КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Крепкие нити связывали ещё одного дважды Героя Советского Союза - Сергея Даниловича Луганского с другим городом, далекой от Ленинграда, но навсегда породнившейся с ним столицей Казахстана городом Алма - Атой. 2 сентября 1943 года лётчику С. Д. Луганскому за 18 уничтоженных самолётов противника Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Много поздравлений получил тогда он от земляков - алмаатинцев. Особенно много писем получил герой от комсомольцев Алма - Аты, которые приглашали его в гости. Зимой, когда наши войска вели бои на Правобережной Украине, командование предоставило Сергею Луганскому краткосрочный отпуск.
И вот он в Алма - Ате. Встречи на заводах и фабриках, в школах и вузах. Рассказы о фронте, о боях. На одну из многолюдных встреч юноши и девушки собрались в помещении Казахской филармонии. С затаённым дыханием слушали собравшиеся прославленного лётчика, а когда он закончил рассказ, кто - то предложил: - Друзья, давайте здесь же начнём сбор денег на самолёт и подарим его нашему земляку - герою Сергею Луганскому ! Аплодисментами поддержала молодёжь это предложение. Через день была названа сумма собранных денег - 180 тысяч рублей. Отпуск прошёл быстро, и Сергей Луганский снова на фронте. Вскоре он стал воевать с фашистами на самолёте земляков. Вручили Луганскому истребитель земляков комсорг ЦК ВЛКСМ Перминова и стахановка алма - атинской табачной фабрики Солтобаева. Сражались с врагом на самолётах - подарках казахстанцев и его боевые друзья по эскадрилье. "Заверяю, что, не щадя сил своих, буду уничтожать фашистских захватчиков", - писал в Алма - Ату Сергей Луганский. Земляки внимательно следили за его успехами. В одном письме они сообщали лётчику: "Дорогой наш Сергей ! В ответ на твоё письмо сообщаем, что на нашем заводе имени Кирова организовано 100 комсомольско - молодёжных бригад. 24-м из них присвоено звание фронтовых. Твоё имя с честью носит бригада Михаила Заглиева. Со дня организации эта бригада перевыполняет производственное задание на 350 процентов..." Отважно и умело сражался с врагом лётчик Сергей Луганский. 1 июля 1944 года его мужество и успехи были отмечены второй медалью "Золотая Звезда" и орденом Ленина. 390 боевых вылетов совершил Сергей Луганский за годы войны, сбил лично 37 самолётов врага, 7 из них были уничтожены на самолёте алма - атинских комсомольцев. Именной Як-1Б Гвардии майора С. Д. Луганского. 152-й ГвИАП, июнь 1944 года. Лётчику - штурмовику И. Ф. Павлову командование части также предоставило краткосрочный отпуск с поездкой на родину - в Кустанайскую область, когда 4 февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Приезд героя в родной город стал праздником для его жителей. Ивана Фомича приглашали на заводы и фабрики, в школы и техникумы. Иван Павлов готовил себя к мирной профессии, учился в индустриальном техникуме в Магнитогорске, а после занятий в техникуме спешил в городской аэроклуб. Отсюда и началась его дорога в авиацию. В 1940 году Павлов поступил в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, а в декабре 1942-го был уже на фронте. Лётчик, затем командир звена, заместитель командира эскадрильи и командир эскадрильи Иван Павлов воевал на Калининском, Центральном и 1-м Прибалтийском фронтах. Звание Героя получил за проявленные в боях мужество и отвагу, отличное выполнение 127 боевых вылетов на штурмовку, воздушную разведку и "свободную охоту". В клубе Кустанайского завода искусственного волокна, заполненном до отказа, молодой лётчик с золотой звездой Героя рассказывает собравшимся о жестоких схватках с врагом, о бесстрашии советских соколов в воздушных боях...
И эта встреча заканчивается так же, как в Алма - Ате: рабочие завода решают собрать деньги на новый самолёт для земляка. Заводчан поддержали жители всего города. За несколько дней было собрано 716 тысяч рублей. И когда герой вернулся в часть, туда прибыло 4 новеньких штурмовика Ил-2. На одном из них была надпись: "Герою Советского Союза И. Ф. Павлову от земляков - кустанайцев". Три других штурмовика достались звену Анатолия Васильевича Смирнова, который на самолёте - подарке совершил 100 боевых вылетов и был тоже удостоен звания Героя Советского Союза. Самолёт земляков придал новые силы капитану И. Ф. Павлову. Ещё решительнее и отважнее сражался он с гитлеровцами, успешнее стали его схватки с вражескими пилотами. Вскоре, 1-я эскадрилья, которой командовал Иван Павлов, стала лучшей в части. С января по октябрь 1944 года она совершила 690 боевых вылетов, нанесла большой урон противнику, уничтожив при этом 8 самолётов на земле и 15 в воздушных боях. Лично Павлов за этот период сделал по уточнённым данным 77 боевых вылетов на штурмовку и разведку объектов противника. Несколько строк из наградного листа, составленного командиром полка для представления И. Ф. Павлова к новой высшей награде: "В бою на Витебско - Полоцком направлении 1.07.1944 г. четвёрке "Илов", ведомой Павловым, была поставлена задача: не дать возможности противнику увести свои силы через переправу на реке Дрисса у пункта Антоновки. Смелым налётом штурмовики разбомбили переправу, отрезав врагу пути отхода. Именной штурмовик Ил-2 Героя Советского Союза И. Ф. Павлова. Осень 1944 года. 15.08.1944 г. семёрка Ил-2 во главе с Павловым в районе севернее Бауска встретила 12 "Фокке - Вульфов" и 8 "Мессершмиттов". Четырёх сбили, а остальных обратили в бегство. При этом одного вражеского истребителя сбил лично Павлов. В тот же день Павлов и его подчинённые успешно произвели штурмовку автоколонны и артиллерийских позиций гитлеровцев и без потерь вернулись на свою базу". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Иван Фомич Павлов удостоен второй золотой звезды Героя. Весом вклад дважды Героя Советского Союза И. Ф. Павлова в общее дело нашей победы над врагом: на его боевом счету 250 вылетов. Во фронтовое небо поднялись машины, построенные на средства и самих лётчиков: Петра Белясника, Павла Боброва, Николая Кожевникова, Василия Новикова, Афанасия Мартусова, Георгия Чайко, Алексея Янкова и других. Более 80 боевых вылетов совершил экипаж ещё одной собственной боевой машины - двухмоторного бомбардировщика, на фюзеляже которого выделялась надпись: "Самолёт приобретён на личные сбережения лётчика В. Ульянова, штурмана Г. Булацкого и техника В. Школина". - Когда началась война, - вспоминал Григорий Васильевич Булацкий, доктор исторических наук, профессор Минского государственного университета, - наша авиационная часть находилась на охране дальневосточных рубежей нашей Родины. Каждый день мы слушали тревожные сводки Совинформбюро. Просились на фронт. А нам отвечали: "Здесь тоже фронт". Действительно, обстановка была напряжённой, ожидалось вступление в войну Японии. Мы круглосуточно дежурили у самолётов. Потом, как известно, фашисты получили по зубам под Москвой и Сталинградом. А тут началось широкое патриотическое движение советских людей по добровольному взносу своих сбережений в Фонд обороны. Мы тоже внесли деньги на постройку бомбардировщика и на собственной машине отправились на 2-й Украинский фронт. В первом боевом вылете бомбили железнодорожный узел, забитый составами с боевой техникой, боеприпасами. Потом летали бомбить вражеские объекты в Румынии, Венгрии, Югославии, Чехословакии, Австрии... Запомнился Григорию Васильевичу Булацкому и полёт на уничтожение железнодорожного моста, по которому гитлеровцы интенсивно перебрасывали свои войска. Задачу ставил командир дивизии. Он показал лётчику В. Ульянову и штурману Г. Булацкому на карте пути подхода к объекту, который прикрывался сильным огнём зенитной артиллерии. - А что если мы выйдем на цель на малой высоте ? - предложил штурман экипажа. - Можно, - согласился комдив и добавил: - А ещё вернее будет, если вы появитесь над объектом с запада. Бомбардировщик взлетел на рассвете. Линию фронта пересекли на малой высоте. Вражеские зенитчики даже не успели открыть огонь. А вот и Дунай. Седые космы тумана повисли над водной гладью. Бомбардировщик прошёл в стороне от цели, а затем резко изменил курс. Через несколько минут показались громады стальных ферм моста. Вот они уже вписываются в перекрестие прицела... Включён бомбосбрасыватель. И через минуту над рекой поднялся столб дыма и огня. Середина моста рухнула в реку. Только тогда торопливо залаяли вражеские зенитки. Но самолёт был уже далеко. Через полчаса экипаж докладывал командиру дивизии о выполнении задания. Каждый боевой вылет - это поединок с вражескими зенитками и истребителями. Бывали случаи, когда самолёт возвращался на свой аэродром на одном моторе, с множеством пробоин. Не дотянули только однажды. Подбитый самолёт сел на нейтральной полосе в болоте. Выручали авиаторов наши пехотинцы. Пилот и стрелок - радист не пострадали, а штурману пришлось лечь в госпиталь. Григорий Булацкий после выздоровления снова вернулся в полк. Свои последние 4 боевых вылета экипаж совершил 9 Мая 1945 года, нанося удары по отступавшим колоннам врага на земле Чехословакии. В небе Прибалтики летом 1944 года начал свой боевой путь и другой самолёт воинов - дальневосточников. 13 декабря 1944 года газета "Красная Звезда" сообщала: "В Н-ской авиачасти успешно действует самолёт "Петляков-2", на борту которого написано: "Приобретён на средства экипажа Янкова, Мартусова и Кожевникова". Самолёт этот ведут на бомбёжку вражеских объектов лётчик - лейтенант А. Янков, воздушный стрелок - радист старшина А. Мартусов и авиамеханик старший сержант Н. Кожевников..." Небольшое уточнение: четвёртым членом экипажа был старший сержант Просвиров. К декабрю 1944 года экипаж совершил 50 успешных боевых вылетов. В марте 1945 года на счету отважных лётчиков было уже 100 боевых вылетов. Много тонн бомб сбросили они на головы фашистов. Каждый член экипажа Янкова, считавшегося одним из лучших в части, был удостоен высоких государственных наград. Летал над Прибалтикой и штурмовик с надписью: "Куплен на личные сбережения экипажа". В морозный январский день 1945 года, уничтожив 3 фашистские автомашины с боеприпасами, открыл свой боевой счёт один из поступивших в Н-скую авиационную часть самолётов Ил-10. Хозяевами этой боевой машины были дальневосточники: лётчик Георгий Чайко, воздушный стрелок Константин Шишкин, авиационный механик Павел Бобров. Как и другие авиаторы, они отдали в Фонд обороны свои сбережения. Но самолёт - вещь дорогая, их сбережений не хватило. Выручил Костя Шишкин: он обратился за помощью к отцу - колхознику. Тот быстро откликнулся на просьбу сына. Нужная сумма была собрана, а правительство удовлетворило просьбу лётчиков приобрести собственный самолёт. Когда они прибыли на завод, там уже находилась группа фронтовиков, получавших новую материальную часть. Дальневосточники попросили взять их в свой полк. Те охотно согласились. Так Чайко и его друзья оказались на 2-м Прибалтийском фронте. "Вчера младший лейтенант Г. Чайко, - писала вскоре фронтовая газета, - вместе с другими лётчиками уничтожил 2 артиллерийские батареи, 7 миномётов и подавил огонь 2-х батарей зенитной артиллерии противника". Сообщения о воинах - дальневосточниках появились и в центральных газетах. "На днях, - информировала "Красная Звезда", - лётчик Чайко со своим воздушным стрелком Шишкиным совершил 4 боевых вылета. Они успешно штурмовали вражеские войска на одном из участков фронта". Личный счёт экипажа Ил-2 ( заводской № 309026 ) возрастал с каждым днём. Штурмовик с необычной надписью громил вражеские эшелоны, уничтожал живую силу и технику фашистов, следовавших к фронту. Однажды наши штурмовики обнаружили вражеские эшелоны с живой силой и техникой, следовавший к фронту. В атаку пошёл Чайко. Он пронёсся над самым эшелоном и точно в цель сбросил бомбовый груз. Взрывом были разбиты первые вагоны. Добили врага другие штурмовики. Командование высоко оценило боевое мастерство экипажа. "Чайко смело пикировал, точно бомбил..." Так его характеризовал командир эскадрильи. Последние боевые вылеты экипаж Г. Т. Чайко совершил 8 мая 1945 года. Уволившись в запас, Георгий Тимофеевич вернулся в родной Иркутск, работал инструктором - пилотом Аэрофлота. А его Ил-2 ещё долго "служил" в Гвардейской части. "Ваш самолёт, - писали ему однополчане, - и сейчас как новый, сохранилась на нём и надпись. Она всегда напоминает о вашем славном патриотическом поступке, зовёт нас к новым успехам в боевой и политической подготовке". В 889-м авиационном полку было два "самолёта - собственника", как их в шутку называли лётчики. Это По-2 - лёгкие ночные бомбардировщики. Один из них принадлежал лётчику Альберту Азиеву, другой - Василию Носкову и штурману Виктору Мартыненко. Азиев на своём "кукурузнике" прошёл боевой путь от Кубани до Польши. На польской земле этот отважный сын осетинского народа пал смертью храбрых. Носков с Мартыненко совершили 344 боевых вылета. - В иные ночи,- вспоминает Виктор Александрович Мартыненко, - приходилось по нескольку раз пересекать линию фронта. Виктору Александровичу особенно запомнился один фронтовой случай. Дело было в Белоруссии. Полк перелетал с одного аэродрома на другой. На земле лётчики увидели группу гитлеровцев. Двигались кто пешком, кто на лошадях. Все с оружием. "Выходят из окружения, - догадались лётчики. Что же делать ?" Первым решение принял Альберт Азиев. Он открыл огонь и начал снижаться. Но во время приземления самолёт наткнулся на что - то и перевернулся вверх колёсами. Враги, опомнившись, стали окружать машину. Носков с Мартыненко на бреющем полёте дали по ним несколько пулемётных очередей. Гитлеровцы рассыпались по ржаному полю, залегли. В это время в небе появился ещё один наш самолёт. Лётчики взяли под охрану машину Азиева. Но медлить было нельзя: надо выручать ребят. Носков пошёл на посадку. Азиев и его штурман оказались живы и невредимы. Выбравшись из кабины, Азиев выхватил из кобуры пистолет и скомандовал гитлеровцам: "Сдавайтесь !". Ошарашенные дерзостью советских лётчиков ( один самолёт продолжал кружить над полем ) и, видимо, поняв безвыходность положения, вражеские солдаты и офицеры стали поднимать руки. Прежде чем сдать пленных подоспевшим из ближайшего села пехотинцам, лётчики заставили их перевернуть самолёт Азиева и перенести его на ровное место. Отсюда он поднялся в воздух. Затем Носков посадил в свою машину немецкого офицера. Мартыненко пришлось вылезти на плоскость крыла и стоять на нём, держась за кабину и расчалки. С пленным и приземлились они на новом аэродроме. Каково же было удивление наших воинов, когда из кабины вылез гитлеровский офицер... После войны Василий Яковлевич Носков преподавал математику в одной из школ Крымского района Краснодарского края. Бывший штурман В. Мартыненко жил в Воронеже. Фронт знал не только личные бомбардировщики и штурмовики. Некоторые лётчики громили врага на личных истребителях. Так, воспитанник Качинской авиационной школы Пётр Никифорович Белясник внёс 40 000 рублей на постройку самолёта. Он обратился в ЦК партии с таким письмом: "Построенный самолёт прошу передать мне. Клянусь, что на этой машине я буду не щадя жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения". Центральный Комитет выполнил эту просьбу лётчика: ему был вручён самолёт Ла-5 с бортовым номером "40" и надписью на фюзеляже: "Капитану Беляснику". Уже в первых боях под Сталинградом офицер Белясник на личном самолёте за 4 дня сбил 4 вражеских самолёта. А всего к концу войны на счету лётчика было 26 воздушных побед. Родина высоко оценила подвиг патриота. 28 апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. [ Примечание: П. Н. Белясник был представлен к званию Героя Советского Союза за 9 личных и 17 групповых побед, одержанных им к февралю 1943 года. На представленном фото он стоит у своего Ла-5 уже со звездой Героя и в погонах. То есть - оно сделано не ранее весны 1943 года. На борту его самолёта - 15 звёзд, означающих победы. При этом следует учесть следующее: если они означают общее число побед - их должно быть не менее 26 ( уже сбитых к февралю 1943 года ). Если же лишь личные - общих итог боевой деятельности лётчика может достигать 32 побед - 15 сбитых лично и 17 в группе. ] Более подробную информацию о П. Н. Белясник можно прочитать в следующей статье: "http://belysnik.htm". Над прибалтийской землёй защищали родное небо немало самолётов с надписями: "Латышский стрелок", "Советская Литва", "За Советскую Эстонию". Это были эскадрильи, построенные на средства эвакуированных в глубь страны жителей Прибалтики, бойцов национальных воинских частей.
20 февраля 1943 года на подмосковном аэродроме руководители Литовской республики вручили лётчикам 146-го авиаполка 12 истребителей с надписями на русском и литовском языках - "Советская Литва". Самолёты были построены на средства эвакуированных в глубь страны жителей неманского края, бойцов Литовской дивизии, литовцев, давно проживающих в Советском Союзе. Боевой путь эскадрильи начался в небе над Орлом. Машинами управляли закалённые в боях асы и молодые пилоты: Борис Хлуд, Анатолий Шаров, Григорий Федосеев, Евгений Мосин, Юрий Греков и многие другие. Сражалась эскадрилья "Советская Литва" под Брянском, в небе Белоруссии, Литвы, Польши, Германии. - Мы, ветераны, - вспоминал генерал - майор авиации А. Косс, бывший командир 115-го Гвардейского авиационного полка, - помним о патриотическом деянии литовских граждан, которое воплотилось в боевых самолётах - истребителях эскадрильи "Советская Литва". Хорошо помню ту боевую пору, когда лётчики эскадрильи успешно очищали литовское небо от фашистских стервятников. И чудесную реку Неман, над которой происходили жаркие воздушные схватки и в которой нашли свою гибель многие фашистские пираты от карающей руки наших лётчиков...
Гвардии подполковник запаса Григорий Иванович Федосеев, бывший командир эскадрильи, рассказывает: - В феврале 1943 года на подмосковном аэродроме нам была вручена эскадрилья боевых самолётов. Машины вручались делегацией Советской Литвы в торжественной обстановке, был построен весь личный состав эскадрильи. Лично я прошёл с эскадрильей весь её боевой путь, совершил 302 боевых вылета и уничтожил 19 самолётов противника [ из них - не менее 5 в группе ]. Рассказ Г. И. Федосеева дополняет бывший лётчик Павел Давыдович Бойкачев [ на его счету 8 личных и 2 групповые победы ] : - На самолётах эскадрильи "Советская Литва" я получил хорошую закалку. Это было в Литве. В паре с Гвардии младшим лейтенантом М. А. Ляпиным мы патрулировали в воздухе. Вдруг из - за облаков вынырнули два немецких "охотника" - самолёты FW-190. Они, прикрываясь облаками, держали курс в нашу сторону. Выбрав момент, я дал ведомому сигнал - в атаку ! А через минуту оба "Фоккера" горящими летели вниз. К сказанному ветеранами следует добавить, что только в небе Германии эскадрилья "Советская Литва" уничтожила 68 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. В 1942 году в стране развернулось массовое движение по сбору средств на постройку боевых самолётов для фронта. Труженики тыла не жалели личных сбережений для того, чтобы как можно лучше и быстрее оснастить боевой техникой авиационные части, сражавшиеся с ненавистным врагом. Свой вклад в дело укрепления боевой мощи отечественной авиации внесли и трудящиеся советской Грузии. Весной 1943 года они передали построенную на их сбережения эскадрилью истребителей ЛаГГ-3 "Советская Грузия" личному составу 926-го истребительного авиационного полка. Для вручения боевых машин солнечным весенним днём на один из фронтовых аэродромов 4-й Воздушной армии прибыла делегация рабочих, колхозников и интеллигенции Грузинской ССР... Состоялся митинг. От имени личного состава части командир поблагодарил представителей трудящихся Грузии за замечательный подарок, заверил их в том, что лётчики на подаренных самолётах будут беспощадно громить врага на земле и в воздухе. ЛаГГ-3 ( 66-я серия ) эскадрильи "Советская Грузия" из 926-го ИАП. Весна 1943 года. Боевой счёт эскадрильи "Советская Грузия" открыл капитан Я. Александрович. 20 апреля он вступил в бой с группой Ме-109 и сбил один иэ них. Когда кончились боеприпасы, советский лётчик пошёл на таран и ударом винта сразил другую машину. Фашисты развернулись и ушли восвояси. 28 мая отличилась группа старшего лейтенанта А. Макарского. Пятёрка "ЛаГГов" вышла в заданный район для прикрытия наземных войск. В это время в воздухе появилось около десятка "Юнкерсов", пытавшихся сбросить бомбы на наши войска. По команде ведущего "ЛаГГи" пошли в атаку. Она была дерзкой и стремительной. Бомбардировщики противника сразу потеряли строй и бросились врассыпную. В том воздушном бою наши асы А. Макарский, А. Буйдин, П. Щеблыкин сбили 3 "Юнкерса". В Июне четвёрка "ЛаГГов" во главе с капитаном Я. Александровичем сопровождала большую группу штурмовиков Ил-2. Неожиданно из - за облаков на них напали 12 вражеских Ме-109. Капитан Я. Александрович и младший лейтенант В. Мурашов мастерски отразили атаку и, умело маневрируя, сбили ведущего первой группы "Мессеров". В круговерти пилотажных фигур в хвост одного из "Илов" зашёл вражеский истребитель. Казалось, штурмовик вот - вот будет сбит. Но в тот же миг на выручку пришёл молодой лётчик младший лейтенант А. Михайлов. Противнику не удалось осуществить свой замысел. Наш лётчик опередил его. Оставляя за собой дымный шлейф, немецкий самолёт понёсся к земле. Бой между тем разгорался. Появились ещё 12 Ме-109. Но и к нашей четвёрке прибавилась группа Макарского. Советские лётчики, решительно бросившись в атаку, сбили 2 истребителя. Воспользовавшись замешательством противника, штурмовики сделали несколько довольно эффективных заходов на цель и нанесли врагу ощутимые потери. Так сражались воздушные бойцы из эскадрильи "Советская Грузия". После боёв на Кубани они принимали участие в освобождении Тамани, обеспечивали высадку десанта прославленной 18-й армии. Михайлов довёл там счёт сбитых вражеских самолётов до 7. Есть упоминание что он летал на машине с номером "34" ( возможно "934" ? ). По некоторым источникам, войну Анатолий Иванович Михайлов закончил в составе 790-го ИАП, имея на счету 9 личных и 2 групповые победы. Эскадрилья "Советская Грузия" и после войны с достоинством и честью носила это почётное наименование. Личный состав успехами в учёбе множил славные боевые традиции, рождённые в пламени Великой Отечественной войны, постоянно добивался высоких результатов в боевой и политической подготовке. А бывшие фронтовики постоянно поддерживали тесную связь со своими преемниками, заботясь об усилении действенности военно - патриотического воспитания нынешнего поколения крылатых защитников Родины. 18-й Гвардейский истребительный авиационный полк получил эскадрилью самолётов с алой надписью на фюзеляжах "Латышский стрелок" на исходе зимы 1943 года. Эти самолёты вначале участвовали в воздушных боях на Курской дуге, в небе Белоруссии, а затем сражались над Прибалтикой, штурмовали Кёнигсберг. К концу войны эскадрилья "Латышский стрелок" имела на своём счету 80 сбитых вражеских истребителей и бомбардировщиков. 14 июля 1944 года газета "Правда" сообщила: Лётчики - Гвардейцы Заморин, Пинчук, Ляпунов, Соколов - Ходаковский и другие на самолётах "Латышский стрелок" за короткое время сбили 12 вражеских бомбардировщиков, истребителей и корректировщиков". Многих воздушных бойцов эскадрильи "Латышский стрелок" Советское правительство наградило орденами и медалями, а заместитель командира эскадрильи Николай Пинчук удостоился высшей степени отличия Родины - звания Героя Советского Союза. 30 лет спустя собрались ветераны 18-го Гвардейского истребительного авиаполка в Москве, в клубе Военно - Воздушной академии имени Жуковского. На встречу приехали бывшие лётчики - представители 20 национальностей из 60 городов страны. Вспоминали о боевом прошлом, о братстве советских людей. Говорили и об эскадрилье "Латышский стрелок", со славой прошедшей через все испытания военной грозы. Дружба, соединившая лётчиков в годы военного лихолетья, крепла из года в год. Она помогала им в боях, помогала и в мирном труде на благо Родины. О лётчике Александре Горовце слагают песни. Его именем названы улицы в Белгороде, Витебске, Шахтах. В Центральном музее Вооружённых Сил отважному сыну Отчизны посвящён специальный стенд. Там находится его партийный билет, орден Красного Знамени, Гвардейский знак и личное оружие. Экспонируется и пушка его самолёта. Свой подвиг он совершил во время боёв на Курской дуге. Успешно выполнив задание, группа возвращалась на аэродром. Лейтенант А. Горовец заметил, что несколько вражеских самолётов приближаются к переднему краю. Рация на машине Александра оказалась повреждённой. Других возможностей известить командира не было. Решение созрело мгновенно - не пропустить врага. Горовец резко развернул истребитель и на большой скорости врезался в строй бомбардировщиков. Огненная трасса хлестнула по ведущему. Самолёт накренился, задымил и пошёл вниз. Ещё атака, точная очередь. Немцы ответили плотным огнём. Но краснозвёздная машина была неуязвима. Советский лётчик поджёг второй бомбардировщик, затем третий, рухнул вниз и четвёртый "Юнкерс". Строй врага развалился. Горовец, охваченный азартом боя, вновь и вновь бросался в атаку. Вот потянул к земле пятый фашистский самолёт. Такой же бесславный конец через минуту постиг шестого. А Горовец продолжал бить меткими очередями. Сбит седьмой, восьмой ! Девятый фашистский бомбардировщик Горовец вогнал в землю в тот момент, когда тот, спасаясь от преследования, снизился до бреющего полёта. Вступив в единоборство с 20 вражескими бомбардировщиками и уничтожив 9 из них, Горовец не стал преследовать остальных стервятников: на исходе было горючее. Лётчик, развернув боевую машину, взял курс на свой аэродром. Но в это время он заметил 2 "Фокке - Вульфа". Вскоре в небе появилась ещё одна пара немецких истребителей. Размышлять было некогда. Советский лётчик устремился в атаку. Прозвучала короткая очередь, но и на машину Горовца обрушился шквал огня. Самолёт швырнуло в сторону, кабину обдало жаром. Советский лётчик вновь взмыл вверх и пошёл на сближение с "Фоккером". Он поймал вражеский истребитель в перекрестие прицела. Нажал на гашетку - очередь не прозвучала. Попробовал второй, третий раз - пушки молчали. В неравной схватке смертью храбрых погиб советский сокол. За этот подвиг ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза [ Примечание: Это всё, так сказать, официально принятая версия последнего боя Александра Горовца. Более подробную информацию о нём можно прочитать в следующей статье: "http://gorovec.htm" ]. Но мало кто знает, что А. К. Горовец геройски дрался с фашистами на самолёте, подаренном колхозниками Горьковской области. Когда в полк прибыли новые Ла-5, на их фюзеляжах выделялись надписи: "От колхозников Горьковской области". Принимая одну из машин, Александр дал клятву хлеборобам, что он будет беспощадно громить врага. И эту клятву сдержал... Славный счёт побед, завоёванных в схватке с врагом на именных машинах, умножали многие наши прославленные воздушные бойцы. Когда в 240-й истребительный авиаполк поступил истребитель с надписью на фюзеляже: "От колхозника Конева Василия Викторовича", командование приняло решение вручить этот подарок Герою Советского Союза И. Н. Кожедубу. В день получения самолёта Иван Никитович писал колхознику: "Дорогой Василий Викторович ! С радостью сообщаю Вам, что сегодня, 2 Мая 1944 года, на прифронтовом аэродроме мне вручили Ваш самолёт. Этот самый лучший наш самолёт - "Лавочкин". Позвольте заверить Вас, дорогой Василий Викторович, что я буду бить врага на вашем самолёте так, как приказывает Родина, как просите Вы. Сейчас у меня на боевом счету 37 сбитых самолётов врага. Но это только начало мести фашистским захватчикам за убитых и замученных советских людей, за разрушенные наши города и села. О каждой своей победе над врагом буду Вам обязательно сообщать". Вскоре у Героя Советского Союза Ивана Кожедуба состоялась первая встреча на самолёте - подарке с превосходящим противником. Наших было 9 истребителей, вражеских - 30. Кожедуб отдает команду, а сам стремительно бросается на строй фашистских самолётов. Один FW-190 огненным шаром врезается в землю... Так был открыт счёт на самолёте колхозника Конева. Потом было много других жарких схваток. За неделю советский ас сбивает 8 вражеских самолётов. В колхоз "Большевик" летит рапорт лётчика: "Теперь на моём счету 45 лично сбитых самолётов врага... Надеюсь, что вскоре на Вашем самолёте доведу счёт до 50". Вскоре Кожедуб был переведён в другую часть и самолёт был передан другому асу - будущему дважды Герою Советского Союза Кириллу Алексеевичу Евстигнееву ( к концу войны на его счету числилось 53 личные 3 групповые победы ). ...После войны москвичи и гости столицы с интересом рассматривали боевой самолёт Ла-7 с номером "27", который был установлен на площадке Центрального дома авиации. На нём, кроме фронтовых надписей, были изображены 62 звёздочки. Рядом - три звезды Героя Советского Союза, ордена Красного Знамени, Кутузова, Александра Невского. Посетители без особого труда узнавали последний самолёт трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба, на котором он сражался в составе уже 176-го Гвардейского авиаполка. Они с восхищением рассматривали Ла-7 и добрым словом вспоминали волгоградского колхозника, подарившего Красной Армии самолёт - истребитель Ла-5Ф. Вносили деньги на строительство самолётов коллективы предприятий, организаций и учреждения. В небе войны появились истребители, построенные на средства артистов Малого театра, оркестра Леонида Утёсова, медицинского персонала Боткинской больницы, coветских журналистов, ярославских шинников, металлургов Донбасса, угольщиков Киргизии, железнодорожников Киева... Сбережения на строительство самолётов внесли академик Владимир Образцов, композитор Мариан Коваль, писатели Ванда Василевская и Леонид Леонов, актриса Корчагина-Александровская и другие. Разными были в годы войны формы помощи воинам, фронту, и оказывали её, без преувеличения, все слои нашего общества, люди всех возрастов. Немалым был вклад интеллигенции, творческих работников и в создание боевой техники, вооружения для борьбы с фашистами. Известно, как поднимали настроение бойцов даже сообщения о том, что в боях с врагом участвуют подаренные самолёты или танки с такими названиями, как "Александр Пушкин", "За передовую науку", "Советский артист", а также "Весёлые ребята" ( подарок лётчикам от ансамбля Леонида Утёсова ). Были в строю боевые машины и с такими именами, как "Юный пионер", "Школьник Кузбасса", "Донской пионер", "Горьковский пионер", "Попереченский школьник". Истребитель Ла-7 "Донской пионер" из состава 2-го Гвардейского ИАП, 1945 год. Старинное изречение гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Может быть в глубокой древности так и было. Но в годы Великой Отечественной войны музы заговорили в полный голос, они являлись мощным идейным оружием, которое помогало нашим бойцам громить ненавистных захватчиков. С первых дней, войны деятели советского искусства активно включались в обслуживание фронта. Сотни артистических бригад отправились в действующую армию, чтобы своим искусством воодушевить советских воинов на ратные подвиги. Но не только своё искусство несли советским воинам в годы войны артисты. Фронт получал от них замечательные подарки, приобретенные на трудовые сбережения. Это были дарственные танки, самолёты, пушки. Вспомним лишь о некоторых боевых машинах, приобретённых на средства творческой интеллигенции, юных патриотов. В сборе средств на строительство авиасоединения "Москва" участвовали и многие театры столицы. Один из старейших сценических коллективов страны - Малый театр - внёс свыше 1 млн. рублей на авиаэскадрилью "Малый театр - фронту". Сохранились свидетельства очевидцев торжественной церемонии передачи самолётов лётчикам, отчёты - рапорты воздушных бойцов о результатах боёв с фашистами. Наверное, необычно и по-особому торжественно было на лётном поле, когда там встретились известные всей стране артисты и опалённые огнём боевые пилоты... В тот день на зелёном ковре подмосковного аэродрома ровной шеренгой выстроились 12 остроносых "Яков". Новеньких, ещё ни разу не бывавших в бою. На каждом белела надпись: "Малый театр - фронту". На правом фланге - лётчики В. Мелехов, В. Бушвин, А. Батизат, К. Разумное, А. Паков. А чуть поодаль - А. Яблочкина, Е. Турчанинова, Е. Шатрова, Е. Гоголева, B. Рыжова, П. Садовский. Звучали слова о том, что эта эскадрилья, приобретённая на свои средства артистами Малого театра, передаётся в руки опытных лётчиков. - Бейте захватчиков ! Пусть скорее придёт победа ! От имени воинов клятву произнёс командир эскадрильи, Старший лейтенант В. Мелехов: - Клянёмся ! Эти самолёты станут грозой для фашистов. Если нужно будет, жизни своей не пощадим... В газетах того времени сообщалось: "Ежедневно десятки самолётов с надписями на фюзеляжах "Москва" и "Малый театр - фронту" наносят чувствительные удары немецкому зверю в его собственной берлоге. Только за 3 дня боевых действий эти самолёты уничтожили до 30 танков, до 100 машин с техникой и бреприпасами. На машинах москвичей наши лётчики провели 16 воздушных боёв, сбив при этом 9 "Фокке - Вульфов" и 3 "Мессершмитта". Умело и мужественно дерутся с противником младшие лейтенанты Волкодав, Галицкий, Лейтенанты Воробьёв, Роменский, Машунов и другие. В первый свой вылет над Пруссией они сбили пo 2 самолёта каждый". О своих боевых успехах лётчики регулярно сообщали артистам. Александр Батизат писал народной артистке СССР Е. Турчаниновой: "Сердечно благодарю Вас за приём и за ценный подарок, преподнесённый на аэродроме. Это был первоклассный истребитель - бомбардировщик. На нём я уничтожил много живой силы и техники противника... Ваш материнский наказ и поручение, данное мне при вручении самолёта, я выполнил. Истребитель - бомбардировщик с надписью "Малый театр - фронту" пролетел над всей Восточной Пруссией, и силу этой машины гитлеровцы испытали на своих плечах". Самолёты с надписью "Малый театр - фронту" много раз наносили тяжёлый урон гитлеровцам. Около 1000 боевых вылетов совершили лётчики на машинах, подаренных артистами. На одном из самолётов Як-9, построенных на средства работников Малого театра, летал заместитель командира 12-го Гвардейского ИАП ПВО ( 6-й ИАК ПВО ) майор Филипп Тверезый. Ещё 4 боевых самолёта подарили фронту артисты театра имени Евгения Вахтангова. На новеньких "Яках" со словами "Вахтанговец" на борту воевали Герой Советского Союза Фёдор Чубуков, Олег Архиреев, Борис Логинов, Пётр Емельянов. Вручала лётчикам боевые самолёты народная артистка РСФСР Цецилия Мансурова. - Мы передаем вам эти самолёты, дорогие лётчики, - говорила она на митинге, - бейте беспощадно врага. От имени своих товарищей Герой Советского Союза Ф. Чубуков заверил артистов, что лётчики с гордостью пронесут в боях славное имя "Вахтанговец". И воины сдержали своё слово. Когда после войны они прибыли в театр и доложили о своих успехах, коллектив театра присвоил крестникам почётное звание "Вахтанговец" и вручил лётчикам соответствующие удостоверения. Более подробную информацию читайте в статье: "http://chubukov.htm". Одной из лучших авиационных частей - 5-му Гвардейскому истребительному авиаполку - подарил 2 самолёта коллектив джаз - оркестра РСФСР под руководством Леонида Утёсова. Самолеты носили название "Весёлые ребята". Храбро сражался лётчик 14-го Гвардейского авиаполка Гвардии капитан Виктор Тимофеевич Калмыков на самолёте, подаренном народной артисткой СССР Е. П. Корчагиной - Александровской. На борту этого истребителя была надпись: "За Родину ! От народной артистки СССР Корчагиной - Александровской". Виктор Калмыков совершил на нём 250 боевых вылетов и лично сбил 8 самолётов противника. Лётчик В. Т. Калмыков у подаренного ему боевого самолёта, 1942 год. Более 800 тысяч рублей внёс коллектив Свердловского театра музыкальной комедии на строительство танков и авиаэскадрильи "Советский артист". А это фото ещё одного подарка трудящихся фронту: самолёт - штурмовик Ил-2 "Николай Островский подарок к XXV-летию ВЛКСМ [....] СМЕРТЬ немецким ОККУПАНТАМ". К сожалению, более подробной информации о этом самолёте пока найти не удалось. Бесстрашно громил врагов лётчик - штурмовик Михаил Захаров. На фюзеляже его самолёта виднелась необычная надпись: "Сыну от отца". Эта машина была построена на сбережения 60-летнего бухгалтера Ивана Герасимовича Захарова. Смертью храбрых логиб в воздушном бою с гитлеровцами его старший сын лётчик - истребитель Сергей Захаров. Тогда отец на свои средства приобрёл самолёт, чтобы другой его сын мог как следует рассчитаться с врагом... Не менее интересна история подарка, сделанного профессором Мессингом. Имя его было очень широко известно в 1940 - 1950 годы. Наверное, многие люди старшего поколения помнят афиши: "Психологические опыты Вольфа Мессинга", загадочные сеансы профессора, много лет популярные в нашей стране. К слову сказать, Вольф Мессинг ещё в 1937 году, когда жил в Польше, предсказал неизбежную гибель Гитлера. Голову профессора гитлеровцы оценили в 200 тысяч марок. Когда фашистская Германия напала на Польшу, Вольф Мессинг, спасаясь от оккупантов, приехал в Советский Союз и стал его подданным. Однажды, во время гастролей в Сибири, Мессинг увидел в газете портрет прославленного балтийского лётчика cтаршего лейтенанта Константина Федотовича Ковалёва. Указом Президиума Верховного Совета СССР заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиаполка 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Балтийского флота К. Ф. Ковалёв был удостоен звания Героя Советского Союза - за 12 лично сбитых вражеских самолётов, кроме которых он уничтожил ещё 12 в группе.
Профессор тут же решил сделать подарок лётчику. Он внёс в Фонд Красной Армии крупную сумму и попросил на эти деньги построить боевой самолёт для балтийского аса. Ранней весной 1944 года лётчика Ковалева вызвали в штаб полка. Командир части приказал надеть новое обмундирование, получить командировку и отбыть в далекий сибирский город. - Там ждёт вас ценный подарок, - сказал на прощание. И вот встреча на вокзале. Худощавый смуглый человек в шляпе, с тёмными выразительными глазами крепко жмет руку герою - лётчику. Профессор приглашает Ковалёва на своё представление. Зал дворца культуры переполнен. Избрали жюри. По просьбе публики его возглавил почётный гость города Герой Советского Союза К. Ф. Ковалёв. Первая записка: "Пусть профессор найдёт спрятанный пакет и прочтёт вложенную в него записку вслух". Мессинг прошёл в зал, попросил автора просьбы подойти к нему. Подошёл юноша. Профессор взял его за руку и безошибочно подвёл к тому месту, где был запрятан пакет. Развернув записку, Мессинг прочёл: "Попросите гостя рассказать о своих подвигах". Так главным действующим лицом на сцене внезапно оказался Ковалёв. Лётчик коротко рассказал о себе, больше - о героях ленинградского неба... На следующий день Ковалёв встретился с Вольфом Мессингом на заводском аэродроме, у самолёта. На его фюзеляже надпись: "За победу !". Ниже: "Подарок от советского патриота профессора В. Г. Мессинга балтийскому лётчику Герою Советского Союза К. Ф. Ковалёву". - Вручаю самолёт тебе, сын мой Костя, - взволнованно сказал Мессинг. - Бери его и бей врага, чтобы советская земля и небо были навсегда свободны от фашистских оккупантов. Гневом к врагам нашим, любовью к родной отчизне благословляю тебя на месть и победу. - На моём счету сегодня 16 лично сбитых самолётов врага и 15 в группе, - ответил лётчик. - Через несколько дней я буду снова в боевом строю своих однополчан. Всенародно клянусь, что на новом самолёте буду жестоко карать врагов, напавших на советскую Родину... Шло лето 1944 года. На всём протяжении Советско - Германского фронта советские воины шли вперёд, освобождая от врага родную землю. На самолёте Мессинга сражался с гитлеровскими захватчиками и балтийский лётчик Константин Ковалёв, уничтоживший ещё 4 вражеских машины на самолёте - подарке. С победой вернулся Константин Федотович домой. В 1946 году расстался капитан К. Ф. Ковалёв с Военно - Воздушными Силами, жил в Краснодаре, не забывая о выпавших на его долю испытаниях и победах, за которые он награждён орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Один из фотоснимков в книге об истории польских авиасоединений, сформированных в период Второй Мировой войны в СССР ( Kolinski Izydor. Ludowe lotnictwo polskie. 1943-1945 - Warszawa, 1965. ), особо интересен: рядом с самолётом, на борту которого читается надпись "От польского патриота проф. Вольф - Мессинга польскому лётчику", стояли два улыбающихся офицера в польских мундирах. В подписи к данной фотографии лишь кратко сообщалось, что самолёт типа Як-9 был подарен истребительному авиационному полку "Варшава" в Мае 1944 года. Когда началась Великая Отечественная война, перед артистом встали вопросы: чем помочь своей новой Отчизне ? Нужны ли людям в эту тяжкую пору его выступления с "психологическими опытами" ? Оказалось, нужны. Его эвакуировали в Новосибирск, и вскоре он начал выступать в воинских частях, домах офицеров, клубах, госпиталях, цехах оборонных заводов, силой своего дарования внушая зрителям уверенность в разгроме фашизма, в победе. Как и многие советские люди, отсылал заработанные средства в фонд обороны. С 1944 года первый из построенных на его деньги самолёт - истребитель Як-7Б - участвовал в боях. Следует отметить, что бригаду, собиравшую этот самолёт, возглавлял 14-летний подросток Петя Бражников ! Его торжественно, в присутствии Мессинга, передали на аэродроме авиационного завода в Новосибирске лётчику 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота Герою Советского Союза Гвардии капитану Константину Ковалёву. Самолёт, на котором он ранее сражался, был к тому времени настолько исполосован фашистскими очередями, что его решили сохранить в музее как свидетельство отваги и мастерства лётчика и надёжности техники. На вручённом новом истребителе Ковалев увеличил счёт сбитых вражеских машин. В том же 1944 году, Ванда Василевская ( польская и советская писательница, в годы войны председатель созданной в Советском Союзе в 1943 году антифашистской организации Союз польских патриотов в СССР ), когда узнала, что один самолёт Вольфа Мессинга уже на фронте, предложила: "Было бы хорошо, если бы Вы и польскому авиационному полку "Варшава" тоже подарили самолёт". Мессинг так и поступил. О дальнейшей судьбе К. Ф. Ковалёва артист был хорошо осведомлён. В начале июня 1944 года он получил телеграмму командующего ВВС Балтийского флота генерал - лейтенанта М. И. Самохина с сообщением, что Ковалев прибыл "и благополучно бьёт врага на вашем самолёте". Сам Ковалев прислал Вольфу Григорьевичу письмо, в котором сообщил о том, что в газете "Лётчик Балтики" опубликовал рассказ о своей поездке в Новосибирск за самолётом и встрече с артистом. Переписка между ними продолжалась и в послевоенное время. Проследить судьбу польских лётчиков оказалось труднее. И всё же ... Удалось установить, что справа на фото - Ежи Човницкий, курсант учебно - тренировочного отряда, с ноября 1943 года лётчик авиаполка "Варшава". Участвовал в боях на Висле, в Померании, несколько боевых вылетов совершил на самолёте, подаренном Мессингом. Слева на фото - выпускник инженерного факультета Военно - Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского капитан Олег Матвеев. В 1943 году он был назначен инструктором по стрелковому делу учебно - тренировочного отряда, готовившего польских лётчиков. Вместе с ними выучился на лётчика и был назначен помощником командира полка "Варшава" по воздушно - стрелковой службе. Совершил более 40 боевых вылетов. Погиб в бою за освобождение польского города Пила. О последних минутах жизни летчика польский историк Болеслав Долята оставил такое свидетельство: "Во время очередного боевого вылета над Пилой в самолёт Матвеева попал вражеский снаряд. Лётчик с трудом выровнял падающий самолёт, направил его на немецкие танки и обрушился на них с огромной силой". Был ли таран совершен на самолёте, подаренном Мессингом ? Возможно. Матвеев часто совершал вылеты именно на этом истребителе. Но достоверные данные получить не удалось. Командир 27-го ИАП Подполковник А. Д. Слуцков. Август 1942 года.
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |