КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Раков Василий Иванович |
Родился 8 aевраля 1909 года в деревне Большое Кузнечково, ныне Кувшиновского района Калининской области, в семье служащего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. С 1928 года в Военно-Морском Флоте. В 1929 году окончил военно-теоретическую школу лётчиков, в 1931 году военную школу морских лётчиков. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, командиру эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота) майору В. И. Ракову 7 февраля 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Затем учился в Военно-Морской академии, которую окончил в 1942 году. В Великую Отечественную войну командовал морской авиабригадой, 3-й особой Севастопольской авиагруппой, был помощником командира 9-й ШАД и командиром 12-го ГвПБАП. К июлю 1944 года командир 12-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) Гвардии подполковник В. И. Раков совершил 68 боевых вылетов, принимал участие в потоплении броненосца береговой обороны противника. 22 июля 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". К концу войны выполнил 170 успешных болевых вылетов, участвовал в потоплении 12 кораблей противника, включая крейсер ПВО "Ниобе". После войны командовал авиационным соединением, в 1946 году окончил Военную академию Генерального штаба. Доктор военно-морских наук (1967 год). До 1971 года на преподавательской работе в Военно-Морской академии. С 1971 года генерал-майор авиации В. И. Раков - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в Ленинграде. Автор книг: "Крылья над морем", "Над морем и сушей", "В авиации - моя жизнь". Василию Ивановичу Ракову ещё при жизни в Ленинграде был поставлен памятник. Таков уж порядок - на родине награждённого двумя "Золотыми Звёздами" устанавливается его бронзовый бюст. А родина Ракова - Ленинград. Популярность Ракова среди балтийских лётчиков была очень высока. Но не лёгким путём пришёл он к славе. Собирая материалы о воспитанниках советской системы профтехобразования, журналисту С. А. Андрееву пришлось прочитать не одну сотню книг о Героях, выпущенных центральными и местными издательствами. Работая с книгой ленинградцев Ф. Самойлова и В. Лоншина "Аллея Героев", он узнал, что 2 выпускника школ ФЗУ Ленинграда - В. М. Голубев и В. И. Раков - удостоены звания Героя Советского Союза дважды и в ознаменование их ратных подвигов в Московском парке Победы установлены бронзовые бюсты. У московского книголюба Владимира Николаевича Кирпичкова, рабочего Лосиноостровского завода строительных материалов и конструкций, создавшего уникальное собрание литературы о Героях Советского Союза, ему посчастливилось раздобыть домашний адрес В. И. Ракова, с которым он переписывался. Через несколько дней прославленному лётчику было отправлено письмо, в котором выражалась просьба рассказать о своём жизненном пути. Вскоре от Василия Ивановича пришёл ответ: "Да, действительно, свой трудовой и жизненный путь я начал именно с ФЗУ, поступив в него в начале осени 1926 года. Называлось оно ФЗУ Древтреста и помещалось в Ленинграде на Васильевском острове, на 11-й линии, дом 66. Сейчас там помещается (вернее, осталась) только фабрика, но уже другого профиля. О самой учёбе в ФЗУ у меня сохранились самые, благодарные воспоминания, так как оно позволило мне повысить свои знания и впоследствии успешно сдать экзамены в Военную школу лётчиков. Директором ФЗУ был Богданов. Последняя встреча с ним у меня была в марте 1940 года на райпартконференции. Встреча тёплая. Он с восторгом представил меня окружавшим его знакомым делегатам как выпускника ФЗУ. Должен упомянуть ещё фамилию Смородинова, секретаря парторганизации, члена партии с дореволюционным стажем, участника Гражданской войны. Секретарем комсомольской ячейки был недавний выпускник этого ФЗУ, член Василеостровского райкома комсомола Багров. Это те люди, которые давали мне путёвку в жизнь. С этими товарищами мои встречи на жизненном пути закончились в 1928 году". ...Осенью 1917 года, когда Василию пошёл 8-й год, родители отдали его в гимназию. Но носить серую гимназическую шинель и фуражку ему не пришлось. Да и в гимназии, вскоре ставшей трудовой школой, проучился он недолго. Очень уж тяжёлой становилась в Петрограде жизнь; нечего было делать отцу в торговом порту. Торговля с заграницей прекратилась. И, как многие, семья Раковых подалась в деревню, откуда родом были отец и мать. Есть в биографии Василия Ивановича Ракова одна неточность: числят его своим уроженцем как Ленинград, так и Калининская область, и об этом свидетельствуют разночтения в документах о Герое. Странно? Да нет. До революции трудовой люд, пришедший на заработки из деревни в город, продолжал числиться в крестьянах. "Крестьянин Тверской губернии, деревни Большое Кузнечково", - значилось в паспорте отца Ракова, хотя он уже давно жил в Петербурге и работал рабочим в торговом порту. Крестьянином той же губернии и той же деревни полагалось числить и сына. В 1909 году, через 4 дня после рождения, его повезли в деревню. Там он был крещён, наречён Василием и записан в церковную книгу. Затем мать вместе с ним вернулась в Петербург. Возвратившись в деревню, отец Василия, питерский рабочий, стал работать заведующим отделом народного образования в своей волости, затем председателем исполкома. Василий учился в сельской школе. В 1923 году, едва ему исполнилось 14 лет, он вступил в ячейку комсомола; потом стал её секретарём. В 1925 году Раковы вернулись в Ленинград. Василий поступил в школу ФЗУ. После окончания школы работал на лесозаводе. В конце лета 1928 года Василий Раков получает путёвку комсомола в Военно - теоретическую школу Военно - Воздушных Сил РККА. По её окончании его направляют из Ленинграда в 1-ю Военную школу лётчиков на Каче, а затем в Военную школу морских лётчиков, находившуюся в Севастополе. Пройдя в течение 4-х месяцев на самолёте МР-1 те же упражнения, что и в Качинской школе, но над морем, весной 1931 года он получил назначение в Ленинград, на Балтику, и начал службу младшим лётчиком 62-го отдельного авиаотряда. Быстро летели годы службы. Отряд, в котором служил Василий, "бомбил" и "стрелял", строем летал ночью и в облаках. Служба шла своим чередом. Ещё совсем недавно молодой лётчик набирался опыта, становился мастером лётной боевой работы. В 1936 году В. И. Раков окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС РККА в Липецке. В этой школе обучались в основном командиры отрядов, которые представлялись к назначению командирами эскадрилий. Школа давала знания, необходимые будущим комэскам. После окончания школы Василий Раков был назначен командиром эскадрильи 57-го бомбардировочного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, в составе которого участвовал в войне с белофиннами в 1939-1940 годах. О боевой работе лётчика в те дни газета "Ленинградская правда" рассказывала: "...12 бомбардировщиков под командованием Ракова были снаряжены для нанесения удара по базе и морскому аэродрому. Низко над землёй висела тяжёлая гряда облаков, шёл снег, была плохая видимость. Самолёты взлетели на рассвете и на высоте 30 - 40 метров собрались и строем пошли к цели. Машины, шедшие в одном звене с Раковым, то появлялись, то снова скрывались в облаках и тумане. Условия полёта особенно осложнились над заливом. Облака сливались с водой, и требовалась большая точность, чтобы держать высоту, не врезаться в залив. Самолёты пересекли залив, а дальше, над сушей, вошли в полосу густых снежных зарядов и продолжали полёт низко над лесом. На пути к цели облачность поднялась. Раков набрал высоту, стараясь держаться над кромкой облаков. Он издали увидел островок, знакомый по карте. В секунды, оставшиеся до удара, он рассмотрел мачты радиостанций, ангары и спуски гидросамолётов. Достигнув цели, он сбросил бомбы и, развернувшись со снижением, наблюдал за разрывами. Первый взрыв произошёл перед ангаром, второй - в середине ангара. Главные сооружения были накрыты двумя звеньями, а сзади шли новые самолёты, бомбы которых попали в средний и крайний ангары. Пока не отбомбили все звенья, Раков продолжал летать в районе цели, наблюдая за очагами взрывов и пожаров. Его расчёт на плохую погоду и в связи с этим на внезапность налёта оправдался полностью. Враг спохватился, когда на земле отгрохотали разрывы бомб зенитки стреляли вслед уже уходившим самолётам..." В декабре 1939 года эскадрилья капитана В. И. Ракова уничтожила самолёты противника на аэродроме Сантахамина. При выполнении этого задания бомбардировщик, который вёл командир, был повреждён зенитно-пулемётным огнём. Вышел из строя левый мотор, но всё же Василий Раков не свернул с боевого курса. Проявив мужество и хладнокровие, лётчик нанёс точный бомбовый удар по вражескому аэродрому и только после этого повернул домой со своей эскадрильей. 14 января 1940 года командир 57-го авиационного полка подписал представление к награде Василия Ракова, а 7 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану В. И. Ракову было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны с белофиннами В. И. Раков был помощником командира 57-го бомбардировочного авиаполка, в 1940 году командовал 62-й авиабригадой Краснознамённого Балтийского флота. Великая Отечественная война застала В. И. Ракова слушателем Военно - Морской академии, которую он окончил в феврале 1942 года. - 22 Февраля 1942 года, накануне Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота, - рассказывал Василий Иванович, - я получил приказ, которого с нетерпением ждал. Наконец мне предстояло участвовать в боях. Меня назначили командиром 2-й морской авиационной бригады Черноморского флота... Учёба закончилась, я отправился на действующий флот. Вскоре после ухода наших войск из Керчи он получил новое назначение - заместителем командующего Севастопольской авиационной группой. Получив это назначение, Раков перелетел в Севастополь с частью гидросамолётов, входящих во 2-ю морскую авиационную бригаду. Несмотря на свою должность, он по - прежнему старался летать, едва только выдавалась возможность. Немецкие войска, рассчитывая захватить Севастополь к 1 ноября 1941 года, пытались с ходу овладеть городом. С 5 по 21 ноября 1941 года на подступах к Севастополю шли кровопролитные бои, но, все попытки врага прорваться к городу разбились о стойкость его защитников. К исходу 21 ноября противник, понеся огромные потери, вынужден был перейти к обороне. Лишь получив подкрепление, противник смог начать второе наступление на Севастополь 17 декабря 1941 года. В декабрьских боях защитники города проявили несгибаемое мужество и беспримерный героизм. После 5-месячного перерыва немецкое командование приняло решение во что бы то ни стало овладеть Севастополем. С этой целью была создана сильная группировка войск, насчитывающая более 200 000 солдат и офицеров. Героизм защитников Севастополя достиг апогея, но силы были слишком неравными. По решению Советского командования 4 июля 1942 года город был оставлен советскими войсками, но отдельные отряды сражались ещё до 9 июля. 250 дней продолжалась героическая оборона города. Из Севастополя Раков улетел на одном из последних самолётов. Уходили черноморцы с одной думой - о возвращении и мести. Василию Ракову воевать на Чёрном море больше не пришлось. Он был направлен в родные места - в Ленинград. Беззаветное служение Родине, высокое сознание долга, мужество и лётное мастерство позволили ему быстро выдвинуться в ряды лучших бомбардировщиков Балтики. Василий Иванович Раков проявил себя требовательным, взыскательным, но всегда уравновешенным, справедливым и культурным военачальником. Он терпеть не мог грубостей во взаимоотношениях с подчинёнными. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 В. И. Ракова, 1944 год. Свыше 170 боевых вылетов совершил за годы Великой Отечественной войны Василий Раков. Его стремительный "Петляков" не раз появлялся над вражескими кораблями, базами, батареями. Там, где побывал Василий Раков, точно по цели ложились сброшенные им бомбы. Раков кропотливо изучал опыт войны, учил лётчиков Гвардейского полка, во главе которого поставила его Родина. Вот некоторые примеры боевой работы лётчика, которые взяты из наградных документов: "9 октября 1943 года группа самолётов, ведомая Гвардии подполковником Раковым, произвела бомбовый удар по железнодорожному мосту в гор. Кингисепп. Отмечено прямое попадание в мост. Результат удара подтверждён фотоснимком. 1 февраля 1944 года в результате бомбоудара уничтожен железнодорожный эшелон и жилой дом на ст. Салдино. Результат подтверждён фотоснимком. 22 июня 1944 года группа, ведомая Гвардии подполковником Раковым, уничтожила тяжёлое оружие противника на острове Койвисто. Результат удара подтверждён фотоснимком. 20 июня 1944 года в результате бомбоудара по кораблям противника в районе острова Кирко-мансаари потоплен 1 ТР, 1 ТЩ, взорван склад с боеприпасами". В любое время дня и ночи, в любую погоду Василий Иванович водил свой бомбардировочный полк на боевые задания. Нелётной погоды для него не существовало. Морской лётчик, он потопил 12 вражеских кораблей. С таким же мастерством бомбил железнодорожные эшелоны противника, его автоколонны, артиллерийские батареи. Однажды, во время бомбёжки железнодорожной станции, на которой скопилось много эшелонов с боевой техникой врага, в машину ведущего группы Василия Ракова попал зенитный снаряд. Но и на подбитом самолёте он выполнил боевое задание. В начале 1944 года полк Ракова получил нелёгкое задание - разрушить железнодорожный мост, по которому враг подвозил к Ленинграду подкрепления. Каждый метр воздушного пространства над мостом простреливался зенитными установками. И всё же Раков с товарищами выполнили боевую задачу: мост был уничтожен... В июле 1944 года воздушная разведка Краснознамённого Балтийского флота доложила о появлениив Финском заливе немецкого крейсера противовоздушной обороны "Ниобе". Балтийские лётчики засекли его проход по финским шхерам и прибытие в порт Котка, где укрывались лёгкие маневренные корабли противника. Ранее этот крейсер, переоборудованный из бывшего голландского броненосца береговой обороны "Гельдерланд", не участвовал в операциях Германских военно - морских сил. Его появление у берегов Финляндии было вызвано наступлением войск Ленинградского фронта и успешными действиями морской пехоты и авиации Балтийского флота в Выборгском заливе. Двое суток штаб ВВС флота разрабатывал план операции по уничтожению "Ниобе" непосредственно в порту Котка. Сам корабль был хорошо защищён средствами противовоздушной обороны. Балтийским лётчикам предстояло преодолеть и противодействие 12 стационарных зенитных батарей в районе финской военно - морской базы. Учитывая силу вражеского заградительного огня, командующий ВВС КБФ Генерал М. И. Самохин принял решение привлечь к участию в налёте в общей сложности 142 самолёта. 16 июля 1944 года по крейсеру "Ниобе" был нанесён массированный комбинированный удар с воздуха. Два эшелона штурмовиков, по 6 Ил-2 в каждом, ведомые старшим лейтенантом Поповым и капитаном Борисовым, атаковали зенитные батареи в районе Котки и на близлежащих островах Халансаари и Титинэн. Штурмовики подавили 4 батареи. Затем на цель вышли 22 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 18 истребителей Як-9. Самолёты Пе-2 вёл Герой Советского Союза Гвардии подполковник Василий Иванович Раков. Он летел в первой группе из 11 бомбардировщиков. Эта группа, совершив противозенитный маневр, произвела удар по крейсеру. Четыре бомбы, по 250 килограммов каждая, попали в "Ниобе", ещё 12 взорвались рядом с кораблем. Несколько бомб, сброшенных пикировщиками другой группы, также поразили цель. После этого "Ниобе" полузатонул с большим креном на левый борт. Топмачтовики, ведомые подполковником И. Н. Пономаренко, с шестью 1000-кг бомбами добили повреждённый корабль. Для его уничтожения балтийским лётчикам потребовалось всего 8 минут. Через несколько дней Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру 12-го Гвардейского пикировочного бомбардировочного авиационного полка Гвардии подполковник В. И. Раков был удостоен второй медали "Золотая Звезда". Имея богатый практический боевой опыт и хорошие организаторские способности, Раков взялся за сколачивание лётных кадров и поднятие боевой выучки лётчиков 12-го Гвардейского авиационного полка. За время его командования с 18 июня 1944 года в полку было подготовлено 17 молодых экипажей, за короткий промежуток времени произведено 360 боевых вылетов на бомбоудары по кораблям и артиллерийским батареям противника. Он - участник ожесточённых боёв под Ленинградом, в районе Синявино, Мги, Красногвардейска, Кингисеппа. На своём Пе-2 он неоднократно летал на бомбёжку немецких артиллерийских батарей, варварски обстреливающих Ленинград. В руках Ракова Пе-2 часто превращался из бомбардировщика в штурмовик. Наши наземные войска в районе Ропши, Волосова, Елизаветино не раз с затаённым дыханием наблюдали, как пилотируемый им бомбардировщик срывался в стремительное пике и с высоты 150-200 метров штурмовал скопление живой силы и техники немцев. О высоком лётном и боевом мастерстве Ракова свидетельствует и такой факт. Во время выполнения боевого задания он вёл 70 самолётов на Лиепаю. Узнав о приближении наших самолётов, немецкая авиация тоже поднялась в воздух, однако помешать бомбардировке не успела. Пикировщики сбросили свой груз на корабли и причалы. Но на обратном пути вражеские истребители встретили группу Ракова. Завязалась ожесточённая схватка. Бой длился 20 минут, а за это время противник потерял 22 машины. Воздушная схватка стихла, но зенитная артиллерия врага продолжала бить. Её огонь достиг неистовой силы. Именно в этом бою машину Ракова вдруг сильно тряхнуло, под левым крылом блеснул огонь. - Самолёт горит ! - тревожно доложил штурман. Густая белая полоса тянулась за крылом. "Белая, - отметил про себя Раков, - а дым бывает чёрным. Значит, ещё не пожар, вырываются лишь пары бензина, видимо, из повреждённого бензопровода. Но пары могут вспыхнуть в любую минуту". Предупреждая это, он выключил левый мотор. Попробовал вести самолёт с креном направо, чтобы уменьшить течь, но самолёт терял высоту, и её уже не удавалось набрать снова. Раков напряжённо вглядывался в землю. Под ним тянулись линии окопов. Оттуда стреляли. "Перетянем или нет ?" - тревожно работал мозг. Почти сразу за передовой показалось пустое поле... Раков направил свой самолёт к нему и с трудом совершил посадку. Надо было вылезать, искать способ связаться со своими. Но только в эти мгновения Василий Иванович почувствовал, какого напряжения стоил полёт на подбитой машине. - Спасибо, товарищ полковник, - сказал Василию Ивановичу штурман. Раков удивленно посмотрел на него: - За что спасибо ? - С другим бы разбились... За выдающиеся боевые заслуги, высокое лётное мастерство, нанесение врагу большого ущерба, мужество и отвагу В. И. Раков был награждён двумя орденами Красного Знамени. В послевоенные годы В. И. Раков окончил Академию Генерального штаба. После учёбы несколько лет служил на Тихоокеанском флоте. Потом с Тихого океана вернулся в родной Ленинград. Многие годы преподавал в Военно-Морской академии. В 1971 году профессор, доктор военно-морских наук В. И. Раков ушёл в отставку. Долгий жизненный путь прошёл ленинградец Василий Раков, от фабрично - заводского училища до научного работника, от курсанта военного училища до Генерала, кавалера двух "Золотых Звёзд"... - Время делает своё дело, - писал ветеран войны, - но пережитое не померкнет в сознании... Стареют ветераны великой войны, но дела их не могут быть и не будут забыты. Мужество, горячая любовь и преданность Родине, ставшие смыслом и делом всей жизни Василия Ивановича Ракова, всегда будут священными для нашей молодёжи. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |