КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Красные военлёты Д. Щекин и А. Коротков отличились в период Гражданской войны, летая на довольно редком для ВВС Красной Армии типе истребителя - биплане "Спад - XII" ( рисунок слева ). Эта машина считалась в то время одной из лучших в мире. Первая партия самолётов "Спад" SVII ( 43 штуки ), и закупленные к ним во Франции моторы "Испано - Сюиза", прибыли в Россию весной 1917 года. Вскоре началось и лицензионное производство самолёта на заводе "Дукс" в Москве. Выпуск продолжался до конца года, пока не кончился запас двигателей. Всего было построено около 100 машин. Сведений о боевом применении "Спадо - Дуксов" на русско - германском фронте не сохранилось. Известно только, что несколько машин попало в боевую авиагруппу Юго - Западного фронта, которой командовал известный российский ас Штабс - капитан Александр Козаков. Истребители "Спад" активно использовались в Гражданской войне. Например, в 1919 году, во время ожесточённых боев под Царицыном ( Астрахань ), красвоенлёты Щекин и Коротков, летая в паре, сбили на этих машинах 3 белогвардейских аэроплана. В польской компании 1920 года на "Спадах" летали как советские, так и польские пилоты. ...Весной 1919 года в состав 11-й армии, оборонявшей Астрахань, входил отряд их двух ( ! ) самолётов "Ньюпор - XVII" и "Сопвич". Поскольку линия фронта проходила на удалении 100 - 150 км от города, 221-й авиаотряд белогвардейцев и англичан, базировавшийся на аэродроме у Порт - Петровска, использовал промежуточный аэродром ( подскока ) на острове Чечень. Их самолёты "Хэвиленды" имели скорость до 200 км/час и были вооружены 2 пулемётами. Противник довольно часто совершал налёты на Астрахань. Справиться с ними двух советским истребителям было не под силу. Член Реввоенсовета 11-й армии С. М. Киров запросил помощи у Москвы. Вскоре в Астрахань по железной дороге прибыли 2 самолёта - истребителя: "Спад - XII" и "Ньюпор - XXIII". По скорости и боевым возможностям они несколько уступали английским, но прибывшие красвоенлёты Анатолий Коротков и Даниил Щекин заверили, что воевать на них можно. Противник появлялся над городом не по расписанию, поэтому пришлось организовать оповещение с дальних рубежей. Командир отряда И. Фокин установил ежедневное дежурство на аэродроме. В ПВО города вошли также 76-мм пушки и посты воздушного наблюдения, которые оповещали о появлении противника цветными ракетами. Воздушная тревога в городе объявлялась двумя выстрелами из пушки, находившейся в городской крепости. 16 Июня 1919 года в 10 часов утра посты обнаружили самолёты врага. Дежурившие на аэродроме А. Коротков, Д. Щекин и Н. Лапса в соответствии с ранее разработанным планом запустили моторы и взлетели. В воздухе тройка разошлась: Лапса взял курс в зону ожидания над железнодорожной станцией, а Коротков в паре со Щекиным полетел на юго - запад навстречу противнику. Лётчики вскоре значительно выше себя заметили 4 двухместных "Хэвиленда", летевших в боевом порядке "клин". Обстановка позволяла подойти к ним незамеченными. Коротков и Щекин скрытно сблизились, но огонь открыли рано, цель поразить не удалось. Неприятельские самолёты сомкнули строй и продолжали полёт к железнодорожной станции. Не доходя до неё, "Хэвиленды" начали перестраиваться для поочередного бомбометания. Надо было во что бы то ни стало предотвратить их удар. Коротков стал набирать высоту для повторной атаки, а Щекин сбоку со стороны солнца пошел на сближение с самолётом, завершавшим разворот. Когда до противника осталось метров 80, лётчик, не обращая внимания на огонь, открытый наблюдателем "Хэвиленда", выпустил длинную пулемётную очередь. С повреждённым мотором английский самолёт начал снижаться. В этот момент на своём "Ньюпоре" подоспел и Н. Лапса. Силы сравнялись. Противник отказался от бомбометания и повернул к Волге. Лётчик подбитого "Хэвиленда" сумел у земли вывести машину и попытался пристроиться к своим товарищам. Наши истребители пошли вдогон. Тогда противник побросал бомбы в реку и на максимальной скорости оторвался от преследования. Повреждённый же самолёт сел в степи на вынужденную. Английские лётчики подожгли аэроплан, но сами попали в плен. За победу в воздухе красвоенлёт Даниил Щекин был награждён орденом Красного Знамени, а Коротков и Лапса поощрены Реввоенсоветом 11-й армии. Более подробных сведений о этих лётчиках, к сожалению, пока нет. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |