КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился 20 Сентября 1890 года в станице Наурская Моздокского отдела Терской области. Закончил Владикавказское реальное училище. С 1909 по 1911 год обучался в Казанском военном училище. 6 Августа 1911 года выпущен в 1-й Горско - Моздокский полк Терского казачьего войска, с 14 Сентября 1913 года - младший офицер 5-й сотни. С 23 Марта по 16 Августа 1915 года обучался в Севастопольской военной авиационной школе. С 12 Сентября 1915 года - младший офицер I-го корпусного авиационного отряда. За разведку 15 Марта 1916 года награждён орденом Св. Георгия 4-го класса. 17 Июня 1916 года назначен начальником 4-го авиационного отряда истребителей, 3 Октября 1917 года - помошником командира Авиационного дивизиона охраны Петрограда. Со 2 Февраля 1918 года военлёт 4-го Кавказского авиационного отряда. 30 Мая 1918 года уволен за штат. В годы Гражданской войны вступил в Добровольческую армию. С 3 Сентября 1918 года - командир 1-го авиационного отряда Астраханского авиационного дивизиона, с 1 Марта 1919 года - 4-го Донского самолётного отряда. В Русской армии генерала Врангеля состоял в распоряжении дежурного генерала Штаба Верховного Главнокомандующего. 8 Июля 1920 года переведён в резерв лётчиков. С 17 Августа - старший офицер 6-го авиационного отряда. 24 Августа 1920 года за боевые отличия произведён в войсковые старшины, прикомандирован к управлению авиации. 30 Августа произведён в Полковники. После эвакуации из Крыма находился в эмиграции. Жил в Константинополе, с 1923 года - в Ливане. Работал механиком, чертёжником во французском Генеральном штабе, чиновником городского управления. Почётный председатель Союза русских военных инвалидов в Сирии и Ливане. Проживал в казачьей станице в городе Бейрут. Умер 16 Января 1938 года. "Большой известностью пользовался в Русской армии военный лётчик Фёдор Зверев, летавший в составе 4-го истребительного отряда. Однажды он в одиночку атаковал немецкий самолёт типа "Летающая крепость" - хорошо вооружённую двухмоторную машину типа "Румплер". Этот неприятельский самолёт впереди крыльев имел кабину переднего стрелка с пулемётом "Парабеллум", а за коробкой крыльев - заднего стрелка с турельным пулемётом. Подойти к "Румплеру" на дистанцию эффективного огня было непросто. После серии маневров Звереву всё же удалось атаковать. Его пулемётная очередь попала в правый мотор вражеского самолёта, пробив картер. Масло вытекло, мотор заглох и вражеский самолёт был вынужден совершить вынужденную посадку, его экипаж попал в плен. Самолёт Зверева также получил 37 пробоин, винт разлетелся, повреждены были капот и маслянный бак, пробит шлем у лётчика. Несмотря на все эти повреждения, Зверев смел сделать посадку на свой аэродром возле Браилова. Всего же он сбил в воздушных боях более 10 немецких самолётов". [ Утверждение о 10 победах Зверева не соответствует действительности. По некоторым "4-й авиаотряд, прибывший на Румынский фронт в Августе 1916 года, возглавлял опытный военный лётчик - Георгаевский кавалер сотник Ф. Т. Зверев. Хотя по штатам в отряде полагалось иметь 6 аппаратов, в нём имелось только 3 "Ньюпора - Бебе" ( тип 11 ), вооружённых пулемётом "Льюис" с магазином на 47 патронов и стрелявшим поверх пропеллера. Пилоты отряда ( летом 1916 года в нём служили Михаил Ефимов, Шатерников и Дунаев ), только научившиеся летать на аэропланах нового типа, не имели понятия о высшем пилотаже, были плохо знакомы с автоматическим орркием и не имели практических навыков его употребления. О боевой тактике не стоит и говорить - её не существовало и в зачатке. Вот в таком виде отряд начал воевать против серьёзного и дерзкого врага. Пополнение прибыло только в Ноябре, когда русские войска, оставив Добруджу, отступили к Браилову. Отряд получил ещё 3 "Ньюпора-21" с аналогичным вооружением. К тому же, под Браиловым сосредоточились и истребительные части союзников - британская и франко - румынская эскадрильи. Всего на этом участке фронта скопилось до двух десятков истребителей. Но, несмотря на это, немецкие бомбардировщики ( из 1-й Боевой эскадры ) нагло совершали групповые налёты - по 5, а то и по 7 машин. Русским истребителям редко удавалось перехватывать самолёты противника, а когда это и случалось, бои, как правило, кончались безрезультатно - отказывало оружие. Не лучше дела обстояли и у союзников. В. М. Ткачёв, приводивший в своих воспоминаниях этот эпизод, считал главной причиной неудач, кроме слабой подготовки пилотов, отсутствие единого управления истребителями. Единственный успех выпал на долю Зверева, которому посчастливилось сбить в Ноябре над Браиловым большой двухмоторный "Румплер". Однако, это было всего лишь везение - в "немца" попала всего одна пуля, пробившая картер левого двигателя. Экипаж не заметил вовремя повреждения, и когда масло вытекло, мотор заклинило. Неопытный пилот бомбардировщика не решился развернуться на одном работающем моторе обратно, побоявшись сорваться в штопор, и в результате ему пришлось спуститься в русском расположении в 15 км от Браилова. Победителю досталось гораздо больше: ответным огнём стрелки "Румплера" буквально изрешетили аппарат Зверева, пробив бензобак, разнеся в щепу пропеллер и разворотив капот двигателя. Впоследствии в машине насчитали 37 пробоин, но, как это ни удивительно, сам Зверев при этом не пострадал, хотя одна из пуль пробила его пилотскую каску. Это была единственная из подтверждённых побед 4-го авиаотряда за 1916 год. Такая картина в целом была характерна и для прочих истребительных подразделений, воевавших на других участках русского фронта. Малочисленные ( обычно в составе 3 - 4 самолётов, вместо положенных 6 ) истребительные отряды не были в состоянии защитить от посягательств противника многокилометровую полосу армейского фронта. В какой - то степени ситуацию спасало то обстоятельство, что прочие отряды армейских дивизионов, наконец - то, полностью перевооружились на аппараты с пулемётными установками и при необходимости могли участвовать в операциях по охране воздушного пространства". Первой Мировой войны". Издано в Санкт - Петербурге в 2006 году. ) |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |