КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Григорий Сапожников родился в 1894 году в городе Бугульме, в семье мелких служилых дворян. Окончив Оренбургское реальное училище, добровольцем записался в армию. На предложение стать военным лётчиком ответил согласием. Прослушал теоретический курс авиации и воздухоплавания в Петроградском Технологическом институте и в 1915 году поступил на службу в Императорскую Авиацию. После окончания Гатчинской авиашколу был зачислен лётчиком в 9-й истребительный авиаотряд и в конце 1916 года направлен в действующую армию. Вскоре молодой пилот одержал свою первую победу - сбил над Язловцем вражеский самолёт. За этот бой Сапожникова наградили солдатским Георгиевским крестом. Летом 1917 года он уничтожил вторую германскую машину. Всего за 1917 года Сапожников добился 3-х побед, 2 из которых попали в недельные сводки Румынского фронта ( то есть были официально подтверждены ). Войну закончил в чине Прапорщика. После Октябрьской Революции Сапожников не сразу сделал свой выбор. Но в Мае 1918 года он решает вступить в Красную Армию. Большевистская авиация испытывала недостаток в опытных лётных кадрах, и Григория сразу назначили командиром 2-го отряда 1-й Социалистической Пролетарской авиагруппы ( Восточный фронт ), воссозданной в Москве взамен 1-й БАГ. Правда, в этой должности он пробыл недолго. С Июля авиагруппа участвует в боях под Казанью. Сапожников ежедневно вылетал на разведку и штурмовку неприятельских позиций. 5 Августа его самолёт был подбит ружейным огнём, но Григорий сумел приземлиться на нейтральной полосе, а ночью с помощью пехотинцев - оттащить машину за линию окопов. Через 2 дня на этом же самолёте он снова вылетел в бой. По воспоминаниям современников, Сапожников отличался высоким мастерством и безудержной смелостью, которая порой граничила с безрассудством. Пр этом он частенько был не в ладах с дисциплиной и отнюдь не считал себя убеждённым коммунистом. В результате Григорий не сделал карьеры в советской авиации. С начала 1919 года он служил уже рядовым красвоенлётом в 1-м истребительном авиаотряде Юго - Западного фронта, сражаясь в самых "горячих точках": против наступавших армий Деникина и Мамонтова. Затем были тяжёлые, но успешные бои на Западном фронте, а с Августа 1920 года в составе звена асов Григорий воевал с врангелевцами. Сапожникову принадлежит новшество в тактике - применение истребителя для штурмовых ударов во взаимодействии с конницей. Одними из первых Григорий выполнил и бомбометание с одноместного самолёта - истребителя. В воздушном бою действия лётчика были непредсказуемыми и не укладывались в классические схемы того времени. Это был пилот - импровизатор. Решения он принимал мгновенно на основе быстрой и точной оценки воздушной обстановки, безошыбочно выявляя слабые места противника. Ни повторить маневры Сапожникова, ни противостоять ему не могли даже опытные белогвардейские лётчики - в одной из воздушных схваток он сбил сразу 2 вражеских самолёта. Наиболее яркой страницей в боевой биографии Сапожникова стала польская компания 1920 года. В Мае 1-й авиаотряд перебросили на Западный фронт, где красным пилотам пришлось сражаться с элитарной американской эскадрильей имени Костюшко и 12-м Великопольским дивизионом. Там, в течение 3-х недель, Сапожников одержал ряд воздушных побед, принесших ему широкую известность и престижный орден Красного Знамени. Красные лётчики, базируясь на аэродроме Салтановка, организовали засаду ( аэродром подскока ) на берегу реки. Они поднимались на дежурство в излюбленное время полётов противника - с 8 до 11 утра и в вечерние сумерки. Однако неприятель постоянно уклонялся от боя. 9 Мая опытный польский лётчик Стефан Павликовский совершил облёт аэродрома Салтановка, где базировался советский авиаотряд, как бы вызывая противника на поединок. В воздух поднялся Григорий Сапожников. Вскоре, после ряда стремительных маневров, он зашёл "визитеру" в хвост и дал короткую точную очередь. Истребитель С. Павликовского с пробитым радиатором и чадящим мотором уткнулся в землю, едва перетянув за линию фронта. Истребитель Albatros D.III Oef ( 253-й серии ) Польских ВВС. 1920 год. К вечеру того же дня, красвоенлёт Сапожников нанёс белополякам ответный визит. Взяв с собой в кабину 25-фунтовую бомбу ( чего, кстати, делать не рекомендовалось ) он, маскируясь дымкой, на высоте 1000 метров вышел на аэродром белополяков под Бобруйском. Убрав газ, бесшумно снизился до 700 метров и сбросил на ангар бомбу. Затем истребитель выполнил 7 переворотов ( которые назывались тогда переопрокидываниями ) с восходящими бочками. При выполнении одной из фигур, самолёт прошёл над землей так низко, что белополяки заметили на его крыльях красные звёзды, а на фюзеляже - эмблему в виде туза "Пик". Опомнившись, они открыли огонь. Самолёт сделал прощальную спираль и взял курс на находившийся в воздухе аэростат наблюдения. Атаковав, он заставил его снизиться. Спустя некоторое время Сапожников, на повреждённой машине, благополучно вернулся на свой аэродром... Вызов конечно же был слишком дерзким. Не мог неприятель оставаться безответным. Уже на следующий день, 10 Мая, сразу 3 неприятельских самолёта попытались совершить налёт на аэродром Салтановка. Однако в воздухе их уже поджидал дежурный заслон из краснозвёздых истребителей. Сапожников с ведомыми Гвайтой и Серёгиным перехватил самолёты в полуверсте от аэродрома. После первой же атаки неприятельские лётчики сбросили нерасконтренные бомбы ( ни одна не взорвалась ) и приняли бой. В азарте Серёгин израсходовал сразу все 45 патронов, а у Гвайты пулемёт вообще отказал. Сапожникову надо было бить наверняка. Сзади его прикрывал Гвайта, а Серёгин кувырканием отрезал неприятелю путь к отступлению. Две атаки Сапожникова были неудачными. В третьей ему удалось войти в мёртвый сектор наблюдателя. Три короткие очереди с предельно малой дистанции решили исход боя - с перебитым бензопроводом самолёт противника пошёл на вынужденную посадку. Лётчик - капитан Юргенсон и летнаб попали в плен. Затем тройка взяла в клещи ещё один бомбардировщик, который, получив повреждения, сел в расположении своих войск. Как говорили потом лётчики, если бы у Гвайты не заело пулемёт, то ни "один из гостей не вернулся бы домой". Усилия красных пропагандистов, направляемые рукой самого Председателя Советской Республики Л. Троцкого, превратили Георгия в "красного аса", имя которого стало хорошо известно не только друзьям, но и врагам. Последние даже стали приписывать ему успехи других красвоенлётов. 12 Мая лётчику Сапожникову перед строем был вручён орден Красного Знамени. По самым оптимистичным подсчётам, в Мае на его счету оказались сбитые аэростат, 2 самолёта "Эльфауге" и 1 самолёт неизвестного типа. Проверка показала, что в реальности 9 Мая Сапожникову удалось в 5 атаках лишь снизить привязной аэростат, а 10-го - сбить "Эльфауге C.V" капитана Юргенсона - командира 12-й польской эскадрильи, который решил лично возглавить бомбёжку аэродрома красных в ответ на бомбардировку их аэродроса Сапожниковым. Два других польских экипажа, участовавших в этом рейде, сумели дотянуть до своих, хотя и получили повреждения. Самолётом неизвестного типа оказался "Спад-7", пилот которого Стефан Павликовский ( из 1-й истребительной эскадрильи ) после боя с советским авиатором 29 Мая совершил вынужденную посадку на своей территории. Поляки утверждают, что оппонентом Павликовского был Сапожников, но отечественные документы свидетельствуют, что на самом деле, скорее всего, эта победа принажлежит красвоенлёту 11-го истребительного отряда Александру Петрову. В Июле Сапожников, ставший командиром Салтановской эскадрильи, по-видимому, сбил ещё 1 самолёт, но эта победа осталась неподтверждённой. По результатам Советско - Польской войны, Сапожников, наряду с А. Д. Ширинкиным, оказался самым результативным красным пилотом. В Августе 1-й авиаотряд перевели на Южный фронт, против Врангеля. Утром 8 Сентября Григорий с плохим самочуствием после бурно проведённой ночи, вопреки приказу командира, вылетел в бой. Не успев набрать высоту, он заложил крутой вираж. Самолёт "чиркнул" крылом по земле и разлетелся вдребезги. Гибель пилота была мгновенной... ( по другим источникам Сапожников погиб 6 Сентября, во время показательного полёта над аэродромом города Александровска, из - за отказа износившегося двигателя ). В свои неполные 25 лет Григорий Сапожников успел совершить многое - к моменту гибели на счету отважного лётчика числилось 7 сбитых самолётов противника, из них 4 - на фронтах Первой Мировой войны. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |