкино, место падения самолёта обнаружено 4 км северо -
западнее посёлка Невская Дубровка поисковиками в 2001 году, при подъёме,
останков лётчика не обнаружено);
- 29 Сентября 1942 года Гвардии старший лейтенант Виктор Неделин - (захоронен
наземными войсками в деревне Березовка, место падения самолёта обнаружено 200
метров от Мурманского шоссе поисковиками в 2001 году, при подъёме, останков
лётчика не обнаружено);
- 11 Сентября 1942 года Гвардии капитан Сергей Сухов - (вместе с самолётом
упал 4 км севернее Невской Дубровки);
- 11 Сентября 1942 года Гвардии майор Александр Мясников - (пропал без вести
в районе Манушкино).
Капитана Д. Буряка и Старшего лейтенанта В. Неделина мы
исключили сразу, так как погибшие были похоронены наземными войсками и места
падения их самолётов были обследованы нами в 2001 году. Оставались Капитан С.
Сухов и Майор А. Мясников. Место падения самолёта Сухова до сих пор не найдено,
но по архивным документам оно находится намного дальше места обнаружения "нашего"
самолёта. Предположение было одно, это самолёт Александра Мясникова. Нам нужны
были вещественные доказательства к нашему предположению. К моменту "решающего
подъёма" мы знали о Мясникове и его самолёте все: номера самолёта, двигателя,
орденов, пистолета ТТ, вооружения самолёта: пушек ШВАК и пулемётов УБТК. В
документах полка, хранящихся в Центральном Военно - Морском Архиве, были найдены
"Донесение о потерях, порче, уничтожению артиллерийского и стрелкового вооружения".
Вооружение самолёта Мясникова составляли: авиационные пушки ШВАК №№.: ПС 499,
ЛБ 366, авиационные пулеметы УБТК №№.: ГИ 692, ГИ 566.
В жаркий Июльский день, поисковики питерского отряда "Высота"
под руководством Виктора Дудина и отряда "Наследие" из Иркутска, прибыли в
заболоченный лес у Невской Дубровки. Два часа ушло на выкачивание основной
массы воды. Выстроившись в цепочку, ведро за ведром из воронки выкачивается
торф и опавшая листва. Помпа работает без остановки, идёт постоянный приток
грунтовых вод. Попадаются небольшие куски разбившегося двигателя и кусочки
дюраля от самолёта. Ещё раз убеждаемся, что лет 20 назад, место падения самолёта
подверглось разграблению, нет каких - либо больших обломков самолёта. На дне
воронки натыкаемся на плывун, смесь песка и глины. Сделанная лопатой небольшая
ямка сразу же заплывает этой смесью. Комары и мошка облепляют спины всех
участников экспедиции, не помогают ни какие мази, только дым от костра позволяет
несколько минут постоять без злобных укусов насекомых.
Находящийся в низу воронки Виктор Дудин поднимает часть берцовой
кости пилота. Ближе к вечеру удаётся найти, что-то массивное и тяжёлое на краю
всё углубляющейся воронки. С трудом удается зацепить эту железяку лебедкой. Из
плавуна, поднимается, что-то бесформенное, в чём с трудом узнаем конфигурацию
авиационной пушки ШВАК. Это удача !.. Вытащив пушку на бруствер воронки, сразу
пытаемся её отмыть и проверить номер. Сквозь ржавчину видны буквы и цифры:
ЛБ 366...
"11 Сентября 1942 года в районе 8 часов утра при отходе от цели
в районе Мустолово, на высоте 3200 метров произошла встреча с самолётами противника.
Группа непосредственного прикрытия под командованием Александра Мясникова в составе
3-х "Харрикейнов" атакована 4-мя Ме-109. Майор Мясников резким разворотом вышел
в атаку, но ведомые этого маневра повторить не смогли, и потеряли командира.
Мясников был атакован всеми самолётами противника сразу, подбит и вышел из боя.
На аэродром не вернулся, пропал без вести..." - так записано в акте расследования
причины лётных потерь в частях ВВС КБФ, хранящемся в архиве.
В воспоминаниях Героя Советского Союза Игоря Каберова, который
был участником этого боя написано, что группа Мясникова (в которую входил
и сам Каберов) действительно при сопровождении Пе-2, после бомбово -
штурмового удара по противнику в районе Мустолова, была атакована истребителями
противника. По радио, с поста наблюдения на помощь морским лётчикам были вызваны
истребители ПВО. По словам Игоря Каберова воздушный бой был жаркий, при подходе
вызванных на помощь наших истребителей немецкие самолёты вышли из боя, и ушли
на свою территорию. Морские лётчики вздохнули спокойно и тут... наши "Яки"
атаковали самолёт Мясникова. Майор Александр Мясников не ожидая такого от своих
самолётов был сбит с первого же захода, потом "Яки" набросились и на самолёт
Каберова подбив его. Игорю Каберову пришлось садиться на вынужденную посадку...
К сожалению, Игорь Александрович Каберов ушёл из жизни в 1995 году
и сейчас определить, как же в действительности закончился последний полёт Александра
Мясникова не представляется возможным. Единственное, что можно сказать: в архивных
документах ВВС КБФ данный случай атаки советских самолётов на "Харрикейны" 3-го ГвИАП
ВВС КБФ не упоминается.
По архивным материалам ЦВМА нам было известно, что у Александра
и Матрёны Мясниковых был сын Юрий, 1936 года рождения. На следующий день, после
возвращения из экспедиции поисковики рассказали о своей находке по областному
Ленинградскому радио "Гардарика" в надежде что родственники или близкие Александра
Мясникова откликнутся. Первый же звонок был из города Луги, звонил Василий Иванович
Суворов, бывший главный редактор газеты "Лужская Правда". Василий Иванович рассказал,
что он сам уроженец деревни Овинец Мошенского района и с Юрой, сыном Александра
Фёдоровича учился в одном классе, а так же, что до сих пор поддерживает с ним
связь. На следующий день поисковики дозвонились до Москвы, где сейчас проживает
сын прославленного лётчика Александра Фёдоровича Мясникова.
Информация из Центрального Военно - Морского Архива:
"Мясников Александр Федорович, 1909 года
рождения, Гвардии майор, заместитель командира 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ.
Уроженец: Ленинградская (сейчас Новгородская) область, Мошенский
район, Гудковский с/с, деревня Овинец. Жена - Матрёна Макаровна, сын - Юрий,
1936 года рождения.
В РККА с 1930 года, окончил 2-ю ВАП Краснознамённую школу имени
Авиахима СССР в 1935 году. На момент гибели имел 314 посадок (только за
период В.О.В.). К моменту гибели на 11.09.1942 года сбил 18 самолётов противника".
Останки погибшего Гвардии майора Мясникова Александра Фёдоровича,
по решению сына Юрия Александровича Мясникова были торжественно захоронены
1 Августа 2003 года в посёлке Мошенское Новгородской области, рядом с могилой супруги.
27 Января 2004 года в посёлке Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской
области состоялась торжественная церемония открытия памятной доски в честь Александра
Фёдоровича Мясникова. Памятная доска была установлена на улице, которая с этого
дня, решением Администрации Всеволожского района переименована в улицу имени
Александра Мясникова...
Лето 2003 года оставило неизгладимый след в памяти поисковиков
Ленинградской области. Нам молодым ребятам, воспитанным на книгах - воспоминаниях
Игоря Каберова, Василия Голубева - прославленных морских лётчиках Краснознамённого
Балтийского флота, удалось прикоснуться с живой историей. И не просто прикоснуться,
а и самим оставить след в истории. В юношестве, читая книги о лётчиках, мы наверное
не могли и подумать, что нам удастся воочию продолжить историю героических людей,
о ком были написаны эти книги.
В лесной глухомани найти место гибели, по крупицам собирать
разрозненную архивную информацию, анализировать, прийти к выводу и потом
доказать вещественно, что наши предположения были верными и в конце - концов,
установить имя неизвестного погибшего лётчика - Александра Фёдоровича Мясникова.
Стремиться разыскать родных и найти их. А в Августе 2003 года, принять участие
и наконец по самой Великой справедливости похоронить останки героя на его Родине.
Вот это и есть наша Память. Память о войне, о людях сгинувших в годы "лихолетий"
оставив родным и близким, щемящую, до конца не ясную строчку в своей жизни:
пропал без вести. Выражаясь, словами старейшего казанского поисковика, нашего
друга Володи Ерхова: "мы павших помним, не по красным датам...". Это и есть наш
смысл жизни. Пусть, он не понятен всем, но мы не можем по другому - жить, работать,
помнить.
Могли ли мы знать, что установление места гибели А. Ф. Мясникова
- лётчика 3-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ, было для нас
отправной точкой на весь конец 2003 года. Наверное есть, что-то свыше, которое
привело нас в Октябре на болото у бывшей деревни Крикково под Кингисеппом, где
в обломках самолёта И-16 мы нашли останки однополчанина Александра Фёдоровича -
Младшего лейтенанта Титова Павла Петровича. А в Ноябре, определить судьбу ещё
одного лётчика 5-го ИАП, Лейтенанта Ессина Николая Михайловича, установив, что
он погиб в финском плену 28 Февраля 1942 года, хотя все 60 лет жена и дочери
погибшего, считали его не вернувшимся с боевого задания 12 Июля 1941 года.
Кто-то скажет, судьба ! Но нам кажется, что кто-то вёл
нас к этому. И будем правы, если скажем: нашей путеводной звездой был Александр
Фёдорович Мясников. Наверное, большая душа была у этого человека. Он, спустя
десятилетия, не оставил своих однополчан. И почему-то, именно сейчас, у нас
есть уверенность в том, что найдём, обязательно найдём и Серёжу Сухова, Колю
Соседина, Володю Тенюгина, Мишу Фёдорова, Борю Годунова, Петю Чепелкина, Борю
Романова, Женю Теплова и других... всех их вылетевших на боевые задания и не
вернувшихся на свои аэродромы...
Заместитель председателя Совета Фонда - Илья Прокофьев.
* * *
Вашему вниманию предлагается сокращённый
вариант очень интересной книги, ниписанной группой авторов во главе с сыном
прославленного лётчика.
("315-й боевой вылет Майора А. Ф. Мясникова".) | |
|