Именные самолеты Второй мировой войны. Часть 5 - Красные Соколы. Советские асы ВОВ
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

История некоторых именных самолётов
( продолжение - часть 5 )

Много личных подарков фронту сделали советские ученые. Танк "За передовую науку" передали танкистам учёные М. П. Митин и И. И. Минц, а академик В. Н. Образцов подарил лётчикам самолёт - истребитель. На его подарке много подвигов совершил лётчик Александр Лавренов.

В Июле 1943 года молодого лётчика Александра Лавренова командировали в глубокий тыл с почётным заданием: получить построенный на средства академика В. Н. Образцова истребитель. Выбор пал на Лейтенанта А. Лавренова, конечно, не случайно: к тому времени на счету помощника командира 291-го истребительного авиаполка, воевавшего на Северо - Кавказском фронте в составе 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 4-й Воздушной армии, было уже 47 боевых вылетов. В 26 воздушных боях он сбил 17 вражеских самолётов лично и 3 в группе, хотя прибыл на фронт лишь в Апреле того года.

Саша Лавренов "лучший свободный охотник полка". Так называли его боевые друзья. Так писали командиры в наградных документах. Его талант воздушного бойца особенно раскрылся в небе Кубани весной 1943 года. Каждый день шли жаркие бои. В этих схватках Лавренов одерживал одну победу за другой. Вот хроника его боевых дел только за несколько дней:

- 28 Апреля - в районе Крымской сбил Ме-109;
- 29 Апреля - за 2 боевых вылета сбил 2 Ме-109;
- 30 Апреля - сбил один Ме-109;
- 3 Мая - в жаркой схватке сбил 3 вражеских самолёта.

За короткое время в небе Кубани Лавренов сбивает 18 фашистских самолётов.

Александр Филиппович Лавренов не знал страха в бою. Его "Як" всегда первым атаковывал врага. О боевом мастерстве лётчика в то время писала "Красная Звезда":

"Характерен в этом смысле недавний бой молодого, но выдающегося лётчика Лавренова, сбившего в течение нескольких минут 3 вражеских самолёта. Как и Борис Глинка, Лавренов вышел в атаку на большой скорости, которую он развил заблаговременно. Имея перед Ме-109 преимущество в скорости, а следовательно, и в маневре, Лавренов стремительно атаковал неприятеля... Сбив 2 Ме-109 и Ju-87, Лавренов также стремительно оторвался от противника и вышел из схватки без единой пробоины в машине".

Академик В.Н.Образцов.
В. Н. Образцов.

Академик Владимир Николаевич Образцов, известный учёный, специалист по проектированию и строительству железных дорог, был удостоен за свои труды в 1942 году Государственной премии, которую он решил отдать на строительство самолёта. Подготовленный для лётчика истребитель назвали "Ртищевский железнодорожник" - академик был депутатом Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа.

Прибыв на заводской аэродром, Лавренов сразу же обратил внимание на оживление у одного из "Яков", на фюзеляже которого значилось: "Ртищевский железнодорожник"  ( самолёт так назвали в связи с тем, что его хозяин был депутат Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа ). Лейтенант уверенно направился к самолёту и вовремя: инженеры и техники завода демонстрировали истребитель пожилому человеку с аккуратной седой бородкой в форме железнодорожника. На его тужурке сверкали ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, депутатский значок, и Александр понял, что это и есть Владимир Николаевич Образцов.

Академик знакомился с боевой машиной, её оборудованием и вооружением, внимательно слушал пояснения заводчан. Потом сел в кабину "Яка", осмотрел все приборы и, лишь когда вылез из самолёта, сказал удовлетворённо:

- Хорошая работа, чистая. Спасибо заводским товарищам за отличную машину.

Истребитель Як-1 'Ртищевский железнодорожник'

После этой церемонии Владимир Николаевич обратился к лётчику - Александру Лавренову:

- Вручаю вам самолёт и надеюсь, что на нём вы добьётесь новых побед над фашистскими оккупантами.

С того дня и завязалась крепкая дружба между 69-летним академиком и 23-летним лётчиком. Владимир Николаевич пристально следил за боевыми успехами Лавренова, писал ему и его матери Дарье Ефимовне письма, поздравлял с праздниками. В одном из ответных писам, Александр Лавренов писал Образцову:

"На Вашем самолете я произвёл более 30 боевых вылетов. Летал на разведку, штурмовал отступающие автоколонны, участвовал в боях с бомбардировщиками и истребителями противника. Сбил 4 самолёта: 3 бомбардировщика и 1 истребитель. Уничтожил 2 автомашины и автобус. Сейчас ведём жестокие бои за город Мелитополь... Фашисты всеми силами стремятся сорвать наше наступление. Но мы уверены, что прорвём все укрепления и будем двигаться победоносно вперёд, освобождая города и сёла нашей Украины..."

...Саша Лавренов снова на фронте. К Ноябрю 1943 года он доводит счёт сбитых самолётов до 22.

1 Ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Филипповичу Лавренову присвоено звание Героя Советского Союза. Откликнулся на это радостное событие и академик Образцов. 20 Ноября 1944 года он писал матери героя:

"Уважаемая Дарья Ефимовна !   Хотелось бы мне, во - первых, поздравить Вас с Героем Советского Союза - Вашим сыном. Я от него не имел писем уже 3 месяца, но от Вашей дочери я узнал, что он жив и здоров и писал мне письма, но почему - то я их не получал. Один раз я получил письмо с фронта от его отца Ф. И. Лавренова и написал ему письмо, но, к сожалению, перепутал адрес  ( вместо 20142Д я написал 201420 ) и письмо после долгих блужданий вернулось обратно. Напишите мне, как он, жив ли и где сейчас ?   Сегодня же я послал письмо и нашему дорогому Саше и жду от него ответа. В Январе я обращался к нему и по радио...

Желаю Вам, дорогая Дарья Ефимовна, дальнейшей удачи и счастья Вашего сына и всех Ваших. Ждем скорой победы над нашим врагом. С уважением и товарищеским приветом.

В. Образцов".

В одном из последующих писем, от 5 Июня 1944 года, Образцов писал:

"Дорогая Дарья Ефимовна !   Я также давно не получаю писем от Саши. Последнее его письмо ко мне было от 18.03.44 г. В нём он писал мне, что на моём самолёте сделал более 100 боевых вылетов, сбил 9 самолётов в воздухе и 2 уничтожил на земле. Впредь обещает драться ещё лучше. Приглашает меня приехать на фронт, что я сейчас, к сожалению, сделать не могу.

Моя открытка к Саше от 20.02.44 г. вернулась с пометкой о невозможности доставки. Я объясняю это тем, что полевая почта не поспевает доставлять письма из - за быстрого продвижения наших войск. Такой случай был теперь с одним моим знакомым фронтовиком. Я уверен, что если бы случилось что - либо плохое с Сашей, то командир его части сообщил бы мне обязательно. Но, во всяком случае, я запрошу часть и об ответе напишу Вам.

Желаю Вам здоровья, бодрости и всего хорошего !   Шлю привет и жму руку !

Ваш В. Образцов".


Не оправдалось, к сожалению, предположение академика: когда Владимир Николаевич писал это письмо, Саши Лавренова уже не было в живых...

Из воспоминаний сестры героя Елизаветы Филипповны Савиной:

"Каким Саша был в детстве, я помню смутно. Он был старшим в семье, а я на 4 года моложе. Когда мне было 14 лет, он уехал учиться в Борисоглебское военное авиационное училище. После этого мы виделись с ним только два раза: в 1940 году он приезжал в отпуск после окончания училища, и в 1943-м его отпустили с фронта домой на 3 или 5 дней. В моей памяти он остался обычным мальчишкой, ничем не выделявшимся среди своих сверстников. Был он выше среднего роста, с чёрными волосами, карими глазами. По характеру был очень покладистым, добрым, заботливым. Он постоянно проявлял заботу о нашей матери и о нас, своих братьях и сестрах. Вместе с братом Иваном с детства мечтали стать лётчиками. И упорно, настойчиво шли к своей цели".

Из писем Александра Лавренова к сестре Лизе:

От 28 Февраля 1942 года:

"Очень часто вспоминаю брата Ваню, его геройскую гибель. Хочу мстить этим гадам за брата. И если придётся мне драться, я не пожалею ни сил, ни самой жизни, а за брата отомщу".

От 12 Января 1943 года:

"По - видимому, скоро уеду на фронт, где буду мстить за погибшего брата. Буду драться так же, как он дрался... Лиза !   Я люблю свою Родину, свой народ, который доверил мне дорогостоящую боевую машину. Это доверие буду оправдывать, не щадя ни сил, ни жизни".


Из других писем Александра Лавренова:

"Я сейчас нахожусь на фронте, бьём немецко - фашистских гадов, так что они не успевают драпака задавать... Сейчас я нахожусь на юге, дрался за Донбасс, сейчас продвинулись далеко вперёд...

Боевые дела идут хорошо. Сейчас счёт увеличился ещё на несколько фашистских гадов, которые больше никогда не будут летать над нашей землей..."


"...Нахожусь на фронте. Вы за меня не беспокойтесь... Вылетая на боевое задание, я думаю не о своей смерти, а о смерти врага, а когда так думаешь, всегда побеждаешь..."


А.Лавренов перед боевым вылетом.
Перед боевым вылетом

"Лиза, за меня не беспокойтесь. Мать не труса родила, и никого я в семье не опозорю, буду мстить за брата Ваню, буду бить днём и ночью... Когда вернусь, мама должна подготовить свадьбу... Бабушка должна подготовить мне блинчиков, мы с ребятами приедем кушать, друзья у меня любят блинчики..."


"Лиза, сейчас я на другом фронте. Боевая работа у меня идёт хорошо. Ты можешь судить об этом по фотографии, которую я тебе высылаю. Там на борту самолёта нарисованы звёздочки. Что означает каждая звёздочка ?   Это сбитый вpaг, который уже никогда не появится на белом свете. Я его загнал в землю... Как видишь, за смерть родного брата я отомстил и буду мстить ещё крепче, буду бить их до тех пор, пока над нашей землёй не будет ни один фашистский гад летать..."

В одном из писем матери А. Лавренов писал:

"Мама !   Я прошу вас всех, чтобы вы не особенно расстраивались по Ване. Я знаю, что трудно вам это переживать, ведь он был ваш сын, но он погиб не бесшабашной смертью, а погиб как герой, защищая нашу Родину, нашу землю, наше счастье.

Мама !   Пройдёт определённое время, разобьём Гитлера, тогда народ будет вспоминать наших героев, которые не пожалели жизни, чтобы отстоять нашу землю, наше счастье. А сейчас ты по Ване не расстраивайся, война без жертв не бывает.

Мама, от папы писем я не получаю и не знаю, где он находится..."

Из воспоминаний однополчанина Апександра Лавренева - М. И. Куценко:

"С Сашей Лавреневым мы служили на Дальнем Востоке в одном авиационном полку и в одном звене, которым мне довелось командовать. В конце 1942 года наша часть была направлена в действующую армию, а весной 1943 года мы приняли участие в воздушных боях на Кубани. За время боёв на Кубани Саша сбил 20 немецких самолётов, за что был награждён тремя орденами.

В Июле 1943 года мы с ним расстались. Меня отправили лечиться в Москву, а Саша принимал участие в освобождении Донбасса. В это время ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Встретились мы с ним снова в Марте 1944 года. Он занимал должность помощника командира 291-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе, имел звание Капитана.

Саша был любимцем полка и лучшим лётчиком авиакорпуса, которым командовал Генерал - Лейтенант Е. Я. Савицкий. Саша часто летал в паре с ним и имел много побед.

К тому времени наши войска устремились в Крым. Они шли по тому же пути, что и герои Гражданской войны - через ледяной и солёный Сиваш. Нам была поставлена задача прикрыть с воздуха Сиваш, чтобы ни одна бомба не упала на наших пехотинцев".

А.Ф.Лавренов.
А. Ф. Лавренов.

В наградном листе на представление Лавренова Александра Филипповича к званию Героя Советского Союза о подвиге лётчика записано так:

"Тов. Лавренов в борьбе с немецкими захватчиками на Кубани совершил 21 боевой вылет. Принимал участие в 14 воздушных боях, сбил лично 9 самолётов противника и 2 в группе, за что был награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Красного Знамени.

После последнего награждения совершил ещё 29 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 8 самолётов противника и 1 в группе.

Всего за период с 20.4.1943 г. по 3.6.1943 г. провёл 47 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 10, на перехват самолётов противника - 5, на прикрытие своих войск - 32. Провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 17 самолётов противника и 3 в группе. На все сбитые самолёты имеются подтверждения от наземного командования. При сопровождении наши бомбардировщики и штурмовики потерь от истребителей противника не имели.

Тов. Лавренов в 26 воздушных боях с немецкими захватчиками прославил себя на весь Северо - Кавказский фронт как высокий мастер крупных воздушных боёв, как подлинный герой, не знающий страха, не жалея своей жизни, отдавал все свои силы на полный разгром немецко - фашистских войск. Своё мастерство, храбрость и находчивость передает молодому лётному составу, которые ходят в его группе на боевые задания.

Проведённые воздушные бои с немецкими захватчиками полны эпизодов, показывающих молодого лётчика стойким, закалённым борцом за освобождение своей Родины, не щадящим своей жизни. Он являет собой пример силы русской авиации и её прославленных героев лётчиков".

В связи с присвоением Александру Лавренову звания Героя Советского Союза боевые друзья послали поздравительное письмо его матери:

"Уважаемая Дарья Ефимовна !   Сегодня Ваш сын Александр Филиппович Лавренов из рук Генерала получил знаки высшей степени отличия СССР - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". Народ высоко оценил подвиги Вашего сына, правительство присвоило ему звание Героя Советского Союза.

Очищая родную землю от ига немецких оккупантов, Ваш сын в воздушных боях на Кубани и на Украине уничтожил 23 вражеских самолёта и с неослабевающей яростью продолжает наносить удары по врагу и в настоящее время.

Партийная организация, боевые соратники и друзья Вашего сына полны твёрдой уверенности в том, что скоро наступит тот долгожданный счастливый день, когда наша родная земля будет полностью очищена от немецко - фашистских оккупантов и водворится мир над всем миром...

Спасибо Вам, Дарья Ефимовна, за то, что вырастили для Родины мужественного бойца, достойного сына великого русского народа.

Нам известно, Дарья Ефимовна, что Ваш муж и отец Вашего сына также находится на фронте и борется с немцами. Передайте ему, что его сын не посрамил славы русского воина..."


Капитан А. Ф. Лавренов погиб в возрасте 24 лет тогда, когда Красная Армия стремительно продвигалась на запад. О его последнем бое рассказывает Генерал - Майор в отставке В. Киселёв:

"В Ноябре 1943 года войска 4-го Украинского фронта перешли вброд Сиваш и захватили плацдарм на его южном берегу. Разгорелись жестокие бои за плацдарм, которые продолжались 5 месяцев, вплоть до 8 Апреля 1944 года. Немецко - фашистские войска, понимая, какую угрозу для них представляет этот плацдарм, много раз пытались столкнуть наши дивизии в Гнилое море. Немцы подвергали плацдарм ожесточённой бомбардировке и обстрелу. Особенно часто они атаковывали переправы, соединявшие плацдарм с северным берегом Сиваша. Однако войска 51-й армии стойко удерживали плацдарм и непрерывно наращивали свои силы для наступления на Крым. Авиация 8-й Воздушной армии надёжно прикрывала наши наземные войска, отражая налёты немецких бомбардировщиков и истребителей. В воздухе непрерывно происходили жаркие бои наших истребителей с самолётами противника, пытавшимися бомбить и штурмовать сивашские переправы.

Переброшенные в Крым немецкие асы 52-й эскадрильи пытались захватить господство в воздухе и расчистить путь своим бомбардировщикам для удара по плацдарму. Славные советские соколы храбро и мужественно отражали налёты врага.

Над плацдармом разгорались ожесточённые бои. Воздушные карусели представляли собой захватывающие зрелища. Советские воины с затаённым дыханием следили за краснозвёздными истребителями, которые прикрывали их от немецких стервятников... Советские лётчики выделывали замысловатые фигуры высшего пилотажа, пытаясь перехитрить противника, превзойти немецких асов в технике пилотирования, зайти в хвост и неотразимым ударом завершить атаку. Рёв моторов перекрывался гулкими очередями пушек и пулемётов, в результате которых очередная жертва, оставляя за собой шлейф чёрного дыма, со зловещим свистом устремлялась к земле...

26 Сарта 1944 года геройской смертью погибли в воздушном бою над плацдармом командир 812-го истребительного авиационного полка Майор А. А. Волков и сражавшийся рядом с ним Герой Советского Союза Капитан А. Ф. Лавренов. Всего в том жестоком бою погибло 10 советских истребителей.

Воздушный бой начался со встречи 4 истребителей 812-го авиаполка с большой группой немецких самолётов, шедших бомбить переправу через Сиваш. На помощь нашей четвёрке истребителей с аэродрома было немедленно направлено подкрепление. Взлетели 3 группы истребителей, одну из которых возглавлял командир полка Майор Волков. В бою пришлось встретиться с немецкими асами 52-й эскадрильи, которые прошли по многим кровавым трассам Европы и имели большой боевой опыт за плечами. Немецкие воздушные хищники в совершенстве владели "Мессершмиттами" и всеми приёмами высшего пилотажа.

Но лобовых атак немецкие асы не выдерживали. Так, в лобовой атаке первой очередью Майору А. А. Волкову удалось свалить наиболее наглого врага. Но в это время его напарник, молодой лётчик, не удержался в строю, отвалил в сторону и тут же стал жертвой другой вражеской пары...

Оставшись один, без напарника, Майор А. А. Волков попал в клещи двух пар "Мессеров". На выручку своего командира бросился Герой Советского Союза А. Ф. Лавренов. Но было уже поздно, самолёт командира полка загорелся и с нарастающей скоростью потянул к земле. Колпак кабины не открывался, видимо, лётчик был смертельно ранен... [ На счету Алексея Андреевича Волкова числится 8 личных побед ]

Капитан Лавренов с безумной храбростью бросился на ближайшего Ме-109, всадил в него весь оставшийся боекомплект с такого близкого расстояния, что не успел отвернуть в сторону и на повышенной скорости врезался в хвост вражеского самолёта. Он рассчитался за своего командира ценою собственной жизни".


Ещё одно письмо сестры Александра Лавренова, написанное много лет спустя:

"Вместе с братом воевала девушка Таня. Теперь это Новикова Татьяна Ивановна. Она была связисткой. В момент гибели его она была дежурной на станции наведения. Как погибал он, она всё слышала, всё энала. Они дружили, любили друг друга. Когда он погиб, она, 19-летняя девчонка, осталась беременной от него. В Июле 1944 года Таня по 6-месячной беременности приехала с фронта домой. Как она говорит, в силу обстановки того времени они не зарегистрировали брак. И она не получила никаких юридических прав. В Сентябре 1944 года она родила сына. Без настоящей специальности, без пенсии на ребенка, всё её богатство - фронтовая шинель и гимнастёрка с юбкой. Она выжила, по её словам, только потому, что у неё остался сын от Саши. Сын стал для неё единственной радостью в жизни на многие годы. Он рос, и в нём всё больше появлялось сходство с его отцом, и она год за годом как бы возвращалась к жизни. Но в Сентябре 1951 года сын умер 7 лет от роду. И осталась она одна - одинешенька. Брата моего она любит до сих пор и сохранила ему, как в народе говорят, лебединую верность".


Получил И. И. Рощин и письмо и от Татьяны Ивановны из Омска:

"Саша очень дорожил подарком академика. После победы, а он твёрдо верил в нашу победу, собирался обязательно разыскать Владимира Николаевича. "Я от всего сердца ещё раз скажу ему спасибо за самолёт, - говорил он. - Поедем вместе с тобой, и пусть академик посмотрит на мой выбор".

Все однополчане знали о нашей дружбе. Любовь к Саше в моей душе осталась на всю жизнь..."


Есть в Крыму, на берегу Сиваша, братская могила советских воинов. Часто приезжают на это святое место однополчане Александра Лавренова. Почти каждый год бывала там во время отпуска и бывшая радистка авиационного корпуса Татьяна Ивановна Новикова...

*     *     *

Активную бескорыстную помощь оказывали защитникам Родины все слои нашего общества. Не могу не сказать о том, что в годы Великой Отечественной войны большие взносы делала в Фонд обороны страны и Русская православная церковь.

5 Января 1943 года "Правда" опубликовала Послание митрополита Московского Сергия. "Нашим особым Посланием, - говорилось в нём, - приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Димитрия Донского. Для начала патриархия вносит 100 000 рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве - 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович - 100 тысяч".

На Послание откликнулись буквально все епархии. Так, уже через несколько дней "Правда" опубликовала сообщение, что Ленинградская епархия в условиях блокады собрала и внесла в Фонд обороны 3 182 143 рубля. Благочинный города Горького протоиерей Александр Александрович Архангельский сообщил:

"Наша церковная община в 1942 году внесла наличными в Госбанк 2,5 миллиона рублей в Фонд обороны. Героическое наступление доблестных советских войск, предпринятое в последнее время одновременно на нескольких фронтах, и достигнутые при этом успехи ещё больше воодушевили всех честных русских людей к подвигам на скорейшее освобождение родной земли...

...Вношу лично от себя 200 тысяч рублей на постройку нового боевого самолёта эскадрильи имени прославленного историей русского боевого вождя Александра Невского...

Я призываю всех православных церковнослужителей на свои взносы создать грозную для врага могучую боевую эскадрилью "Александр Невский".

На истребителе с надписью на борту "Александр Невский" сражался известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника. Более подробную информацию о нём читайте в статье: "http://bilykin.htm".

А. Д. Билюкин в кабине 'Аэрокобры'

А в Пензе благочинный Митрофановского соборного храма протоиерей Алексей Иванович Виноградский передал в Фонд обороны 50 тысяч рублей.

Было много и других сообщений. Вскоре на средства Русской православной церкви была построена и танковая колонна "Дмитрий Донской".

*     *     *

Военный лётчик А. М. Бондаренко летал более 30 лет. Разное случалось: горел в воздухе, приводнялся на море, залечивал тяжёлые раны в госпиталях. 16 боевых наград отмечают ратные подвиги фронтовика.

Память сохранила многие факты. Среди них - первый самостоятельный полёт на боевом истребителе. Трудно было тогда сдержать волнение: ведь за его полётом с земли наблюдал сам Валерий Чкалов !   В этом полёте случилось непредвиденное - загорелся мотор. По инструкции надо было прыгать с парашютом, но молодой лётчик решил спасти самолёт и умело посадил его.

- Молодец !   За то, что сам не погиб и спас самолёт, дарю тебе часы. - Чкалов снял с руки серебряные часы и вручил их пилоту.

В годы Великой Отечественной войны произошёл бой, о котором Анатолий Михайлович Бондаренко вспоминает особо. Было это на Ленинградском фронте в Январе 1943 года. В 147-й Гвардейский истребительный авиаполк, в составе которого воевал Бондаренко, поступили новые самолёты Ла-5, построенные на средства трудящихся Калининской области. Самолёты передали в эскадрилью, которая носила имя Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. Один из них закрепили за Бондаренко.

На следующий день была получена боевая задача - прикрыть с воздуха район, где наши войска вели наступление. Пара самолётов во главе с А. Бондаренко взлетела в небо. За ней поднялась пара В. Мороза. Курс - в район ожесточённых боевых действий. Через несколько минут в наушниках послышался голос офицера наведения:

- Смотрите внимательно на запад. Там под облаками...

На бело - сером фоне облаков обозначилось несколько точек. Лётчики определили: к Ленинграду шли "Юнкерсы". Их прикрывала большая группа "Мессеров" и "Фокке - Вульфов".

Решение принято сразу: сорвать налёт "Юнкерсов". Наши истребители стремительно пошли в атаку. Самоуверенные враги опомнились только тогда, когда от машин Ла-5 потянулись огненные трассы снарядов. Один "Юнкерс" накренился и, охваченный пламенем, пошёл вниз. За ним начал падать "Мессер". Боевой порядок врага нарушился.

Неожиданно из - за облаков вывалились и с хода пошли в атаку "Фоккеры". Бондаренко резко повернул свой самолёт и поймал врага в прицел. Короткая очередь - FW-190 вспыхнул и перешёл в беспорядочное падение. Осмотревшись, Бондаренко увидел ещё две фашистские машины. Он начал маневрировать, уходя от их прицельного огня.

Много длинных минут продолжался этот воздушный поединок. Уже возвратились на свой аэродром наши самолёты, а Бондаренко всё не было. Но вот он появился, оставляя за собой тонкий шлейф дыма. Шёл не один - его "сопровождал", над ним злым коршуном висел "Фокке - Вульф".

- Будто под конвоем ведёт... - сжав зубы, проворчал командир полка Полковник Новицкий. Он приказал поднять пару наших истребителей.

Но надобности в этом не было. Бондаренко продолжал сражаться. И хотя давно у него кончились боеприпасы, он с помощью неожиданного маневра решил "завалить" врага. Вот его самолёт резко пошёл в гору и после правого разворота устремился вниз. Фашист повторял его эволюции, ведя огонь короткими очередями. На малой высоте Бондаренко совершил новый маневр, зная, что это опасно - можно не вывести машину из пике. Для фашиста это сделать было ещё сложнее: FW-190 - машина тяжёлая. Пикируя за нашим самолётом, он просчитался, не сумел выйти из пике и столкнулся с землёй. Тем временем Ла-5 с остановленным двигателем приземлился "на живот" недалеко от аэродрома...

*     *     *

Советские дети... Они зло ненавидели фашистских захватчиков. Мальчишки и девчонки также стремились на фронт. Видели их и в "должностях" сыновей полков, в партизанских отрядах. Многие из них за подвиги удостоены боевых орденов и медалей. А в тылу они стояли у станков, на колхозных полях собирали урожай наравне со взрослыми. Юные граждане Советского Союза помогали фронту всем, чем могли. В том числе и материально.

По инициативе учителей и учащихся Прокопьевской школы № 27 Кемеровской области были собраны средства на постройку авиазвена "Школьник Кузбаса". Только в 1943 - 1945 годах пионеры и школьники области собрали около 5 млн. рублей и более 20 тысяч тонн цветного и чёрного металла.


После освобождения Таганрога от немецко - фашистских оккупантов трудящиеся города активно поддержали патриотическое движение по сбору средств в фонд Красной Армии. На деньги таганрогцев были построены боевые самолёты. Один из них носил имя "Таганрогский пионер".

"Таганрогский пионер" - двухмоторный бомбардировщик Пе-2 - был передан авиационной части в Мае 1944 года. Кому же из лётчиков вручили дар пионеров ?

Экипаж самолёта составили обстрелянные ребята. Его командиром был П. Моисеев, штурманом В. Пеший, стрелком - радистом В. Монаев.

Этот снимок Пе-2 прислал в участник Великой Отечественной войны В. Монаев. Вот что он пишет:

"Я был стрелком - радистом в экипаже самолёта Пе-2 "Таганрогский пионер" 284-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. За успехи в боях по освобождению Донбасса и Таганрога соединение было преобразовано в 6-ю Гвардейскую дивизию и получило собственное наименование. Наш полк преобразовали в 135-й Гвардейский "Таганрогский". Командиром экипажа самолёта "Таганрогский пионер" был Лейтенант П. Моисеев, штурманом - В. Пеший.

Пе-2 'Таганрогский пионер'

Полк принимал активное участие в операции "Багратион". За освобождение Минска награждён орденом Красного Знамени, а за успешное проведение боёв в Восточной Пруссии - орденом Суворова 3-й степени н Александра Невского.

Самолёт, который нам вручили таганрогцы, сделал 73 успешных боевых вылета. После окончания войны он ещё долго находился в боевом строю, пока на смену ему не пришла новая техника".

А вот что вспоминает командир экипажа:

"Этот день, 19 Мая 1944 года, когда нам передавали самолёт "Таганрогский пионер", останется в памяти на всю жизнь. На этом самолёте мы вели воздушные бои, освобождая Крым, Белоруссию, Литву, били врага в Восточной Пруссии и Кенигсберге".

В одном из полётов Пётр Моисеев обморозил ноги. Врачи настаивали на немедленной госпитализации, срочном лечении. Моисеев отказался: "Враг стремительно откатывается назад, сейчас его только бить и бить, без устали и сна, - и в такое время ложиться в постель ? - Ни за что !"   И снова полёты, бои...

Может, кто найдёт информацию о том, как проходил в Таганроге сбор средств среди пионеров и школьников на постройку самолёта Пе-2 "Таганрогский пионер", кто конкретно вручал машину экипажу полка ?

*     *     *

В огневом небе военных лет сражался и самолёт - подарок каширских школьников.

Учащиеся средней школы № 1 города Каширы узнали, что их земляк, лётчик Александр Выборнов, отличился во многих боях. Ребята решили собрать деньги и подарить ему самолёт.

Надпись на Як-9 А.Выборнова.

Районная газета 11 Февраля 1944 года поместила заметку, в которой говорилось:

"Учащиеся Каширской средней школы на своём митинге решили начать сбор средств на постройку боевого самолёта "Каширский школьник". И они уже приступили к сбору средств".

Ровно через месяц школьники имели на своём счету 72 тысячи рублей. Сбор средств продолжался...

А 30 Апреля, у ребят из школы № 1 был самый торжественный день. Здесь состоялся митинг в честь приезда бывшего воспитанника школы кавалера боевых орденов лётчика Александра Выборнова. Ему и был передан самолёт "Каширский школьник".

- Бейте врага, - просили тогда ребята героя - земляка, - Скорей возвращайтесь с победой.

Александр обещал выполнить просьбу юных патриотов.

Он сдержал своё слово. Выборное летал на разведку, прикрывал наземные войска, переправы, сопровождал бомбардировщиков, его удары были стремительны, внезапны, дерзки. С каждым боевым вылетом росло мастерство, оттачивалось искусство ведения воздушного боя. Всего за годы войны прославленный лётчик Александр Выборнов сбил 28 вражеских самолётов.

С Генерал - Лейтенантом авиации в отставке Александром Ивановичем Выборновым журналист И. И. Рощин встретился у него дома. Первое впечатление было такое, будто попал не в квартиру, а в миниатюрный музей нашей авиации. Фотографии на стенах, макеты самолётов разных времен, книги - всё свидетельствовало о том, что человек посвятил свою жизнь авиации.

- 40 лет армейской службы за моими плечами и все - в авиации, - пояснил Генерал.

А как всё начиналось ?

Родился Саша Выборное в 1921 году в подмосковной Кашире. Учился в средней школе № 1. Одновременно занимался в аэроклубе в Ступино, куда ездил на электричке. После школы, не раздумывая, поступил в Чугуевскую военную школу пилотов, в 1941-м успешно её закончил. Как отличника оставили его там лётчиком - инструктором. В 1942-м - на фронте, вначале на Калининском, потом на других.

- Мне повезло, - говорит Александр Иванович. - Попал в эскадрилью опытного лётчика Николая Худякова. В том полку служили многие наши асы, в том числе и Арсений Ворожейкин, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Словом, было у кого учиться.

Самые памятные бои для ветерана - это Курская дуга. Там 13 Июля 1943 года сержант Выборное сбил первый вражеский самолёт - бомбардировщик Ju-88. В тот день Старший лейтенант Н. Худяков повёл 8 "Яков" на прикрытие наземных войск. Встретили 40 вражеских бомбардировщиков в сопровождении нескольких Ме-109. Смело вступили в бой. Немцы потеряли 6 машин, наши вернулись без потерь.

На следующий день Выборное сбил сразу 2 самолёта противника. И тогда написал письмо - рапорт в родную школу.

Боевое мастерство молодого лётчика росло с каждым днём. Ему присваивают звание Младшего лейтенанта, назначают командиром звена. А комсомольцы эскадрильи избирают своим комсоргом.

- Курская битва была замечательной школой для всех авиаторов, - говорит Генерал.

- Здесь окрепли и мои крылья. Помню хорошо боевой вылет на штурмовку вражеского аэродрома в районе Белгорода. Возглавить группу доверили мне. Прикрывали нас группы Худякова и Сачкова. Погода в тот день была плохая, шёл дождь. Но это позволило нам нанести внезапный удар по аэродрому. Задачу выполнили успешно.

Подробности, о которых не рассказал Александр Иванович, сохранились в армейской газете "Крылья победы", которая поместила летом 1943-го заметку о подвиге Александра Выборнова. Оказывается, при выходе из атаки был подбит самолёт Лейтенанта Третьякова, и он посадил машину на территории, занятой противником. Ведущий группы Выборнов тут же приземлился рядом и, на глазах у врагов, взяв товарища в свой самолёт, благополучно вернулся на свой аэродром.

"Этот случай, - писала газета, - показывает, насколько развито у отважного лётчика чувство товарищества, взаимовыручки в бою".

Помнит ли этот случай Генерал ?   Он ответил уклончиво:

- Дружба и войсковое товарищество всегда были у лётчиков законом нашей жизни.

Двумя боевыми орденами были отмечены успехи лётчика Выборнова, на фюзеляже его самолёта росло число звёздочек - соответственно количеству сбитых самолётов. Слава его долетела и до каширской средней шкоды № 1. На специальном стенде поместили портрет лётчика - земляка, рассказали о боевых делах воспитанника школы.

Передача самолёта А.Выборнову
Передача самолёта Як-9Т А. И. Выборнову.

В 1944 году, когда Александр Выборное был уже командиром эскадрильи, он узнал о том, что школьники Каширского района собрали 72 тысячи рублей на постройку самолёта и попросили Верховного Главнокомандующего вручить этот самолёт бывшему ученику школы Саше Выборнову.

Об этом подарке узнали из газет школьники всей страны. К концу 1944 года лётчик получил более 1000 писем. В армейской газете появилась корреспонденция "Почта Александра Выборнова". Вот что в ней говорилось:

"С некоторых пор сумка красноармейца Веселовского, работающего в подразделении почтальоном, не могла уже вместить всей массы писем, поступающих Старшему лейтенанту А. И. Выборнову.

Письма идут со всего Советского Союза. Пишут школьники, пионеры из разных уголков нашей необъятной Родины, справляясь у Александра Выборнова о его боевых успехах. Все они хотят знать, как воюет Выборное на самолёте, построенном на средства пионеров и школьников Каширы.

...За короткое время Выборнов получил 1200 писем. Недавно Александр Выборнов прикрывал бомбардировщиков. День уже близился к концу. "Петляковы-2" начали делать 3-й заход на цель, когда в воздухе появились "Фоккеры". Выборнов молниеносно с переворота атаковал их. Двух очередей было достаточно, чтобы сбить фашиста. В этом бою Александр Выборное одержал свою 19-ю победу. Вернувшись из полёта, Выборное получил целую пачку писем - более 30 штук..."

Як-9Д А.И.Выборнова

Именной истребитель Каширских школьников Як-9Т из состава 728-го ИАП,
на котором осенью 1944 года сражался Старший лейтенант А. И. Выборнов.

Письма от Алексея Васильевича Бутузова, Ольги Павловны Ялышной - своих старых школьных учителей - Саша Выборное прочел первыми. Алексей Васильевич писал о школе, о родном городе, об учениках, которые нарисовали портрет лётчика.

"Под твоим портретом ребятишки надпись сделали: "Будь таким же смелым, как Александр Выборнов", - писал учитель.

В одном из писем ребята прислали свои стихи:

Настанет день, и жить мы будем в мире,
И вспоминать, как воевал народ,
Как школьники из города Каширы
Вручили боевой вам самолет.

Громи врага, наш командир крылатый,
Круши фашистов, вступая в смертный бой.
Лети в Берлин за полною расплатой.
Мы все гордимся, Выборнов, тобой !


К 1945 году на личном счету Старшего лейтенанта А. И. Выборнова было уже 20 вражеских самолётов, а на счету эскадрильи, которой он командовал, - более 70 самолётов врага.

А. И. Выборнов

Звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Ивановичу Выборнову уже после Победы - 27 Июня 1945 года.

Много мирных лет посвятил А. И. Выборнов авиации. Закончил две военные академии, летал на всех видах самолётов - истребителей и истребителей - бомбардировщиков. В 1980 году ушёл в запас. Но смену оставил добрую: дело отца продолжают его сыновья - Александр и Павел.

Только не ушёл в запас А. И. Выборнов. Его и тогда трудно было застать дома. То он в родной Кашире на вечере у красных следопытов, то на комсомольском собрании, то в воинской части - в своей далёкой, трудной и счастливой молодости. Встречаясь с ветераном, юноши видели в его биографии, в его жизни захватывающий пример служения воинскому долгу, служения Отчизне.

*     *     *

Патриотическое движение настолько захватило советских людей, что в него внесли посильный вклад даже наши маленькие граждане - учащиеся средних школ и ФЗУ. Вместе со своей Родиной они жили её тревогами и радостями.

Ил-2 из 237-го ШАП
Ил-2 из состава 337-го ШАП, 1943 год.

В начале Февраля 1943 года лётчики 337-го штурмового авиационного полка приняли самолёт, на фюзеляже которого была необычная надпись: "От Леночки - за папу".

Этот штурмовик был построен на средства, собранные советскими детьми. Первый взнос сделала ученица 612-й московской школы Лена Азаренкова - дочь погибшего лётчика Старшего лейтенанта А. В. Азаренкова. Она отдала на строительство самолёта сэкономленные ею за счёт ёлки и игрушек 110 рублей. Тысячи детей со всей страны поддержали подругу, сделали посильный вклад из своих маленьких сбережений на постройку этого самолёта. Следуя примеру Лены, 100 тысяч рублей собрали учащиеся Ставропольского края, 1 миллион рублей - школьники Ивановской области.

Лётчики 337-го штурмового авиаполка написали ей:

"Дорогая Леночка !   Мы получили в боевой строй построенный на собранные по твоему почину деньги самолёт. Заверяем тебя, что мы, боевые друзья твоего отца, отомстим немецким бандитам за его смерть. На боевом самолёте - штурмовике мы написали твоё имя и вручили его лучшему товарищу твоего пааы..."

И лётчики - штурмовики своё слово сдержали с честью.

*     *     *

Фронт видел и бомбардировщик "Устюжанин", построенный на средства трудящихся Устюженского района Вологодской области. Этот самолёт накануне Курской битвы колхозники передали своему земляку, Герою Советского Союза Василию Михайловичу Чистякову.


Чистяков Василий Михайлович

В.M.Чистяков

Родился 10.02.1908 года в деревне Балахтимерово, ныне Устюженского района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончил 4 класса. Работал в Нижне - Туринском леспромхозе Свердловской области. С 1930 года в Красной Армии. В 1934 году окончил Тамбовскую объединённую кавалерийскую школу, в 1935 году - Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

С Июня 19441 года на фронтах Великой Отечественной войны. К 7.01.1942 года штурман отряда 1-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка ( 23-я авиационная дивизия, ДБА ) Капитан В. М. Чистяков совершил 150 боевых вылетов ( 88 - ночью ) на бомбардировку объектов в тылу врага, аэродромов и речных переправ, живой силы и техники противника, выбрасывал десанты в тыл врага. 20.06.1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1958 года Подполковник В. М. Чистяков - в запасе. Жил и работал в Воронеже. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 29.11.1984 года.


Боевое крещение самолёт "Устюжанин" получил на Курской дуге, а последний вылет сделал в небе фашистской Германии. Всего же этот самолёт Чистяков поднимал в воздух 253 раза. Вот лишь отдельные эпизоды из его фронтовой биографии.

Наша разведка обнаружила вражеский аэродром. Авиаторам поручили задачу: нанести по этому объекту бомбовый удар. Один за другим в ночное небо поднимаются советские бомбардировщики и берут курс на запад. Среди них - "Устюжанин".

Пересекли линию фронта. Сделаны последние приготовления. На подступах к аэродрому бомбардировщиков встретил плотный зенитный огонь. Прожекторы пронизали ночное небо. Но самолёты достигли цели. "Устюжанин" наносит удар по скоплению самолётов в юго - западной части аэродрома. Остальные экипажи бомбят лётное поле, другие стоянки вражеских самолётов.

В другой раз В. М. Чистяков принимал участие в бомбёжке склада горючего в районе Брянска. Бомбы "Устюжанина" угодили в центр склада. Огромной силы взрыв потряс окрестности, а зарево пожара было видно на многие километры.

Бомбил Чистяков и другие вражеские объекты. Но особенно запомнился ему удар по скоплению войск мотодивизии "Великая Германия" в районе Тростянца. Тогда ночной налёт наших бомбардировщиков нанёс чувствительный урон одной из лучших дивизий Гитлера.

Подполковник запаса В. М. Чистяков после войны проживал и работал в Воронеже. Фронтовик был частым гостем у молодёжи и школьников.

*     *     *

Помогали Красной Армии своими личными сбережениями преподаватели и курсанты академий, курсов и училищ. К примеру, курсанты и преподаватели Качинской авиационной школы собрали денег, драгоценностей и облигаций на 103 тысячи рублей. Они пожелали приобрести на эти деньги самолёт с надписью "Качинцу - от качинцев" и вручить его воздушному аса Майору В. А. Луцкому.

Владимир Александрович Луцкий, получивший эту боевую машину от своих товарищей, сбил 15 вражеских самолётов и был удостоен звания Героя Советского Союза. Более подробную информацию о нём можно прочитать в статье: "http://lutsky.htm".

*     *     *

Следует рассказать и о подарках монгольского народа. В годы Великой Отечественной войны трудящиеся дружественной Монгольской Народной Республики, выполняя свой интернациональный долг, оказывали нашей стране значительную помощь. На собранные ими средства были построены для Красной Армии танковая колонна и авиационная эскадрилья.

В Сентябрьские дни 1943 года 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк получил новые самолёты Ла-5, с надписью на бортах: "Монгольский арат". Самолёты получили: командир эскадрильи Капитан Н. Пушкин, его заместитель Старший лейтенант Н. Зенькович, командир звена Старший лейтенант Г. Бессолицын, лётчики Лейтенанты М. Рябцев, А. Калинин, М. Руденко и другие. По этому поводу в части состоялся митинг. Немало тёплых слов было сказано в адрес дружественного монгольского народа, в трудный для нашей Родины час пришедшего ей на помощь.

Ла-5 'Монгольский Арат'

Истребитель Ла-5 из состава эскадрильи "Монгольский арат".  2-й ГвИАП, 1943 год.

Боевой счёт на новых самолётах был открыт заместителем командира эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом Н. Зеньковичем. Вылетев на перехват вражеского разведчика "Хейнкель-111" в паре с молодым лётчиком Дмитриевским, Зенькович на высоте 8000 метров метким пушечным огнём свалил фашиста на землю.

Храбро сражались на машинах, подаренных монгольским народом, советские лётчики. Они умножили славные боевые традиции 2-го Гвардейского авиаполка. Только в Орловской операции эскадрилья уничтожила в воздушных боях 21 самолёт противника.

До конца войны Гвардейцы поддерживали тесную связь с трудящимися и правительством Монгольской Народной Республики, ощущая постоянную братскую помощь.

В 1944 году эскадрильей "Монгольский арат" стал командовать Н. Зенькович, опытный воздушный боец. На его личном счету к этому времени было 6 сбитых самолётов противника.

В Белорусской операции лётчики полка сбили 50 самолётов противника, из них 18 приходятся на долю эскадрильи "Монгольский арат".

2-й Гвардейский авиаполк, в составе которого находилась эскадрилья "Монгольский арат", сражался над Берлином и Прагой. В эскадрилье выросло мною закалённых воздушных бойцов, таких, как Кошелев, Бессолицын, Марин, Уткин, Хмарский, которые были награждены многими боевыми орденами, а Старший лейтенант Рябцев Михаил Евсеевич  ( ныне Полковник ), командир звена эскадрильи "Монгольский арат", стал Героем Советского Союза. Наказ монгольских друзей воины эскадрильи выполнили с честью.

Пе-2 из 540-го БАП
*     *     *

Осенью 1944 года 540-й бомбардировочный авиационный полк получил новые самолёты Пе-2, построенные на средства колхозников Лозовского района Харьковской области. Этими самолётами была полностью вооружена эскадрилья, которой командовал Капитан Г. И. Никитин.


*     *     *

Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии - это победа и тружеников советского тыла, ковавших оружие победы над врагом. В Июне 1942 года молодые рабочие Новосибирской области на собранные ими 2 787 796 рублей купили и передали в действующую армию эскадрилью истребителей "Новосибирский комсомолец". В том же году область собрала на постройку боевых эскадрилий "За Родину" ещё 106 млн. рублей. Большой вклад в укрепление могущества Красной Армии и повышение её боеспособности внесли трудящиеся Омской области и Красноярского края. 8 112 745 рублей сдали омичи на строительство эскадрильи "Омский комсомолец"


Як-7 'Новосибирский пионер'

Як-1 'За Родину'

Боевая техника, приобретённая на средства трудящихся Сибири, в руках советских воинов без промаха разила врага. Вот что писал комсомольцам Новосибирской области заместитель командира по политической части эскадрильи "Новосибирский комсомолец" Капитан Иван Павлович Кошелев:

"Прошу передать комсомольцам города и области сердечную благодарность за самолёты, которые были построены на их средства и переданы в нашу воздушную армию. Наши комсомольцы с исключительной бережливостью и заботой ухаживают за машинами. Лётчики беспощадно громят немецко - фашистских захватчиков. На крыльях стремительных истребителей они несут смерть фашистским стервятникам и свободу советским людям. Братскую руку помощи сибиряков они принесли в Воронежскую область и на Украину.

Як-7А 'Комсомолец Колымы'

Як-7А 'Новосибирский комсомолец'

Як-7Б 'Комсомол Кузбасса'

За короткий период комсомольцы 2-й эскадрильи "Новосибирский комсомолец" лётчики Лейтенант Лихачёв, Младшие лейтенанты Лавренков, Абоимов, Кравцов, Кобеляцкий и сержант Михайлов сбили 24 фашистских самолёта".

*     *     *
Як-7Б 'Комсомол Кузбасса'
*     *     *
Як-9 из 32-го ГвИАП, 1944 год

На данном фото представлен Як-9 из состава 73-го ГвИАП   ( Аэродром Бровары, лето 1944 года ) с надписью на борту: "Вiд трудящихся мiста Киева - фронту". По некоторым источникам пилотом этого самолёта был И. С. Пашаев из 32-го ГвИАП. К сожалению, более подробных данных о самолёте и его лётчике найти пока не удалось.

Однако, следует отметить следующее: с середины 1943 года лётчики 32-го ГвИАП летали уже на Ла-5. Если в начале войны допускалось иметь в одном полку разнотипные самолёты, то в 1944 - наврядли. Кроме того 3-я ГвИАД имела тогда самолёты одного типа Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. А переходники для запуска двигателя у "Лавочкина" и "Яковлева" были разные. Поэтому, с большой степенью вероятности, можно предположить что это всё - таки ошибка...

*     *     *

Всеобщий подвиг - вот что такое работа тружеников тыла в грозные годы войны. Недаром прославленный полководец Маршал Советского Союза И. С. Конев писал: "Героические подвиги на фронте и самоотверженный труд народа в тылу обеспечили нашу победу над гитлеровской Германией. Мои земляки - вологжане тоже народ боевой: воевали хорошо и трудились на славу".

Штурмовик Ил-2.

В грозные годы с особой силой проявился патриотизм тружеников тыла. "Когда - нибудь мы найдём время, - писала в Декабре 1942 года газета "Красный Север", - подробно вспомнить, как в течение 2 - 3 недель в области были собраны десятки миллионов рублей на строительство танков и самолётов, как родник народной инициативы превратился в великое половодье". Что ж, сейчас уместно рассказать и по достоинству оценить вклад вологжан в дело разгрома врага.


В самом начале войны начался сбор средств в Фонд обороны. Одними из зачинателей этого патриотического движения были рабочие Вологодского вагонного депо. В воскресенье, 29 Июня, они вышли работать как обычно. Заработок за этот день, составивший 5000 рублей, был передан в Фонд обороны. Через неделю воскресник прошёл на паровозоремонтном заводе. В газете "Тяговик" сообщалось, что весь коллектив завода трудился самоотверженно, с большим подъёмом. Многие рабочие дали за смену 2 - 3 нормы. Свыше 20 000 рублей, заработанных во внеурочное время, было перечислено на вооружение Красной Армии.

Ил-2 'От посланцев Тувинского народа'

П.А.Покрышев.

Примеру железнодорожников последовали коллективы других предприятий и учреждений. Рабочие и служащие хорошо понимали, что средства в Фонд обороны - это новые танки и пушки, самолёты и корабли, автоматы и "катюши". Даже дети не стояли в стороне. 21 Октября 1941 года газета "Красный Север" опубликовала письмо учащихся Несвойской школы Кубено - Озерского района. "Все учащиеся нашей школы нынче летом работали на полях, убирая урожай и заготовляя корм скоту, - писали ребята. - За лето мы заработали 5237 трудодней в колхозе. Чтобы оказать ещё большую помощь Красной Армии в разгроме врага, мы по предложению пионерки Нины Кудрявкинои решили собрать деньги и послать их в фонд обороны. Сейчас уже собрано 400 рублей. Саня Воробьева внесла 6 руб., Лия Сорокина и Ара Мезенева - по 5 руб., Нина Струлева - 13 руб. Сбор денег продолжается. Передавая эти деньги в фонд обороны, мы просим, чтобы на наши средства построили самолёт, который будет пополнением нашей авиации".

За короткий срок от пионеров и школьников области поступило на самолёт "Юный истребитель" 3 миллиона 325 тысяч рублей.

Всего за время войны жители Вологодской области собрали более 3 млн. рублей на строительство авиасоединения "Героическому Ленинграду !", а один из самолётов - "Вологодский комсомолец" - был передан лётчику - земляку Герою Советского Союза И. А. Каберову. Более подробную информацию читайте в заметке "В подарок - самолёт".

В составе 196-го истребительного авиационного полка сражался самолёт Р-39 "Аэрокобра" на котором имелась надпись: "Ребёнок Киева". К сожалению, более подробную информацию о самолёте и его лётчике найти пока не удалось.

P-39Q из 196-го ИАП


НазадЛиния

( История некоторых именных самолётов )
Вперёд
 

Возврат

Н а з а д

Поделиться с друзьями:

Информационные партнеры раздела   Профессиональный демонтаж оборудования это по приемлемой стоимости


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz