КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Якименко Антон Дмитриевич |
Родился 5 декабря 1913 года в селе Володарское Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов начальной средней школы в 1932 году, затем до 1934 года учился в Мариупольском металлургическом техникуме. В сентябре 1934 года поступил и в 1935 году окончил 11-ю Луганскую школу военных пилотов имени Пролетариата Донбасса. Служил в авиачастях Забайкальского военного округа пилотом и флаг-штурманом эскадрильи. С 23 мая 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол. 12 июля ранен в воздушном бою. Флаг-штурман 2-й эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка лейтенант А. Д. Якименко, совершил более 100 успешных боевых вылетов, проявив высокое лётное мастерство и храбрость, сбил 7 самолётов противника. Участвовал в штурмовке наземных объектов - позиций артиллерийских батарей, аэродромов. 29 августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После боёв в Монголии был лётчиком - инспектором по технике пилотирования и заместителем командира 67-го истребительного авиационного полка. В 1941 году окончил курсы усовершенствования при Военной академии командного и штурманского состава при Военно-Воздушной академии. С началом Великой Отечественной войны сражался на на Юго-Западном, Северо-Западном, Калининском, Воронежском и 2-м Украинском фронтах в должностях заместителя командира и командира 292-го, 427-го и 151-го Гвардейского истребительных авиаполков. Дважды ранен. За годы Великой Отечественной войны в небе Украины, Ленинграда, Сталинграда, Курска, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии провёл около 100 воздушных боёв. Уничтожил лично и в составе группы 30 вражеских самолётов. В послевоенные годы был старшим инспектором-лётчиком по технике пилотирования ВВС округа, командиром авиационной дивизии. В 1955 году окончил Высшую военную академию Генерального штаба, служил на ответственных должностях в ВВС, был заместителем председателя ЦК ДОСААФ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1966 года ему присвоено звание "Заслуженный военный лётчик СССР". С декабря 1967 года работал заместителем председателя ЦК ДОСААФ СССР. С 1972 года генерал-лейтенант авиации А. Д. Якименко - в запасе. Жил в Москве. Автор книги - "В атаке "Меч !". Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ); медалями, а также монгольскими орденами - Сухэ-Батора, Боевого Красного Знамени и "Полярная Звезда", румынским орденом Вдадимиреску. За свою жизнь этот выдающийся лётчик совершил 7934 полёта на 36 типах самолётов, провёл в воздухе 5680 часов. "Произвёл 1055 боевых вылетов с налётом 891 часа", - записано в его лётной книжке. Свой первый полёт курсант Луганской военно-авиационной школы пилотов выполнил осенью 1934 года, а последний вылет совершил почти 40 лет спустя, в декабре 1972 года. Он поднимал в воздух первые советские самолёты - Р-1, У-2 и И-5, а на закате своей лётной карьеры уходил на сверхзвук и поднимался на 20-км высоту на МиГ-21. Он родился 5 декабря 1913 года в посёлке Володарское Екатеринославской губернии. Окончил 7 классов, учился в металлургическом техникуме, позднее в Луганской военно-авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса. После окончания школы служил в Забайкалье. Свои первые воздушные победы он одержал над рекой Халхин-Гол летом 1939 года. В середине июня японцы неожиданно активизировали свои действия в районе озера Буир-Нур. У нашего командования не было точных данных об обстановке в этом районе, поэтому решено было провести воздушную разведку. Утром 17 июня звено истребителей в составе Антона Якименко, Николая Гринёва и Романа Райкова поднялось в воздух. К озеру Буир-Нур подошли с юга на высоте 4000 метров. Внизу виднелись юрты объединения "Монголрыба". Возле них - десятки людей, а справа на пригорке стояла артиллерийская батарея. "Японцы ! - решил Якименко. - А может, наши сюда подошли ?" Снизились до бреющего полёта. С земли затрещали винтовочные выстрелы. На одной из юрт лётчики заметили белый флаг с красным кружком посередине. Сомнений не было: "Монголрыба" в руках противника. Взмыв вверх, ведущий повёл звено в направлении Шутэн-Сумэ. Здесь лётчики обнаружили до роты солдат, расчищавших площадку от травы и кустарника. Тут же стояло несколько автомашин, с которых сгружали бочки. В стороне белели 2 палатки. Якименко предположил, что здесь готовится полевой аэродром для японских истребителей. Выполнив задание, Антон повёл звено на свой аэродром. Впереди показались чёрные точки. Это были японские истребители И-96. Их было 18. Рискованно вступать в бой, когда у противника 6-кратное превосходство. Обстановку Якименко оценил мгновенно: наши И-16 имеют большое преимущество в скорости и высоте, занимают выгодное положение для атаки со стороны солнца. К тому же японские истребители возвращаются из нашего тыла, летят с задания и у них наверняка на исходе горючее. А раз так, то они не смогут длительное время вести активный воздушный бой... Антон решительно повёл звено в атаку. Японцы не ожидали такой дерзости, не предполагали, что советские лётчики пойдут на такой риск. Но это был риск, основанный на трезвом расчёте. Якименко настиг японского истребителя, приблизился к нему метров на 150 и нажал на гашетку. Огненные струи хлестнули по фюзеляжу И-96, и тот, клюнув носом, пошёл вниз, оставляя за собой косматый шлейф дыма. Взмыв к небу, Якименко огляделся. В блестевшее на солнце солёное озерцо рухнул ещё один японский истребитель, а третий, преследуемый Романом Райковым, врезался в крутой берег реки. Одержав победу, советские лётчики стали уходить на свою территорию. Японцы вначале их преследовали, но, поняв всю бесполезность погони, через минуту - другую повернули обратно. "Значит, у них на исходе горючее", - подумал Якименко, утверждая себя в правильности принятого им решения. Это была первая победа старшины пилота Антона Якименко, с которой его тепло поздравили командир полка майор Н. Г. Глазыкин и комиссар В. Н. Калачёв. В памяти Антона Дмитриевича остались многие бои в небе Монголии. Он вылетал на боевые задания по 3-4 раза в день, принимал участие во всех крупных воздушных сражениях, которые вёл полк. 22 июня сбил 2-й японский истребитель. На И-16 с бортовым номером "18" старшина - пилот Якименко произвёл в небе Монголии около 100 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 7 японских самолётов. В начале августа 1939 года флаг-штурман 2-й эскадрильи 22-го ИАП (1-я армейская группа) лейтенант Якименко за 3 сбитых самолёта был представлен к званию Героя Советского Союза. В одном из боёв получил 3 пулевых ранения в правую ногу, но самолёт не оставил, посадил его на свой аэродром. До мельчайших подробностей запомнил он свой последний боевой вылет, едва не стоивший ему жизни... Было это 12 июля. Японское командование, потерпев неудачу в своих попытках ликвидировать наш плацдарм на восточном берегу реки Халхин-Гол, пыталось массированными ударами с воздуха по наземным войскам и тыловым объектам выместить всю злобу за поражение, подорвать боеспособность советских и монгольских войск. Активные действия японской авиации в этот день мешали ликвидации крупного японского отряда, пробравшегося в район центральной переправы и окружённого нашими подразделениями. 2-я эскадрилья, в составе которой сражался Якименко, в середине дня по тревоге поднялась в воздух. Бой с японскими истребителями завязался над баянцаганской излучиной реки. После первой атаки строй распался, ведомые отстали. На хвост машины Якименко садился японский И-97. Вспомнив слова Кравченко: "Истребитель обороняется нападением", Якименко сделал крутой разворот и стремительно атаковал противника в лоб. Тот сразу же свечой взмыл вверх - струсил, и Антон устремился за ним. Чувствовалось, что японец был опытным лётчиком, и Якименко потребовалось немало труда, чтобы занять выгодную позицию для стрельбы по вражеской машине. На этот раз в хвост японскому самолёту зайти не удалось, и Якименко подошел к нему сбоку, поймал в прицел тёмный кружок на фюзеляже и нажал на гашетку. Но чуть раньше японский лётчик взмыл вверх, и пули прошли мимо. Антона взяла досада. Теперь он зашёл в хвост И-97 и стал приближаться к японцу, чтобы сбить наверняка. Все его мысли в эти секунды были подчинены одному - победить врага, сбить его. "Где же здесь инстинкт ? - подумал Антон, вспомнив рассказы некоторых лётчиков о том, что в воздушном бою лётчик действует порой инстинктивно. - Нет, нельзя сводить к инстинкту деятельность разума, волю и мужество лётчика". Расстояние между самолётами хотя и медленно, но сокращалось. Метров с 200 Якименко дал по самураю короткую очередь. На этот раз она попала точно в цель. Вражеский самолёт задымил и пошёл к земле... В секунды азартной погони на машину Якименко с высоты внезапно спикировало звено японских истребителей. Лётчик потянул рычаги на себя, дал полный газ. Самолёт круто пошёл вверх, но было уже поздно: короткая очередь из пулемёта прошила кабину. Словно калёным железом обожгло правую ногу. Но Якименко не сбавил скорости, не прекратил борьбы. Он ошеломил противника каскадом сложных фигур, вышел из боя и на бреющем полёте помчался в сторону своего аэродрома. Истекая кровью, теряя силы, Антон сумел довести повреждённую машину до своего аэродрома. После посадки выключил мотор и тут же потерял сознание. Товарищи извлекли его из кабины и на санитарной машине отправили в соседний фронтовой госпиталь. Раны оказались тяжёлыми. Лечиться пришлось долго, но оставшись в строю, он участвовал в выполнении боевых заданий до заключения перемирия на Халхин-Голе 16 сентября 1939 года. Когда после окончания боевых действий его вызвал начальник ВВС Красной Армии Я. Смушкевич и предложил на выбор ряд должностей, вплоть до Генеральской, Якименко отказался от тешивших честолюбие предложений. Это не было неуверенностью в себе, это была просто гражданская ответственность. После выздоровления Антон Дмитриевич был переведён на службу в город Ржев инспектором по технике пилотирования 67-го истребительного авиационного полка. В его составе он принимал участие в походе войск Красной Армии с целью воссоединения Бессарабии с Советским Союзом. Вскоре он был избран депутатом Верховного Совета Молдавской ССР. Накануне войны он окончил курсы усовершенствования штурманов. В июне 1941 года был майором и заместителем командира 292-го ИАП, служил на советско-румынской границе. Там, в Молдавии, встретил Якименко Великую Отечественную войну. Снова бои, снова сражения, в которых опытный ас проявил высокое мастерство и совершил новые подвиги. Вскоре он одержал первую победу, сбив на пушечном И-16 24-й серии тяжёлый двухмоторный бомбардировщик Не-111. Позднее он воевал под Тихвином и Калачом. Осенью 1941 года майор А. Д. Якименко был направлен на Ленинградский фронт и назначен командиром 427-го ИАП. Через год этот полк был переведён под Сталинград и участвовал в сражении за этот город. Впоследствии полк участвовал в Курской битве и в операции по форсированию Днепра. В канун Курской битвы на базе полка была создана специальная группа "Меч" двухэскадрильного состава, нацеленная на борьбу с истребителями противника. К концу битвы под Курском на счету Якименко было 8 сбитых самолётов противника. Вот строки из боевой характеристики на командира 427-го истребительного авиационного полка майора А. Д. Якименко: "В период с 24 октября 1942 года по 10 января 1943 года полк произвёл на Калининском фронте 735 самолёто-вылетов. Полком сбито 13 самолётов противника. Лично майор А. Д. Якименко - отличный лётчик, смело вступает в бой с противником... Командир 292-й штурмовой авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник Н. Каманин". Летом 1944 года Якименко вновь оказался на границе с Румынией, теперь он был полковником, а его часть (ставшая 151-м ГвИАП) получила новейшие самолёты Як-3. 20 августа 1944 года в районе Ясс 10 советских лётчиков, во главе с командиром полка Антоном Якименко, вылетели на боевое задание. Совсем недавно полк получил истребители Як-3, и вот теперь лётчики спешили проверить их в бою. За линией фронта группа FW-190 вела бой с "Лавочкиными". С небольшим доворотом влево группа перешла в пике и открыла огонь. Противника будто разметало, так поспешно он оставил поле боя. Якименко поднял группу выше и увидел бомбардировщики противника - 36 машин, шедших в сопровождении 20 истребителей Ме-109. Атака сверху была неотразима. Вот уже вписался в прицел "Юнкерс". Якименко жмёт на кнопку управления огнём и вражеский самолёт устремляется в свое последнее пике... "Яки" уходят вверх, затем атакуют уже истребители прикрытия. Те, бросив своих подопечных, быстро уходят вниз - встреча с новыми Як-3 для них оказалась полной неожиданностью. Теперь наша группа снова атакует "Юнкерсы" и сбивает ещё 2 машины. Затем лётчики атакуют "Мессеров" и добиваются новой победы. Всего же, в этом бою, было сбито 5 бомбардировщиков и 3 истребителя Ме-109, без потерь с нашей стороны... Истребитель Як-3 командира 151-го Гвардейского ИАП А. Д. Якименко. Весна 1945 года.
В начале ноября 1944 противник в районе Надькерепта танками и пехотой пытался восстановить ранее утраченные позиции, контратаковав советских войска. Противник, стремясь сорвать наступление советских войск или хотя бы замедлить его, повысил активность своей авиации, однако успешные действия советских истребителей в большинстве случаев не позволяли фашистским лётчикам нанести прицельные удары. Истребительная авиация прочно удерживала господство в воздухе и не допускала фашистских лётчиков к полю боя. Результативный бой провела восьмёрка истребителей 150-го Гвардейского авиаполка под командованием Героя Советского Союза Гвардии подполковника А. Д. Якименко. Прикрывая свои наземные войска в районе Ясберень, она встретила более 20 вражеских истребителей и провела лобовую атаку, в ходе которой А. Д. Якименко и Гвардии капитан Н. И. Леонов сбили по одному самолёту. В завязавшемся воздушном бою Гвардии лейтенант И. Ф. Шаменков и Гвардии младший лейтенант А. А. Сергеев обили по одному Ме-109, а Гвардии младший лейтенант В. Г. Лапшин - FW-190. Потерь группа не имела. Пройдя с боями Молдавию, он освобождал Румынию, Болгарию, Венгрию, участвовал в боевых действиях над территорией Австрии, последние боевые вылеты выполнил уже в Чехословакии. По данным, приведённым Н. Г. Бодрихиным в книге "Советские асы", за время боевых действий в 92 воздушных боях на И-16, Як-1, Як-9 и Як-3 Гвардии Полковник А. Д. Якименко лично сбил 38 самолётов противника (1 Не-111, 8 Ju-88, 2 FW-189, 11 Ju-87, 5 Ме-109, 4 FW-190 и 7 японских). По другим источникам имел 30 побед в 2-х войнах. Встречаются и другие цифры. Так например, в книге Н. М. Румянцева "Герои Халхин-Гола", указывается на 10 личных и 35 групповых побед, одержанных в 241 боевом вылете и 29 воздушных боях. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 + 0 побед в ВОВ и 3 + 4 в Монголии. ] Одна из последних побед была одержана 20 марта 1945 года (сбит истребитель FW-190). В боях Якименко был трижды подбит и трижды сажал машину на своей территории. Список известных побед Гвардии
подполковника А. Д. Якименко:
Имя Героя Советского Союза А. Д. Якименко долгие годы носила пионерская дружина володарской средней школы № 1. Герой часто бывает на родине, встречается с земляками, рассказывает о подвигах товарищей в боях с врагами, о нашей славной советской авиации, надёжно охраняющей мирное небо страны. Антон Дмитриевич - основатель лётной династии: его сын, Сергей Антонович, лётчик - инспектор, Полковник, летает на Су-27, внук - Дмитрий Борисович Зотов пилотирует МиГ-29. |
Дополнительная информация о А. Д. Якименко.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |