Федоров Виктор Георгиевич - русский военный летчик Первой мировой войны. Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Фёдоров Виктор Георгиевич

В.Г.Федоров

Виктор Фёдоров родился 11 Ноября 1885 года в городе Верном  ( ныне город Астана, Республика Казахстан ). Отец - Георгий Петрович надворный советник  ( преподавал русскую словестность ), его мать - Анна Фёдоровна, сибирская казачка, занималась воспитанием детей, которых в семье было девять  ( 8 сыновей и 1 дочь ). Затем семья Фёдоровых переехала в Ташкент  ( Узбекистан ).

Вскоре Виктор поступил учиться на юридический факультет Харьковского университета, но был отчислен за принадлежность к организации социал - демократов. Он вернулся в Ташкент, где в 1906 году был арестован и отправлен в Казалинск, где должен был состояться суд. По дороге Виктор бежал и в 1908 году был вынужден эмигрировать из России во Францию.

С началом Первой Мировой войны - на фронте, был пулемётчиком, за отвагу получил чин Капрала. 23 Февраля 1915 года был тяжело ранен. После выздоровления добился перевода в авиацию. Пройдя 4-х месячный курс обучения в Дижоне, был определён в тыловую транспортную часть. Лишь в начале 1916 года, когда развернулись особенно ожесточённые бои под Верденом, Фёдоров добился перевода на фронт - в знаменитую эскадрилью "Аистов". Там, летая на двухместном "Кодроне G4", 21 Февраля он одержал свою первую победу.

Находясь в составе этой авиагруппы, в период битвы под Верденом в 1916 году за 16 дней в 9 боях Фёдоров сбил 8 немецких аэропланов, за что получил высшие награды французской армии. Немцы, назвав его "русским воздушным казаком Вердена", начали долгую и безуспешную охоту за ним.

"Сержант Фёдоров - пилот, полный отваги и смелости, никогда не упускает случая атаковать немецкие аэропланы..." - так начинался приказ Генералиссимуса Жоффра о награждении Военной медалью Виктора Фёдорова, - "14 Марта 1916 года атаковал в одиночку 4 самолёта противника. Три обратил в бегство, 4-й посадил на своей территории  ( это его третья победа ). Самолёт Фёдорова получил 17 пуль. 19 Марта в первом полёте атаковал 3 самолёта, во втором - 4. Оба раза заставил неприятеля обратиться в бегство. 21 Марта сбил неприятельский аэроплан, упавший в наших линиях".

"Вы удвоили славу, покрывшую знамёна Верденской армии. От имени этой армии благодарю Вас за услугу, оказанную Франции" - говорится в другом приказе Жоффра.

Фёдоров становится одним из наиболее популярных авиаторов Франции, получив 3-дневный отпуск, он едет в Париж. Вернувшись на фронт продолжает счёт своих побед. 1 Апреля им сбит ещё один самолёт, но и его машина получила тяжёлые повреждения. Фёдоров с трудом посадил израненный, почти неуправляемый самолёт. На следуюий день в бою с тремя "Фоккерами" он сбивает ещё одного, но получает пулю в ногу и попадает в госпиталь.

Русский патриот, он всей душой стремился на Родину, говорил: "Теперь, после выздоровления - только в Россию. Очень уже здесь "выслужился", - все военные награды французской армии получил в две недели. А у меня также безумное желание послужить России, - там и умереть страшно не будет. Мне и здесь не страшно. Но ведь не свой - чужой я для них. И никогда своим не буду. А в России ушёл бы весь в разрушительную работу - бить и бить немца".

В.Г.Федоров

Виктор Фёдоров и во Франции оставался истинно русским человеком, отчаянно тосковавшим по родине. По воспоминаниям Э. И. Меоса он был "...славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый брюнет с твёрдым взглядом чёрных глаз, человек большой культуры. При первом же знакомстве производил сильнейшее впечатление - голос у него был великолепный, с таким только в опере петь. Помню, когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел !   Слёзы на глаза навёртывались".

Но в Россию ему путь пока ещё закрыт, его прошлые политические дела не позволяли вернуться на Родину. После выздоровления он отправляется с французской миссией в Румынию. Там Виктор одерживает очередную победу, за что был представлен к Ордену Святого Владимира. Лишь, в Январе 1917 года, его наконец то, отправляют в Одессу, обучать русских пилотов высшему пилотажу и тактическим приёмам воздушного боя.

В конце Мая 1917 года Фёдоров получает назначение в 9-й корпусный отряд, который входил в истребительную группу Е. Н. Крутеня. Вскоре после этого в сводке боевых действий появилось сообщение: "15 Июня 1917 года лётчик Фёдоров атаковал в районе Сморгонь - Крепо немецкий самолёт и прогнал его, потом атаковал другого противника и победил его - с большим снижением он быстро полетел к своим окопам". В составе 9-го отряда Фёдоров одержал одну официальную победу и вскоре был переведён в Севастопольскую авиашколу, где пробыл тоже недолго.

Вскоре он вернулся во Францию и противник снова стал узнавать его в бою по особому почерку. В одной из схваток Виктор сбил двухместный аэроплан. 28 Июля 1918 года был опубликован приказ о награждении Фёдорова орденом Почётного Легиона. В Августе он был снова ранен в бою, но через 3 недели вернулся в строй. 9 Октября 1918 года, бросившись на помощь бомбардировщикам сражавшимся с неприятелем, "сбил один из истребителей, упавший в пламени". 10 Октября, атакованный 3 "Фоккерами" и раненый во время боя, тем не менее сумел вернуться на свой аэродром на самолёте со множеством пробоин. В Ноябре, вернувшись из госпиталя, выполнил несколько полётов.

7 Ноября 1918 года Виктор Фёдоров, вылетев на "свободную охоту", недалеко от линии фронта встретил группу из нескольких десятков бомбардировщиков противника, конвоируемых истребителями. Других французских самолётов в воздухе не было и несмотря на то, что атака столь сильного противника в одиночку была равносильна самоубийству, он решил атаковать !

В первый же момент Фёдоров сбил бомбардировщик, за ним второй. Строй армады разрушился и Фёдорова атаковали со всех сторон юркие "Фоккеры"... Упал на землю ещё один вражеский самолёт... Легенды, сложенные об этом бое, утверждают, что было сбито Фёдоровым 4, даже 6 самолётов противника... Но разве способен один человек уничтожить такую армаду ?

В.Г.Федоров

Следом за немцами падает на вражескую территорию в дыму и огне легендарный русский лётчик - "воздушный казак Вердена"... В тот же день германские парламентёры отправились к Маршалу Фошу для переговоров о перемирии. До конца Первой Мировой войны оставалось всего 4 дня...

На счету русского лётчика Виктора Фёдорова числилось 11 воздушных побед  ( с учётом 5-ти незасчитанных ).

Долгое время считалось, что Виктор Фёдоров погиб в том легендарном бою. Однако это было не так. Сумев посадить израненную машину он, при попытке перейти линию фронта, был взят в плен. Поскольку никаких документов при нём обнаружено не было, его обвинили в шпионаже и отправили в тюрьму. Там он пробыл достаточно долго и во Францию вернулся тяжело больным - у него открылась горловая чахотка. 4 Марта 1922 года Виктор Фёдоров умер в Париже на руках своего брата Константина, приехавшего по его просьбе из Сибири.

*     *     *

Список известных побед Виктора Фёдорова.

Победы на разведчике Caudron G.4 в составе эскадрилий C42 и N23
дата самолёт противника*1 подтверждение*2 место боя / падения наблюдатель
1*3 21.2.16 2-местный "Альбатрос" из FA67 разбился сев. Forêt de Parroy SLt Gauthier
2 14.3.16 самолёт противника из KG6/32 разбился Cernay Sol Lanero
3 21.3.16 2-местный самолёт из неизв. части сгорел западнее Douaumont Sol Lanero
4 30.3.16 самолёт противника из FA7 разбился Moranville Sol Lanero
- 31.3.16 самолёт противника из неизв. части не было ? Sgt Bonnetète
- самолёт противника из неизв. части не было ? Sgt Bonnetète
Победы на истребителе Spad 13 в составе эскадрильи Spa89
дата самолёт противника*1 подтверждение*2 место боя / падения  
5*4 19.9.18 2-местный самолёт из FA36 разбился Belrupt
6 9.10.18 "Скаут" из Jasta 68 сгорел Damvillers

*1. Тип самолёта указан по французским данным, а часть - согласно списку германских потерь. К сожалению, в этом списке только лётчики, а не самолёты, поэтому он заведомо не полон. К тому же далеко не по каждому случаю известны место боя и даже номер части. По этой причине приведённая в данной колонке информация может рассматриваться только как гипотеза, тем более что в каждом случае на победу есть ещё по крайней мере один претендент.

*2. По французским данным.

*3. Победа одержана совместно с тремя другими экипажами 42-й эскадрильи. На одном из самолётов летел командир эскадрильи Капитан Тено [Thenault] с наблюдателем Лейтенантом Юманном [Humann]. Вторую машину пилотировал аджюдан ( прапорщик ) Дюран [Adjudant Duran], имена ещё одного лётчика и двух наблюдателей не известны.

*4. Совместно с пилотами 89-й эскадрильи аджюданом Эмилем Ренье [Émile Régnier], сержантом Ланом [Lasnes] и капралом Аваром [Havard], американским лётчиком из 23-й сержантом Элфридом Стенли [Alfred H.Stanley] и 2-м лейтенантом Фрэнком Люком младшим [Frank Luke Jr.] из 27-й американской. Всего 6 участников.


(Таблица побед взята с сайта www.aviahobby.ru)

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:

Информационные партнеры сообщают 


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz