![]() |
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
![]() |
Алексухин Василий Тимофеевич |
![]() Василий Алексухин родился 9 февраля 1919 года в деревне Малая Дмитриевка Сапожковского (ныне Путятинского) района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. С 28 декабря 1939 года в рядах Красной Армии, окончил Таганрогскую военную авиационную школу лётчиков (Ростовская область) и был оставлен инструктором-лётчиком. Василий Алексухин прибыл на фронт после многочисленных рапортов вышестоящему командованию. Долго его убеждали, что готовить кадры - это тоже задание из важнейших, иной раз и стращали, но в конце концов упрямый лейтенант добился своего и день 15 марта 1943 года встретил в действующей армии - на Воронежском фронте, в составе 617-го штурмового авиационного полка. Прошло немногим более 5 месяцев, и Василий Алексухин возглавил одно из звеньев в своём полку. За этот короткий срок его звено провело 215 успешных боевых вылетов, в ходе которых враг потерял до 40 танков, 75 грузовиков с живой силой и боеприпасами, 2 паровоза, 53 вагона, 1 железнодорожный мост, 5 складов с боеприпасами и 4 с горючим, несколько артиллерийских батарей и до 450 солдат и офицеров. В воздушных боях лётчики звена сбили 7 самолётов противника. Большая заслуга в этих достижениях принадлежала командиру звена. В условиях большой насыщенности зенитными средствами и сильного противодействия истребительной авиации противника он успешно выполнял боевые задания. А были они сложными и ответственными - далеко не каждый лётчик может вывести группу в 6 - 15 штурмовиков точно на цель, поразить эту цель и привести свою группу на родной аэродром без потерь. Василий славился в полку как удачливый охотник - дезорганизатор вражеских железнодорожных и автомобильных перевозок. Орден Красной Звезды ему вручили именно за нарушение работы коммуникаций противника. Не раз вылетал он и на разведку переднего края обороны противника. Такого рода задания опасны и сами по себе, а молодой командир звена всегда стремился нанести врагу ещё и урон побольше. Так, 14 июля 1943 года при подлете к линии фронта он встретил группу из 15 лёгких бомбардировщиков Хш-126 под прикрытием 2 истребителей ФВ-190 и с ходу ринулся в бой. Враг не ожидал такой атаки и, потеряв один "Хеншель" (сбит Алексухиным в паре с другим лётчиком), обратился в бегство. За этот подвиг Алексухин был удостоен ордена Красного Знамени. Особенно отличился Василий Алексухин в период наступления наших войск, окончательного освобождения Харьковщины от немецко-фашистских захватчиков. Взаимодействуя с танкистами 5-го Гвардейского танкового корпуса, лётчики-штурмовики способствовали успешному продвижению наших войск. Действуя на Харьковском и Богодуховском направлениях, Василий нанёс врагу огромный урон в живой силе и технике. 12 августа 1943 года, получив задачу на штурмовку войск противника в районе Ахтырки, встретил группу истребителей противника. В завязавшемся бою лично сбил один ФВ-190, умело маневрируя дал возможность своему стрелку сбить ещё один "Фоккер". Остальные немецкие самолёты покинули поле боя. Всего за период с 15 марта по 23 августа 1943 года командир звена 617-го штурмового авиационного полка (291-я штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) лейтенант В. Т. Алексухин умелым руководством боевой работы подразделения обеспечил 215 успешных боевых вылетов на уничтожение немецко-фашистских войск в районах: Белгород, Тамаровка, Богодухов, Грайворон, Сумы, Харьковском и других участках. Сам лично произвёл 76 успешных боевых вылетов на штурмовку противника, в 18 воздушных схватках сбил 3 самолёта (лично и в группе), ещё 3 самолёта сбили летающие с ним стрелки. Лично уничтожил 14 танков, свыше 60 автомашин, 2 паровоза, 45 вагонов, 2 зенитных батареи, 1 железнодорожный мост, 2 склада с боеприпасами и 1 с горючим, свыше 100 гитлеровцев. За этот период не имел ни одного случая поломок. 25 августа 1943 года командир полка подполковник Ломовцев представил отважного лётчика к высшей степени отличия. В конце наградного листа есть такие строки: "В бой идёт всегда с большим рвением и ведёт себя в бою храбро и мужественно". Командир хорошо знал своего подчинённого. К ноябрю 1943 года лейтенант Алексухин произвёл 110 боевых вылетов, стал заместителем командира эскадрильи. ![]() Ниже изображён довольно известный самолёт-штурмовик Ил-2 с надписью на борту фюзеляжа "Александр Суворов" и соответствующей эмблемой на хвосте самолёта. По некоторым источникам именно на этой машине сражался в годы Великой Отечественной войны экипаж лейтенанта Василия Алексухина (в качестве воздушного стрелка в тот период с ним летал А. Д. Гатаюнов). Однако, согласно другим источникам, эта машина принадлежала командиру 167-го Гвардейского штурмового авиационного полка Д. Л. Ломовцеву (смотрите фото внизу). Возможно, он просто заснят на фоне этого самолёта.
15 декабря 1943 года при выполнении очередного боевого задания самолёт заместителя командира эскадрильи 617-го штурмового авиаполка старшего лейтенанта В. Т. Алексухина был подбит. Отважный лётчик направил свой объятый пламенем штурмовик на скопление танков противника и погиб.
Лейтенант В. Т. Алексухин и стрелок - радист А. Д. Гатаюнов, 617-й ШАП.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старший лейтенант Алексухин Василий Тимофеевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды; медалями. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |