КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Земских Владимир Афанасьевич |
Родился 5 февраля 1917 года в городе Благовещенск ( Амурская область ) в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и ФЗУ при Амурском речном пароходстве, с 1934 года работал токарем на судоремонтном заводе, где был секретарём комсомольской организации, одновременно учился на вечернем отделении речного техникума. Был членом бюро Амурского обкома комсомола. С 1938 года в рядах Красной Армии, призван Благовещенским РВК. В 1940 году окончил Иркутское военное авиационно - техническое училище, в 1944 году - Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1944 года в действующей армии. Сражался на 2-м Белорусском фронте. Был пилотом, командиром звена и эскадрильи. К маю 1945 года командир эскадрильи 569-го штурмового авиационного полка (199-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) лейтенант В. А. Земских выполнил 110 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны служил в Гражданской авиации, летал на По-2 и Ил-14, учил летать молодых авиаторов. С 1946 года, после списания с лётной работы, капитан запаса В. А. Земских был руководителем полётов в Благовещенском аэропорту. Умер 2 октября 1998 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), 12 медалями. Почётный гражданин города Благовещенска. Владимир Земских свой старт в авиацию получил в Иркутском ВАТУ, после окончания войны долгое время работал в Гражданской Авиации, давая старт другим авиаторам. ...Инструктаж закончился. По своим местам разошлись диспетчера, сменный инженер и другие. Руководитель полётов Владимир Афанасьевич Земских поднялся на командно - диспетчерский пункт. Отсюда аэродром виден как на ладони. Только что совершил посадку серебристый лайнер Ил-18. Пора проверять взлётно - посадочную полосу. Земских вызывает машину и через несколько минут он уже там, на полосе. Отсюда стартуют самолёты. Старт ! Это не только начало полёта. Это всегда какое-то необъяснимое волнующее чувство новизны. Даже сейчас, не ощущая в руках штурвала, сидя рядом с шофёром в стартовой машине, Владимир Афанасьевич как-то подтянулся, весь собрался, словно ему предстоит не объезд полосы на автомашине, а взлёт, самый настоящий, как тогда... Давно это было 26 лет назад. Был тихий августовский вечер. Лётчики вернулись с ужина, готовились к отдыху. В это время в дверях появился посыльный: - Лейтенант Земских, к командиру ! Войдя в кабинет командира, Владимир увидел склонившихся над картой офицеров штаба и командира полка Лизугуба. Полковник пригласил лётчика к столу и, водя кончиком карандаша по голубой ленте на карте, сказал: - Это река Бебжа. Вот здесь, в районе Осовца, немецкая переправа. Противник сосредоточил в этом месте большое количество техники и живой силы. Командующий фронтом приказал нанести по переправе удар. Эта задача, товарищ лейтенант, возлагается на вас. В вашем распоряжении будет ещё 5 экипажей. Вылет рано утром... 12 августа 1944 года группа из 6 Ил-2, до предела загруженная бомбами и снарядами, поднялась в воздух и взяла курс на Осовец. Через 30 минут полёта показалась блестящая лента реки Бебжа. Земских переводит группу самолётов на малую высоту. Он хорошо знает, что такое внезапность. Боевые машины, словно связанные крепкой нитью, на большой скорости идут на бреющем полёте. Уже более 40 минут длится этот напряжённый, утомительный полёт. И вот она - цель ! В эфире звучит команда: "Набор ! Приготовиться к атаке !" Горизонт плавно убегает под кабину самолёта. Штурмовики вышли прямо на переправу. Атака ! На переправу обрушился бомбовый груз. Трещат пулемёты, грохочут пушки. По реке поплыли брёвна, разбитые понтоны, доски. Приказ был выполнен, но у лётчиков ещё оставались боеприпасы. Земских принимает решение: повторить атаку. Но тут опомнились немцы, заговорили зенитки. - Атакую зенитные установки, - передал команду по радио Земских, - с курса несходить ! Владимир перевёл самолёт в крутое пикирование и бросился навстречу огненным трассам. Не ожидая такой дерзости со стороны советского лётчика, зенитчики пришли в замешательство. Воспользовавшись этим, штурмовики атаковали вторично цель. С бреющего полёта нанесли удар по скоплению техники, по мечущимся в панике фашистам. Когда лётчики взяли курс на свой аэродром, на берегу реки полыхали немецкие машины, самоходные орудия, валялись десятки трупов, а главное, фашисты лишились переправы. Это позволило нашим войскам окружить и уничтожить большую группировку войск противника. За активную помощь наземным войскам и героизм лётчиков, при проведении Белорусской операции, 569-му штурмовому авиаполку, в котором служил Земских, было присвоено почётное наименование "Осовецкий". 18 марта 1945 года Земских взлетел на разведку погоды в район боевых действий у польского города Гдыни. Выполнив задание, он доложил командованию: - Погода нормальная, работать можно. При подходе к переднему краю лётчик заметил немецкий бомбардировщик "Юнкерс-88". Под прикрытием пары истребителей он ходил под облаками и производил фотографирование наших боевых порядков. Земских решил атаковать противника. Главное - надо бить наверняка. Иначе придется вести бой с тремя фашистскими самолётами. Вираж с набором высоты и штурмовик в облаках. Лётчик бросает самолёт в крутое пикирование. Несколько секунд и самолёт Земских, пробив облачность, выходит из облаков. Вражеский бомбардировщик ниже и впереди. Штурвал от себя, прицеливается. Лётчик ловит силуэт вражеской машины в "паутинку" прицела. Вот перекрестие легло на фюзеляж "Юнкерса", Земских нажал на гашетку. Атака была так неожиданна и так стремительна, что истребители прикрытия не успели стать в боевой порядок. И только когда бомбардировщик, густо задымив, пошёл к земле, они поняли, что случилось. Завязался неравный воздушный бой одного Ил-2 и двух "Мессеров". Фашисты оказались искусными пилотами, драться с ними было не так просто. Они хорошо владели своими самолётами и несколько раз ставили Земских в затруднительное положение. Уклонившись от атак одного самолёта, Владимир неизбежно попадал под атаку другого. Поединок продолжался уже более 10 минут, но пока ни один из лётчиков не открывал огня - схватились слишком опытные, не уступающие в тактике и мастерстве пилотажа лётчики: два фашистских и один советский. Земских непрерывно маневрировал и использовал малейшую возможность для контратаки. К счастью, фашистские пилоты действовали несогласованно. Наконец, опытный глаз Земских заметил, что один "Мессер" на какой-то миг промедлил с маневром. Этим он и воспользовался, стрелок - радист Борис Егоров короткой пулемётной очередью прошил истребитель. Самолёт вспыхнул и пошёл к земле. Второй поспешил скрыться... В этот же день, являясь ведущим группы четырёх Ил-2, Владимир Земских нанёс удар по кораблям противника в порту Гдыня. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, группа задание выполнила успешно, потопив 2 вражеских корабля среднего тоннажа. Рассказано о 3-х боевых вылетах. А их на счету у Владимира Афанасьевича 110. В наградном листе, представленном на звание Героя Советского Союза, есть такие слова: "За короткое время тов. Земских из рядового лётчика вырос до командира эскадрильи. Эскадрилья под его командованием произвела 208 успешных боевых вылетов без потерь материальной части и экипажей и своими бомбардировочно - штурмовыми действиями нанесла тяжёлый урон противнику в технике и живой силе. Эскадрилья в Данцигско - Гдынской операции и в операции по прорыву укреплённой полосы противника на западном берегу реки Одер, благодаря умелой организации боевой работы тов. Земских, показала себя сплочённой боевой единицей, способной выполнять сложные боевые задания. Лично сам тов. Земских при выполнении боевых заданий уничтожил: 7 танков, 89 автомашин, 6 паровозов, 70 вагонов, взорвал 11 складов с горючим и боеприпасами, ... уничтожил более 300 гитлеровских солдат и офицеров". Много времени прошло с тех пор как Владимир Афанасьевич совершал эти полёты, но до сих пор они в памяти. Многое отдал бы старый лётчик, чтобы снова сесть за штурвал и произнести слова: "Прошу взлёт !". Каждый пилот помнит тот день, когда впервые попал в авиацию. У каждого в авиацию своя дорога. Кто из мальчишек не мечтал о службе в авиации ? Мечтал о ней и Владимир Земских. И всегда, когда над родным Благовещенском пролетал самолёт, он жадными глазами всматривался в голубую высь и твердил: "Буду лётчиком, обязательно буду !". Но мечта осуществилась не сразу. Быстро промелькнули школьные годы. Родители хотели, чтобы Владимир стал рабочим. Выполняя их волю, он поступил в ФЗУ при речном пароходстве. Учился прилежно, настойчиво. Здесь же, вступил в комсомол. А вскоре вместе с отцом Владимир пришёл в рабочий коллектив на базу речного флота. В 1933 году Владимира избрали членом пленума, а немного позже членом бюро Благовещенского горкома ВЛКСМ. Комсомольцы Благовещенска полюбили этого спокойного делового юношу и в мае 1937 года доверили ему руководство комитетом комсомола. Вскоре Владимир становится и членом бюро Амурского обкома ВЛКСМ. Общественная работа, заочная учёба в водном техникуме не мешали Владимиру заниматься парашютным спортом. В 1937 году по его инициативе комсомольцы базы построили 2 парашютные вышки. Владимир стал ведущим парашютистом области. Так был сделан первый шаг в авиацию. Как-то срочно Владимира вызвали в обком ВЛКСМ. Секретарь сказал о том, что ЦК комсомола объявил набор в авиацию и просил выяснить есть ли на заводе желающие. Владимир усмехнулся: "Найдём !". Домой пришёл радостный, сияющий. - Подал заявление в Иркутскую военную авиационно - техническую школу, - поделился он новостью с отцом. В марте 1940 года, после успешного окончания школы, он стал военным техником 2 ранга и начал работать в Омской лётной школе, обслуживая самолёты. ...Грянула война. Она потребовала большого количества лётного состава и Владимир поступает учится в Московскую школу пилотов, а затем в Чкаловскую школу лётчиков. Вскоре началась и боевая работа в 569-м штурмовом Краснознамённом авиационном полку. Прибыл Владимир Афанасьевич в часть в самый разгар напряжённой работы по подготовке к участию в Белорусской операции. Именно здесь, в небе Белоруссии, и произвёл он в июне 1944 года свой первый боевой вылет. А уже 5 июля он был удостоен первой награды - ордена Отечественной войны 1-й степени. Росло боевое мастерство, росло число уничтоженной техники противника. Самые ответственные задания поручало командование лётчику Земских, и не было случая, чтобы он не выполнил их. В любую погоду, днем и ночью, по нескольку раз в сутки водил он группы боевых самолетов на штурмовку вражеских объектов. За короткое время вырос до командира эскадрильи. На груди его прибавилось 3 ордена Красного Знамени - свидетельство боевого мастерства и мужества. Появилась и высшая награда Родины - "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. ...Отгремели бои, многие воины вернулись к своим мирным профессиям. Вернулся к ней и Владимир Афанасьевич, пересев с боевой машины Ил-2 за штурвал По-2, а затем Ил-14. Он продолжал летать, учил молодых авиаторов. Но годы давали себя знать. Когда врачебная комиссия категорически запретила подниматься в воздух, капитан запаса В. А. Земских поступил на работу руководителем полётов в Благовещенскийа эропорт. Владимир Афанасьевич по-прежнему оставался в авиации, найдя здесь своё второе призвание. Служение Родине продолжалось. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |