После Липецких курсов Василий получил назначение в группу лётчиков
- инспекторов, но и месяца не прошло - началась война. Василия она застала в
командировке в Таллине, где он инспектировал военные представительства зарождающейся
в Прибалтике авиационной промышленности.
Управление боевой подготовкой ВВС, при которой находилась
инспекторская группа, перешла на круглосуточную работу. Большинство времени
инспектора находились в местах, где базировались запасные авиационные бригады и
полки. Там формировались боевые части, доукомплектовывались уже повоевавшие, а
также готовились к боям молодые лётчики, ещё не имевшие боевого опыта. Инспектора,
блестяще владея техникой пилотирования на всех типах самолётов, проверяли прежде
всего подготовку руководства состава частей; когда оставалось время - натаскивали
к воздушным боям и молодых пилотов. Закончат работу в одной бригаде, подведут
итоги - и на новое место.
Т. Фрунзе, С. Микоян, В. Ярославский ( слева направо ), ещё курсанты. |
...Красный Кут. Небольшой посёлок за Волгой, куда с началом
войны перевели Качинскую военную школу пилотов. В начале Августа 1941 года сюда
приехал Володя Микоян - ему только исполнилось 17 лет. Там же, неподалёку, в 8-м
запасном авиаполку доучивались Тимур Фрунзе, Степан Микоян и Владимир Ярославский.
Ребят часто навещал Василий. Он демонстрировал им высший пилотаж на "ишачке",
сетовал, что вот никак не доберётся до нового истребителя. Принятые на вооружение
в 1940 - 1941 годах Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 уже начали поступать в полки, но этих
боевых машин пока ещё недоставало.
С нетерпением ждали, когда начнутся полёты на новых истребителях
и однокашники Василия Сталина по Академии. Закончив 1-й курс, они проходили
стажировку на Черноморском флоте, где война и застала их. В тот же день, с трудом
достав билеты через военного коменданта, группа стажёров выехала в Москву. В
Академии уже было распоряжение ускорить их подготовку - завершить всю программу
за 8 месяцев. Но о продолжении учёбы никому не хотелось и думать, - все настойчиво
строчили рапорта об отправке на фронт. Назначение же получали далеко не многие.
Но некоторым повезло.
Генерал Полковник авиации Ф. И. Шинкаренко вспоминал, какой
переполох однажды поднялся в Академии вскоре после той стажировки, когда дежурный
услышал по телефону, что слушателя Шинкаренко срочно вызывает к 9 часам в штаб
ВВС сам Сталин...
Ф. Шинкаренко |
Вскоре Фёдор Иванович был в многолюдной приёмной начальника
Управления ВВС П. Ф. Жигарева. Тот без долгих вступлений предложил ему принять
командование формируемым в Орле 42-м истребительным авиаполком. Участник Советско
- Финляндской войны 1939 - 1940 годов Герой Советского Союза Фёдор Иванович
Шинкаренко без долгих раздумий согласился, но осмотрительно спросил: "А люди,
товарищ Генерал ? Кто составит костяк полка ?"
Жигарев кивнул в сторону окна, где стоял Василий Сталин.
- Вот один. Знаком надеюсь ? Остальных надо подбирать.
Срок на формирование - месяц !
Теперь Шинкаренко понял, кто поднял переполох в Академии телефонным
звонком, и тут же приступил к делу. За полдня был подобран весь руководящий состав
полка, заместителем которого стал участник боёв с японцами в районе озера Хасан
Георгий Васильевич Зимин ( будущий Герой Советского Союза, Маршал авиации ).
Василий Сталин был назначен на должность командира эскадрильи.
Но перед отправкой в Орёл Г. В. Зимина вызвали в штаб Управления,
где от Генерала Жигарева он получил строгий и наказ:
- Пропустишь Василия за линию фронта - головой ответишь !..
Г. В. Зимин |
Василий об этом разговоре конечно не знал - он настойчиво
звонил куда - то, добивался транспорта, чтобы к утру отправить лётчиков на
аэродром, просил связаться и с аэродромом в Орле. В тот день он успел съездить
с Шинкаренко и на дачу, в Кунцево.
- Захватим Светлану. Она просила отвезти её в Кремль - с отцом
попрощаться. Эвакуируют девку ! - пояснил он теперь уже не однокурснику по
Академии, а командиру полка.
Только Фёдор Иванович, вполне понимая Василия, как лётчик,
невольно подумал о своём: "А всё же лучше бы иметь в составе полка другого
комэска. От греха подальше..."
* * *
Полевой аэродром под Орлом встретил транспортный Си-47 с группой
лётчиков Шинкаренко обычной для тех дней обстановкой: повсюду клубились дымы -
горели боевые самолёты, а вокруг метались люди: они ликвидировали последствия
налёта авиации противника. Словом, Орёл, как бы нынче сказали, был горячей
точкой среди огромного пожара Великой войны, и Фёдор Шинкаренко понял это с
первых минут знакомства с аэродромом.
Положение формируемого им полка осложнялось ещё и тем, что на
три эскадрильи выделили пока всего лишь 5 боевых машин - МиГ-3. Ими предполагалось
вооружить две эскадрильи, а третью - Василия Сталина - посадить на истребители
Як-1, которые надлежало ещё дождаться, если их отправят железной дорогой, или
же самим перегонять на аэродром прямо с завода.
Только вот время - то не ждало. Командующий ВВС Орловского
военного округа уже в день прибытия поставил Шинкаренко задачу: формирование
полка совместить с боевой работой - прикрывать железнодорожные узлы Орла и
Брянска, бороться с воздушной разведкой противника и самим вести разведку в
интересах наземных войск.
В полк прибывали качинцы - Фёдор Иванович знал, на кого можно
рассчитывать: лётчики - инструкторы Николай Власов, Борис Морозов, Евгений
Судробин, Валентин Лобанов - все были хорошо знакомы ещё по Каче и Василию.
Когда же случайно он встретил на аэродроме ещё одного приятеля, Александра
Котова, радости его, казалось не будет конца. Несмотря на то, что Котов
числился в другом полку, через пару дней он был введён в штатное расписание
уже 42-го ИАП.
А ещё через несколько дней качинцы уже перегоняли с подмосковного
аэродрома под Орёл полтора десятка только что собранных на заводе "МиГов". А ещё
через несколько дней Орёл был захвачен противником. ТАСС бодро сообщало, мол,
советские войска взяли в плен 2 мотоцикла и сдали город Орёл...
По данным разведки на оставленном нами аэродроме под Орлом,
немцы сосредоточили до 100 самолётов. Было решено нанести по ним удар силами
двух авиаполков - 42-го истребительного и 74-го штурмового. Но это только звучало
так - "полков". На самом же деле у штурмовиков было всего лишь 6 исправных "Илов",
а у истребителей - 12 "МиГов". И всё же, на рассвете, они вылетели на задание.
Противника наша группа застала врасплох. Четыре "Мессера" начали
было взлетать, но набрать высоту не успели: Борис Морозов и Николай Власов подожгли
одну пару, вторую уничтожили штурмовики. После этого немцы взлетать уже и не
пытались. Наши машины начали спокойно штурмовать стоянки, на которых оказалось
не 100, а около 200 вражеских самолётов !
Неожиданно в воздухе появились 5 транспортных "Юнкерсов". Наши
пилоты "завалили" и их. В результате налёта было уничтожено около 70 самолётов
противника: 60 на земле и 9 в воздухе ! И это лишь за один боевой вылет.
А как работала эскадрилья "Яков", их комэск Сталин ? В те
дни лишь несколько человек летали на задания: новые машины Як-1 поступали в полк
в разобранном виде. Их собирали, облётывали, опробовали оружие. А тут ещё
неувязка: пилотов, которые раньше не летали на "Яке", следовало потренировать
на таком же самолёте, но со спаренным управлением, а спарки в полку не было.
Василию, конечно, не терпелось освоить Як-1. И наконец он решился... Рассказывает
Фёдор Иванович Шинкаренко:
"Однажды утром, работая в штабе, я услышал
гул мотора. Погода была облачная, заявок на боевые вылеты не планировалось. "Кто
же это самовольничает ?" - встревожился я. Подошёл к окну и вижу "Як", выруливающий
на взлётную полосу. Звоню на стоянкую. Докладывают: "Командир эскадрильи решил
выполнить тренировочный полёт". Только этого ещё нам не хватало ! Без единого
провозного - и сразу самостоятельный ?.."
Истребитель Як-1. На такой машине летал Василий Сталин.
Тот полёт заставил крепко поволноваться командира и комиссара
полка. И любого - то пилота не всякий отважится выпустить на новой машине без
предварительной подготовки, без провозных, а тут - сын Сталина...
Василий взлетел уверенно. Набрал высоту до нижней кромки облаков,
выполнил, как принято, круг - маршрут с 4-мя разворотами в районе аэродрома - и
запросил по радио: "Я - Сокол. Разрешите позадку".
Скорость на Як-1, как в воздухе, так и посадочная, были значительно
больше, чем на "ишачке". Лётчик сообразил, что будет перелёт, и принял верное
решение - уйти на второй круг, чтобы не промазать и приземлить машину в безопасных
пределах лётного поля. Но только с 3-го захода колёса "Яка" коснулись земли.
Василий справился с посадкой, хотя пробег самолёта оказался больше рассчитанного.
Многие на аэродроме тогда видели, как истребитель вырвался за посадочную полосу,
а затем стремительно понёсся на линию железной дороги...
Кто - то сказал, что у пьяных и влюблённых есть свой ангел -
хранитель. Василий был трезв. Но то, что произошло дальше, другому хватило бы
на полжизни - вспоминать да рассказывать в ярких красках. А вышло вот что.
Самолёт на большой скорости ударился о железнодорожное полотно, вздыбился,
перескочил через рельсы, чудом не зацепив их колёсами шасси, и остановился в
нескольких метрах от глубокого оврага...
Конечно, Фёдор Иванович отчитал тогда Василия, пытался его
образумить. Но тот лишь беспечно отмахнулся, мол, что шуметь: машина - то цела.
А потом откровенно заявил: "Надоело сидеть, когда другие летают. Я всё - таки
комэск. Сколько, в конце концов, ту спарку ждать !.." И тут Василий вдруг
предложил: "Фёдор, отпусти в Москву. Даю слово: будет у нас спарка !"
Шинкаренко согласился. Но едва комэск улетел пробивать "Як" с
двойным управлением, он вызвал комиссара Лысенко и завёл разговор о том, как
бы половчее избавиться от бесшабашного пилота.
- С таким командиром эскадрильи, чего доброго, под трибунал
угодишь, - высказал тревогу Шинкаренко, и комиссар согласился:
- Да, придётся докладывать члену Военного совета. Иного выхода
я не вижу.
Так и сделали. Тот в свою очередь передал соображения начальнику
Политуправления Красной Армии Л. З. Мехлису. А уж Лев Захарович знал, что делать.
Когда Василий вернулся в полк, пригнав обещанную "спарку", и доложил Шинкаренко
о своём назначении в инспекцию ВВС, да не просто лётчиком, а начальником инспекции,
все поняли - работа Льва Захаровича.
Сколько таких "захарычей" будет ещё увиваться вокруг Василия,
сына Сталина, холуйничать, лебезить, выбивая себе чины, награды, воинские звания,
и с какой лёгкостью вся эта придворная свита отвернётся от него при первой же
возможности, да что отвернётся - предаст !...
| ( С. В. Грибанов - "Заложники времени" ) | |
|