КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Максимов Николай Васильевич |
Родился 10 Декабря 1915 года в деревне Куприяновка, ныне Инжавинского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов начальной школы и 2 курса техникума механизации сельского хозяйства. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С Ноября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Марту 1945 года штурман 624-го штурмового авиационного полка ( 308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Капитан Н. В. Максимов совершил 131 боевой вылет на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника. В воздушных боях сбил лично 6 и в группе с товарищами 12 самолётов противника, ещё 9 уничтожил на земле. Всего совершил 159 успешных боевых вылетов на Ил-2. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию. 8 Марта 1952 года погиб в авиационной катастрофе. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Именем Героя названа улица в посёлке Инжавино. 8 Августа 1944 года мне было приказано группой 12 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 нанести удар по танкам и живой силе противника, введённым в прорыв южнее Вильковишкис. При подходе к цели на высоте 950 - 1050 метров я заметил группу вражеских самолётов Ju-87 в сопровождении небольшого количества истребителей. Группа, как впоследствии было установлено, состояла из 28 Ju-87, 4 FW-190 и 2 Ме-109. Посты ВНОС наблюдать вражеские самолёты, очевидно, не смогли - мешала облачность ( на высоте 600 - 700 метров составляла 5 - 6 баллов ). Со станции наведения никаких предупреждений о приближении вражеской группы не было; они передавали, что в воздухе всё спокойно. Я сообщил свои наблюдения на станцию наведения. Ответная радиограмма задерживалась. Я решил во что бы то ни стало не допустить вражеские самолёты к цели ( не дать им возможности сбросить бомбы на боевые порядки наших войск ) и прекратил заход на цель. Чтобы не терять времени, я повёл свою группу с бомбовой нагрузкой в лобовую атаку против вражеских бомбардировщиков. Об этом я передал на станцию наведения, предупредив свою группу. Истребителям сопровождения приказал связать истребителей противника. Перед самой атакой, когда я уже находился на территории противника, получил ответ со станции наведения, подтверждающий правильность моих действий. Моя группа находилась на 75 - 100 метров ниже вражеской в боевом порядке шестёрок в правом "пеленге". При сближении я увеличил скорость до максимальной. Не доходя 500 - 600 метров, я сделал "горку" и с дистанции 200 - 300 метров открыл огонь из всех огневых точек. Моему примеру последовали все лётчики. Атака была неожиданной, и вражеская группа была застигнута в плотном строю. В первой лобовой атаке нам удалось сбить 3 Ju-87. Из некоторых самолётов противника посыпались бомбы. Вся группа беспорядочно один за одним стала уходить от нас пикированием и разгружаться от бомб на головы своих войск. На высоте 150 - 200 метров мы ещё раз встретились, опять почти в лоб. На высоте Ju-87 легко уходили от нас пикированием, но на малой высоте они потеряли эти преимущества, и наши шансы на успех боя увеличились. "Юнкерсы", не выдерживая лобовых атак, отворачивались с небольшим снижением. При этом, в начале разворота, Ju-87 по отношению приближающегося к нему Ил-2 находился как будто в мёртвом положении. Если Ил-2 успевал сократить дистанцию до 150 - 100 метров, пока "Юнкерс" ещё не успевал развернуться на 90°, то очереди с Ил-2 были очень эффективными. При второй атаке штурмовиками было сбито ещё 2 Ju-87. Видя безвыходность своего положения, бомбардировщики противника приняли боевой порядок, подобный нашей "змейке". При таком положении производить атаки с задней полусферы нам не удавалось из-за сильного огня воздушных стрелков. Пришлось произвести лобовые атаки ведущих самолётов. Такими атаками удалось расстроить их "змейку" и нарушить огневое взаимодействие между самолётами. В этом последнем этапе боя нам удалось сбить ещё 2 Ju-87, причём один из них был сбит моим воздушным стрелком старшим сержантом Дибривиным на попутно - параллельных курсах. К этому самолёту я подстроился ниже справа так, что он и не увидел меня. Подстроиться к нему меня вынудило отсутствие боеприпасов в передних огневых точках. Наши истребители, воспользовавшись паникой противника и нарушением огневого взаимодействия, сбили 1 Ju-87 и 1 FW-190. В последующих этапах боя они зорко охраняли штурмовиков. В результате 11-минутного боя было сбито 8 Ju-87 и 1 FW-190. После воздушного боя, который закончился в тылу противника, группа штурмовиков вернулась к своей цели и произвела 5 заходов. Действуя по наземных целям, она сожгла 9 танков, 2 автомашины и один бронетранспортёр. При отходе от цели группа была атакована с бреющего полёта парой FW-190. Пришлось построить крутую "змейку" и, снизившись до малой высоты, уйти на бреющем полёте на свой аэродром. Эффективность действий штурмовиков и истребителей в воздушном бою была подтверждена офицерами связи, находившимися на станции наведения, кроме того, наземными войсками и фотоснимками специального разведчика. Штурмовики потерь экипажей не имели, и только один самолёт разбился при вынужденной посадке на лес. При ведении воздушного боя на самолёте Ил-2 ( или ему
подобных ) против такого типа бомбардировщика, как Ju-87, желательно
производить лобовые атаки с внезапным выходом снизу. Необходимо учесть, что
при ведении воздушного боя с бомбовой нагрузкой заметно ухудшаются некоторые
качества самолёта. Он боится разворота на уменьшенной скорости, дрожит,
просится в штопор. Увеличивается скорость и радиус разворота, увеличивается
просадка при выводе из пикирования, уменьшается набор высоты при производстве
"горки". Поэтому, при возможности, желательно освободиться от бомб. Если
обстановка не позволила сбросить бомбы до воздушного боя и последний приходится
проводить с ними, то необходимо учитывать следующие особенности на малой высоте: |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |