КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Торопчин Николай Степанович |
Родился 19 Октября 1904 году в селе Воздвиженское, ныне Пономарёвского района Оренбургской области, в семье крестьянина. В 1923 году окончил 10 классов и добровольно вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую Военно - теоретическую школу ВВС ( в 1925 году ), практический курс обучения проходил в 1-й Военной школе лётчиков имени А. Ф. Мясникова в городе Кача. В 1927 году окончил Высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания в Серпухове, курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно - инженерной академии имени Н. В. Жуковского ( 1933 год ), Высшую лётно - тактическую школу в Липецке ( 1935 год ), Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба ( 1952 год ). Участвовал в операциях войск Красной Армии в Западной Украине и Белоруссии в Сентябре 1939 года и в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. К Марту 1940 года командир 25-го истребительного авиационного Краснознамённого полка ( 59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт ) Майор Н. С. Торопчин совершил 44 боевых вылета на разведку, штурмовку, бомбардировку живой силы и техники противника. 21 Марта 1940 года за подвиги в боях с белофиннами удостоен звания Героя Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался на Северо - Западном, Ленинградском фронтах и в системе ПВО страны. Командовал полком, затем 125-й истребительной авиационной дивизией. Участвовал в оборонительных операциях первого периода войны под Ригой, обороне Ленинграда, Москвы, Тулы, освобождении Белоруссии, Польши. После войны до 1958 года служил на командных должностях в ВВС. Умер 7 Мая 1987 года. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ); медалями. Н. С. Торопчин прошёл большой и славный путь от рядового лётчика до Генерала. Осенью 1939 года, командуя полком, он участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Белоруссию. Особо отличился в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. К этому времени он уже был не только опытным лётчиком - истребителем, но и зрелым командиром авиационного полка. Командующий ВВС 7-й армии Герой Советского Союза комдив С. П. Денисов в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза отмечал: "Авторитетный, волевой и боевой командир авиаполка. Летает на истребителях 14 лет. С начала боевых действий на финском театре лично много раз водил своих лётчиков в атаку. Награждён орденом Красного Знамени. За личную отвагу и храбрость, за отличную организацию боевой работы полка в тяжёлых зимних условиях на озёрных аэродромах достоин присвоения звания Героя Советского Союза". 21 Марта 1940 года Майор Торопчин Николай Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме него ещё 3 лётчика полка также были удостоены этого звания, а полк награждён орденом Красного Знамени. Воздушная разведка в этой войне была началом всех начал. И, несмотря на сложные метеоусловия, Торопчин как опытный лётчик - командир летал на разведку белофинских резервов, железнодорожных узлов, аэродромов, а затем водил своих лётчиков на уничтожение этих войск и боевой техники врага. Более 50 раз вылетал Н. С. Торопчин в глубокий тыл противника. Под его командованием были совершены 3 налёта на аэродромы белофиннов в их глубоком тылу, уничтожено большое количество вражеских самолётов без единой потери своих. Николай Степанович, вспоминая о воздушных боях, рассказывал: - Истребители много раз направлялись в тыл противника, искали врага. В те дни, чуть ли не каждый раз, мы возвращались на аэродром с победой". 12 Марта 1940 года Н. С. Торопчин во главе полка прикрывал боевые порядки 90 бомбардировщиков СБ из 18-й авиабригады Полковника В. В. Нанеишвили, летевшей в глубокий тыл противника, чтобы взорвать железнодорожный мост в Иматра, который имел большое стратегическое значение. У цели зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Оглушительный удар потряс самолёт Торопчина. Зенитный снаряд угодил в цилиндр двигателя. Выбило масло, забрызгало козырёк фонаря кабины, но командир не оставил строя. Только после выполнения боевой задачи он с большим трудом преодолел линию фронта и сумел посадить израненный самолёт на свой аэродром. В каких только переделках не приходилось бывать этому мужественному лётчику ! И он всегда выходил победителем, показывал своим подчинённым примеры отваги и боевого мастерства. В годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылся талант Н. С. Торопчина как военачальника. С начала и до конца войны он сражался на Северо - Западном, Ленинградском фронтах, затем в составе войск противовоздушной обороны страны. Командовал авиаполком, а с 3 Марта 1942 года - 125-й истребительной авиадивизией ПВО. 10 Октября 1943 года ему было присвоено воинское звание Генерал - Майор авиации. С 16 Мая 1944 года по 15 Марта 1945 года командовал 36-й истребительной авиадивизией ПВО. За умелое руководство дивизиями и боевые заслуги Н. С. Торопчин дважды награждался орденом Красного Знамени. В послевоенные годы Николай Степанович продолжал службу в Советской Армии. После окончания Высших академических курсов при Военной академии Генерального штаба Генерал - майор авиации Н. С. Торопчин занимал ряд ответственных постов в аппарате ПВО страны. С 1958 года, выйдя в запас, он жил в Москве. Вёл большую общественную и военно - патриотическую работу по воспитанию молодёжи. |
Бой ведут лётчики - истребители
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |