Василий с лётчиками - инспекторами. |
В горячие Октябрьские дни 1941 года начальника инспекции ВВС
Василия Сталина, старшего лётчика - инспектора Бориса Смирнова, начальника
управления боевой подготовки Генерала Никитина, его первого заместителя Волкова
и заместителя по политчасти Генерала Одновола вызвали в Наркомат внутренних дел.
Шутка ли сказать - вызвали на Лубянку !
Уже в первом часу ночи, в двух зашторенных машинах, их привезли
к зданию на площади Дзержинского. Минуя длинный коридор, они вскоре вошли в просторный
кобинет известного всем дома. За письменным столом сидел человек и просматривал
какие - то документы. Не отрываясь от них и даже не взглянув на вошедших, жестом
он пригласил их сесть. Это был Берия.
Наконец он оторвался от бумаг. Воспалённые глаза его смотрели на
присутствующих как - то зло, не мигая. Ничего располагающего в нём не было. Берия
потребовал данные о количестве отправленных самолётов на фронт за последние два
дня. Все очень волновались, но Генерал Никитин удивительно спокойно, словно
находясь в своём кабинете, принялся докладывать по памяти требуемые сведения.
В ответ неожиданно полетели упрёки, выражения в грубой форме, затем последовало
требование выделить из числа присутствющих одного человека для принятия мер к
увеличению выпуска самолётов на Саратовском авиационном заводе. Известно, ни
управление боевой подготовки, ни лётчики - инспекторы к авиационной промышленности,
выпуску боевых машин отношения не имели. Однако все знали: в доме на Лубянке
возражения исключались.
Из всех присутствующих невозмутимо, с некоторым даже вызовом держал
себя один Василий: он сидел в сторонке на широком, низком диване, закинув ногу на
ногу, и курил.
В итоге Берия распорядился так: Василий Сталин едет на авиационный
завод в Куйбышев, а Борис Смирнов - в Саратов.
Борис Александрович Смирнов, участник боёв в Испании и на Халкин
- Голе, Герой Советского Союза, прибыв на завод убедился: "выжимать" там было
нечего. И тогда на авиационном заводе в Саратове придумали бюрократический ход,
чтобы как - то обозначить, принятые меры к увеличению выпуска самолётов. Там, на
аэродроме, скопились боевые машины, по каким - то причинам ещё не доставленные в
части. Их стали просто прибавлять за "выжатое"...
А Василий Сталин распоряжение Берии выполнил ещё проще. Едва всей
группой с Генералом Никитиным они вышли из кабинета наркома на Лубянке, он по -
солдатски прямо тут же и разрядился: "Пошёл ты, Лаврентий, на..." - и оставил
разрешать проблему выпуски самолётов директору завода и его рабочим.
Через пару дней, на одном из подмосковных аэродромов, Василий
уже проверял на друзьях свои инструкторские способности - выпускал их в первый
полёт на новом самолёте.
Степан Микоян |
Закончив лётную школу с Лейтенантскими кубарями на петлицах,
молодые парни Тимур Фрунзе и Степан Микоян прибыли в 16-й истребительный авиаполк.
На аэродроме их вскоре и отыскал Василий Сталин. Он уже летал на самых современных
истребителях, и по праву инспектора - лётчика Главного Управления ВВС, предложил:
"Стёпка, Тимур, хотите на Як-1 выпущу ?"
Настоящего пилота перейти на новую машину уговаривать не требуется.
И вот Василий, выполнив с каждым из них по 2 полёта на спарке, принял решение:
- Хватит небо утюжить ! Полетите сами ?..
Тимур и Степан переглянулись: метода Капитана Сталина даже им -
по молодости лет достаточно бесшабашным пилотам - показалась весьма отважной.
Сомнений однако ни тот, ни другой не выразили, и на следующий день оба вылетели
на истребителе Як-1 самостоятельно. После вылета оба получили направление в 8-й
запасной авиаполк.
- Ну, а теперь в запасной полк. Доучивайтесь - и на фронт ! - уже
более благоразумно распорядился Василий. Вместе с Тимуром и Степаном он сел в
"Дуглас", вырулил на полосу, взлетел и взял курс на Саратов...
* * *
Из Саратова Василий, Степан и Тимур вылетели в Куйбышев. Там, в
особнячке на улице Пионерской, жили эвакуированные сестра Василия Светлана, жена
брата Якова Юлия с дочкой, Анна Сергеевна с двумя сыновьями, бабушка Василия и
его жена Галина. Едва Василий переступил порог дома, его встретил охранник и
поздравил с рождением сына...
Степан Микоян, 1941 год. |
Степан с Тимуром вскоре отправились в Багай - Барановку - доучиваться
в запасном полку. Однако программа, как это у нас часто бывает, была составлена
фиктивно - ни Тимур, ни Степан, ни другие лётчики её так и не закончили. В полку
недоставало горючего. Так что вскоре все - на радость всем ! - получили назначения
в действующие полки и разлетелись. Степан попал в 11-й ИАП, Тимур - в 161-й.
По - разному сложились фронтовые судьбы "крестных" Василия.
Степан служил в войсках ПВО, защищал Москву. Но... 16 Января 1942 года он был
сбит. И сделал это не лютый враг, а свой же краснозвёздый истребитель в районе
Истры. Перепутал сокол ясный силуэт боевой машины - решил, что "Мессер" летит,
зашёл в хвост, как учили, ну и ахнул из всего бортового оружия. Степан даже
растеряться не успел. Видно, неслучайно до сих пор жива в народе не слишком
весёлая шутка: "Бей своих, чтобы чужие боялись..."
После этого вылета, Степан Микоян полгода вынужден был отлежать
в госпитале. Потом он снова начнёт летать, окажется вместе с Василием Сталиным в
одном полку, Будет защищать Сталинград. Пройдя всю войну, он станет известным
лётчиком - истребителем, Генералом...
Тимур Фрунзе |
Судьба же Тимура Фрунзе оказалась трагической. Боевую работу он
начал 10 Января 1942 года. Летал на прикрытие своего аэродрома и наземных войск.
Провёл 3 воздушных боя. А 19 Января, на 9-м боевом вылете, погиб в воздушном бою
с превосходящими силами противника. Посмертно ему было присвоено звание Героя
Советского Союза...
* * *
В начале 1942 года группу инспекторов управления боевой подготовки
ВВС пополнили лётчики, которых Василий собирал в полк Шинкаренко ещё в первые
месяцы войны. Среди них оказался и Борис Морозов, и Николай Власов. Перетянул -
таки к себе своих качинских наставников !
Борис Морозов, 1941 год. |
Инспекторские обязанности пилотов были в те дни весьма разнообразны.
Борис Арсентьевич Морозов рассказывал, как на У-2 искал даже запасные аэродромы
для наших отступающих частей. Приземляться порой приходилось на каких - то полянках,
потом определять пригодность района для дислокации полка, а это значит предусмотреть
всё - от взлётной полосы и штабного помещения до питьевой воды личному составу...
Около 20 полевых аэродромов подобрали тогда для ВВС Воронежского фронта лётчик -
инспектор Морозов с штурманом Алехновичем.
...На заснеженные поля России уже наступала весна. Ожила и ближайшая
дача Сталина в Зубалово. С Василием сюда нередко приезжали популярные в те годы
артисты, композиторы, поэты. Бывали Константин Симонов, Алексей Сурков, Никита
Богословский, Людмила Целиковская, Валентина Серова... А пилоты, боевые друзья
Василия, считались здесь вообще своими людьми.
Светлана, сестра Василия, не разделяла застолий пилотской братвы.
Спустя годы она назовёт эти встречи простыми пьянками. Ну, это как посмотреть...
А для них тогда это была почти научная лётно - методическая конференция.
Вот, скажем, идея создания боевого коллектива из наиболее опытных,
одарённых бойцов - наподобие формирований немецкой группы берлинской школы снайперов
- решались не только в тиши генштабовских кабинетов, но и в Зубалово. На некоторых
наших истребителях стояли малоэффективные пулемёты обычного калибра, на других -
пушки и ракеты. Долго ли убедиться в бою - от чего проку больше ? Но попробуй
- ка пробей потом своё предложение ! Василий многие такие практические вопросы
решал легко и просто.
Под Харьковом весной - начале лета 1942 года в тяжелейших условиях
сражался истребительный полк, который навсегда войдёт в боевую биографию и судьбу
лётчика Сталина. Немцы уверенно наседали. Измотанный, обескровленный, тот полк
едва держался. И тогда один из "качинцев", Старший лейтенант Александр Котов,
предложил обратиться к начальнику инспекции ВВС: "Вася ! Помоги. Нам ракеты
позарез нужны. Бьют будь здоров !" И всё тут же было решено. Один лишь телефонный
звонок...
Той же давней весной 1942 года на даче в Зубалово родилась ещё
одна, прямо скажем, шальная идея. Впрочем, не такая уж шальная... Как известно,
ещё в Ноябре 1941 года на одном из подмосковных аэродромов готовилась к пролёту
над Красной площадью во время военного парада пилотажная группа 120-го истребительного
авиаполка. Она должна была пройти пятёркой. Ведущим - командующий ВВС Московского
военного округа Сбытов, за ним - командир полка Писанко, лётчики Томилин, Шевчук
и Глебов. Из - за плохой погоды этот полёт не состоялся.
И вот, уже весной 1942 года, Василий Сталин решил довести эту
идею до конца. Ведущим группы должен быть Василий. В левом пеленге за ним -
Николай Власов и Борис Морозов. В правом - Павел Коробков и Евгений Антонов.
Группа быстро слеталась. "Яки" покрасили в красный цвет. Над Мовзолеем пролёт
предполагался на высоте 100 метров, но... и этот полёт сорвался - погодя опять
подкачала...
Василий вообще любил рискованный пилотаж. Раз на трофейном
"Зибеле", по свидетельству Морозова, такое накрутил, что стабилизатор на пассажирском
самолётишке перекосило, а дверцу его после посадки и открыть было невозможно -
так деформировалась. Или вот на Ли-2 летели как - то из Тбилиси с Эстери
Орджоникидзе. Её Василий предупредительно посадил в кабину рядом с собой, ну и
отвёл душу ! Пикирования, горки, невесомость... Долго потом вспоминали
тот полёт "сокола", после которого на машине все гайки пришлось подтягивать.
"Сокол" - это был позывной Василия для радиообмена в полёте.
В те достопамятные времена лётчиков всех именовали соколами. Точнее говорили так:
"сталинский сокол !" - и звучало это динамично, с вызовом. Потому то, наверное,
и взял себе такой позывной Василий Сталин...
* * *
...Конец Августа 1942 года. Сталинград объявлен на осадном
положении... Город горел. Авиация противника господствовала в воздухе. Именно
в эти дни на одном из подмосковных аэродромов на очередное переформирование
собрались пилоты 434-го истребительного авиаполка. Они прилетели сюда из - под
Сталинграда - опытнейшие воздушные бойцы, которых собрал Василий Сталин ещё в
Мае 1942 года.
Полком командовал Герой Советского Союза 23-летний Майор Иван
Иванович Клещёв. Однако, находясь в непосредственном подчинении инспекции ВВС,
руководство 434-м ИАП сначала осуществлял заместитель начальника инспекции
Подполковник Пруцков, а с 13 Июля 1942 года - Василий Сталин.
В центре: командир 434-го ИАП Иван Клещёв. Справа от него: Василий Сталин - обнял боевого товарища Сашу Котова. 1942 год.
Как же работал этот один из сильнейших наших авиаполков под
Сталинградом ? По - разному. Скажем, с 1 Июня по 7 Июля 1942 года полком
сбито 35 самолётов противника. Много это или мало - за месяц боевой работы ?
Ну вот, для сравнения, один вылет под Орлом группы самолётов во главе с Георгием
Зиминым - он принёс в счёт 42-му полку сразу 70 уничтоженных вражеских машин.
Рентабельность любого хозяйства, как известно, определяется и
по его затратам. На 35 сбитых машин противника было выпущено 180 реактивных
снарядов, 7000 пушечных снарядов и 51 750 пулемётных патронов или: 5 РС, 200
снарядов и 1478 патронов на один самолёт...
Или вот, ещё пример, - для сравнения. 26 Июля 1943 года лётчикам
полка был дан приказ прикрывать переправы в районе Калача. И за день полк
насбивал, как за весь предыдущий месяц - 34 самолёта противника. Бывало и так !
А что же инспекция ? Там знали о положении под Сталинградом,
могли сообщить, что за три сентябрьских дня лётчики 434-го ИАП уничтожили в
воздушных боях 44 самолёта противника. Какой ценой ? Да всё той же -
массового героизма. У нас ведь всё было массовое - ансамбль массовой песни и
пляски, массовый кросс, массовый заплыв, массовая инициатива или инициатива
масс. Ну и - массовый героизм. По этому поводу есть масса дессертаций, даже
труд бывшего заместителя начальника ГлавПУРа, ныне весьма известного ниспровергателя
прежних исторических и политических догм. У нас масса городов - героев. Поди,
и страна у нас - Герой Советского Союза ?..
Клавдия Блинова, 1942 г. |
Архивные документы 434-го авиаполка, лётные книжки оставшихся в
живых пилотов скупыми строками фронтовых записей доводят до нас напряжение боёв
в сталинградском небе:
...17 Сентября 1942 года. Майор Степан Микоян
вылетел в паре с Клавдией Блиновой. Потом они же ходили на задание в составе звена.
В тот день полк уничтожил 7 самолётов противника. Погибла командир звена Клавдия
Нечаева.
18 Сентября. Полк прикрывал станцию Котлубань и уничтожил 15
вражеских самолётов. Погиб Володя Микоян ( младший брат Степана Микояна ). Был
ранен Николай Шульженко.
19 Сентября. Опять Котлубань. Наши сбили 17 самолётов. Не вернулись
Марикуца, Кузнецов, Команденко и Клещёв. Машину Ивана Клещёва подожгли в бою, он
получил сильные ожоги, был ранен, выбросился с парашютом, но на следующий день
добрался до своих.
Владимир Микоян, 1942 г. |
20 Сентября. Сбито 12 самолётов противника. Не вернулись Николай
Гарам, Иванов, Трутнёв.
21 Сентября. Сбито 9 самолётов противника. Не вернулся Долгушин.
25 Сентября. Полк прикрывал Котлубань, сопровождал на задание
группу штурмовиков, вёл разведку противника. Василий Сталин вылетал на задание
в паре с Николаем Власовым. Сбито 3 вражеских самолёта. Не вернулся Прокопенко...
Хорошо ли, плохо ли дрался 434-й истребительный авиаполк - вправе
ли кто судить ?
К Октябрю 1942 года от полка почти ничего не осталось. Василий
забрал в инспекцию трёх Героев Советского Союза - Долгушина, Гаранина и Баклана.
С ними уехал и Степан Микоян. Остальные перелетели в Люберцы, где им предстояло
освоить новый истребитель Як-9, - и снова на фронт...
К концу Октября полк был переименован. За бои под Сталинградом
ему присвоили звание Гвардейского, и отныне он будет проходить во всех приказах
как 32-й ГвИАП.
| ( С. В. Грибанов - "Заложники времени" ) | |
|