КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Гареев Муса Гайсинович |
Родился 9 Июня 1922 года в деревне Илякшиде, ныне Илишевского района Республики Башкортостан, в семье крестьянина. Окончил 2 курса техникума наркомата путей сообщения в 1940 году. В том же году призван в Красную Армию. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. С Сентября 1942 года в действующей армии. Воевал в составе 225-го и 505-го штурмовых авиационных полков. Участник боёв под Сталинградом, в Донбассе, Крыму, Польше, Германии, освобождения городов Белоруссии - Борисова, Витебска, Орши, Могилева, Минска, Гродно. К Августу 1944 года командир эскадрильи 76-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии капитан М. Г. Гареев совершил 164 боевых вылета, проявив мужество и отвагу. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. За совершённые к Марту 1945 года 207 боевых вылетов 19 Апреля 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". Всего выполнил около 250 успешных боевых вылетов на бомбометание, штурмовку узлов сопротивления, аэродромов, кораблей, скопления войск и техники противника. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта. После войны командовал авиационным полком. В 1951 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году ему присвоено воинское звание Полковник. Жил и работал в городе Уфе, председателем республиканского комитета ДОСААФ. Депутат Верховного Совета СССР 2 - 4-го созывов. Автор сочинений: "Штурмовики идут на цель", "Ветераны остаются в строю" и других. Умер в 1987 году. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды ( трижды ); медалями. Броззовый бюст установлен на родине дважды Героя. Муса Гареев прожил всего 65 лет, умер в Уфе в 1987 году, но когда думаешь о том, что в огненные дни и ночи жестокой войны он совершил на штурмовике 250 боевых вылетов, каждый из которых в любой момент мог оказаться последним, понимаешь истинную цену этой жизни. Начав войну сержантом, рядовым лётчиком, Муса Гайсинович закончил её в Германии Майором, штурманом Гвардейского авиационного полка, дважды Героем Советского Союза. В кадры Военно - Воздушных Сил его зачислили в Декабре 1940 года. Первый свой боевой вылет на Ил-2 Гареев выполнил в 1942 году над пылавшим Сталинградом. Несмотря на огромное количество зенитной артиллерии врага, а в воздухе преимущество было за самолётами противника, Муса летал уверенно, успешно выполнял боевые задания. Молодой, ещё необстрелянный лётчик, он в Сталинградской битве совершил 9 боевых вылетов на железнодорожные станции, аэродромы и передний край обороны противника. Бесспорно, они были страшными, но необходимыми в закалке его как лётчика. Там Гареев получил первую, наверное, самую дорогую боевую награду - медаль "За отвагу". В небе над придонскими степями прошёл следующую ступень мастерства и воинской доблести. Как безусловно отличившемуся в этих боях, молодому лётчику было присвоено офицерское звание, он был награждён первым боевым орденом - "Красная Звезда". Пришло и повышение в должности: стал командиром звена. Однажды, это было ещё в первый год его пребывания на фронте, разбомбив железнодорожную станцию противника, эскадрилья легла на обратный курс. Уж недалеко осталось и до переднего края. Задание успешно выполнено, настроение у лётчиков хорошее. Машинально Муса окинул взглядом окрестности. И вдруг заметил, как ниже него 2 вражеских истребителя, пристроившись к хвосту машины командира эскадрильи Буданова, нагоняют её. А тот, ничего не подозревая, ведёт себе самолёт спокойно. Муса посмотрел вверх: сопровождающие "Яки" летят своим курсом. Как быть ? Муса решил атаковать истребителей. Правда, их скорость больше, чем у штурмовика, но Муса летит выше них, и можно спикировать и открыть огонь. И "Ил" метеором полетел вниз. Немец, чьё внимание было приковано к самолёту Буданова, не успел заметить опасность. Вот он уже на прицеле. Муса нажал гашетки, и "Мессер", вспыхнув, пошёл вниз... В период боёв за освобождение Донбасса Муса Гареев получил звание Лейтенанта. Летал по 3 - 4 раза в день на штурм отступающих вражеских колонн, снижаясь до бреющего полёта, уничтожал живую силу и технику противника. В один из боевых дней Гареев шестёркой "Илов" на аэродроме противника уничтожил до полутора десятков немецких самолётов. На Южном и 4-м Украинском фронтах в должности заместителя командира авиационной эскадрильи Муса Гареев с высоким мастерством водил группы, личным примером увлекая за собой ведомых, в боевой обстановке учил подчинённые экипажи наносить бомбовые и штурмовые удары. Тогда он совершил 95 успешных боевых вылетов, показывая образцы личной храбрости и преданности священному делу защиты Отечества. В боях за Крым и город Севастополь Гвардии старший лейтенант Гареев ( к тому времени полк стал именоваться 76-й Гвардейский ШАП ) 15 раз летал на штурм вражеских аэродромов, уничтожение плавсредств противника, где, как писала армейская газета, "каждую секунду ему грозила смерть". Над небом Белоруссии и Литвы эскадрилья Гвардии капитана Мусы Гареева произвела 655 боевых вылетов, не имея ни одного случая потери ведомых экипажей. В его лётном документе появляется новая запись: "В бою решителен, смел и вынослив. В любой воздушной обстановке наносит врагу большой урон в живой силе и технике". В конце 1944 года командир эскадрильи 76-го Гвардейского штурмового авиационного полка 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта Гвардии капитан Муса Гареев "за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими оккупантами", за успешно произведенные 164 боевых вылета на самолёте Ил-2 был представлен к высшей правительственной награде - присвоению звания Героя Советского Союза. В дни прорыва группировки немецких войск в Восточной Пруссии, командуя эскадрильей, Гвардии майор Гареев показал себя мастером штурмовых ударов. Характерен такой пример. В небе Пруссии 5 раз приходилось ему вести воздушные бои с превосходящими силами противника. На его счету было уже более 200 боевых вылетов. Февраль 1945 года в Восточной Пруссии начался с сильных метелей и снегопадов. Сначала температура снизилась до 20 градусов мороза. А потом наступила оттепель. Начались дожди со снегом. Трудно было летать. Наиболее опытные лётчики ежедневно малыми группами вылетали на "свободную охоту". Они неожиданно появлялись над колоннами боевых машин и пехоты противника, обстреливали железнодорожные составы, мосты, артиллерийские батареи. В штабе полка на случай нелётной погоды с вечера составлялись различные варианты вылета на "охоту". Лётчики заранее знали направление полёта, состав групп, характер цели и так далее. Утром задание уточнялось. В этот день Муса получил приказ двумя парами вылететь на "охоту" на вражеских артиллеристов. Заревели моторы, и сквозь снежную мглу штурмовики пронеслись над передним краем. Вот и вражеская территория. С земли начали бить зенитки, вокруг самолётов появились дымки разрывов. То взмывая вверх, то проваливаясь вниз, штурмовики углубились в тыл врага. Неожиданно за стёклами кабины засияло солнце. Впереди и вокруг небо было чистым, светлым. "Вот тебе и метеослужба..." - подумал Муса и тут же под собой увидел вспышки выстрелов: дальнобойная артиллерия противника вела методический огонь. Муса нажал на кнопку передатчика: - Иду в пике, - сказал он. - Будем заходить по очереди. Разбомбив батарею противника, легли на обратный курс... До переднего края было близко, летели спокойно. Но вдруг показались немецкие истребители. Муса насчитал их больше 20. - Братцы, боя не миновать. Развернёмся. И началась настоящая карусель: самолёты кружились, взмывали вверх и со свистом падали вниз. Воздух гудел от шума моторов и грохота выстрелов. Вдруг один из "Мессеров" оторвался от других и, стреляя из пушек, пошёл прямо на Мусу. Это случалось редко: немцы хорошо знали Ил-2, его огневую мощь, бронезащиту и обычно стремились избегать встречи в лоб один на один со штурмовиком. Муса тоже открыл огонь и, не меняя курса, стал приближаться. Две машины с огромной скоростью пошли друг на друга. Секунда, другая - и от страшного удара оба разлетятся на куски. У кого выдержат нервы, тот и победит. Муса в судорожном напряжении продолжал нажимать на гашетки. В последний миг немец круто взметнулся вверх. Советский лётчик проскочил, прошив вражескую машину. Когда Муса развернулся, она уже падала вниз, оставляя за собой чёрный шлейф дыма. Вполне закономерно, в завершающий период войны 19 Апреля 1945 года Муса Гайсинович Гареев, штурман авиационного полка, "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками" награждается второй медалью "Золотая Звезда". В один из дней Муса с товарищами несколько раз поднимался в воздух, помогая наземным войскам добивать окружённого врага. На аэродром прилетел утомлённый. Не успел он выйти из кабины и спуститься на землю, его окружили боевые друзья - лётчики, техники, солдаты. - Поздравляем, Муса ! Множество дружеских рук подбросило его вверх. - Со второй "Звездой" Героя тебя ! В ясный, солнечный день 1 Мая 1945 года на бетонной полосе военного аэродрома близ Ростенберга ( Германия ) перед строем полка командующий Воздушной армией Генерал - полковник авиации Т. Т. Хрюкин зачитал два Указа о присвоении звания дважды Героя Советского Союза и привинтил к гимнастёрке Гареева сразу 2 "Золотые Звезды": Мусе ещё 23 Февраля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза, но в горячие дни боёв ему не успели вручить "Золотую Звезду" и орден Ленина ( его стрелок - радист Александр Кирьянов закончил войну полным кавалером ордена Славы ). В тот счастливый день в полку лётчика ожидал ещё один сюрприз. Командир полка вручил герою сразу 2 ордена - Александра Невского и Отечественной войны I-й степени. На другое утро к штурману полка Мусе Гарееву зашёл заместитель начальника штаба Иван Шевчук. - Ребята жалуются: немецкие зенитки здорово мешают работать. Ударить бы по ним. Да не все у меня уточнены. Новых батарей много... Слетать бы. За стрелка сам пойду. Буду наносить батареи на карту. Штурмовик поднялся в воздух и взял курс в направлении Пиллау - Данциг. И вот они над целью. Муса начал бросать машину из стороны в сторону, от батареи к батарее, вызывая огонь на себя. Вокруг разрывались снаряды, по машине забарабанили осколки. Муса услышал в ушах голос Шевчука: - Обшивку сорвало. Смотри, не перестарайся... - Ничего, друг, поработаем ещё. Самолёт то камнем падал вниз, то с воем устремлялся за облака. Уже разбомбили несколько немецких батарей, расстреляли колонну пехоты, а Муса всё нажимал и нажимал на гашетки... Домой вернулись на искалеченной машине, усталые, но довольные. Это был последний, 250-й боевой вылет Мусы за войну. 251-й вылет был в Москву. Муса Гареев вместе со своими однополчанами сражался с врагом под Сталинградом, в Крыму, на Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в Польше и Германии. Прошёл боевой путь от рядового лётчика до командира эскадрильи, штурмана полка. Путь тяжёлого и опасного лётного труда. 9 Мая ликующая от счастья толпа москвичей сопровождала Мусу от Красной Пресни до Красной площади. А через несколько дней на У-2 они с Сашей Кирьяновым кружились над зелёным полем у Таш - Чишмэ, подыскивая место для посадки... Муса Гареев возвращался на родину... В послевоенные годы Гвардии полковник М. Г. Гареев командовал авиационным полком, окончил Военную академию имени Фрунзе и Академию Генерального штаба. В эти годы он освоил новейшие типы самолётов, вновь бороздил воздушные просторы, совершая ответственнейшие авиарейсы за пределы Советского Союза, имея на борту высших военных чинов и государственных деятелей страны. Муса Гайсинович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Башкирской АССР. Последняя военная должность М. Г. Гареева - председатель Башкирского обкома ДОСААФ. Здесь в 1965 - 1977 годах он проявил себя умелым организатором военно - патриотического воспитания подрастающего поколения. И когда ушёл в отставку, находился в гуще людей, главным в его деятельности было воспитание будущих защитников Отечества. Этому святому делу герой посвятил множество статей в периодической печати и ряд книг, в том числе "Сегодня подросток, завтра - воин", "Штурмовики идут на цель", "Страницы жизни и подвига", "Ветераны остаются в строю". В Уфе, на бульваре Славы, на высоком гранитном постаменте установлен бронзовый бюст дважды Героя, перенесённый в 1967 году из родной деревни Мусы Гайсиновича Илякшиде. На доме № 4 по улице Энгельса, где жил Герой, имеется мемориальная доска. Могила Гареева - в парке Победы на берегу Белой. Его имя носит пассажирский теплоход Речного Флота. Несмотря на громкие заслуги и награды, прославленному лётчику удалось не заболеть ни одной из звёздных болезней. Если откровенно, он не любил, да и, кажется, не умел рассказывать о своих подвигах. А когда случалось такое, то в рассказах чаще всего можно было слышать слово "работа" или "труд" - так он нередко называл свою яркую боевую службу, ратный труд на фронте. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |