КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Во все времена защитники нашего Отечества проявляли твёрдость духа, мужество и беспредельную отвагу. Один из тех, кто в годы Первой Мировой войны сражался с врагом, не щадя своей жизни, во славу русского оружия, - военный лётчик Юрий Владимирович Гильшер . Он родился 14 Ноября 1894 года в Санкт - Петербурге, в семье потомственных дворян и поначалу был далёк от военной стези - учился в Московском коммерческом училище. Но, видимо, жило в нём страстное стремление к героическому, армейскому строю, и 13 Декабря 1914 года он поступает в Николаевское кавалерийское училище. Вскоре корнет Ю. В. Гильшер начал службу в 13-м драгунском полку. И тут Юрия обуревает новое увлечение - авиация, и 29 Августа 1915 года он добивается направления в военную школу лётчиков в Гатчине. В Октябре 1915 года корнет стал военным лётчиком, а уже 19 Ноября отправляется во вновь сформированный 4-й Армейский авиаотряд. В составе этого подразделения он совершал боевые вылеты на Западном фронте, вёл разведку. Юрий Владимирович вскоре стал отличным лётчиком - истребителем, асом. Про таких в те годы говорили: "... далеко не каждый лётчик, даже хорошо подготовленный, может быть лётчиком - истребителем... Это дано лишь некоторым - от бога !" Через несколько недель, во время подготовки аэроплана к полётам, от удара лопастью винта он получил сильный ушиб головы и серьёзно повредил себе руку ( закрытый перелом обеих костей правого предплечья ), после чего был отправлен в госпиталь. Но через 2 месяца - он снова в строю: на Московском заводе "Дукс" принимает запчасти к аэропланам. Затем Гильшер попросил направить его для переучивания на быстроходные аппараты. После освоения "Морана" в Одесской авиационной школе, он был направлен в 7-й Авиационный отряд истребителей. На фронт Гильшер вернулся 5 Апреля 1916 года. 28 Апреля 1916 года корнет Гильшер вместе с наблюдателем прапорщиком Квасниковым вылетел на разведку. При возвращении домой, у самолёта вышла из строя система управления элеронами. На высоте 1000 метров он сорвался в штопор. Гильшеру удалось только отчасти смягчить удар о землю. У лётчика оказалась оторванной стопа левой ноги, сильно поранено лицо и тело. Истребитель "Сикорский" С-16 зав. № 201 из состава 7-го истребительного авиаотряда, на котором в Апреле - Мае 1916 года в одиночку и с разными наблюдателями летал Ю. Гильшер. На этом самолёте он попал в аварию, в результате которой лишился ноги. Вместе с ним летел наблюдатель Георгий Стефанович Квасников, также получивший увечья. Лёжа в госпитале, Юрий Владимирович, лишённый одной ноги ( которую ампутировали до колена ), много размышлял, что же ему теперь делать. Уйти из боевой авиации он не может. Решил - во что бы то ни стало добиться разрешения снова вести в бой самолёт. Стал ходить на костылях. Выздоровев, получил протез и решил любым путем вернуться в любимую авиацию. Многие упражнения и упорные изнурительные тренировки в ходьбе привели к тому, что стал ходить как здоровый человек. Медицинская комиссия признала его годным к военной службе. 29 Октября 1916 года Гильшер обратился к начальнику Управления военного воздушного флота за поддержкой, чтобы его оставили в авиации и направили на фронт. В послужном списке лётчика имеется письмо начальника Увофлота: "Ко мне явился с письмом от Вашего превосходительства корнет Гильшер, которому я выразил полнейшую готовность оказать всяческое содействие в осуществлении его доблестного желания возвратиться на фронт". Гильшер добился своего. Снова попал в 7-й Авиационный отряд истребителей. Он появился там бледный, прихрамывающий, но полный желания летать. Пришлось всё начинать сначала. Постепенно привык к действиям левой ногой с протезом, вернул себе лётную сноровку. Вскоре начались боевые вылеты. Георгий охранял в полёте свои аэропланы - разведчики, патрулировал над полем боя наравне с другими пилотами. 31 Марта и 2 Мая 1917 года он одерживает новые воздушные победы. В один из Июньских дней сбивает очередной немецкий самолёт. 17 Июня в бою с 4 германскими самолётами погиб командир 7-го истребительного отряда Иван Орлов. На его место назначается корнет Ю. Гильшер.Великий Князь Александр Михайлович сам подписал аттестацию: "Отличный боевой лётчик, решительный, хладнокровный, смелый. Поддерживает в отряде дисциплину. Высоких нравственных качеств. Серьёзно относится к порученному делу. Выдающийся лётчик - истребитель и командир". Теперь он проводит занятия с молодыми пилотами, учит их тактике воздушного боя, делает разборы полётов. Для тренировки лётчиков в меткой стрельбе, Гильшер изобрёл и создал качающийся тренажер для поддерживания навыков стрельбы с самолёта. Эта система была одобрена командованием и приносила большую пользу при тренировках лётчиков. Он водит подчинённых в бой, и сам показывает образец беззаветной отваги и стойкости. 4 Июля 1917 года Гильшер сбил очередной самолёт, за что "был представлен к Георгиевскому оружию". Но получить эту очень высокую боевую награду он не успел. Вершиной доблести и самопожертвования лётчика стал его последний воздушный бой 7 Июля 1917 года с превосходящими силами противника. В тот день он вылетел на патрулирование в составе тройки машин, с Прапорщиком В. И. Янченко и Д. А. Макиёнка. В воздухе появилось 16 немецких самолётов, летящих строем. Несмотря на огромное численное превосходство противника, русские лётчик первыми устремляются в атаку. Гильшер сбивает один самолёт. Далее приведём слова В. И. Янченко из письма отцу героя: "...Атакуя второй аэроплан, Ваш сын подошёл к нему на 70 метров. Но противник первым открыл огонь... Мотор "Ньюпора" вывалился из рамы и вылетел вперед, крылья самолёта сложились, и он камнем пошёл вниз... Я тоже пошёл вниз и сел у места падения Юрочки. Всё было кончено. Тело... я отправил в Тернополь ( над которым шёл бой ), оттуда в наш дивизион, где оно было запаяно в гроб. Отправить тело в Россию было невозможно, поэтому он был похоронен торжественно в городе Бучаче ( Галиция )". Славному воздушному бойцу было всего 23 года. Газета приводит небольшую выдержку из приказа по 7-му авиационному отряду истребителей: "...Вступив в бой, несмотря на значительный перевес противника, доблестный командир отряда был сбит, будучи атакован несколькими неприятельскими самолётами сразу. Да послужит всем боевым орлам этот святой героический подвиг военного лётчика корнета Гильшера, как пример безграничной преданности Родине и безупречного выполнения своего долга". За период боевых действий Георгий Гильшер был награждён орденами: Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 4-й степени. На его счету значится 6 побед ( 5 из которых - официальных ). |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |