КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
"8 Сентября 1920 года, несмотря на нелётную погоду и сильный дождь, красвоенлёт А. К. Туманский на тяжёлом бомбардировщике "Илья Муромец" нанёс удар по белогвардейскому аэродрому Фёдоровка и уничтожил 4 врангелевских самолёта. До этого А. Туманский, летая на истребителях, сбил 2 немецких и 1 белогвардейский самолёт". * * *Алексей рано увлёкся авиацией. Шла Первая Мировая война и чтобы научиться летать, нужно было окончить военную школу авиации. А чтобы в неё попасть, надо вступить в армию. Так он, студент Алексей Туманский, в 1915 году стал солдатом - добровольцем, обучающимся на лётчика. Род Туманских с давних пор прославился воинами и поэтами. Туманские дружили с Пушкиным, Рылеевым, братьями Бестужевыми. Но род обеднел. Отец по любви женился на умной, красивой, доброй крестьянской девушке. Жили скромно, отец вскоре умер и семье пришлось тяжело. С детских лет Алексей познал нужду. Студентом жил впроголодь. Зато начальство иногда благоволило, узнавая, что он потомок Туманских. И это дикое противоречие славы дедов и мерзостей жизни, с которыми он сталкивался, коробило. Солдат - лётчик, он блестяще показал себя на фронте. Но обругал струсившего в воздушном бою летнаба - офицера, и поставили Алексея на 6 часов под ружьё. Стоять надо было по стойке смирно... И всё - таки за мужество в боях, сбитые германские самолёты, смелые вылеты на разведку он стал полным Георгиевским кавалером. Получил 4 "Георгия", в том числе высшую солдатскую боевую награду - золотой крест с бантом. Наконец, уже в 1917 году он удостоился долгожданных офицерских погонов. Октябрьская революция отменила офицерские звания старой армии. И Алексей, всей душой поверив Советской власти и уже сражаясь за неё, всё - таки не знал: как сложится его дальнейшая судьба лётчика и бывшего офицера ? В Январе 1918 года начались боевые действия против белого корпуса генерала Довбор - Мусницкого. Пехоте и артиллерии 1-го Минского красногвардейского отряда помогала авиагруппа во главе с Алексеем. Летали много. Запас авиабомб быстро израсходовался. Достать их ни в Гомеле, где находился аэродром, ни в других местах не удалось. И тогда он отправляется в Петроград с донесением о начавшихся боевых действиях и просьбой помочь его авиагруппе. Алексей вёз пакет лично Ленину... Встреча состоялась и прошла весьма успешно. Уже на следующий день Туманскому вручили мандат на получение авиабомб и взрывателей к ним. Кроме того, по личному распоряжению Ленина, им выдали сверх просимого - личное оружие и комплекты тёплого верхнего обмундирования. Что же, у каждого так бывает: какая - то встреча, разговор, нежданный случай вдруг становится ключевым событием в жизни. Разговор с Лениным круто изменил дальнейшую жизнь Алексея Туманского - вскоре он был переведён в дивизион тяжёлых многомоторных самолётов "Илья Муромец". Весной и летом 1920 года экипаж Туманского прославился отважными бомбардировочными полётами на Западном фронте. Подвиги "Муромца" Туманского отмечались в приказах Реввоенсовета. Осенью отряд из двух машин - Туманского и Шкудова - влился в знаменитую Центральную авиагруппу Южного фронта, под командованием Ивана Ульяновича Павлова. За успешный налёт на белогвардейский аэродром Фёдоровка, где было уничтожено 4 врангелевских самолёта, Алексей Туманский был награждён орденом Красного Знамени. На "Муромце" он совершил довольно много успешных боевых вылетов. Часто экипажу приходилось вести воздушные бои с вражескими самолётами. Однажды, выполняя задание по уничтожению вражеского бронепоезда, его "Муромец" вёл бой с 5 "Де Хевиллендами". В этом поединке экипаж Туманского повредил один самолёт и сумел добраться до своего аэродрома. В фюзеляже и крыльях "Муромца" насчитали около 250 пробоин... После окончания Гражданской войны Алексей Туманский становится лётчиком - испытателем. Герой полётов на "Илье Муромце" стал основателем целой "династии" выдающихся авиационных специалистов. Он блестяще испытывал в небе тяжёлые самолёты - бомбардировщики и штурмовики. Солидный, строгий стиль полётов удивительно сочетался у него со скромностьюна земле. Высший накал его героического характера проявлялся лишь в небе. Алексей Константинович "держался за ручку" почти 40 лет, освоил около 100 типов самолётов, пробыл в небе более 10 000 часов, получил звание "Лётчик - испытатель 1-го класса". Почти всю бомбардировочную авиацию пропустил через свои руки: проводил заводские испытания ТБ-1, ТБ-3, СБ, Пе-2, Ил-4, Ту-2. Да ещё и штурмовик Ил-2 прихватил... Летать закончил почти в 60 лет, да и то, лишь по состоянию здоровья. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |