КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Григорьев Иван Иванович |
Родился в 1922 году на разъезде Уткуль под Бийском ( Алтайский край ) в семье путевого рабочего. Позже жил в Барнауле, на станции Баюново, затем в селе Контошино ныне Косихинского района. В этом селе oкончил 7 классов школы. Переехал в деревню Чесноковка ( пригород Барнаула, ныне город Новоалтайск ). В 1939 году поступил в Барнаульскую транспортно - техническую ( железнодорожную ) школу, одновременно обучался в городском аэроклубе. В январе 1941 года призван в ряды Красной Армии и направлен в Новосибирскую авиационную школу лётчиков, вскоре переведён в военную авиационную школу в городе Молотов ( ныне Пермь ), где получил квалификацию лётчика бомбардировочной авиации. В мае 1942 года направлен в авиационную школу лётчиков в городе Чкалов ( ныне Оренбург ) для переобучения на штурмовик Ил-2. С 22 апреля 1943 года младший лейтенант И. И. Григорьев в действующей армии. Сражался в составе 93-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 5-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия ) на Юго - Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах. На Юго - Западном фронте в составе 17-й Воздушной армии во время оборонительных боёв Курской битвы в июле 1943 года содействовал войскам 7-й Гвардейской армии Воронежского фронта. Затем участвовал в Изюм - Барвенковской ( 17 - 27 июля 1943 года ), Донбасской ( 13 августа - 22 сентября 1943 года), Запорожской ( 10 - 14 октября 1943 года ) наступательных операциях. На 3-м Украинском фронте в составе 17-й Воздушной армии участвовал в Никопольско - Криворожской ( 30 января - 29 февраля 1944 года ), Березнеговато - Снигирёвской ( 6 - 8 марта 1944 года ), Одесской ( 26 марта - 14 апреля 1944 года ) наступательных операциях. На 1-м Украинском фронте в составе 8-й, а затем 2-й Воздушной армии участвовал в Львовско - Сандомирской ( 13 июля - 29 августа 1944 года ), Сандомирско - Силезской ( 12 января - 3 февраля 1945 года ), Нижнесилезской ( 8 - 24 февраля 1945 года ), Верхнесилезской ( 15 - 31 марта 1945 года ), Берлинской ( 16 апреля - 8 мая 1945 года ) наступательных операциях. К концу марта 1945 года командир эскадрильи 93-го Гвардейского штурмового авиационного Рава - Русского ордена Богдана Хмельницкого полка ( 5-я Гвардейская штурмовая авиационная Запорожская Краснознамённая дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный Владимир - Волынский Краснознамённый корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант И. И. Григорьев совершил 155 успешных боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и 1 в группе, 4 самолёта уничтожил на земле. Отважный лётчик - штурмовик И. И. Григорьев погиб в последние дни войны, накануне Победы. 8 мая 1945 года он вылетел на боевое задание из района города Коттбус ( Германия ) для поддержки наземных войск в Пражской наступательной операции. Над территорией Польши его самолёт, летевший на малой высоте, был обстрелян зенитным огнём и сбит. Лётчик приказал воздушному стрелку покинуть машину, и тот выбросился с парашютом. За ним последовал и лётчик, но для раскрытия парашюта уже не хватило высоты... Его похоронили в братской могиле в городе Ченстохова ( Польша ). За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Григорьев Иван Иванович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. В материалах наградного листа, датированного 29 марта 1945 года, отмечается: "С июня 1943 года по настоящее время на штурмовку и бомбардировку войск противника произвёл 155 успешных боевых вылетов. За этот период в результате бомбардировочно - штурмовых ударов уничтожил и повредил: танков - 14, самоходных орудий - 12, автомашин - 48, полевых орудий - 32, паровозов и вагонов - 7, взорвано складов с боеприпасами - 3, складов с ГСМ - 2, рассеяно и частично уничтожено свыше 685 солдат и офицеров противника. Тов. Григорьев не раз принимал участие в воздушных боях, в которых сбито им лично 4 самолёта Ю-87 и в групповом бою - 1 Хш-129. При налёте на аэродром Краматорская уничтожил на земле 4 самолёта противника, из них 2 Ю-88 и 2 МЕ-109. В период напряжённых боевых действий под Белгородом, Изюмом, Запорожьем, Никополем и Одессой выполнял самые ответственные задания по разведке в тылу врага и наносил бомбардировочно - штурмовые удары по переправам и железнодорожным перевозкам. На Белгородском направлении в июле 1943 года, отражая наступление противника, в зоне сильного зенитного огня за 10 дней произвёл 10 успешных боевых вылетов на штурмовку техники и живой силы врага. В ноябре 1943 года противник пытался выйти в район Запорожья, но героическими атаками штурмовиков, ведомых тов. Григорьевым, в сложных метеоусловиях, при видимости 1 - 2 километра, атаки противника были отбиты. Группа, снижаясь до бреющего полёта, в упор расстреливала технику и живую силу врага. 6 февраля 1944 года перед Григорьевым, как перед опытным лётчиком, была поставлена задача разбить переправу через реку Днепр, Никополь - Каменка. Несмотря на мощную завесу огня зенитной артиллерии, группа прорвалась к переправе и уничтожила её, что подтверждено фотоконтролем. В момент пикирования у самолёта тов. Григорьева был перебит руль высоты. Несмотря на то, что самолёт потерял управление рулями высоты, тов. Григорьев, отлично пилотируя, довёл самолёт до своего аэродрома и произвёл посадку. 11 мая 1944 года, будучи ведущим группы из 8 самолётов Ил-2, в районе Пугачены действовал по наземной радиостанции наведения. Несмотря на противодействие 4 истребителей противника, группа сделала над целью 6 заходов, уничтожив при этом радиостанцию, 4 танка и до 2 батарей полевой артиллерии. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром. За отличную работу над целью группе наземным командованием была объявлена благодарность. 23 июля 1944 года группа из 6 самолётов Ил-2, ведущий - тов. Григорьев, вылетела на штурмовку отходящих сил противника по дороге Менчин - Замостье. Невзирая на сложные метеоусловия - дождь, ведущий точно вывел группу на цель. Снижаясь до бреющего полёта, группа уничтожала технику и живую силу врага. Группа сделала над целью 7 заходов, 120 атак. В этот вылет уничтожила танков - 5, автомашин - 10, повозок с грузом - 18, рассеяла и частично уничтожила до 50 солдат и офицеров противника. Тов. Григорьев исключительно бережно относится к своей машине. Будучи 3 раза подбит зенитной артиллерией и истребителями противника, он почти при неуправляемости самолёта приводил его на свой аэродром. При выполнении боевого задания в районе Белгорода прямым попаданием зенитного снаряда был выведен из строя мотор. Тов. Григорьев, пытаясь перетянуть самолёт на свою территорию, был подожжён "Мессершмиттами", его кабина была охвачена пламенем, сам он был ранен. Покинул машину только после того, как сам был охвачен пламенем - с высоты 150 метров выбросился с парашютом над передним краем наших войск. Зная отличную боевую подготовку тов. Григорьева, командование полка поручает ему самые ответственные задания. Разведка в глубине тыла противника - это излюбленный метод тов. Григорьева. Сведения его разведки обширны, точны и справедливы, что подтверждалось группами, которые вылетали на обнаруженные им цели. Вылетев на штурмовку железнодорожного эшелона 3 февраля 1944 года в район Никополь - Апостолово, тов. Григорьев взорвал эшелон с боеприпасами. Выходя из атаки, тов. Григорьев заметил группу Ю-87, идущую курсом к линии фронта. Ведущий передал команду по радио своим ведомым и всей группой смело пошёл на сближение с самолётами врага. Первой же длинной очередью слева зажёг ведущего группы Ю-87. Группа потеряла управление и разбрелась, сбросив бомбы на свои войска. Второй атакой сверху на уходящий Ю-87 тов. Григорьев двумя очередями сбил и его. 14 марта 1944 года, вылетев на разведку в район Ново - Севастополь, ведущий пары тов. Григорьев на встречных курсах заметил группу Ю-87. Ведущий разворотом влево зашёл в хвост к противнику. Группа Григорьева, подойдя на дистанцию 300 метров, пулеметно - пушечным огнем атаковала отставшего Ю-87 и подожгла его, после чего он горящим врезался в землю. 12 августа 1944 года тов. Григорьев вылетел на бомбардировочно - штурмовой удар по технике и живой силе противника в район Кортница. Ведущий привёл группу точно на цель. По команде тов. Григорьева группа точным прицельным бомбометанием сбросила бомбовую нагрузку на головы врага. Группа уничтожила и повредила 3 танка, 8 автомашин, создала 5 очагов пожара с большими взрывами, уничтожила 3 полевых орудия, рассеяла и частично уничтожила до 45 солдат и офицеров противника. 31 августа 1944 года при самых неблагоприятных метеоусловиях тов. Григорьев вылетел на штурмовку войск противника в район Родник. Группа над целью сделала 6 заходов, 97 атак. В этот вылет группой уничтожено: танков - 2, автомашин - 12, повозок с грузом - 8, рассеяно и частично уничтожено до 70 солдат и офицеров противника. 13 января 1945 года по заданию командования тов. Григорьев вылетел с группой из 8 Ил-2 в район Завихвост на уничтожение отходящих сил противника. Тов. Григорьев, пользуясь облачностью, внезапно атаковал отходящие войска. Группа над целью сделала 6 заходов. В этот вылет тов. Григорьев лично уничтожил 3 автомашины и 1 танк. 20 февраля 1945 года с группой из 8 Ил-2 тов. Григорьев наносил удар по технике и живой силе противника в районе Бенау ( Германия ). Несмотря на сильный зенитный огонь, ведущий нашел цель и точным прицельным бомбометанием сбросил свою бомбовую нагрузку на головы врага. В этот вылет группой уничтожено и повреждено: танков - 2, автомашин - 4, подавлено 3 точки зенитной артиллерии, рассеяно и частично уничтожено до 30 солдат и офицеров противника. Тов. Григорьев в бою смел и решителен. Служит примером для всего лётного состава. За период работы командиром эскадрильи он лично подготовил и ввёл в строй 12 молодых лётчиков. Эскадрилья под его руководством произвела 1750 успешных боевых вылетов, потеряв при этом только 1 экипаж. Тов. Григорьев - дисциплинированный, волевой и энергичный командир. Среди лётного состава пользуется любовью и уважением. За личную отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками, за отличное руководство эскадрильей и за лично произведенные 155 успешных боевых вылетов достоин награждения высшей правительственной наградой - присвоения звания "Герой Советского Союза". За годы службы И. И. Григорьев награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Именем Героя названы улица, парк и школа № 17 в Новоалтайске; там же, в его честь, установлены бюст и обелиск. В Новоалтайском городском краеведческом музее Герою посвящён раздел экспозиции. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |