КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Киньдюшев Иван Иванович |
Родился 12 Мая 1918 года в Севастополе в семье рабочего. Окончил 8 классов школы № 5 и строительный техникум. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов. С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Июню 1944 года заместитель штурмана 26-го Гвардейского авиационного полка ( 2-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-й Гвардейский авиационный корпус АДД ) Гвардии майор И. И. Киньдюшев совершил 215 боевых вылетов, из них 190 ночью на бомбардировку военно - промышленных объектов в глубоком тылу врага, а также скоплений его войск. В составе экипажа сбил несколько самолётов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 - Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Гвардии полковник И. И. Киньдюшев - в запасе. Автор книги - "К победным рассветам". Жил в Москве. Умер 18 Мая 1989 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Иван Киньдюшев родился в городе русской славы Севастополе. Окончил 8 классов школы № 5 и строительный техникум. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов. Свой первый боевой вылет И. Киньдюшев совершил 26 Июля 1941 года, когда в составе экипажа бомбардировщика ДБ-ЗФ они нанесли удар по неприятельской колонне. Он сражался на Северо - Западном фронте и под Ленинградом, воевал под Сталинградом и на Курской дуге, освобождал Севастополь, Белоруссию и Польшу, бомбил Хельсинки, Кёнигсберг, Берлин. Летал сначала на ДБ-3Ф ( Ил-4 ), затем пересел на американский "Бостон". Дальний бомбардировщик ДВ-3Ф. На такой машине И. И. Киньдюшев летал в начале войны. Киньдюшев летал с разными командирами - чаще с В. А. Борисовым, впоследствии Героем Советского Союза, заслуженным пилотом СССР, и с И. Ф. Пресняковым - пятикратным орденоносцем уже в годы войны. Заместитель штурмана 26-го Гвардейского авиационного полка гвардии майор И. Киньдюшев к Июню 1944 года совершил 215 боевых вылетов, из них 190 ночью на бомбардировку военнопромышленных объектов в глубоком тылу врага, а также скоплений его войск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии майору Ивану Ивановичу Киньдюшеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 4438 ). Последние вылеты штурман 19-го Гвардейского Краснознамённого Рославльско - Катовицкого бомбардировочного авиационного полка совершил на Берлин. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году Гвардии майор И. И. Киньдюшев окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах. Был штурманом авиационного корпуса. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. Ушёл в запас в 1973 году в звании Гвардии полковника. Последние годы жил и работал в Москве. Автор книги воспоминаний - "К победным рассветам", выдержавшей несколько переизданий. Умер в 1989 году. В Октябре 1943 года противник сосредоточил большие силы своей бомбардировочной авиации на ближних к линии фронта аэродромах в районе Могилёва для массированных действий по важнейшим объектам нашего тыла. Разведкой было обнаружено, что с аэродрома Могилёв действуют ночные бомбардировщики типа Ju-88. Наш полк, вооружённый самолётами типа B-20 "Бостон", базировался на аэродроме Липицы ( Серпухов ). Американский многоцелевой самолёт A-20B-1. В Советских ВВС его называли "Бостон". В ночь на 13 Октября нам была поставлена задача: блокировать парой самолётов в период с 00:30 до 01:00 аэродром Могилёв с высоты 300 - 400 метров. Погода на маршруте и в районе цели была ясная, полнолуние. Видимость - 5 км. Наш экипаж в составе лётчика Подполковника В. А. Борисова, штурмана Майора И. И. Киньдюшева и стрелка - радиста старшины Курочкина произвёл взлёт в 23:40. Пролетев линию фронта, мы заметили в районе цели массу огней с периодической вспышкой ракет жёлтого и белого цветов. Это оказался ночной аэродром противника, который имел форму круга диаметром 1500 метров. Его граница обозначалась кострами, удалёнными друг от друга на 50 - 75 метров. Посередине круга шла полоса, обозначенная кострами на расстоянии 30 - 50 метров один от другого и линией электроогней. Она служила посадочной полосой. На аэродроме происходила посадка самолётов, возвратившихся с боевого задания. Самолёты противника, входя в круг на высоте 400 метров, зажигали аэронавигационные огни и производили посадку с помощью подсвечивания ракетами с земли. Посадочных прожекторов не было. Самолёты производили посадку с интервалом 3 - 5 минут. После приземления выключали аэронавигационные огни и рулили влево, на стоянку. Появление наших самолётов противником обнаружено не было, так как мы тоже встали в общий круг с выключенными аэронавигационными огнями. Сделав один круг, мы решили атаковать самолёт, идущий на посадку, и вторым заходом обстрелять аэродром. Пристроились к планирующему самолёту и у первых ограничителей, на высоте 50 метров, с дистанции 75 метров дали залп из 4-х пушек и 2-х пулемётов. Самолёт не загорелся, а пытался уйти на второй круг, но после второго залпа упал за пределами аэродрома. Самолёт был, по всей вероятности, сильно повреждён. В это время наш второй экипаж атаковал другой самолёт противника в воздухе; он загорелся и упал. Самолёты, находившиеся на кругу, очевидно, получив приказание с земли по радио, выключили огни и ушли от аэродрома. Старт прекратил давать ракеты. Мы пошли на второй заход с целью прочёсывания огнём пушек и пулемётов рабочего поля в районе КП и стоянок. Высота второй атаки была 200 метров. Первый залп дали из 4 "PC", которые разорвались в районе КП, после чего пулемётно - пушечным огнём обстреляли стоянки. После этого захода линия электроогней выключилась, остальные огни продолжали гореть в течение 10 - 12 минут. Самолёты противника на аэродром Могилёв в эту ночь посадки больше не производили. В момент атаки аэродрома сопротивления с земли не было. При возвращении на свой аэродром пошли с набором высоты до 1300 метров для прохода над линией фронта. На высоте 1300 метров, в хвосте на дистанцию 50 - 70 метров с принижением 10 метров обнаружили вражеский самолёт Ме-110, по которому был немедленно открыт огонь из крупнокалиберных пулемётов, обстреливавших заднюю полусферу. Ме-110 дал ответную очередь ( сноп трассирующих пуль прошёл выше ), а сам стал отваливать с правым разворотом и набором высоты в сторону луны. Мы уходили со снижением влево от луны. Поэтому, самолёт противника поставил себя в невыгодное положение, давая возможность с нашего самолёта вести прицельно огонь по хорошо видимой цели. Длинной очередью из крупнокалиберного пулемёта Ме-110 был подожжён и упал в районе Любиничи. Весь полёт занял 5 часов. Обобщив события данного эпизода, можно сделать следующие выводы: Противник не ожидал нашего появления у себя в глубоком тылу. Смелые и решительные действия наших экипажей привели противника в замешательство настолько, что он не сумел оказать какого - либо сопротивления. Хорошая осмотрительность и умелое использование лунного освещения для маскировки позволили нам сбить самолёт противника на обратном маршруте. Подготовка и тренировка экипажей ночных блокировщиков должна вестись таким образом, чтобы они были всегда готовы к противодействию воздушного противника, к тому, чтобы решительно и без промедления использовать его ошибки и оплошности для достижения своей цели. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |