До начала Второй Мировой войны оставалось ещё около года, когда
на границе Монголии разгорелся давно тлевший вооружённый конфликт. В начале мая
1939 года в районе пограничной реки Халхин - Гол крупные силы японской армии
перешли монгольскую границу и атаковали пограничные заставы. Поскольку Монголия
заключила с СССР договор о дружбе и взаимопомощи, а выход японской военщины к
границам Советского Союза ещё и в этом пункте был явно нежелателен, то наша
страна своими вооружёнными силами активно вмешалась в боевые действия.
Бои на реке Халхин - Гол длились почти 5 месяцев ( с 11 мая
по 16 сентября 1939 года ) и в них самое активное участие принимала советская
и японская авиация, однако насколько известно автору таранные удары совершали
только наши лётчики, на долю которых приходится 5 таких эпизодов.
Первым отличился лейтенант Дмитрий Медведев из состава 22-го
ИАП. Согласно его воспоминаниям в июне во время одного из вылетов на патрулирование,
он обнаружил 3 японских истребителя - биплана И-95. Вступив с ними в бой, лейтенант
Медведев в ходе лобовой атаки ударил винтом своего "ишачка" по крылу японской машины
и та, опрокинувшись, тут же беспорядочно закувыркалась к земле. Сам же Медведев
довёл свой повреждённый истребитель до аэродрома, где и посадил его на брюхо.
К сожалению, точную дату своего тарана Медведев не указывает,
но по японским данным в июне 1939 года истребителей - бипланов Ки-10 в районе
боевых действий у реки Халхин - Гол ещё не было, они появились в небе Монголии
только в сентябре ( то есть на заключительном этапе боевых действий ).
Более вероятным является предположение, что Медведев в том вылете встретил
звено лёгких бомбардировщиков "Аичи" A1D2, либо звено разведчиков "Тип 94",
наконец это могли быть и Ки-4.
20 июля в воздушном бою над озером Буир - Нур проявил себя
командир 2-й эскадрильи 22-го ИАП старший лейтенант В. Ф. Скобарихин. Согласно
официальным данным, в ходе боя он на лобовой атаке винтом своего И-16 снёс
японскому истребителю Ки-27 хвостовое оперение, а плоскостью своего самолёта
ещё и обе стойки шасси. В результате удара японский самолёт упал на землю, а
наш лётчик смог успешно посадить повреждённый истребитель на своём аэродроме.
За совершённый таран, а также 169 боевых вылетов в небе Монголии и 11 сбитых
самолётов противника ( 5 лично и 6 в группе ) Витту Фёдоровичу
Скобарихину было присвоено звание Героя Советского Союза.
3 августа принял свой последний бой ветеран боёв в Испании
командир 3-й эскадрильи 56-го ИАП капитан В. П. Кустов. В тот день его
эскадрилья отражала налёт крупной группы бомбардировщиков G3M2, шедших в
сопровождении истребителей Ки-27, для удара по укреплениям на горе Хамар - Даба.
Несмотря на атаки с разных сторон наших истребителей, ведущий японский бомбардировщик
упорно вёл к цели свою группу и тогда капитан Кустов таранил всей массой своего
И-16 флагманский японский самолёт. Обе машины объятые пламенем рухнули вниз.
При таране наш лётчик погиб. За совершённый подвиг и 2 лично сбитых японских
самолёта ( один тараном ) Виктору Павловичу Кустову было посмертно
присвоено звание Героя Советского Союза.
На следующий день, 4 августа, таран совершил другой лётчик
этого же полка лейтенант А. Ф. Мошин, возглавивший группу из 6 И-16, которая
была поднята с целью сковать появившуюся группу вражеских истребителей, насчитывавшую
по данным постов ВНОС примерно 20 Ки-27. В ходе боя лейтенанту Мошину удалось
сбить один японский истребитель, а за тем начать преследование машины командира
вражеской группы. Однако, судя по всему, последний оказался достаточно опытным
пилотом и не дал возможности нашему лётчику открыть точный огонь. Между тем на
советском истребителе закончились боеприпасы и лейтенант Мошин принял решение
таранить машину противника, в результате чего японский самолёт врезался в землю,
а наш лётчик успешно посадил свой И-16 на аэродроме. Всего за время боёв в
Монголии Александр Фёдорович Мошин сбил лично 5 истребителей, за что ему было
присвоено звание Героя Советского Союза.
Видимо последний таран в небе Монголии совершил 20 августа
помощник командира 22-го ИАП старший лейтенант В. Г. Рахов, уничтоживший таким
способом Ки-27, а сам успешно посадивший на свой аэродром повреждённый И-16.
Однако, уже 24 августа наш лётчик был смертельно ранен во время
очередного боевого вылета и через несколько дней он скончался в тыловом госпитале.
Любопытно, что в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза сказано,
что за время боёв в небе Монголии Рахов лично сбил 8 самолётов и в группе ещё 6,
но при этом ни словом не оговорен совершённый таран. Впрочем, возможно это
представление было написано ещё до указанного события.
| Игорь Сейдов при участии Сергея Абросова - "История Авиации" ( № 2, 2002 ). | |
|