КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
"Протасов Анатолий Сергеевич - Капитан, командир эскадрильи 16-го бомбардировочного авиационного полка. Родился в 1909 году в посёлке Княжевка Саратовской области. Русский. Член КПСС. 22 Июня 1941 года в 7 часов в районе своего аэродрома Черленс на западной границе СССР в воздушном бою на глазах однополчан сбил два вражеских самолёта: один - огнём из пулемётов, другой - таранным ударом. Сам погиб смертью героя". Короткие, скупые фразы хроники периода Великой Отечественной войны. В первые же часы войны лётчик бомбардировочного полка совершил воздушный таран ! Кто же он отважный воздушный боец ? Поиски истины привели в посёлок Княжевка, что под Саратовом. Здесь Анатолий Протасов родился, здесь же окончил 5 классов. В 1924 году 15-летним юношей поступил в ФЗУ при железнодорожных мастерских, где и работал после их окончания. В 19 лет он стал членом Коммунистической партии. Затем в числе двадцатипятитысячников Анатолий направляется в один из первых колхозов - "Пролетарский" под Пугачёвом. Становится его председателем. Коммунисты избирают его своим вожаком. С Июня 1932 года в рядах Красной Армии. И вот новый призыв: комсомол берёт шефство над Военно - Воздушным Флотом страны. Молодого коммуниста Анатолия Протасова принимают в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов имени К. Е. Ворошилова. Напряжённый труд, настойчивость и неутомимость в полётах быстро выдвигают Протасова в число лучших лётчиков части. Вскоре всё это было продемонстрировано им на деле. За мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами зимой 1939 - 1940 годов, он награждается орденом Красной Звезды. Великая Отечественная война застала Капитана А. С. Протасова на западной границе, где он возглавлял эскадрилью пикирующих бомбардировщиков 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ( 11-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый военный округ ). 22 Июня 1941 года полк был поднят по тревоге перед рассветом. Привели быстро в готовность самолёты СБ. Вскоре услышали разрывы: это немецкая авиация бомбила железнодорожный мост. О дальнейших событиях, в своей книге "По целям ближним и дальним", Маршал Н. С. Скрипко пишет: "...На войне всякое случалось. Когда к аэродрому, где базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолёты, командир эскадрильи капитан А. С. Протасов немедленно взлетел на своём бомбардировщике и неожиданно для гитлеровцев врезался в головное звено истребителей Ме-110. Воспользовавшись замешательством, разбив их строй, капитан Протасов пулемётным огнём сбил один "Мессершмитт". А расстреляв все патроны, героический экипаж таранил своей машиной второй самолёт противника и погиб". Однако, официальные документы дают более суровую и неприукрашенную трактовку немецкого налёта: "...В полк из Гродно прибыл представитель штаба ВВС 3-й армии. Он сообщил, что над Гродно идут воздушные бои, и подтвердил прежнее указание: надо ждать боевого приказа. В 6 часов 50 минут командир полка решил поднять в воздух звено самолётов СБ для разведки. Но едва сделав круг над аэродромом, звено буквально врезалось в колонну Ме-110 - они на бреющем полёте скрытно подошли к аэродрому. Штурмовики вышли к полю Черлены, где базировался полк, 6 девятками. Капитан Протасов, летевший на ведущем СБ, врезался в противника и погиб вместе с ним. Сразу же были сбиты ведомые Протасова. Штурмовка продолжалась противником 32 минуты. Ме-110 засыпали аэродром мелкими бомбами и вели непрерывный обстрел зажигательными пулями. Стоящие на аэродроме самолёты сгорели, взрывались подвешенные под ними бомбы. Вражеские штурмовики действовали безнаказанно, так как никакой противовоздушной обороны не было организовано. В воздухе погибло 9 человек - звено капитана Протасова ( в его экипаж входили штурман Старший лейтенант Ярулин и стрелок - радист сержант Бесарабов ), а на земле погибло 6 и ранено 15 человек. Личный состав скрылся за толстыми соснами и в значительной степени сумел спастись от ливня пулемётного огня". Вероятно, в результате тарана, выполненного Капитаном А. С. Протасовым, около 7 часов утра погиб с экипажем немецкий многоцелевой самолёт Ме-110E ( № 3767 ) из состава II/SKG 210. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |