КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Жан - Луи Тюлян родился 27 Ноября 1912 года в Нансе. Вырос в семье авиаторов - отец и два родных дяди воевали ещё в Первую Мировую войну. Закончил, популярное в ту пору во Франции, училище в Сен - Сире. Затем прошёл полный курс лётной школы в Версале и вскоре стал, по словам знавших его, лётчиком божьей милостью. Его отличали превосходная военная выправка, чёткость, аккуратность. Тюлян как бы представлял собой образец строевого офицера. В 1938 - 1939 годах работал инструктором, затем служил в Северной Африке, командовал эскадрильей в составе подразделения GC 1 / 7 "Provence". 5 Декабря 1940 года перебрался в Каир. В составе авиагруппы "Alsace" участвовал в воздушных схватках над Ливией. В Декабре 1942 года, в составе первой группы французских лётчиков - добровольцев, прибыл в Россию. Вспоминая о том времени, Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, инспектирующий лётчиков "Нормандии", писал позднее: "Жан - Луи Тюлян был опытным пилотом, летал на многих типах самолётов. Среднего роста, стройный, с тонкими, по - мужски красивыми чертами лица, он держался со всеми просто, но с достоинством. Тюляну было 35 лет, но выглядел он значительно моложе. Когда улыбался, его лицо выражало доброту, но порой взгляд становился проницательным, и казалось, что он читает мысли собеседника. В эскадрилье Тюлян пользовался огромным уважением. Худой, жилистый, с вечно блуждающей улыбкой, он всегда торопил время..." Очевидно, эти обстоятельства и послужили основанием для его назначения заместителем командира эскадрильи "Нормандия". Однако уже 22 Февраля 1943 года, после отъзда Жозефа Пуликена, Майор Жан - Луи Тюлян стал уже новым командиром эскадрильи. В конце Марта 1943 года Тюлян открыл счёт побед французских лётчиков, когда в паре с Литольфом атаковал большую группу Ме-109. Опешив от энергичных действий "Яков", противник растерялся. Один из "Мессеров", пытаясь изменить маневр, подставил "брюхо" прямо под прицел Тюляна. Длинная очередь - и противник, не выходя из крена, закувыркался к земле. В это время Литольф, ведя бой с 4 "Мессерами", подбил 2 из них. Вскоре у французских лётчиков кончились боеприпасы и плохо бы им пришлось, если бы, откуда ни возьмись, не появились советские "Лавочкины"... 13 Апреля Тюлян одержал свою вторую победу - сбил FW-190. Вскоре, в одном из боёв, спас от гибели своего ведомого, у которого в критический момент боя закончились боеприпасы. В Июне 1943 года Тюлян в паре с Бегеном встретили разведчик - корректировщик FW-189 под охраной пары "Фоккеров". Командир "Нормандии" вступил в бой с истребителями, предоставив "Раму" Бегену, и, пока тот охотился за FW-189, Тюлян сбил одного FW-190. Дидье Беген атаковал "Раму" несколько раз, но подбитый корректировщик всё - таки сумел уйти на бреющем полёте. Как лётчик - истребитель Тюлян был выше всяких похвал. Он привлекал всех своим обоянием, влюблённостью в авиацию, неукротимым бойцовским духом. Машины и полёты - это было для него всем. 17 Июля 1943 года он погиб в воздушном бою с большой группой FW-190. А вот что пишет о своём друге бывший командир полка "Нормандия - Неман" Пьер Пуйяд: "Прибыв в Россию, Тюлян оставался тем же спартанцем, каким был всегда. Внешне он был сдержан и даже холоден, но умел внушить к себе любовь и уважение. Без полётов не мыслил жизни. Презирал опасность, превыше всего ценил решительность и отвагу. Чтобы первым взлетать по тревоге - спал в землянке, находящейся в 20 метрах от самолёта. С неизменной улыбкой на лице, он находил выход из любых самых сложных ситуаций. На него ровнялись все лётчики. Когда наступление было в разгаре, он завидывал тем, кто в нём участвует, и казался несчастным, когда оно затихало. Он даже просил перевести нас в более напряжённый сектор боёв, чтобы не сидеть без дела. Як-1Б Майора Жана - Луи Тюляна. Полотняный Завод, Март 1943 года. Можно ли удивляться тому, что он погиб ? У него была репутация безрассудно смелого и удачливого лётчика, а это не могло продолжаться вечно. Его звезда - такая яркая - не могла гореть долго. 17 Июля под Орлом, ангел - хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт, Гибель Тюляна потрясла всю эскадрилью - Жан был не только её командиром, но и её душой. Особенно угнетало лётчиков то, что его нельзя было даже достойно похоронить, так и не удалось даже примерно установить, в каком месте упал его самолёт..." За период своего недолгого пребывания на Советско - Германском фронте, Жан - Луи Тюлян одержал в воздушных боях 3 победы. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, командир эскадрильи "Нормандия" Майор Жан - Луи Тюлян посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |