КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Марченко Иван Тимофеевич |
Иван Марченко родился 25 ноября 1917 года в селе Осоевка, ныне Краснопольского района Сумской области ( Украина ), в семье крестьянина. Окончил 6 классов средней школы. Работал на одном из предприятий в городе Сумы и одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. С июня 1941 года сержант И. Т. Марченко на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе ВВС Черноморского флота. ...Шёл декабрь 1941 года. Группа истребителей под командованием лейтенанта Марченко сопровождала советские корабли, уходившие из осаждённого Севастополя. На них находились тяжелораненые, женщины, дети. Внезапно на горизонте появилось 8 немецких самолётов, навстречу им устремились советские истребители. Умело, маневрируя, лейтенант Марченко вместе со своими боевыми друзьями атаковал врага. Вскоре один немецкий самолёт вспыхнул и упал в море. Но противник не оставлял попыток потопить наши невооружённые корабли. Воздушный бой становился всё более упорным. Наши лётчики уничтожили ещё 2 "Мессершмитта". Иван Марченко атаковал ведущий самолёт. Когда "Мессер" попал в перекрестье его прицела, он нажал на гашетку пулемётов, но выстрелов не последовало. Кончились боеприпасы. Тогда лётчик решил таранить врага. Крутым виражом он набрал высоту и пошёл в лобовую атаку. В последнюю минуту немецкий пилот не выдержал и свернул в сторону. Иван Марченко повторил маневр. Но в этот момент другой "Мессер" открыл огонь по его самолёту. Повреждённый истребитель начал терять высоту. Лётчик вынужден был выброситься с парашютом. Купол его раскрылся лишь над самой водной поверхностью. Пилот погрузился в ледяную воду. Только вечером наши катера нашли едва живого лётчика. Моряки сразу же отправили его в госпиталь. А спустя полтора месяца Иван Марченко снова встретился со своими боевыми товарищами. Летом 1942 года жестокие бои шли на Черноморском побережье Кавказа. Наш аэродром внезапно атаковала большая группа "Юнкерсов". В небо успел подняться на своём самолёте только Марченко, который смело атаковал немецких бомбардировщиков. В беспорядке сбросив бомбовый груз, "Юнкерсы" повернули назад. Преследуя противника, лётчик не заметил, что в баках кончился бензин. Это вынудило его посадить машину на нейтральной территории. Боевые друзья считали, что лейтенант погиб. Но через несколько дней Марченко прибыл в полк цел и невредим. К 1943 году Иван Марченко освоил ещё одну профессию и стал среди лётчиков тем незаметным тружеником, о боевых действиях которых много не расскажешь. Он стал воздушным разведчиком. В любое время дня и ночи, в любую погоду лётчики разведывательной эскадрильи, - которой командовал Иван Тимофеевич, вылетали на боевые задания на своих "Киттихауках". Наши наземные войска вели упорные бои на Керченском плацдарме, и пилоты делали всё от них зависящее, чтобы помочь своим фронтовым товарищам: корректировали огонь наших дальнобойных орудий, передавали данные о силе и расположении противника, а иногда поддерживали в бою, громили захватчиков, сбрасывали десантникам боеприпасы, продовольствие. Капитан летал на особо ответственные задания сам, учил на личном примере и опыте молодых товарищей. К июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 30-го разведывательного авиационного полка ( ВВС Черноморского флота ) капитан И. Т. Марченко совершил 417 боевых вылетов. 68 раз прикрывал он конвои, штурмовал и бомбил живую силу и технику противника. 120 раз летал он на разведку и обнаружил 15 вражеских конвоев. На его боевом счету 6 сбитых немецких самолётов и 1 потопленный торпедный катер. После освобождения Румынии и Болгарии от фашистских оккупантов боевая деятельность основных сил авиации Черноморского флота закончилась. Только одна эскадрилья 30-го разведывательного авиаполка вошла в оперативное подчинение командующего Дунайской военной флотилией контр-адмирала Г. Н. Холостякова и вела воздушную разведку в интересах флотилии. Командовал эскадрильей Герой Советского Союза капитан Иван Марченко, начинавший боевой путь в рядах 9-го истребительного авиаполка. Последний боевой вылет воздушные разведчики совершили в районе австрийского города Линц. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года капитан Марченко Иван Тимофеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 3815 ). После войны продолжал служить в ВМФ. В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. 21 июня 1948 года майор И. Т. Марченко погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в городе Североморск Мурманской области. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского района ( Крым ). В посёлке городского типа Краснополье на Аллее Героев установлена памятная доска. ( Использована информация и фотографии с сайта - |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |