Марсель Альбер родился 25 Ноября 1917 года в Париже, в семье рабочего. Он рано познал тяготы жизни, работая металлистом на заводе "Рено". Закончил платные курсы пилотов. Лётному делу учился за свой счёт, выкраивая необходимые суммы из небольшого заработка. В 19 лет ему, как и многим другим французским лётчикам, дала путёвку в небо единственная в то время во Франции женщина - инструктор Ивон Журжон. В Феврале 1940 года был направлен в истребительную группу GC I / 3, где летал на самолёте "Моран 406". Весной 1940 года стал летать на "Девуатине 520" ( по другим источникам - CR-714 ). Во время битвы за Францию сбил один самолёт Do-17 в группе, ещё одна победа ( He-111 ) не была подтверждена. После капитуляции Франции его часть была переброшена в Оран ( Северная Африка ). 14 Октября 1941 года, будучи несогласным с политикой правительства Виши, вместе с Марселем Лефевром и Альбером Дюраном, на самолётах D-520 бежал в Гибралтар, откуда был направлен в Англию. Сражался в рядах деголлевских сил "Освобождения Франции", служил в 340-й эскадрильи "Иль - де - Франс". В Декабре 1942 года вступил в ряды "Свободных сражающихся сил Франции" и, в составе первой группы французских добровольцев, прибыл в Россию. Свой боевой путь в составе "Нормандии" начал весной 1943 года. Все тяготы фронтовой жизни он делил наравне с другими лётчиками. Каждый день на волоске от гибели - каждый вылет мог оказаться последним. Истребитель Як-1Б Марселя Альбера. Полотняный Завод. Март 1943 года.
Марсель Альбер сразу же привлекал внимание красивой и аккуратно подстриженной головой, строгими чертами лица и проницательными умными глазами. Стеснительный, без причин краснеющий, он обладал незаурядной волей, завидным упорством и большой настойчивостью. Когда весной развезло полевой аэродром, он первый стал взлетать и садиться, используя покрытую щебёнкой дорогу. И ни разу ни малейшим образом не повредил свой самолёт. 13 Июня 1943 года, в воздушном бою, вражеский снаряд повредил систему топливопитания его машины. Но с помощью ручного подкачивающего насоса - альвейера - можно было лететь. 200 км Альбер вручную питал мотор бензином, но долетел. Потом неделю не мог летать - чертовски болела рука и плечо. 16 Июля 1943 года Альбер и Прециози, баражируя в районе Думиничи, получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились к нему. "Рама" тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости попыталась уйти. Атака, ещё одна. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить. Ещё очередь и FW-189 перевернувшись в воздухе вошёл в свое последнее пике. А через несколько часов спустя друзья снова поднялись в воздух и вновь вступили в бой с противником... Як-9 Альбера Марселя, 1943 год. |
Трудным летом 1943 года "Нормандия" прошла суровую школу боёв. Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: "Если бы мы воевали тогда организованно, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой вылет в день, а надо было - пять..." В Феврале 1944 года, за победы в летней компании 1943 года, Марсель Альбер был награждён орденом Красного Знамени. В Мае 1944 года, когда эскадрилья "Нормандия" была преобразована в полк, Альбер был произведён в Лейтенанты и назначен командиром 1-й эскадрильи "Руан". В Октябре 1944 года восьмёрка "Яков" под командой Альбера Марселя провела удачный бой с 30 Ju-87 прикрываемыми 12 FW-190 из эскадры "Мёльдерс". В этом бою Альбер одержал сразу 2 победы, а его товарищи - ещё 5. В итоге противник, потеряв 7 машин, был вынужден оставить поле боя. Восьмёрка Альбера вернулась на свой аэродром без потерь. Истребитель Як-3 Лейтенанта Марселя Альбера. "Нормандия", Октябрь 1944 года.
Отличный бой провели французские лётчики под его командованием и 18 Октября 1944 года. В тот день эскадрилья встретила около 20 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием 6 истребителей. Французы, стремительно атаковав врага, сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам Марсель уничтожил в этом бою ещё 2 машины противника. 26 Октября 1944 года во главе 8 "Яков" Альбер вылетел для прикрытия наступающих советских войск. В районе барражирования увидел ниже вражеские самолёты, бомбившие наши позиции. Заметив "Яки", немцы повернули на запад. Восьмёрка Альбера, пользуясь высотой, легко догнала противника и обрушила на них мощь своего оружия. Стремительный удар разметал строй противника, они пытались уйти на бреющем полёте. По команде Альбера, французы бросились преследовать отступающего противника. А он вместе с Амарже, догнав самолёт врага, двумя длинными очередями уничтожил его. Это была 23-я победа отважного аса и 200-й самолёт на счету лётчиков "Нормандии - Неман".
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 Ноября 1944 года командиру 1-й эскадрильи полка "Нормандия - Неман" Старшему лейтенанту Марселю Альберу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 193 боевых вылета и имел на счету 23 сбитых самолёта противника официально ( из них - 16 в группе ) и 2 неподтверждённых ( 1 в группе ). При этом, 21 победа ( при 1-й неподтверждённой ) была одержана в России. В середине Декабря 1944 года Марсель Альбер был награждён Крестом освобождения и отправлен во Францию, в отпуск. В "Нормандию" он больше не вернулся - вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии "Франция", создаваемой в Туле ( которая так и не была сформирована ). После войны - долгое время оставался на службе в ВВС. С 1947 года Майор М. Альбер - в запасе. Был французским военно - воздушным атташе в Праге. По окончании службы переехал в США, где и проживал до конца своих дней во Флориде. |