Ляшенко Варвара Сергеевна - женщина-пилот ВОВ - Красные соколы: советские летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Ляшенко Варвара Савельевна

В.С.Ляшенко.

Варвара Савельевна Ляшенко - одна из немногих советских женщин, освоивших в годы Великой Отечественной войны грозный штурмовик Ил-2. Она родилась в 1917 году, в городе Николаеве  ( Николаевская область, Украина ). С началом войны, добровольцем встулила в Красную Армию.

3 Мая 1943 года погибла при выполнении боевого задания.

Отважная лётчица похоронена в городе Краснодаре на Всесвятском кладбище  ( офицерский участок, могила № 1243 ).

*     *     *

О жизни и боевом пути этой лётчицы вспоминает дважды Герой Советского Союза Николай Михайлович Скоморохов в своей книге "Служение Отчизне".

"Аэродром в Белореченской, куда мы перелетели, только вчера оставили немцы. Разделив с местными жителями радость освобождения станицы, мы снова включились в боевую работу.

И вот тут судьба свела нас, молодых, с человеком, недолгая, но яркая жизнь которого впервые, может быть, высекла в душе каждого искру, свет которой загнал в самые потаённые уголки нашего сознания чувство страха, тревожного беспокойства за себя, своё будущее.

Человеком этим оказался командир звена 502-го штурмового авиационного полка Лейтенант Варвара Савельевна Ляшенко, которую мы знали ещё с Адлера, где наши полки стояли рядом. Она запомнилась нам славной, миловидной и... убитой горем. Её история поразила нас.

Варя встретила войну вместе с мужем, он был также лётчик. Служили они во внутреннем округе, с первых же дней стали проситься на фронт. Но их сначала не пустили. Только в начале 1942 года они добились своего. Муж стал воевать на истребителях, а Варя летала на связном самолёте У-2. Ныряя по долинам и оврагам, укрываясь от атак "Мессеров", она возила пакеты, документы и офицеров связи. Враг постепенно приближался к тому городу, где остались мать и сестра Вари. И вот за несколько дней до падения города она залетела к своим родным.

Когда увидела её сестра, Александра Савельевна, то удивилась: на Варе лица нет, талия располнела. Спрашивает: "Что с тобой ?" - та отвечает, что прилетела рожать. Вечером того же дня родился мальчик, его назвали Сашей. А через несколько дней Варя вместе с родными покинула город, пристроившись к нашим отступающим войскам.

Через 3 - 4 недели после родов, Варя снова стала летать на У-2 и вдруг получила известие: погиб муж. Тогда, чтобы отомстить за все страдания, она попросила командование разрешить ей летать на боевом самолёте, штурмовике Ил-2. Её пытались убедить:

- Не прошло и месяца, как у вас появился на свет ребёнок, ему нужна материнская грудь... Немцам вы ещё отомстите, да и мы не будем сидеть сложа руки, подумайте над этим...

Но Варя настаивала на своём. Её просьбу поддержали девушки - оружейницы, заверив командование, что заботу о Варином сыне они возьмут на себя, будут вместе с ней ухаживать за ним.

Через 2,5 месяца Варя Лященко на штурмовике вылетела на боевое задание. И стала громить неприятеля. О результатах её боевой работы можно узнать из донесения заместителя командира полка по политической части Майора Шрамова:

"Лейтенант Ляшенко Варвара Савельевна, кандидат ВКП(б) с 1943 года, имеет 12 боевых вылетов, за проявленные мужество и отвагу в борьбе с немецкими оккупантами дважды награждена правительственными наградами".

Варя заняла в боевом строю место своего мужа и достойно продолжала его дело. Нам очень хотелось познакомиться с ней поближе, поговорить по душам, но война быстро нас развела: 502-й полк перебазировался в Майкоп. Однако на этом наши встречи с ней не закончились. Они продолжались в воздухе, мы часто сопровождали их самолёты. "Илы", как правило, выходили на наш аэродром, мы взлетали, пристраивались к ним и вместе шли на выполнение боевого задания.

Мне неоднократно приходилось сопровождать Варю. Она, как правило, была ведущей группы, а я к тому времени частенько стал возглавлять или пару, или звено. После взлёта я слышал всегда спокойный, ровный, звонкий и чистый голос. Варя, связавшись со мной по радио, обычно просила: "Скоморох, подойди поближе: надёжней будет прикрытие". Я с радостью выполнял её просьбу.

Откровенно говоря, до этого я не замечал у себя такой расторопности, такой готовности пойти на всё, чтобы сберечь экипаж штурмовика. Идя к линии фронта, мы иногда перебрасывались отдельными деловыми фразами, а при подходе к линии фронта она обычно говорила: "Ну, Скоморох, смотри в оба !". Я занимал наиболее подходящее место в боевом порядке, откуда было удобнее видеть и своевременно отразить атаку самолётов противника. Варя владела боевой машиной мастерски. Её ведомые любили и уважали своего командира и старались, видимо, вовсю, так как строй был плотный, атаки смелы, дерзновенны. Над целью они делали, как правило, так много заходов, что еле - еле хватало горючего для того, чтобы добраться до своего аэродрома в Майкопе. Иногда и без горючего садились на наш аэродром.

Мы восторгались их боевой работой. Так они чётко, слаженно, виртуозно атаковали, что я даже иногда боялся, как бы, засмотревшись на них, не упустить приближение "Мессеров". Но этого не случалось. Мы всегда замечали врага своевременно, на большом удалении. Обычно пара связывала Ме-109 боем, а вторая находилась в непосредственном прикрытии штурмовиков. Ни одна пробоина от огня немецких истребителей не коснулась самолёта Вари и её ведомых.

Штурмовик Ил-2

Прославленный советский самолёт - штурмовик Ил-2.

После подобных полётов в нашем сознании что - то переворачивалось, происходила переоценка собственных возможностей. Как много значит иной раз встреча с таким человеком !   В нашей школе мужества, сама того не зная, лучшим педагогом стала именно Варвара Савельевна Ляшенко. То, что сделала для нас она, ничем не взвесить, не измерить. Она вошла прочно в наши сердца, чтобы нас сделать чище, сильнее, самоотверженнее...

Но вскоре воздушные встречи с Варей прекратились. Мы стали решать разные боевые задачи. Но за её судьбой не переставали следить и были очень обрадованы, когда 8 Марта 1943 года увидели портрет Вари на первой странице нашей армейской газеты. Её красивое лицо было строгим и волевым. Подпись гласила:

"Отважная дочь советского народа Лейтенант В. Лященко успешно громит фашистскую нечисть. На её боевом счету 41 вылет на штурмовку живой силы и техники противника".

Несколько строк было отведено ей и в праздничной, посвящённой Международному женскому дню передовой статье. Вот они:

"В одном из наших подразделений работает замечательная женщина - пилот товарищ Ляшенко. На своём штурмовике она делает зачастую по 2 - 3 боевых вылета в день на штурмовку врага. Ляшенко в совершенстве изучила сложную боевую машину Ил-2".

Это было 8 Марта 1943 года, а 6 Мая того же года как гром среди ясного неба нас поразила трагическая весть: Варя Ляшенко погибла. Этому никто не хотел верить. Мы попросили командира полка связаться со штабом дивизии, уточнить: так ли это ?   Оказалось, всё правда. Варя вместе со своим стрелком - радистом погибла в районе станицы Крымской: сбитый прямым попаданием зенитного снаряда "Ил" упал на северо - восточные скаты высоты 117,0.

В полку штурмовиков состоялся по этому поводу траурный митинг. Мы не были на нём, но траур носим в душе до сих пор. Каких людей безжалостно забрала война !   Зная привязанность лётчиков к Варе Лященко, комиссар полка порекомендовал поэскадрильно провести беседы: "Отомстим фашистам за смерть отважной боевой лётчицы !". Это были беседы, каждое слово которых обжигало нас, звало к мщению. Варя стала в нашем сознании в один ряд с Зоей Космодемьянской, Василием Клочковым, и за её гибель врагу воздалось сполна".

В Сентябре 1974 года Николай Михайлович Скоморохов встретился с сестрой Варвары Ляшенко, Александрой Савельевной. В разговоре с ней он узнал много нового о Варе.

Могила В.С.Ляшенко.

Жизнь её очень похожа на жизнь многих её сверстников. Начала рано работать, затем её позвало небо. Окончив аэроклуб, Варя училась в лётной школе, работала инструктором. Встретила Алексея Ивановича Орехова, который тоже был лётчиком. Работали на Дальнем Востоке. Потом началась война, бои на подступах к Кавказу. Её муж дрался отважно. Был ранен, на костылях разыскал жену и сына на второй день после его рождения. Подержал мальчика несколько минут в руках и поехал догонять свой полк. С ещё незажившей раной пошёл в бой и геройски погиб на поле брани.

Мама Вари Ляшенко - Дарья Игнатьевна - после войны жила в городе Николаеве. Вырос и сын Вари. Заботливые руки родных, друзей, однополчан воспитали мальчика. Сестра Вари, Александра Савельевна, стала ему второй мамой. Детство, конечно, было нелёгкое, особенно в ранние годы: война, недостаток питания. Когда Александр подрос - поступил в школу ФЗУ, окончил техникум и институт. Стал хорошим спортсменом...

*     *     *

Фото с памятника В. С. Ляшенко, предоставленные читателями:

Памятник на могиле В.С.Ляшенко. Памятник на могиле В.С.Ляшенко. Памятник на могиле В.С.Ляшенко. Памятник на могиле В.С.Ляшенко.

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры раздела   Самая актуальная информация Моносова Алина Леонидовна на нашем сайте.


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz