КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился в 1896 году на станции Раздельная ( Одесская область ) в семье железнодорожного рабочего. Юность его совпала с первыми полётами аэропланов в Одессе. Подросток мечтал об авиации. В начале Первой Мировой войны был зачислен в Одесскую школу лётчиков, а в 1916 году получил назначение в один из фронтовых авиационных отрядов. В ночь с 13 на 14 Января 1918 года в Одессе по призыву большевистской организации началось вооружённое восстание. Борьба за установление Советской власти в городе была упорной. В эти трудные дни лётчик Александр Бербеко на своём "Ньюпоре" совершил несколько боевых вылетов. Сбросил бомбы на территорию артиллерийского училища, где размещались гайдамаки, пулемётным огнём посеял панику в их куренях. Полученные в полётах сведения передал в штаб. П. А. Ефремов, который в 1919 году был комиссаром 1-го Советского авиаотряда, в своих воспоминаниях приводил такой эпизод: "В Мае 1919 года авиаотряд был придан Тираспольскому боевому участку. Из штаба 3-й Украинской Красной Армии получили кипу листовок на французском языке и приказ сбросить их в тылу противника над Кишинёвом. В воздух на "Ансале" поднялся лётчик Фоменко с летнабом Ковальским. Сопровождал их на "Ньюпоре" Александр Бербеко. Разбросали листовки не только над Кишинёвом, но и над Бендерами, где тоже находились французские части. Буквально на следующий день стало известно, что многие французские солдаты отказались бороться против русской рабоче - крестьянской революции. Некоторые из них переправились через Днестр в расположение красноармейских частей. Специальным поездом их направили в Москву в распоряжение Коминтерна. Французское командование заменило ненадёжные части новыми, сформированными из сенегальцев и зуавов. Бербеко и другие красвоенлёты "бомбардировали" их листовками на арабском языке. И опять воздушная почта предотвратила возможное кровопролитие: зуавы и сенегальцы отказались вести боевые действия с солдатами революционной России. Ранним утром 19 Мая 1919 года 6 вражеских самолётов атаковали красные части в окрестностях Тирасполя. Навстречу им поднялся Александр Бербеко и смело вступил в неравный бой с румынскими авиаторами. Меткой пулемётной очередью он сбил одну из вражеских машин. Остальные покинули поле боя. А спустя 2 дня отважный лётчик вышел победителем из новой схватки - на этот раз, с 3 вражескими самолётами". Осенью 1919 года деникинские войска упорно продвигались к Москве. 1-й Советский авиаотряд был отрезан от основных сил Красной Армии и оказался в глубоком вражеском тылу. Но и в этих условиях красвоенлёт Бербеко продолжал борьбу, организовав партизанский авиаотряд. Петлюровцам удалось схватить отважного лётчика. После многочисленных допросов Бербеко был приговорен к расстрелу. Узнав об этом, подпольщики одесских железнодорожных мастерских устроили побег лётчика из тщательно охранявшейся деникинской городской тюрьмы. И снова красвоенлёт Бербеко на фронте, выполняет боевые вылеты на наиболее трудных участках. В составе авиаотряда 1-й Конной армии в тяжёлых погодных условиях, на изношенных самолётах летал на воздушную разведку кавалерийских частей Мамонтова и Шкуро. В приказах по Первой Конной неоднократно отмечались его мужество и героизм. Добытые разведданные помогали частям Конармии наносить сокрушительные удары по врагу. 25 Апреля 1920 года войска буржуазно - помещичьей Польши совместно с петлюровскими частями вторглись в пределы Советской Украины. Для отпора врагу были мобилизованы новые силы и средства. По приказу Главного командования Первая Конная армия была переброшена на Польский фронт. Вместе с красными конниками громили белополяков и лётчики 1-го артиллерийского авиаотряда во главе с А. Т. Бербеко. Беспредельная преданность делу революции, высокое лётное мастерство были отличительными чертами бесстрашного сокола. "С бреющего полёта красвоенлёт Бербеко, - говорится в представлении отважного лётчика к боевой награде, - 26 Июня 1920 года удачно сбросил бомбы и агитационную литературу на неприятельские эшелоны, нанеся противнику ощутимый урон в живой силе". Реввоенсовет 14-й Армии наградил его орденом Красного Знамени. Александр Бербеко участвовал и в разгроме кулацко - эсеровского мятежа на Тамбовщине. За отличия в боях с бандами Антонова, Реввоенсовет СССР приказом № 202 от 31 Декабря 1923 года наградил его вторым орденом Красного Знамени. Ему был вручён и золотой знак Красной Гвардии за боевые отличия. После Гражданской войны А. Т. Бербеко вернулся в Одессу. Здесь в небольшей мастерской группа энтузиастов ремонтировала старые, отжившие свой век самолёты. Их испытывал Бербеко. После испытаний он совершил ряд агитационных полётов в Николаев, Херсон и другие города Украины. Принимал активное участие в организации добровольного общества "Аэрохим", возглавлял одесское отделение Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма ( ОАВУК ). Был одним из инициаторов постройки авиационной эскадрильи "Ильич". К сожалению, судьба Александра Тихоновича Бербеко оказалась трагической. В годы массовых сталинских репрессий он разделил учесть многих других военачальников: был арестован и 26 Сентября 1937 года приговорён к высшей мере наказания... |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |