КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Рассадкин Пётр Алексеевич |
Родился 6 июля 1921 года в селе Спас - Коркодино, ныне Клинского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил дорожно - механический техникум. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года старший лейтенант П. А. Рассадкин на фронтах Великой Отечественной войны. С ноября 1941 года по март 1942 года сражался в составе 438-го ИАП; по 1945 год - в 255-м ИАП Северного флота. К началу 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка (5-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота) капитан П. А. Рассадкин произвёл 190 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника. 31 мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К маю 1945 года капитан П. А. Рассадкин совершил около 300 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв и сбил лично 13 самолётов противника, ещё 3 - уничтожил предположительно. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генштаба. С 1960 года полковник П. А. Рассадкин - в запасе. Живёт и работает в Ялте (Крымская область, Украина). Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й ст. (дважды), Богдана Хмельцкого, Красной Звезды (дважды); медалями. Бюст Героя установлен на аллее Героев на территории музея ВВС Северного флота. Пётр Рассадкин родился 6 июля 1921 года в селе Спас - Корсуно Клинского района Московской области. Как и все молодые советские граждане той поры, учился в школе, затем работал. Параллельно с учёбой в техникуме окончил аэроклуб Бауманского района Москвы. В 1939 году поступил в Борисоглебскую школу военных лётчиков, которую окончил в конце 1940 году. Направлен в 163-й резервный авиаполк, который в июле 1941 года был перебазирован в Арзамас, где на его базе был сформирован 1-й запасной авиационный полк. Вскоре на базе 1-го ЗАП был сформирован 438-й ИАП, в котором П. А. Рассадкин и продолжил службу. С конца ноября 1941 года он совершал боевые вылеты по защите с воздуха Москвы. 28 декабря 1941 года ЛаГГ-3 Рассадкина был подбит огнём с земли. Лётчик совершил вынужденную посадку на лес в районе Наро - Фоминска. Самолёт был разрушен, Рассадкина выбросило из кабины. В бессознательном состоянии он был направлен во фронтовой медицинский пост, а далее - в госпиталь в Москву. После излечения, в конце января 1942 года, вернулся в часть и продолжал боевые вылеты. В феврале 1942 года направлен в состав формирующегося 20-го ИАП. Позже был переведён в состав 255-го ИАП, в котором прослужил до конца войны. Битва за Москву, оборона Ленинграда, бои за Мурманск, Кольский полуостров стали горнилом закалки отважного лётчика. Постоянно находясь в гуще боевых сражений, он не давал покоя врагам. Свою первую победу одержал 21 октября 1942 года, сбив истребитель Ме-109 (эта победа была записана ему как предположительная). 2 декабря 1942 года сбил разведчик - корректировщик FW-189. Вспоминает сам Пётр Алексеевич: "Наша группа, ведущий командир эскадрильи Харламов, получила задание встретить группу ДБ-3Ф. Они где-то выполняли задание, но топлива на обратный кружной маршрут не хватало, и им пришлось идти напрямую, не уходя далеко в море. Пошли шестёркой. Хотя я уже был старшим лётчиком, ведущим пары, но в этом вылете я шёл ведомым у заместителя командира дивизии Попова. Нам сказали, что с земли будет осуществляться наведение на истребители противника, если они будут идти на перехват бомбёров. Над Рыбачьим был тонкий слой облачности с разрывами тысячи на 2 - 2,5. Мы идём, смотрим - группа "Мессеров". Оказалось, что они прикрывали FW-189, который фотографировал наши объекты. Когда они обнаружили нас, "Рама" резко пошла на пикирование, чтобы удрать домой. Истребители немцев, как и наша группа, оказались выше облачности и потеряли его. Я это дело заметил и за ним. Потому что всё время говорили: "Когда же собьют эту "Раму" ! Наша группа осталась с "Мессерами". Но те, видимо, забеспокоились, что потеряли "Раму", и бой не состоялся. Они как-то разошлись. На самом выводе, перед землёй я оказался точно сзади. Нажал на все гашетки. "Рама" перед моим носом воткнулась в землю и стала кувыркаться... Один из трёх членов экипажа остался жив и попал в плен. Фамилия у него была Петерсен, начальник разведки Северного Флота у немцев, доктор юридических наук. Потом его к нам привезли, и мы в землянке с ним беседовали. Собрали лётчиков. Потом выводят этого фрица. Ему дали стул. Начали допрашивать с переводчиком. Уже не помню, какие там вопросы задавали, но он сразу отказался отвечать на вопросы, связанные с военной тайной. Единственное, его спросили: "Хочешь посмотреть лётчика, который тебя сбил". - "Хочу". Комиссар Мещеряков, рядом с которым я сидел, встал, на меня показывает. Он подошёл ко мне, подал руку. А я ему не подал руки. Говорю: "Врагам руку не подаю". Он обиделся, сразу отошёл на своё место. Вскоре после этих событий мне вручили первую награду - орден Красного Знамени". Очень тяжёлый бой П. А. Рассадкин провёл 2 мая 1943 года: "Летали тогда на "Яках", на бомбёжку, в район Печенги. Там был очень сложный бой. И каким-то образом на обратном пути меня отшили от группы. Штурмовики и бомберы задание выполнили, а меня подхватила группа из 4 "Мессеров" и начала гонять. Они почти от Печенги и до нашей территории всё пытались сбить меня. Но я огрызался, как мог. Вспотел, но всё время видел, кто где. Смотрю один выше - мне ничего не сделает, один сзади идёт, думаю, что сейчас уже будет стрелять, в это время я делаю маневр со снижением, и всё проскочил, ушёл. Развернулся, гляжу - один идёт выше, я ручку подбираю, а у меня скорость хорошая, начинаю стрелять. Я ещё огрызался, и по ним стрелял. Когда перелетели линию фронта, какой-то, видимо, я сделал маневр, они меня потеряли, я так понял. Потом гляжу, они пошли вправо и ушли. Но погоняли меня здорово !" 22 июля 1943 года лётчики 255-го ИАП провели очень успешный воздушный бой, когда 9 "Аэрокобр" под командованием майора П. А. Панина сопровождали 5 "Бостонов". До цели шли в 50 км от берега на бреющем, в режиме радиомолчания. Радары их не засекли, и над немецким конвоем не оказалось самолётов прикрытия. Торпедоносцы неожиданным ударом потопили 2 корабля. На обратном пути их перехватили 6 Me-109, но группа боя отразила атаку, при этом её ведущий старший лейтенант П. А. Рассадкин сбил "Мессера". При повторной атаке группа непосредственного прикрытия сбила ещё 2 Me-109. Однако следующий день принёс лётчикам 255-го ИАП большие потери: в одном вылете огнём зенитной артиллерии были сбиты сразу 3 "Аэрокобры", погибло 2 лётчика. Осенью 1943 года Пётр Рассадкин был уже заместителем командира эскадрильи. 14 сентября 1943 года, в одном из вылетов, сбил сразу 2 Ме-109: "...Я зашел, сманеврировал, гляжу - он идёт на бомбёра, я подстроился, раз, ударил и всё. Но в этом вылете было 2 боя. Сначала в одном районе, а потом, когда возвращались, нас перехватили, начался ещё один воздушный бой. Вот 2 "Мессера" и сбил". К началу 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота капитан П. А. Рассадкин произвёл 190 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года Рассадкин Пётр Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3893). К маю 1945 года штурман 255-го истребительного авиационного полка капитан П. А. Рассадкин совершил около 300 боевых вылетов, провёл около 60 воздушных боёв и лично сбил 13 самолётов противника (ещё 3 победы одержал предположительно, то есть - эти самолёты упали в море). Но и самого его сбивали 2 раза - на ЛаГГ-3. После окончания войны остался на воинской службе. В декабре 1945 года с должности штурмана полка ушёл на курсы командиров полков в Ригу. После курсов работал начальником штаба 62-го истребительного авиационного полка в Севастополе (ВВС Черноморского флота). Летал на "Аэрокобрах". Через год его отправили в подмосковный город Монино, в Военно - Воздушную академию, где проучился 4 года. Затем был назначен командиром 769-го авиаполка на север. В 1957 году стал заместителем командира дивизии. Потом был назначен командиром 122-й авиационной дивизии (с 1957 до 1 сентября 1958 года). Продолжал летать. В 1958 году был направлен в Академию Генерального штаба, которую успешно закончил в 1960 году. Был назначен начальником авиации в 23-м корпусе ПВО. Потом вышел на пенсию... Родина наградила полковника П. А. Рассадкина многими орденами и медалями. С 1965 года Пётр Алексеевич работал в Ялте, руководил крупным гостиничным объединением, вывел его в победители соревнования среди предприятий отрасли Крыма. И сегодня П. А. Рассадкин активно участвует в жизни города, воспитывает молодёжь на принципах патриотизма. Пётр Алексеевич - Почётный гражданин города Ялты. Бюст П. А. Рассадкина, в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области. Список всех известных побед
майора П. А. Рассадкина:
|
"Аэрокобры" в 255-м ИАП Северного Флота.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |