Кирток Николай Наумович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кирток Николай Наумович

Н.Н.Кирток

Родился 6 Декабря 1920 года в селе Мариновка, ныне Доманевского района Николаевской области, в семье крестьянина. С детства жил в Одессе. Окончил 9 классов. Работал слесарем на заводе имени Октябрьской революции. С 1939 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1943 года в действующей армии. К концу войны командир эскадрильи 143-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 8-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии cтарший лейтенант Н. Н. Кирток совершил 210 боевых вылетов на штурмовку скоплений военной техники и живой силы противника, в групповых воздушных боях уничтожил 5 вражеских самолётов, в том числе 1 - лично.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1976 года Гвардии полковник Н. Н. Кирток - в запасе. Живёт Москве.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, 29 медалями, в том числе иностранных государств.

*     *     *

Николай Кирток родился 6 Декабря 1920 года в селе Мариновка Доманевского района, ныне Николаевской области  ( Украина ), в семье крестьянина - бедняка. Отец, Наум Филонович  ( 1880 - 1969 ), и мать, Александра Кирилловна  ( 1885 - 1967 ), всю жизнь занимались сельским хозяйством. Окончив в 1936 году семилетку в селе Мариновка, Николай уехал в Одессу. Там поступил в ФЗУ и после его окончания работал стропальщиком на заводе имени Октябрьской революции. Одновременно учился на вечернем отделении рабфака педагогического института.

В 1938 году он поступил в Одесский аэроклуб в группу пилотов. В течение года освоил самолёт У-2 и был направлен в Тамбовскую школу пилотов. К началу Великой Отечественной войны овладел самолётами УТ-2, Р-5 и приступил к полётам на СБ  ( скоростной бомбардировщик ).

С Апреля 1943 года работал на лётно - испытательной станции авиационного завода. Испытывал самолёты Ил-2, перегонял их в строевые части.

С Июля 1943 года Н. Кирток в действующей армии. Воевал в составе 2-й и 5-й Воздушных армий Степного, 1-го и 2-го Украинских фронтов в должностях лётчика, командира звена 140-го Гвардейского штурмового авиационного полка, а с Октября 1944 по Май 1945 года - командира эскадрильи 143-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Навсегда врезалось в память Н. Киртоку его боевое крещение. Шёл Июль 1943 года. На рассвете Младший лейтенант Кирток в группе штурмовиков вылетел на первое боевое задание. Нужно было уничтожить колонну немецких танков. Лётчики славно потрудились: после их ударов горели хвалёные "Тигры" и "Пантеры", другие бронемашины врага.

Однако первый боевой вылет едва не стал для него и последним. А произошло в том полёте у Николая следующее: его самолёт напоролся на зенитный огонь, получил тяжёлые повреждения, и продолжать выполнять задачу стало практически невозможно. Самолёт начал терять высоту и скорость, постепенно отставал от своей боезой группы. Чувствуя лёгкую победу, на Николая сразу же набросилось несколько вражеских истребителей, пытаясь расстрелять нашу машину в воздухе. Вызвать к себе кого-нибудь на помощь пилот не мог, так как на самолёте не было радиопередатчика.

Его положение усложнилось ещё и тем, что он выполнял задание на одноместной машине и поэтому задняя полусфера самолёта не охранялась. Буквально через несколько минут длинная пулемётно - пушечная очередь ударила по "Илу". В кабине появился дым. Приборная доска была разбита... Николай оглянулся и увидел 2-х "Мессеров", которые, мешая друг другу, пытались его атаковать. Последующая атака истребителей противника могла привести к печальным последствиям и быть для штурмовика последней. Вдруг Николай услышал по радиоприёмнику: "Горбатый", держись, иду на помощь".

Наш "Як" с ходу бросился на "Мессера", не давая ему вести прицельный огонь. Улучив момент, наш истребитель сразил одного Ме-109. Второй спешно вышел из боя я удрал.

С трудом перетянув через линию фронта, Кирток удачно посадил самолёт на переднем крае в расположении наших войск. Пехотинцы помогли лётчику быстро выйти из-под обстрела артиллерии в безопасное место. Так, благодаря взаимной выручке и помощи истребителя, Николай закончил свой первый боевой вылет. На рассвете он пришёл на свой аэродром. Под крики "Ура" его дружно качнули, затем по очереди бросились обнимать.

Н.Кирток с товарищами.

...Июль 1944 года. Войска 1-го Украинского фронта, стремительно наступая на запад, вышли к Висле и с ходу заняли на её левом берегу плацдарм в районе Сандомира. Противник упорно оборонялся. С воздуха действия наших наземных войск поддерживали лётчики 2-й Воздушной армии. 140-й Гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором командиром звена был Николай Кирток, базировался на полевом аэродроме в районе Жешува.

11 Августа Н. Кирток дважды поднимал свой штурмовик в воздух и брал курс на Сандомирский плацдарм для подавления танковых контратак противника. В середине дня группа в составе 5 штурмовиков Ил-2 под его командованием получила задачу нанести бомбово - штурмовой удар по противнику в районе Шидлув - Дуже. Это был 151-й боевой вылет Николая.

Противник встретил их сильным зенитным огнём. Лётчики группы, умело маневрируя, без потерь пробились к цели, начали атаковать вражеские танки, бронетранспортёры и пехоту. При последнем, 5-м заходе на цель в воздухе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой.

Истребители прикрытия и стрелки "Илов" успешно отражали атаки. Однако паре "Мессеров" удалось прорваться к штурмовикам. Самолёт Киртока прошила длинная очередь. В кабине появился запах гари. Но при очередной атаке вражеский истребитель, не рассчитав дистанции, на большой скорости проскочил вперёд "Ила". Николай нажал гашетку - и "Мессер" взорвался в воздухе.

Киртока вызвали на командный пункт полка. Там были комдив А. С. Фетисов, командир полка Майор К. Л. Круглов и начальник штаба полка Майор Д. М. Слащанский. Комдив сказал: "Завтра с утра двумя самолётами Ил-2 под прикрытием четырёх истребителей "Як" из дивизии Генерала Баранчука произвести разведку войск противника в районе Кельце - Сташув - Босовице - Гжибув - Ракув. Имеются сведения о том, что противник подтягивает в район плацдарма свежие резервы".

Взлетели затемно, чтобы с рассветом уже быть над линией фронта. Через 40 минут показалась дорога, идущая с запада в район Сташува. Кирток обнаружил на ней колонну танков, бронетранспортёров и автомашин. Снизившись до 200 - 300 метров, сделали 2 круга, и Кирток насчитал до 70 танков, бронетранспортеров и около 100 автомашин.

Получив данные разведки, с аэродромов 2-й Воздушной армии поднялись штурмовики и бомбардировщики для уничтожения обнаруженной техники врага...

Ил-2 из ГвШАП

В конце Августа 1943 года полку поставили сложную боевую задачу: уничтожить танки противника, контратаковавшие наши наземные части в районе Кобеляны. Для выполнения этой задачи полк выделил несколько групп самолётов Ил-2. Группа Н. Киртока в составе 8 штурмовиков должна была вылететь третьей.

В середине дня по команде командира корпуса дважды Героя Советского Союза Генерал - лейтенанта авиации В. Г. Рязанова группы самолётов взлетели, взяв курс на северо - запад, где шли жестокие бои. Полёт к цели протекал спокойно. Через 15 - 20 минут полёта вдали на солнце блеснула Висла, а на её западном берегу показался столб дыма, поднимавшийся до высоты 400 - 500 метров. Это и был Сандомирский плацдарм.

Справа внизу в пелене дыма и пыли к переднему краю наших войск, стреляя на ходу, двигались танки противника. Кирток дает команду: "Внимание !   Работаем в боевом порядке "круг". Приготовиться к перестроению".

После 6 заходов на цель с земли поднялись 6 столбов дыма. Это загорелись танки. Пехота противника залегла. На последнем, 7-м заходе один штурмовик неожиданно загорелся от попадания зенитного снаряда. Лётчик направил объятый пламенем самолёт прямо в скопление танков. Там образовался огромный столб пламени и дыма. Так героически погиб командир 8-й штурмовой авиационной дивизии Подполковник А. С. Фетисов. Погиб и его воздушный стрелок старшина Л. Соленко.

Группа Киртока вернулась на свой аэродром. В результате её удара была задержана атака противника на этом участке фронта, уничтожено до 10 немецких танков и бронетранспортеров.

Н.Н.Кирток

Особенно отличился Николай Кирток в боях за Берлин. 24 Апреля 1945 года он дважды водил группы "Илов" на уничтожение артиллерийских и миномётных батарей противника на юго - западной окраине Берлина. Метким бомбовым ударом, пушечно - пулемётным огнём и ракетами 6 "Илов" создали 3 сильных взрыва, 4 очага пожара и подавили огонь 4 артиллерийских батарей.

Свой последний боевой вылет Кирток совершил 10 Мая. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецких войск под командованием Фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад, чтобы сдаться в плен нашим союзникам.

В полку была объявлена боевая тревога. Кирток получил боевую задачу: нанести бомбово - штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. И эта боевая задача была выполнена отлично. А на земле лётчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом И. С. Конева: "Всему личному составу полка объявляю благодарность".

За период с 27 Июля 1943 года по 11 Мая 1945 года Н. Н. Кирток совершил 210 успешных боевых вылетов в условиях сильного противодействия немецкой зенитной артиллерии и истребительной авиации. 210 боевых вылетов - это более 1000 атак по наземным целям. На его счету числятся уничтоженными и повреждёнными 38 танков и бронетранспортеров, 54 автомашины с войсками и грузами, 7 цистерн с горючим, им подавлен огонь 6 батарей зенитной артиллерии, уничтожен железнодорожный эшелон с боеприпасами. В групповых воздушных боях уничтожил 5 вражеских самолётов, в там числе 1 FW-190 сбил лично.

Гвардии капитан Н. Н. Кирток - участник исторического Парада Победы 24 Июня 1945 года на Красной площади в Москве.

После войны он продолжал службу в ВВС. Освоил реактивные боевые самолёты. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, служил в ГКНИИ ВВС начальником отделения тактических испытаний самолётов. С 1954 по 1976 год - на руководящих должностях в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооружённых Сил. С 1976 года - в запасе. До 1987 года работал инженером - конструктором в ОКБ имени А. С. Яковлева.

*     *     *

Штурмовой удар по танкам противника.

В Августе 1944 года наши войска после стремительного наступления вышли на рубеж реки Висла и с ходу, форсировав её, заняли плацдарм южнее Сандомира. Противник, ожесточённо сопротивляясь, пытался сбросить наши войска в реку. Для осуществления своих замыслов командование немецкой армии ввело в действие крупные соединения танков, бронетранспортёров и артиллерии, которые поддерживались крупными силами авиации. В большинстве это были самолёты FW-190, используемые в качестве штурмовиков группами от 4 до 18 самолётов под прикрытием Ме-109, наносивших удары по боевым порядкам наших войск.

Наш штурмовой полк в последнее время поддерживал действия наземных войск на Сандомирском плацдарме. В один из дней полк получил задачу: нанести штурмовой удар по танкам противника, контратоковавшим наши части юго - западнее Коббеляны. В полку было выделено несколько групп. Моя, в составе 9 Ил-2, действовала третьей и располагала временем на подготовку к вылету.

При подготовке лётного состава к вылету мною были проработаны следующие вопросы:

        1. Детальное изучение цели и её ПВО.
        2. Боевой порядок группы на маршруте.
        3. Действия группы при встрече с истребителями противника.
        4. Связь с наземными станциями КП командира корпуса и аэродрома.
        5. Связь с истребителями прикрытия и связь в группе.
        6. Действия в случае перенацеливания.
        7. Действия группы над целью из боевого порядка "круг".

Для поражения танков и живой силы противника группа взяла смешанный вариант бомб "ПТАБ", "АО-25" и "ФАБ-50".

С истребителями сопровождения мы базировались на одном аэродроме и имели большой опыт совместных действий.

В 14:35 группа взлетела и, собравшись в общий боевой порядок, легла на курс. Группу прикрывали 4 истребителя Як-1, которые шли сзади с превышением над группой. Не доходя до линии фронта 20 - 25 км, я вызвал КП командира корпуса и доложил задачу. С КП получил подтверждение выполнять задачу и информацию об обстановке над полем боя.

Цель, которую мне было необходимо поразить, находилась в 3 км от линии фронта, где велись ожесточённые бои, поэтому над линией фронта стоял сплошной дым, затрудняющий ориентировку и отыскание цели. К линии фронта подошли на высоте 1200 метров и пересекли её с потерей высоты, с правым доворотом 10 - 15°, маневрируя высотой, скоростью и курсом.

При переходе линии фронта моя группа была встречена зенитным огнём из района Коббеляны. Группа по моей команде открыла огонь PC и короткими очередями из пушек и пулемётов деморализовала противника.

Танки противника в боевых порядках двигались к переднему переднему краю, южнее Коббеляны. Пункт Кoббеляны горел.

Довернув влево, группа встала в "круг". Как только покинули круг, я подал команду: "Атаковать танки !"   Каждый лётчик, самостоятельно выбирая себе цель - танк, разворотом под 90° с высоты 800 метров вводил самолёт в планирование и пулемётно - пушечным огнём и бомбами поражал цель. Бомбометание производилось на выводе из пикирования с высоты 250 - 300 метров.

Дистанция между самолётами на "круге" была 400 метров - на дистанцию прицельного огня. Истребители прикрытия находились выше нас на 200 - 300 метров. Зенитный огонь противника стал ослабевать и к концу выполнения задания был подавлен экипажами нашей группы. Специально выделенных экипажей для подавления зенитной артиллерии противника у нас не было. Лётчик, обнаруживший зенитную точку, обстреливал её пулемётно - пушечным огнём.

От цели ушли к линии фронта на свою территорию разворотом на 90° вправо с последующим снижением на бреющий полёт.

В результате бомбардировочно - штурмового удара по фотоснимкам, подтвержденным показаниями наземных войск, было уничтожено 4 танка противника.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д

Токарные работы москва источник.


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz