Справка на Капитана Попова Ивана Феоктистовича, составленная 20
Января 1943 года начальником отдела кадров 3-го ИАК батальонным комиссаром Елшаковым,
интересна ещё и тем, что она своим лишь существованием косвенно свидетельствует
о том, что Капитан И. Ф. Попов по состоянию на 20.01.1943 года уже числился в
составе 3-го ИАК, то есть практически с самого начала формирования корпуса. В
боевых же действиях корпуса он принял участие лишь с 2.09.1943 года в качестве
штурмана 812-го ИАП ( 265-й ИАД ). "Отсутствие" Капитана Попова в 3-м ИАК с
начала боевых действий корпуса ( 20.04.1943 года ), вероятно, объясняется
длительным лечением и решением медиками вопроса о допуске Попова к полётам
вообще. В этой же справке Елшакова сообщается: "В Октябре 1942 года контужен
при падении с крыла самолёта и до настоящего времени находится на излечении".
Вполне возможно, что вопрос стоял даже о списании с лётной работы в результате
полученной контузии, поскольку факт наличия этой контузии в дальнейшем Поповым
везде всячески скрывался. Во всех последующих документах, вплоть до самой его
гибели, многократно сообщается - "Контузий не имеет". Приказом 3-го ИАК от 2
Июня 1943 года Капитан И. Ф. Попов был назначен штурманом 812-го ИАП.
25 Сентября 812-го ИАП в составе 12 Як-9 и 9 Як-1 перелетел
почти к самой линии фронта в район Мелитополя. В эту субботу боевой порядок при
вылете составом 2-й эскадрильи был изменён. Ведущим ударной группы ( а значит и
всей эскадрильи ) стал вылетать Лейтенант Иван Фёдоров. В строю 2-й эскадрильи
летал и штурман полка Капитан Иван Попов. В составе 812-го ИАП он ещё не имел
боевого опыта, но "обладал отличной техникой пилотирования, был смелым и решительным
- и на земле и в воздухе. По возрасту он был старше нас, но не стеснялся учиться
тактике боя, стремился участвовать в каждом вылете, чтобы как можно быстрее
постичь опыт лучших воздушных бойцов. Он летал в ударной группе - возглавлял
второе звено", отзывался в своих мемуарах о будущем командире полка Герой
Советского Союза И. В. Фёдоров ( 37 личных побед ).
Прикрывая свои войска в районе Щербаковка, в 17 часов 15 минут
группа Лейтенанта Алексея Машенкина в составе 4 истребителей встретила 3 группы
бомбардировщиков Не-111 под прикрытием 4 Ме-109. В этом бою Капитан И. Ф. Попов
в 17 часов 40 минут на вираже сбил Ме-109, который, перейдя в пикирование, врезался
в землю восточнее посёлка Янчекрак. Однако в ходе этого же боя были подбиты Як-9
( борт № 39 ) самого Ивана Попова и Як-1 Младшего лейтенанта Петра Пескарёва.
Лётчики произвели вынужденные посадки при возвращении из района боя.
27 Сентября в районе Копани ударная группа в составе трёх Як-1
и одного Як-9 атаковала звено Ju-88. Сковывая боем вражеских истребителей прикрытия,
Капитан И. Ф. Попов в 13 часов 40 минут сбил Ме-109, который упал в 3 км восточнее
поселка Пришиб. Воздушный бой и место падения "Мессера" наблюдали пехотинцы, на
что начштаба 5-го Гвардейского артполка Еремченко и дал подтверждение.
К 1 Октября 1943 года штаб 265-й ИАД и 812-го ИАП перебазировались
на аэродром Харькове. В эту пятницу в 10 часов 53 минуты на взлёт пошла восьмёрка
истребителей 2-й эскадрильи в составе двух звеньев Як-1 и Як-9 с задачей перехватить группу
бомбардировщиков, замеченных в районе западнее Большой Токмак и прикрытия района
Показный - Ровное. "Указанный район прикрывался в период 11:00 - 11:50 на высоте
3000 - 1000 метров. В 11:25 с высоты 2500 метров сверху сзади с дистанции 50 - 40
метров Капитан И. Ф. Попов сбил 1 Ме-109, второй Ме-109 снижением вышел из под
атаки. Ме-109 упал в хуторе, что находится между между Михайловка и Ореховский.
Подтверждают все экипажи, наблюдавшие падение", отмечал в сводке штаб полка. Сбитый
истребитель противника стал 3-й личной победой Ивана Попова. Уничтожение этого
"Мессера" также зафиксировал начштаба 217-го Гвардейского артполка Майор Рубцов.
25 Октября в период с 16:25 по 17:35 лётчики 812-го ИАП провели
3 групповых воздушных боя. В 17:10 Капитан И. Ф. Попов и его ведомый Младший
лейтенант Пётр Пескарёв севернее Акимовки на высоте 1100 метров встретили большую
группу Ju-87. Немецкие лётчики, избавившись от бомб, попытались уйти пикированием.
Попов догнал отколовшийся от строя "Юнкерс" и двумя очередями сверху сзади с 50
метров сбил его, а Пескарёв на выходе из пикирования уничтожил ещё один Ju-87.
В наградном листе к приказу 8-й Воздушной Армии от 24.12.1943 года, по которому
штурман 812-го ИАП Капитан И. Ф. Попов награждён орденом Красного Знамени, записано:
"За время боевой работы на Южном и в составе
4-го Украинского фронтов тов. Попов произвел 30 успешных боевых вылетов. Участвовал
в 14 воздушных боях и сбил 4 самолёта противника, из них одного бомбардировщика.
На сбитые им самолёты имеются подтверждения от командования наземных войск. Тов.
Попов неоднократно ходил на штурмовку войск противника. 21 Октября 1943 года юго -
западнее Мелитополя с напарником атаковал батарею, которая вела огонь по нашим
наступающим войскам, огонь батареи был подавлен. Произвёл штурмовку жел. дор.
эшелона с автомашинами, склада с боеприпасами, где был нанесён большой урон противнику.
Тов. Попов, как штурман полка, свой боевой опыт в борьбе с немецким фашизмом
умело передаёт лётному составу, наглядно показывая в бою, как должны сталинские
соколы побеждать наглых фашистов и лётчики уверенно вступали в воздушный бой во
главе с тов. Поповым. Отличный лётчик, грамотный руководитель, в воздушных боях
отличился как смелый и решительный лётчик - истребитель".
Следующий Ме-109 был сбит Капитаном И. Ф. Поповым в понедельник
22 Ноября в районе восточнее Ново - Знаменка. Этот "Мессер" стал 5-м вражеским
самолётом на личном счету лётчика. В своём рапорте об этом бое Попов писал:
"Доношу, что 22.11.1943 по заданию командира полка, я группой в составе 4 самолётов
Як-1Б вылетел в район Верхний Рогачик прикрывать свои войска, и парами под облачностью
вёл охоту по уничтожению самолётов противника. В районе северо - восточной окраины
Верхний Рогачик заметил 2 Ме-109F на встречном курсе. На ракурсе 3/4 с последующим
заходом в хвост, дав две длинные очереди, сбил одного Ме-109F с бледно - голубым
коком ( время сбития 15:45 - 15:47 ), который упал в районе севернее 2-3 км. Ново -
Знаменка. Сведения может подтвердить мой ведомый Младший лейтенант Пескарёв и Старший
лейтенант Туманов".
Командир 812-го ИАП И. Ф. Попов. |
11 Января 1944 года командиром 812-го ИАП был назначен бывший
штурман этого полка, Капитан И. Ф. Попов. Его место на штурманской должности
занял Капитан Е. Е. Анкудинов, а 2-ю эскадрилью принял у него Старший лейтенант
И. В. Фёдоров.
14 Января в 12 часов 7 минут группа Як-1 во главе с новым командиром
полка Капитаном И. Ф. Поповым провела две штурмовки немецкого аэродрома Лепетиха
( пос. Ворошиловка ) с разницей по времени в 4 часа. В ходе двух штурмовых ударов
по аэродрому группы, возглавляемые Иваном Поповым, сбили в воздухе 7 Ме-109, а
также сожгли на земле 6 Hs-129 и 1 He-111. В эту пятницу отличился и сам Попов,
сбивший 2 Ме-109. В официальных документах полка события того дня отражены следующим
образом:
"Удар по аэродрому Лепетиха. Боевой порядок
был намечен в следующем составе: командир всей штурмующей группы - командир 812-го
ИАП Капитан И. Ф. Попов, он же возглавлял группу прикрытия, в которую входили
Лейтенант Туманов, Пескарёв, Младший лейтенант Зуев, Капитан Анкудинов и Лейтенант
Приходько ( должен был сфотографировать результаты штурмовки ).
Ударная группа № 1: командир группы Капитан Тарасов, ведомые:
Лейтенант Тихомиров, Шишкин, Разумович.
Ударная группа № 2: командир группы Старший лейтенант Тищенко,
ведомые Лейтенант Сереженко, Подымов, Сухоруков. Кроме того, от 291-го ИАП была
выделена группа в составе 6 самолётов для подавления огневых зенитных средств на
аэродроме противника, возглавлял ударную группу 291-го ИАП штурман полка Овчинников.
В 12 часов 7 минут группа в составе 14 самолётов произвела взлёт. Во время сбора
группы на петле у Капитана Тарасова сдал мотор, и он вынужден вместе со своим
ведомым Лейтенантом Тихомировым произвести вынужденную посадку на своём аэродроме.
Ведущий группы Капитан Попов вместе со всей группой вышел точно на аэродром в 12 часов
45 минут.
Во время подхода группы к аэродрому с аэродрома взлетели, видимо
по тревоге, истребители противника типа Ме-109. Капитан Попов подал команду: "Цель
подо мной, атакуйте сами". С целью вызвать на себя огонь зенитной артиллерии,
пошёл, не меняя курса по центру аэродрома. Ударная группа в составе 6 самолётов
и группа от 291-го ИАП пошла в атаку с северной и северо - западной окраины
аэродрома. Зенитки противника открыли огонь, главным образом по группе Попова.
Разрывы снарядов ложились двумя ярусами, первый ярус разрывов на высоте 2000
метров, второй на высоте 2500 метров. С взлетевшими Ме-109 прикрывающая группа
немедленно вступила в бой. В результате воздушного боя было сбито 4 Ме-109.
Штурмующая группа подожгла на земле 3 Hs-129. Наши истребители потерь не имели.
Результат штурмовки был сфотографирован Лейтенантом Приходько".
Всего же в результате двух ударов по аэродрому и в проведённых
за день воздушных боях пилотами полка было уничтожено 10 Ме-109, 6 Hs-129, 3
Ju-88 и 1 He-111.
В наградном листе к приказу 8-й Воздушной Армии от 29.04.1944 года,
по которому командир 812-го ИАП Майор И. Ф. Попов награждён орденом Александра
Невского, записано:
"После последнего награждения, работая
штурманом, а затем командиром полка произвёл 59 боевых вылетов, провёл 23
воздушных боя, в результате которых лично сбил 3 самолёта противника. Штурмовыми
действиями в районе Никополь уничтожил 11 автомашин, 5 повозок, до 25 солдат и
офицеров, взорвал 1 склад с боеприпасами. Тов. Попов молодой, энергичный командир
полка, за короткое время командования полком сумел сколотить лётный состав на
выполнение поставленных боевых задач. Умелыми и дерзкими налётами на аэродромы
и отступающие войска противника на левом берегу реки Днепр наносил сокрушительные
удары противнику. Так, например: 14.01.1944 года, будучи командиром штурмовой
группы, отлично подготовил и провел штурмовку вражеского аэродрома, что юго -
западнее посёлка им. Ворошилова. Двумя штурмовыми ударами группа Попова сбила в
воздухе 7 Ме-109 и подожгла на земле 6 Hs-129 и 1 He-111, не имея своих потерь.
Во время ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу реки Днепр
в период с 3 по 8.02.1944 года в плохих метеоусловиях, с раскисшего аэродрома
лётчики тов. Попова совершили 241 боевой вылет на штурмовку отступающих войск
противника, в результате чего уничтожено 3 самолёта, 254 автомашины, 84 повозки,
до 1000 солдат и офицеров, 2 ж. д. вагона, 9 спецмашин, 10 лодок, подавлено 4
батареи ЗА".
2 Марта 1944 года 23 самолёта 265-й авиационной дивизии в составе 16
Як-1, 2 Як-7 и 5 Як-9, под командованием командира 812-го ИАП Майора И. Ф. Попова
в период 11:10 - 12:00 нанесли удар по аэродрому Райзендорф. Ударную группу
прикрывал 402-й ИАП, ведущий - Майор А. Е. Рубахин. В этом вылете в группе
прикрытия летел и командир корпуса Генерал Е. Я. Савицкий и заместитель командира
дивизии Подполковник Преображенский. Для подавления зенитной артиллерии было
выделено 6 самолётов Як-9Т - ведущий Лейтенант Ш. М. Абдрашитов. Группа выполняла
полет к цели на высоте 2500 метров, снизившись в районе аэродрома до высоты 1500
метров. В это время на взлётную полосу аэродрома выруливал транспортный самолёт,
а чуть дальше два Ме-109 из II/JG 52 заканчивали разбег и уже оторвались от земли.
Иван Фёдоров позже вспоминал:
"2 Марта по решению командира 3-го авиакорпуса
Генерала Е. Я. Савицкого в небо поднялась армада "Яков" - целых два полка ! nbsp;
Ведущим группы был назначен Майор И. Ф. Попов. К цели шли на высоте 2500 метров,
выше тонкой разорванной облачности, оставляя Джанкой слева. Затем вышли под облака.
- Цель впереди по курсу, снижение, - услышали мы голос Попова.
Я шёл недалеко от него и видел, как уверенно вывел Майор группу на
аэродром противника.
- Атакуем ! - скомандовал Попов и ввёл самолёт в пикирование.
На аэродроме было много самолётов. На взлётную полосу как раз выруливал громадный
транспортник, а прямо по курсу взлетели два Мессершмитта".
По докладам лётчиков и по проведённым контрольным полётам было
установлено: 11 сожжённых самолётов на земле и 4 самолёта сбито в воздухе. Группа
вернулась без потерь. Причём все 4 самолёта были сбиты пилотами 812-го и 9 из 11
на земле сожгли они же. В этом вылете отличился ведущий группы, командир 812-го
ИАП Майор И. Ф. Попов, расстрелявший из пушки своего Як-1 ( борт. № 20 ) взлетевший
Ju-87, после чего в ходе штурмовки стоянок он сжёг ещё один Ju-87 и Не-111.
- "Дракон", я - "Семьдесят пятый", задание выполнил, разрешите
следовать на пункт сбора - это Попов докладывает Савицкому. Смотрю на аэродром,
горит буйным пламенем. Славно поработали !" - так описывал в своей книге "В небе
оставили след" ситуацию над аэродромом участник этого рейда И. В. Федоров.
В наградном листе Майора И. Ф. Попова, по которому он был награждён
орденом Отечественной войны 1-й степени, в Приказе штаба 4-го Украинского фронта
от 25.05.1944 года говорилось:
"При подходе к аэродрому, на нём было замечено
до 60 самолётов противника разных типов, из них лишь взлетали 4 Ме-109 и 6 Ju-87.
Попов заметил на посадочной площадке кончающую пробег "Савойю", он отдал команду
атаковать аэродром, сам с первой атаки поджёг "Савойю" [
В данном случае в штаб дивизии пошла не уточнённая информация. Фактически подожжён
был Не-111 - Примечание Редакции ], и на выходе из атаки сбил Ju-87... Лётчики,
под командованием товарища Попова, действуя дерзко и умело в воздухе и на земле,
уничтожили 8 [ По уточнённым данным 9 - Примечание Редакции ]
вражеских самолётов, не имея своих потерь. Интенсивным зенитным огнём был подбит
самолёт Попова. Напрягая все силы, товарищ Попов благополучно дотянул самолёт до
своего аэродрома".
Перед вылетом на задание... |
7 Апреля во второй половине дня 265-я ИАД нанесла штурмовой удар
по аэродрому Ички, месту базирования пикировщиков оберст - лейтенанта Ханса-Карла
Штеппа ( Obstlt Hans-Karl Stepp ), командира знаменитой эскадры пикировщиков SG 2
"Иммельман". Пилоты 812-го ИАП достигли полной внезапности - зенитки противника
не успели, а затем просто не смогли открыть огонь. Подход к цели был выполнен
над морем на "бреющем" вдоль Арабатской стрелки. В результате налёта лётчики
полка сожгли на земле 4 Ju-87 и разбили 5 FW-190. В штурмовке отличились: И. Попов,
П. Тарасов, И. Фёдоров, П. Пескарев, Ю. Куреев, И. Стрюк, А. Кузнецов.
"В налёте впервые участвовали недавно прибывшие в полк молодые
лётчики... Наш полк возвратился с задания без потерь. Мы смотрели на молодых
лётчиков, у которых от возбуждения горели глаза, и радовались пришедшему к нам
пополнению. В тот же день позвонил Савицкий. Майор Попов доложил, что молодёжь
вела себя достойно, и в голосе командира корпуса послышались радостные нотки",
- вспоминал об этом дне И. В. Фёдоров.
8 Апреля в период 18:00 - 19:17 группа 812-го ИАП в составе 12
самолётов под командованием Майора И. Ф. Попова и 14 самолётов 402-го ИАП под
командованием Майора А. Е. Рубахина нанесли повторный удар по аэродрому Ички.
На этот раз было уничтожено 12 Ju-87, И. В. Фёдоровым был сбит также один FW-190
в воздушном бою над аэродромом.
Из сводки за понедельник 10 Апреля 1944 года:
"В 16 часов 9 минут 8 Як-9 и 2 Як-1,
командир группы Майор И. Ф. Попов, вылетели на штурмовку аэродрома Райзендорф.
При подходе к аэродрому на высоте 3000 метров группа Попова встретила 6 Ju-87
под прикрытием FW-190 и вступила с ними в бой. После нескольких атак, произведённых
группой Попова, бомбардировщики сбросили бомбы на маршруте, не дойдя до цели,
и поспешно начали уходить на свою территорию. В результате боя группой Попова
сбито 3 FW-190 и 1 Ju-87. Своих потерь нет".
В это же время 12 Як-9 из состава 291-го ИАП вылетели на
блокировку аэродрома Райзендорф. Вступив в бой, Иван Попов, имея преимущество
над противником в высоте, атаковал группу прикрытия FW-190 и дал возможность
группе Овчинникова ( 291-го ИАП ) атаковать бомбардировщиков Ju-87. В результате
боя лётчики 291-го ИАП сбили 4 Ju-87. В этом вылете отличился командир группы
Майор И. Ф. Попов, он сбил в районе Джанкой истребитель FW-190 и уничтожил
пикировщик Ju-87, ставшие его соответственно 10-й и 11-й личными победами. На
обратном маршруте наши лётчики отбили две атаки истребителей противника, пытавшихся
атаковать наши бомбардировщики и штурмовики по пути на свои аэродромы.
19 Апреля "Яки" 812-го полка нанесли очередной штурмовой удар,
но теперь уже по вражескрму аэродрому "6-я верста". Штурмовке предшествовал
зрелищный для наземных войск воздушный бой, разыгравшийся над мысом Фиолент в 16 часов
30 минут. Гвардейцы 6-й танковой бригады с восхищением наблюдали, как сначала в
16:35 море вспенил горящий Ме-109, сбитый командиром полка Майором И. Ф. Поповым,
а через 5 минут за ним последовал, беспорядочно кувыркаясь, FW-190, ставший жертвой
Лейтенанта Сергея Василевского. Результатом же непосредственно штурмовки аэродрома
"6-я верста", состоявшейся в период 18:30 - 19:30, стали 5 факелов из горящих на
земле самолётов противника, уничтоженных Иваном Фёдоровым ( 2 Ju-87 ), Иваном
Поповым ( Ju-52 ), Павлом Тарасовым ( Ju-52 ), Иваном Стрюк (Ju-52 ).
21 Апреля Майор И. Ф. Попов на глазах у пехотинцев 14-го
истребительно - противотанкового полка сбил истребитель FW-190 в районе
восточнее Херсонес, ставший его 15-й личной победой.
24 Апреля штурмовому удару подвергся вражеский аэродром Херсонес.
Группа истребителей 402-го и 812-го ИАП под общим командованием командира дивизии
Полковника А. А. Корягина вышла в район цели. Командир полка Майор И. Ф. Попов
своим примером показывал, как надо бить врага, сбив в этот день 2 FW-190 на глазах
у пехотинцев 30-го Гвардейского миномётного полка и расстреляв в ходе штурмовки
аэродрома четырёхмоторный FW-200.
В полдень 5 Мая в районе мыс Херсонес Майор И. Ф. Попов одержал
свою 18-ю победу, на этот раз его жертвой стал Ме-109. Воздушный бой наблюдал
168-й Гвардейский лёгкий артполк, штаб которого и дал подтверждение на сбитого.
В оперативной сводке 812-го ИАП отмечалось:
"10 Як-9 и 2 Як-1, две девятки Б-3
[ Так часто в советских документах назывались бомбардировщики
"Бостон MkIII", полученные от англичан - Примечание Редакции ] действовали
по южному берегу Северной бухты с высот: первая девятка - с 4500 метров, вторая
- с 3200 метров. В 12 часов 28 минут на высоте 3200 метров на обратном маршруте
Б-3 пытались атаковать 2 FW-190 и Ме-109. Отражая атаку истребителей противника
на вираже, Майор И. Ф. Попов сбил 1 Ме-109, самолёт противника с выпущенными
шасси упал у берега в районе Херсонеса. В 12 часов 32 минуты 2 FW-190 атаковали
с большой дистанции Б-3. Атака FW-190 была отбита Фёдоровым и Поповым. FW-190 и
Ме-109 неоднократно пытались атаковать, но все атаки были отбиты своевременно.
С порта были обстреляны сильным огнём ЗА. Расход боекомплекта: ОКБ16 - 18, ШВАК
- 120, БС - 215".
В наградном листе к приказу Штаба 4-го Украинского фронта от
25.05.1944 года, по которому командир 812-го ИАП Майор И. Ф. Попов награждён
орденом Отечественной войны 1-й степени, записано:
"Тов. Попов прошёл суровую школу войны, в
жестоких боях с фашистскими пиратами закалил свою волю, в совершенстве овладел
лётным искусством, стал подлинным советским асом. Прекрасный командир - организатор,
отличный боец, вырос до командира полка. Тов. Попов совершил 113 боевых вылетов
с общим налётом 103 часа. Успешно провёл 46 одиночных и групповых воздушных боёв
с истребителями и бомбардировщиками противника, сбив при этом 19 самолётов
противника в воздухе. Тов. Попов является лучшим мастером штурмовок в дивизии,
34 раза водил группы на штурмовку вражеских аэродромов и живой силы противника.
Много раз водил группы в бой на отражение бомбардировщиков противника. 24 Апреля
1944 года при штурмовке аэродрома Херсонес тов. Попов, ведя бой с двумя группами -
4 Ме-109 и 6 FW-190, последняя находилась с принижением, сумел взять инициативу
в свои руки, сбив 2 FW-190. Внезапный и дерзкий маневр, чёткие команды по радио,
личный пример - вот, что приносит победы группам, водимым тов. Поповым. Прикрытие
наземных войск, свободная охота, сопровождение бомбардировщиков - все задания
группа Попова выполняет отлично".
Летом 1944 года лётный состав 812-го ИАП вместе со своим командиром
попал на страницы журнала "Огонёк", что само по себе также говорило о значительных
боевых заслугах, оценённых на самом "верху". В то время советская пропагандистская
машина сбоев не давала.
12 Мая 1944 года командир 265-й истребительной авиационной
Мелитопольской дивизии Полковник А. А. Корягин подписал и отправил по команде
представление к званию Героя Советского Союза на Майора И. Ф. Попова. Уже через
два дня, 15 Мая, командир З-го истребительного авиационного Никопольского корпуса
Генерал - Лейтенант авиации Е. Я. Савицкий поставил свою подпись в графе "Заключение
командира корпуса" с резолюцией: "Достоин Высшей Правительственной награды присвоения
звания Герой Советского Союза".
Следующим в представлении обязано было появиться Заключение
Военного Совета Армии ( положительное или отрицательное ), подписанное Командующим
8-й Воздушной Армией Генерал - Полковником Т. Хрюкиным.
Но дальше произошло то, что называется "спуском на тормозах".
Вместо Заключения появилась лишь безымянная запись, сделанная карандашом: "Отеч. Войну
1-й ст." без какой - либо подписи вообще, хотя место для подписи было предусмотрено
и даже заранее впечатана фамилия ( Хрюкин ) того, кто должен был подписывать Заключение.
Героем Советского Союза Иван Попов не стал. Звезду Героя тогда ему "заменили" на орден
Отечественой войны 1-й степени. Как бы там ни было, но в ознаменовании успехов
812-го истребительного авиационного полка Приказом Верховного Главнокомандующего
№ 136 от 14 Мая 1944 года ему было присвоено почётное наименование "Севастопольский".
| ( "Командир 812-го истребительного авиаполка" ) | |
|