КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Старченков Иван Сергеевич |
Родился 8 марта 1923 года в посёлке Ирбитский Завод, ныне посёлок городского типа Красногвардейский Артемовского района Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов, аэроклуб, школу ФЗУ № 2 при Челябинском тракторном заводе ( ныне ГПТУ № 1 ). Работал на ЧТЗ. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. С августа 1942 года в действующей армии. Сражался на Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. Имел тяжелое ранение. К октябрю 1944 года командир эскадрильи 571-го штурмового авиационного Остропольского полка ( 224-я штурмовая авиационная Жмеринская дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) капитан И. С. Старченков совершил 125 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, аэродромов, скоплений живой силы и техники противника. 13 февраля 1945 года погиб в воздушном бою над городом Краков ( Польша ). Похоронен в Кракове. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды. В посёлке Красногвардейский его именем названа улица. На доме, где он жил, и на здании ГПТУ № 1 в Челябинске установлены мемориальные доски. Иван Старченков родился в 1923 году в посёлке Красногвардейском Артемовского района Свердловской области в семье рабочего. Окончил ФЗУ при Челябинском тракторном заводе. Работал на ЧТЗ, закончил аэроклуб. В 1940 году призван в ряды Красной Армии и направлен в Оренбургскую военную школу лётчиков. С августа 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Выступая перед учащимися СГПТУ, бывший лётчик 571-го штурмового авиационного полка В. И. Сеньков, ведомый капитана И. С. Старченкова, рассказал: - Я много летал с Иваном Старченковым в паре на боевые задания. А кому как не ведомому были видны все действия своего командира ? О капитане Старченкове можно рассказывать долго. В моей памяти он остался фантастически смелым, мужественным, бесстрашным человеком. Это был умный, тактически грамотный, отважный лётчик, силён во всём - и как ведущий, и как командир. Его личный пример в бою служил для нас, молодых авиаторов, школой мужества. Бывало, мы делали с ним по 14 заходов на цель. Эскадрилья Старченкова посылалась на самые сложные задания, и всегда они выполнялись с честью. К октябрю 1944 года капитан И. С. Старченков произвёл 125 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2. В результате им лично сожжено на аэродромах до 15 самолётов противника, ещё 1 сбит в воздушном бою, уничтожено около 50 танков, 170 автомашин, более 20 зенитных орудий, 18 миномётных батарей, 4 железнодорожных эшелона с войсками и грузами и многое другое. Вот какой урон врагу может нанести один лётчик - штурмовик, мастерски владеющий своей машиной. Первый его боевой вылет состоялся 23 августа 1942 года. Группу из 12 "Илов" вёл на запад опытный командир старший лейтенант Зацепа. Лётчики получили трудное задание: отыскать в лесах крупное скопление танков и сорвать их контрудар. Долго кружили над районом предполагаемой цели. Но тщетно: немцы хорошо замаскировались. И вдруг старший сержант Старченков уловил в лесной чаще солнечные блики. Это могла сверкать стальная броня. Доложил командиру, и "Илы" один за другим, по команде ведущего, пошли в атаку. По ним открыли сильный огонь. Штурмовики, ловко маневрируя, обрушились на вражескую колонну. Шквал пушечно - пулемётного огня прошивал на земле всё. Горели цистерны с горючим, автомашины, танки, рвались снаряды. На обратном пути группу догнали фашистские истребители. В бою Старченков поджёг одного стервятника. В это же время атаковали и его, ранили в голову. До последнего патрона отбивался он от наседающего врага. На бреющем еле дотянул повреждённый самолёт до аэродрома. А через 2 недели, выписавшись из госпиталя, был снова в воздухе. Весной 1944 года развернулось грандиозное наступление на Украине. Эскадрилья капитана Старченкова в составе 2-й Воздушной армии наносила мощные удары по живой силе и технике врага. 6 марта стояла облачная погода. Старченкову дано задание: разведать отступающего противника в районе Грицевка. Вылетели в паре с Казаевым. Вскоре Старченков обнаружил большую колонну вражеских войск, застрявших в грязи. Сделали несколько заходов - уничтожили один танк и подожгли более 20 автомашин. В этот же день капитан летал на "свободную охоту". Снова обнаружил до 100 автомашин, скопление обозов и живой силы. Сделал 5 заходов и увидел, как факелами горели 15 автомашин. 15 апреля наши войска, сломив сопротивление врага, перешли в решительное наступление. Из материалов наградного листа: "По дороге Проскуров - Тарнополь стремительно наступали войска Советской Армии среди горящей техники и трупов немцев. Горы сожжённых машин встречала советская пехота на своём пути. Это была отличная работа наших штурмовиков и в частности капитана Старченкова..." Капитан И. С. Старченков погиб 13 февраля 1945 года в воздушном бою в районе города Кракова ( Польская Народная Республика ). В посёлке городского типа Красногвардейский именем Героя названа улица. На доме, где он жил, и на здании ГПТУ № 1 в Челябинске установлены мемориальные доски. В Челябинском СГПТУ № 1 учреждена стипендия имени И. С. Старченкова. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |