Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Бискуп Пётр Игнатьевич


Бискуп Пётр Игнатьевич

Родился в 1911 году. В рядах Красной Армии с 1933 года.

Участник Советско - Финляндской войны. Был военкомом 4-й авиаэскадрильи 13-го истребительного авиационного полка, старший политрук. В воздушных боях сбил 1 самолёт противника.

С начала Великой Отечественной войны капитан П. И. Бискуп в действующей армии. Участник обороны полуострова Ханко в той же должности.

С декабря 1941 года - заместитель командира 71-го истребительного авиационного полка по лётной части. В период с 28 марта по 15 апреля 1942 года исполнял обязанности командира полка. С осени 1942 года - на Высших офицерских курсах.

С 14 Июня 1943 года майор П. И. Бискуп был начальником штаба 4-го Гвардейского истребительного авиационого полка КБФ.

Всего выполнил 132 боевых вылета на И-153. В 24 воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 4 - в составе группы  ( по другим источникам - 2 лично и 5 в группе ).

Впоследствии на преподавательской работе в военных учебных заведениях.

С 1957 продолжил службу в войсках ПВО страны, дослужился до Полковника.

Награждён орденами: Ленина  ( 22.04.1942 ), Красного Знамени   ( 07.02.1940, 1941, 23.09.1942 ); медалями.

*     *     *

Боевое крещение Пётр Бискуп получил в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Так, в газете "Красный Балтийский Флот" от 4 февраля 1940 года была помещена следующая заметка:

"В последних воздушных схватках с белофиннами балтийские лётчики увенчали советскую морскую авиацию новыми подвигами. Группа истребителей сопровождала бомбардировщики. В момент пролёта над вражеским аэродромом в воздух поднялись 3 белофинских самолёта. При взлёте один самолёт был сбит майором орденоносцем т. Романенко.

Другая группа истребителей сопровождала бомбардировщики в район железнодорожного узла. После бомбардировки на наши самолёты, находившиеся на высоте 4000 метров, налетели белофинские стервятники. Звено истребителей в составе капитана Мясникова, Козлова и Перегудова вступило в бой. В ходе боя Мясников сбил один самолёт, который загорелся и врезался в землю. Младший лейтенант Козлов сбил 2-й самолёт противника. В это же время 2 вражеских самолёта пытались атаковать наши бомбардировщики. Звено истребителей во главе с лётчиком Бискуп вступило в бой. Бискуп сбил один "Фоккер". Одновременно с этим "Фиат" пытался атаковать Мясникова, но лобовой атакой лётчика Овчинникова был сбит. В этом бою исключительное мужество проявили Мясников, Бискуп, член партии Овчинников и комсомолец Козлов".

Начало Великой Отечественной войны застало капитана П. И. Бискупа на полуострове Ханко. О событиях тех дней, Бискуп написал небольшую заметку, вошедшую в сборник статей - "Гангут. 1941 год."  ( выпущен в 1974 году "Лениздатом" ).

Группа лётчиков 13-го ИАП ВВС КБФ.

Группа лётчиков ВВС КБФ.

С декабря 1941 года Пётр Бискуп был заместителем командира 71-го истребительного авиационного полка по лётной части. Летал, как и прежде, на самолёте И-153. В период с 28 марта по 15 апреля 1942 года исполнял обязанности командира полка. С осени 1942 года учился на Высших офицерских курсах.

И-153 майора П. И. Бискупа. 1942 г.

Прославленный лётчик - истребитель ВВС Краснознамённого Балтийского флота Герой Советского Союза генерал - лнйтенант авиации Василий Фёдорович Голубев в своих воспоминаниях так пишет о П. И. Бискупе:

"В июне 1942 года майор П. И. Бискуп, бывший заместитель по лётной подготовке 71-го ИАП, был назначен начальником штаба нашего 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Петра Бискупа я знал давно и хорошо. Первый раз судьба свела меня с ним на полуострове Ханко осенью 1941 года. Тогда он был комиссаром эскадрильи в звании капитана, считался душой своего подразделения и не раз успешно наносил бомбово - штурмовые удары по войскам и плавсредствам белофиннов. По возвращении с Ханко он продолжал службу в 71-м авиаполку, но почему-то оставил должность политработника. Провоевал некоторое время заместителем командира того же полка по лётной части и уехал в тыл на учёбу. И вот теперь вновь сменил профиль своей работы, пытаясь стать летающим боевым начштаба.

Назначение майора Бискупа взамен майора Тарараксина - штабника, как говорится, до мозга костей - в тот период было не совсем желательным и полезным для полка событием. Надо сказать, что он совершенно не имел опыта штабной работы и склонности к ней. И конечно, ясно было, что придётся потратить много сил и упорства, чтобы вновь назначенный начальник штаба стал работать вровень с остальными руководителями полка".

Прибыв в полк, Бискуп переучился на новый самолёт Ла-5   ( позже и Ла-7 ). Однако, в его душе произошёл какой-то надлом и на боевые задания он уже не летал. Возможно причиной этому послужил случай, когда его "Чайка" была случайно сбита прославленными балтийскими асами Георгием Костылевым и Игорем Каберовым, принявшим его биплан за вражеский. Самолёт Бискупа упал на окраине аэродрома, лётчик к счастью остался жив.

В марте 1945 года Гвардии майор П. И. Бискуп покинул 4-й Гвардейский истребительный авиаполк. Вспоминает В. Ф. Голубев:

"Весной 1945 года майор П. И. Бискуп, так и не залечив своего душевного надлома, получил назначение в Ейское авиаучилище. Забегая вперёд, должен сказать, что там он оказался более полезным, чем в строевых частях. Его труд в последующие годы мы почувствовали в хорошей подготовленности прибывающих из Ейского училища молодых лётчиков. Правильно говорят в народе - на войне у каждого свой удел".

Всего за период Великой Отечественной войны П. И. Бискуп выполнил 132 успешных боевых вылета. Проведя 24 воздушных боя, сбил 5 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами  [ По данным исторического исследования "Гвардейцы Балтики крылатой" И. Цапова, В. Конева и Ю. Мясникова, боевой счёт лётчика составляет 2 личные и 5 групповых побед. ]

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора П. И. Бискупа:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
119.04.1942 г.1  Ме-109КрасногвардейскИ-153, Ла-5, Ла-7.
202.06.1942 г.1  Не-111Кронштадт
305.06.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Кронштадт  ( ночью )
408.06.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )район Ленинграда
508.07.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )западнее мыса Инониеми
631.08.1942 г.1  "Капрони"  ( в паре - 1 / 2 )Лавансаари

      Всего сбитых самолётов - 5 + 4  [ 2 + 4 ];  боевых вылетов - 132;  воздушных боёв - 24.

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности.

Днём 02.12.1941 года с полуострова Ханко на УТ-2 вылетели в Кронштадт М. Я. Васильев и А. Ф. Лазукин. Ещё 5 И-153 под командованием комиссара П. И. Бискупа вылетели позже и взяли на бреющем курс на Кронштадт - плохая погода была на всем маршруте. На аэродром заходили с минимальным остатком горючего, но все сели благополучно. Последними вылетели с аэродрома Ханко 8 И-16 под командованием Капитана А. В. Ильина. Самолёты вели А. Ю. Байсултанов, В. Ф. Голубев, А. Х. Овчинников, М. К. Старухин, Д. М. Татаренко, И. Л. Творогов и Г. Д. Цоколаев. За техниками должен был прийти катер, но не пришёл. Поэтому каждый лётчик И-16 взял одного техника, посадив его за броневой спинкой сиденья. У маяка Толбухин кончилось горючее у И-16 Старухина. При попытке сесть на фюзеляж самолёт врезался в торосистый лёд. Пилот и его техник погибли. Также без горючего в районе форта Серая лошадь сел на снег, не выпуская шасси, Г. Цоколаев. У самолёта поломан винт. Остальные И-16 благополучно приземлились на аэродром Бычье Поле.

Бискуп П.И.

28.03.1942 года группы И-153 из 71-го ИАП  ( 61-я ИАБР, КБФ )  во взаимодействии с И-16 из 11-го ИАП с 06:23 по 19:05 наносили штурмовые удары по наступающим войскам противника в районе острова Гогланд. В течение дня проведено 8 воздушных боёв.

В 18:40 группа из 12 И-153  ( ведущий П. И. Бискуп )  из 71-го ИАП и 6 И-16 из 11-го ИАП на высоте 1000 метров при выходе из штурмовки войск на острове Гогланд были атакованы сверху сзади группой 15 Ме-109 и 8 ФД-21. После первой атаки прикрывающая группа из 6 И-153  ( ведущий К. В. Соловьёв )  первой вступила в воздушный бой с численно превосходящими силами противника. Звено И-153 выпустило РСы, которым был сбит один ФД-21. Бой протекал на полувертикальном вираже по кругу с оттягиванием к острову Лавансаари. В районе острова сержант В. Ф. Фёдоров, оставшись один, дрался с 8 ФД-21. Из-за выработки горючего произвёл вынужденную посадку в районе острова, сделав при этом полный капот. К. В. Соловьёв в паре с Лейтенантом Н. П. Кучерявым продолжали бой с 8 самолётами противника. Подбит один ФД-21, который вышел из боя.

6 раз заходили Ме-109 в хвост Соловьёву, и всё время Кучерявый выбивал их оттуда. Пара Ме-109, набрав высоту, бросились на Кучерявого, но тут уже успел Соловьёв. Внезапная атака справа, и "Мессер" упал на лёд.

Посты СНИС острова Сейскар и Лавансаари донесли о падении 3-х ФД-21 и одного ПЗЛ-24.

19.04.1942 года 6 И-153  ( П. И. Бискуп - И. И. Голосов, Антонов - Ю. А. Спицин, А. М. Шитов - В. Ф. Фёдоров )  под прикрытием 6 И-16  ( ведущий Г. М. Шварёв )  из 71-го ИАП  ( 61-я ИАБР, КБФ )  вылетели по маршруту Кронштадт - Красногвардейск. Расстояние от цели 91 км. Высота полёта штурмующей группы 600 - 25 метров, группы прикрытия - 900 - 1000 метров.

Заход был сделан вдоль бетонной взлётной полосы, вдоль которой плотно расположенные в ряд стояли около 25 Ju-88 и Ju-87. В 10:10 снизившись до высоты 30 метров нанесли удар огнём РСов и пулемётов по самолётам на аэродроме Красногвардейск. При штурмовке взлетело 4 Ме-109, из которых один был сбит на взлёте Капитаном П. И. Бискупом.

Удар производился при сильном противодействии зенитной артиллерии и зенитных автоматов. Прямым попаданием зенитного снаряда у И-153 лётчика Шитова отбита полукоробка. Самолёт с высоты 50 метров упал на аэродром, лётчик погиб. И-153 Спицина загорелся в воздухе и упал на северной окраине аэродрома у леса   ( лётчик остался жив и попал в плен ). В бою 3 Ме-109 с 4 И-16 группы прикрытия подбит Ме-109, который упал в районе Коммолово. Самолётом противника сбит И-16 старший политрука М. И. Студеникина  ( упал в Александровский парк города Пушкина ).

Таким образом на аэродроме уничтожено до 15 Ju-87 и Ju-88 и сбито 2 Ме-109.

00:19-01:10. Капитан П. И. Бискуп вёл воздушный бой с бомбардировщиками - миноносцами на высоте 1000 - 2000 метров и сбил He-111. Он же в период 00:54-01:05 на высоте 1000 - 2000 метров атаковал He-111, который с крутым пикированием ушёл на север.

05.06.1942 года в течении ночи лётчики 71-го ИАП совершили 7 самолёто-вылетов на отражение налёта до 35 He-111 и Ju-88 на южные форты Кронштадта. И. И. Сербин в паре с П. И. Бискупом, Сербин в паре с А. В. Алексеевым, И. И. Горбачёв и А. Г. Батурин лично сбили по одному He-111.

08.07.1942 года в период 00:40-02:30 звено И-153 и звено И-16 из 71-го ИАП отражали налёты самолётов-миноносцев в районе северных фортов Кронштадта. П. И. Бискуп и К. В. Соловьёв огнём РСов и пулемётов сбили Ju-88. Самолёт упал западнее мыса Инониеми у берега, что подтвердил штаб ПВО Кронштадта. Майор Алексеев прямым попаданием РСа зажёг Ju-88. С самолёта выпрыгнул один парашютист. Ju-88 упал в лес на остров Бьёрке.

31.08.1942 года 4 И-153 из 71-го ИАП  ( ведущий П. И. Бискуп )  барражировали над Лавансаари. Появилось 12 "Капрони" и "Фиатов". Лобовой атакой РСами строй и порядок противника был нарушен. Противник пытался собраться в группы по 4 - 6 самолётов, но последовательными атаками РСами наши лётчики не дали ему этого сделать. Противник перешёл к отдельным парным атакам, при этом смело шёл в лобовые. В одной из атак "Капрони", отворачивая влево, подставил "пузо". Бискуп и Груздев дали по нему очередь, после чего самолёт перевернулся, задымил и со снижением пошёл к воде. Бискуп ведя беспрерывный огонь, сопровождал его с высоты 800 метров до 160, пока тот не упал в воду.

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой."




Грохочущее небо Ханко.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz