В то время как на Пиренеях шла Гражданская война, на Дальнем Востоке
разгорелся военный конфликт между ослабленным междоусобицами гоминдановским Китаем
и набиравшей силу милитаристской Японией. Последняя, благодаря слабости своего
оппонента, сумела захватить северо - восточные провинции бывшей "Поднебесной
империи" и создала там марионеточное государственное образование, получившее
название Маньчжоу - Го. Главной целью создания этой "державы" в "Великой
Восточной Азии" было укрепление и расширение плацдарма для будущих операций
против того же Китая, а в перспективе и против СССР.
Инцидент, спровоцированный японцами 7 июля 1937 года в районе
Лугоуцяо под Пекином, послужил поводом для начала очередного этапа войны против
Китая. Китайская авиация существенно уступала японской как в численности, так и
в техническом уровне матчасти, да и подготовка большей части её лётного состава
также оставляла желать много лучшего. Неудивительно, что в летних сражениях того
года гоминдановские ВВС понесли тяжёлые потери, что вынудило правительство Чан
Кай Ши обратится за помощью к мировому сообществу.
Как и в случае с Испанией, первым откликнулся Советский Союз, и
уже осенью в Китай хлынул поток советской военно - технической помощи. Отправились
за Амур и лётчики - добровольцы, прибывшие в район боевых действий в октябре 1937 года
и спустя месяц начавшие участвовать в боях. Как бы там ни было, но первый
( зафиксированный в исторической литературе ) таранный удар совершил лётчик
японского императорского флота.
9 декабря во время налёта 15 бомбардировщиков G3M2, сопровождаемых
8 истребителями А5М на Наньчан на перехват японской армаде взмыли 4 китайских истребителя
"Хаук" III из состава 26-й эскадрильи. Надо отметить, что уцелевшие к этому времени
немногочисленные китайские лётчики с довоенной подготовкой уже умели достаточно
грамотно вести групповой воздушный, но... их техника к этому не располагала.
Несмотря на это, совместными усилиями им всё же удалось сбить один G3M, а два
других повредить. Коршунами бросавшиеся на "Хауки" А5М смогли сбить только один
китайский истребитель, который был записан на счёт подпоручика Кашимуры уже
одержавшего до этого 2 победы 22 ноября.
Выходя из очередной атаки подпоручик Кашимура консолью своего
А5М снёс часть верхнего крыла "Хаука", который тут же вошёл в штопор. Удар не
прошёл бесследно и для самолёта Кашимуры: его А5М лишился трети крыла, но пилоту
с помощью закрылков всё же удалось сохранить контроль над повреждённой машиной,
которую он привёл на авиабазу. Правда, приземлиться ему удалось лишь после 4-го
захода, что позволило его однополчанам сделать несколько феноменальных снимков.
И всё же после приземления самолёт ремонту не подлежал, так как на пробеге фюзеляж
разломился пополам и его хвостовая часть тут же превратилась в груду обломков.
Пилот при этом не получил ни единой царапины !
История с тараном и последующим полётом "на честном слове и на
одном крыле" получила широкую огласку и Каничи Кашимура стал национальным героем
Японии. [ Каничи Кашимура одержал в Китае 8 побед,
после чего служил инструктором в авиаучилище города Йокосука. Во время 2-й
командировки в Китай в конце 1939 года он не сбил ни одного самолёта. После
этого был возвращён на прежнюю должность в училище. В октябре 1942 года был
направлен в 582-ю авиагруппу на Новую Гвинею. Погиб 6 марта 1943 года в воздушном
бою с Р-39 из состава 67-й эскадрильи над островом Руссель. ]
Второй случай имел место 22 декабря в последнем в тот день бою
над Наньчаном, когда аэродром возле этого города, где базировались китайские
эскадрильи и один отряд советских истребителей И-16 под командованием лейтенанта
С. Л. Смирнова, атаковали 11 японских бомбардировщиков, сопровождаемые дюжиной
истребителей А5М из состава 13-го авиаотряда авиации флота, приписанного к авианосцу
"Кага".
На отражение этого налёта поднялись как советские, так и китайские
лётчики. Несмотря на то, что прикрывающих объект истребителей было существенно
больше, чем обеспечивших действия бомбардировщиков, японских пилотов это не
смутило и они смело атаковали численно превосходящего противника. В результате,
обе стороны понесли серьёзные потери. В ходе боя лейтенант Оббаяси врезался в
И-16 лейтенанта Г. Я. Кашина, который погиб в кабине своего истребителя, за что
посмертно был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оббаяси, впрочем,
также не повезло: сильно облегчённая конструкция А5М была явно неприспособленна
для подобных способов ведения боя, и при столкновении истребитель развалился.
После чего у Оббаяси вообще не осталось шансов на спасение, так как подобно
большинству японских лётчиков - истребителей первых лет войны, он предпочитал
брать с собой в кабину вместо парашюта свой офицерский меч...
В наступившем новом 1938 гору тараны в небе Китая совершали
только китайские и советские авиаторы. Так, уже 18 февраля в крупном воздушном
бою над Ханькоу лётчик У Диньчень из состава 22-й эскадрильи на И-15бис таранил
японский А5М, а сам смог спастись на парашюте.
29 апреля над Уханью имели место сразу 2 тарана. Первый совершил
младший лейтенант Чэнь Хуайминь из состава 4-й авиагруппы гоминдановских ВВС,
который на И-15бис в схватке с 5 А5М на лобовой атаке врезался в японский
истребитель. В огненном взрыве погибли оба лётчика...
В том же бою лейтенант Л. З. Шустер из эскадрильи капитана Е. М.
Николаенко, пилотируя И-16, нанёс удар по хвосту японского истребителя. О возможности
спасения в подобной ситуации японских пилотов уже говорилось выше, что же касается
нашего лётчика, то можно предположить, что Лев Захарович был или уже ранен, или при
столкновении потерял сознание из-за удара о прицел, так как он не сделал попытки
воспользоваться парашютом и позже его останки были найдены на месте падения его
истребителя. Посмертно Л. З. Шустер был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
А. А. Губенко. |
31 мая в развернувшемся над Ханькоу настоящем воздушном сражении,
в котором участвовало свыше 100 самолётов с обеих сторон, отличился капитан А. А.
Губенко, воевавший в составе эскадрильи капитана А. С. Благовещенского. В ходе боя
у Антона Губенко закончились боеприпасы, но так как самолёты противника продолжали
бой наш лётчик таранил ближайший к нему А5М, срезав последнему винтом элерон на
левой консоли. Судя по всему, пилот этого японского истребителя не обладал пилотажными
навыками Каничи Кашимуры и потому погиб в обломках своего самолёта, а наш лётчик
благополучно приземлился на своём аэродроме.
За этот бой Антон Алексеевич Губенко был награждён орденом
Боевого Красного Знамени, а впоследствии за успешный таран и 7 лично сбитых в
небе Китая японских самолётов, он был удостоен звания Героя Советского Союза.
16 июля в воздушном бою над Наньчаном, согласно японской версии,
6 истребителей А5М из состава 15-й авиагруппы ВВС флота встретились с 11 китайскими
"Гладиаторами" Мк-I. Согласно советским данным в тот день Наньчан подвергся налёту
19 японских бомбардировщиков G3M, который и прикрывали 6 выше указанных истребителей
А5М. На отражение этого налёта взлетели китайские истребители из состава 28-й
эскадрильи и отряд истребителей капитана А. С. Благовещенского.
Как позже выяснилось в этом бою погиб командир японского
истребительного прикрытия лейтенант Мочифуми Нанго ( к моменту своей
гибели одержал 8 побед ), являвшийся одним из самых известных командиров
палубной авиации Японии в конце 1930-х годов. Надо сказать точные обстоятельства
гибели до сих пор неизвестны. Основными считаются 2 версии.
Согласно японской, в ходе схватки над озером Поянг, лейтенант
Нанго атаковал И-15бис, который пилотировал лейтенант Валентин Дудонов. Японский
ас, оставаясь незамеченным, зашёл в хвост советской машине и открыл огонь, но
прежде чем Дудонов отреагировал на угрозу, А5М Нанго врезался в И-15. Советский
лётчик покинул своё биплан и благополучно приземлился на парашюте, а Нанго погиб,
так как его самолёт упал в озеро. Как выяснилось позже, у Нанго было плохое зрение,
из-за чего он часто неправильно определял дистанцию до цели и неверно идентифицировал
самолёты противника.
По отечественным данным фатальный удар японскому асу нанёс младший
лейтенант В. Е. Шарай, который израсходовав боеприпасы, таранил своим И-16 японский
истребитель И-96. [ Под этим обозначением в советских
документах, а позже и в исторической литературе фигурировал японский палубный
истребитель "Мицубиси" А5М. ] В некоторых источниках утверждается,
что столкновение было непреднамеренным и произошло, как и отмечено в японской
версии, при выходе из атаки.
Как бы там ни было, но японский ас был уничтожен, а легко
раненый в ноги младший лейтенант Шарай благополучно посадил свой повреждённый
И-16 на аэродром. За этот бой Виктор Ефимович был награждён орденом Боевого
Красного Знамени.
Последний известный таран в небе Китая был совершён 3 августа
1938 ггда в воздушном бою над Ханькоу. Тогда отличился командир 28-й эскадрильи
гоминдановских ВВС майор Арт Чин, который на своём "Гладиаторе Мк-I" таранил
японский А5М, после чего был вынужден воспользоваться парашютом.
Арт Чин был китайцем американского происхождения и потому
оказался достаточновосприимчив к традициям и ценностям западного образа жизни,
а потому на борту его "Гладиатора" появилась белая перчатка, как символ вызова
противника на поединок.
Таким образом, за период с 1937 года по 1939 год в небе Китая
имели место не менее 8 таранных ударов, 2 из которых приходятся на долю японских
пилотов, и по 3 на китайских и советских лётчиков. Часть из этих таранов стороны
классифицируют как непреднамеренные столкновения, однако в силу слабой изученности
"авиационной компоненты" этого конфликта можно почти наверняка утверждать, что
этот счёт не окончателен. [ Нет полной ясности не
только по потерям противоборствующих сторон, но даже полный боевой состав ВВС
оппонентов не уточнён. ]
|
Игорь Сейдов при участии Сергея Абросова - "История Авиации" ( № 2, 2002 ). | |
|