Рассадкин Пётр Алексеевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Рассадкин Пётр Алексеевич

Рассадкин Пётр Алексеевич

Родился 6 июля 1921 года в селе Спас - Коркодино, ныне Клинского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил дорожно - механический техникум. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года старший лейтенант П. А. Рассадкин на фронтах Великой Отечественной войны. С ноября 1941 года по март 1942 года сражался в составе 438-го ИАП; по 1945 год - в 255-м ИАП Северного флота.

К началу 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка  (5-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота)  капитан П. А. Рассадкин произвёл 190 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника.

31 мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К маю 1945 года капитан П. А. Рассадкин совершил около 300 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв и сбил лично 13 самолётов противника, ещё 3 - уничтожил предположительно.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генштаба. С 1960 года полковник П. А. Рассадкин - в запасе. Живёт и работает в Ялте  (Крымская область, Украина).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й ст.  (дважды), Богдана Хмельцкого, Красной Звезды  (дважды); медалями. Бюст Героя установлен на аллее Героев на территории музея ВВС Северного флота.

*     *     *

Пётр Рассадкин родился 6 июля 1921 года в селе Спас - Корсуно Клинского района Московской области. Как и все молодые советские граждане той поры, учился в школе, затем работал. Параллельно с учёбой в техникуме окончил аэроклуб Бауманского района Москвы.

В 1939 году поступил в Борисоглебскую школу военных лётчиков, которую окончил в конце 1940 году. Направлен в 163-й резервный авиаполк, который в июле 1941 года был перебазирован в Арзамас, где на его базе был сформирован 1-й запасной авиационный полк.

П.А.Рассадкин.

Вскоре на базе 1-го ЗАП был сформирован 438-й ИАП, в котором П. А. Рассадкин и продолжил службу. С конца ноября 1941 года он совершал боевые вылеты по защите с воздуха Москвы.

28 декабря 1941 года ЛаГГ-3 Рассадкина был подбит огнём с земли. Лётчик совершил вынужденную посадку на лес в районе Наро - Фоминска. Самолёт был разрушен, Рассадкина выбросило из кабины. В бессознательном состоянии он был направлен во фронтовой медицинский пост, а далее - в госпиталь в Москву.

После излечения, в конце января 1942 года, вернулся в часть и продолжал боевые вылеты. В феврале 1942 года направлен в состав формирующегося 20-го ИАП. Позже был переведён в состав 255-го ИАП, в котором прослужил до конца войны.

Битва за Москву, оборона Ленинграда, бои за Мурманск, Кольский полуостров стали горнилом закалки отважного лётчика. Постоянно находясь в гуще боевых сражений, он не давал покоя врагам.

Свою первую победу одержал 21 октября 1942 года, сбив истребитель Ме-109  (эта победа была записана ему как предположительная).

2 декабря 1942 года сбил разведчик - корректировщик FW-189. Вспоминает сам Пётр Алексеевич:

"Наша группа, ведущий командир эскадрильи Харламов, получила задание встретить группу ДБ-3Ф. Они где-то выполняли задание, но топлива на обратный кружной маршрут не хватало, и им пришлось идти напрямую, не уходя далеко в море. Пошли шестёркой. Хотя я уже был старшим лётчиком, ведущим пары, но в этом вылете я шёл ведомым у заместителя командира дивизии Попова. Нам сказали, что с земли будет осуществляться наведение на истребители противника, если они будут идти на перехват бомбёров.

Над Рыбачьим был тонкий слой облачности с разрывами тысячи на 2 - 2,5. Мы идём, смотрим - группа "Мессеров". Оказалось, что они прикрывали FW-189, который фотографировал наши объекты. Когда они обнаружили нас, "Рама" резко пошла на пикирование, чтобы удрать домой. Истребители немцев, как и наша группа, оказались выше облачности и потеряли его. Я это дело заметил и за ним. Потому что всё время говорили: "Когда же собьют эту "Раму" !

Наша группа осталась с "Мессерами". Но те, видимо, забеспокоились, что потеряли "Раму", и бой не состоялся. Они как-то разошлись. На самом выводе, перед землёй я оказался точно сзади. Нажал на все гашетки. "Рама" перед моим носом воткнулась в землю и стала кувыркаться...

Немецкий самолёт FW-189A-1.

Один из трёх членов экипажа остался жив и попал в плен. Фамилия у него была Петерсен, начальник разведки Северного Флота у немцев, доктор юридических наук. Потом его к нам привезли, и мы в землянке с ним беседовали. Собрали лётчиков. Потом выводят этого фрица. Ему дали стул. Начали допрашивать с переводчиком. Уже не помню, какие там вопросы задавали, но он сразу отказался отвечать на вопросы, связанные с военной тайной. Единственное, его спросили: "Хочешь посмотреть лётчика, который тебя сбил". - "Хочу". Комиссар Мещеряков, рядом с которым я сидел, встал, на меня показывает. Он подошёл ко мне, подал руку. А я ему не подал руки. Говорю: "Врагам руку не подаю". Он обиделся, сразу отошёл на своё место.

Вскоре после этих событий мне вручили первую награду - орден Красного Знамени".

Очень тяжёлый бой П. А. Рассадкин провёл 2 мая 1943 года:

"Летали тогда на "Яках", на бомбёжку, в район Печенги. Там был очень сложный бой. И каким-то образом на обратном пути меня отшили от группы. Штурмовики и бомберы задание выполнили, а меня подхватила группа из 4 "Мессеров" и начала гонять. Они почти от Печенги и до нашей территории всё пытались сбить меня. Но я огрызался, как мог. Вспотел, но всё время видел, кто где. Смотрю один выше - мне ничего не сделает, один сзади идёт, думаю, что сейчас уже будет стрелять, в это время я делаю маневр со снижением, и всё проскочил, ушёл. Развернулся, гляжу - один идёт выше, я ручку подбираю, а у меня скорость хорошая, начинаю стрелять. Я ещё огрызался, и по ним стрелял. Когда перелетели линию фронта, какой-то, видимо, я сделал маневр, они меня потеряли, я так понял. Потом гляжу, они пошли вправо и ушли. Но погоняли меня здорово !"

22 июля 1943 года лётчики 255-го ИАП провели очень успешный воздушный бой, когда 9 "Аэрокобр" под командованием майора П. А. Панина сопровождали 5 "Бостонов". До цели шли в 50 км от берега на бреющем, в режиме радиомолчания. Радары их не засекли, и над немецким конвоем не оказалось самолётов прикрытия. Торпедоносцы неожиданным ударом потопили 2 корабля. На обратном пути их перехватили 6 Me-109, но группа боя отразила атаку, при этом её ведущий старший лейтенант П. А. Рассадкин сбил "Мессера". При повторной атаке группа непосредственного прикрытия сбила ещё 2 Me-109.

P-39M-1 из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ.

P-39M-1 из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ.

P-39M-1 из состава 255-го ИАП ВВС СФ.

P-39M-1 ком. звена 255-го ИАП cтаршего лейтенанта П. А. Рассадкина. Аэродром Ваенга-1, зима 1943 - 1944 гг.

Однако следующий день принёс лётчикам 255-го ИАП большие потери: в одном вылете огнём зенитной артиллерии были сбиты сразу 3 "Аэрокобры", погибло 2 лётчика.

Осенью 1943 года Пётр Рассадкин был уже заместителем командира эскадрильи.

П.А.Рассадкин.

14 сентября 1943 года, в одном из вылетов, сбил сразу 2 Ме-109:

"...Я зашел, сманеврировал, гляжу - он идёт на бомбёра, я подстроился, раз, ударил и всё. Но в этом вылете было 2 боя. Сначала в одном районе, а потом, когда возвращались, нас перехватили, начался ещё один воздушный бой. Вот 2 "Мессера" и сбил".

К началу 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота капитан П. А. Рассадкин произвёл 190 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года Рассадкин Пётр Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 3893).

К маю 1945 года штурман 255-го истребительного авиационного полка капитан П. А. Рассадкин совершил около 300 боевых вылетов, провёл около 60 воздушных боёв и лично сбил 13 самолётов противника  (ещё 3 победы одержал предположительно, то есть - эти самолёты упали в море). Но и самого его сбивали 2 раза - на ЛаГГ-3.

Итог боевой деятельности П.А.Рассадкина.

После окончания войны остался на воинской службе. В декабре 1945 года с должности штурмана полка ушёл на курсы командиров полков в Ригу. После курсов работал начальником штаба 62-го истребительного авиационного полка в Севастополе  (ВВС Черноморского флота). Летал на "Аэрокобрах". Через год его отправили в подмосковный город Монино, в Военно - Воздушную академию, где проучился 4 года.

Затем был назначен командиром 769-го авиаполка на север. В 1957 году стал заместителем командира дивизии. Потом был назначен командиром 122-й авиационной дивизии  (с 1957 до 1 сентября 1958 года). Продолжал летать.

В 1958 году был направлен в Академию Генерального штаба, которую успешно закончил в 1960 году. Был назначен начальником авиации в 23-м корпусе ПВО. Потом вышел на пенсию...

Родина наградила полковника П. А. Рассадкина многими орденами и медалями. С 1965 года Пётр Алексеевич работал в Ялте, руководил крупным гостиничным объединением, вывел его в победители соревнования среди предприятий отрасли Крыма. И сегодня П. А. Рассадкин активно участвует в жизни города, воспитывает молодёжь на принципах патриотизма. Пётр Алексеевич - Почётный гражданин города Ялты.

Бюст П. А. Рассадкина, в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области.

*     *     *

Список всех известных побед майора П. А. Рассадкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.10.1942 г.1  Ме-109  (предположительно)губа ГрязнаяЛаГГ-3, Як-1,

"Аэрокобра".

202.12.1942 г.1  FW-189Вайтолахти
303.06.1943 г.1  Ме-109  (предположительно)мыс Корабельный
408.06.1943 г.1  Ме-109  (предположительно)зап. п-ов Средний
509.07.1943 г.1  Ме-109Вайтолахти
620.07.1943 г.1  FW-190Вардэ
722.07.1943 г.1  Ме-109Сюльте - фиорд
814.09.1943 г.2  Ме-109Кибергнес
920.09.1943 г.1  FW-190Конгс - фиорд
1019.10.1943 г.1  Ме-109Вардэ - мыс Эккере
1102.12.1943 г.1  FW-190аэродром Луостари
1203.03.1944 г.1  Ме-109Эккере
1317.03.1944 г.1  Ме-109Перс - фиорд
1407.04.1944 г.1  Ме-109Сюльте - фиорд
1526.05.1944 г.1  Ме-109мыс Харбакен

      Всего сбитых самолётов - 13 + 0  (ещё 3 + 0 сбито предположительно);  боевых вылетов - 249;  воздушных боёв - 53.



Интервью с П. А. Рассадкиным на сайте - "Я помню".
Информация на сайте - "История 255-го ИАП СФ".
"Аэрокобры" в 255-м ИАП Северного Флота.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz